"Сифат" темаһына презентация
презентация урока для интерактивной доски на тему

сифат

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9._sifat.pptx579.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сифат тураһында төшөнсә (понятие о прилагательном)

Слайд 2

Прилагательные ( сифат ) в башкирском языке обозначают признак предмета и отвечают на вопросы ниндәй ? — какой? какая? какое? ҡайһы ? — который? ҡасанғы ? — к какому времени относящийся? ҡайҙағы ? — где находящийся? Прилагательное чаще всего относится к существительному, ставится непосредственно перед ним, не подвергаясь никаким изменениям: йәшел үлән — зеленая трава кирбес йорт — кирпичный дом ҡыҙыл ҡәләм — красный карандаш. В предложении имена прилагательные бывают определениями: матур ҡыҙ — красивая девушка, батыр егет — смелый джигит. Могут быть и сказуемыми: Ул һәйбәт . — Он хороший.

Слайд 3

Образование прилагательных ( сифаттарҙың яһалышы) Продуктивными в образовании прилагательных являются аффиксы: - лы , - ле , - ло , - лө : тоҙло — соленый, аҡыллы — умный, аҡсалы — денежный, балыҡлы — рыбный; - һыҙ , - һеҙ , - һоҙ , - һөҙ : тоҙһоҙ — несоленый, һыуһыҙ — безводный; -сан, - сән , - ғы , - ге , - ҡы , - ке ; - сыл , -сел, - ғыс , - гес , - ҡыс , - кес , - ма , - мә , - даш , - дәш ; -ай, - әй , - ыр , -ер, -и: яҙғы — весенний, артҡы — задний, ҡунаҡсыл — гостеприимный, йәшерен — секретный, фәнни — научный и др. Прилагательные образуются и сложными аффиксами, а также морфолого-синтаксическим способом (парные, сложные, составные).

Слайд 4

Разряды прилагательных — Сифат төрҙәре Прилагательные, как и в русском языке, бывают качественные ( төп ) и относительные ( шартлы ). 1. Качественные прилагательные ( төп ) обозначают цвет, физические свойства, характер, возраст, объем, величину предметов и лиц: ҙур бүлмә — большая комната йәш кеше — молодой человек аҡ сәскә — белый цветок. 2.Относительные прилагательные ( шартлы ) обозначают материал, из которого сделан предмет, указывают на признак предмета по месту, по времени его существования и т.п.: алтын сәғәт — золотые часы Өфө урамдары — уфимские улицы ҡышҡы көн — зимний день өйҙәге кешеләр — люди, находящиеся дома спорт кейеме — спортивная одежда (по назначению предмета).

Слайд 5

Степени сравнения прилагательных — Сифат дәрәжәләре Степени сравнения имеют только качественные прилагательные, так как только они обозначают признаки, которые могут проявляться у предмета в большей или меньшей степени. Степени сравнения в башкирском языке передаются особыми грамматическими и лексическими средствами. Основная степень ( төп дәрәжә ) — исходная форма прилагательного — называет признак безотносительно к признаку других предметов и лиц и не имеет грамматического показателя этого значения: аҡ яулыҡ — белый платок матур ҡыҙ — красивая девочка.

Слайд 6

Сравнительная степень ( сағыштырыу дәрәжәһе ) обозначает, что какой-то признак проявляется в этом предмете или лице в большей или в меньшей степени, чем в другом: ағыраҡ яулыҡ — более белый платок матурыраҡ ҡыҙ — более красивая девочка.

Слайд 7

Сравнительная степень образуется посредством прибавления к прилагательным словообразующих окончаний - раҡ , - рәк (после основ на гласный звук), - ыраҡ , - ерәк , - ораҡ , - өрәк (после основ на согласный звук): ҡара — черный; ҡара раҡ — чернее йәшел — зеленый; йәшел ерәк — зеленее яҡшы — хорошо; яҡшы раҡ — лучше. Иногда при образовании сравнительной степени происходит чередование согласных: в частности, если прилагательное оканчивается на к, ҡ, п, то при образовании сравнительной степени происходит чередование согласных на г, ғ, б: кү к — синий; кү г ерәк — синее ябы ҡ — худой; ябы ғ ыраҡ — худее шә п — быстро; шә б ерәк — быстрее.

Слайд 8

Превосходная степень ( артыҡлыҡ дәрәжәһе ) обозначает , что какой-то признак проявляется в этом предмете или лице в наибольшей степени: йәм-йәшел тауар — совершенно зеленый материал. Превосходная степень бывает простая и сложная. Простая превосходная степень образуется: а) путем повторения первого слога [если слог состоит из гласного (Г) или из согласного и гласного (СГ) звуков] и добавления к нему букв -м или -п : е- ңел (Г) — легко, е п -еңел мәсьәлә — легонькая задача, о- ҙон (Г) — длинный, о п - оҙон бау — длинная- предлинная веревка, ҡа-ра (СГ) — черный, ҡа п -ҡара - ҡаштар — черные-пречерные брови, йәшел (СГ) — зеленый, йә м -йәшел үлән — презеленая трава;

Слайд 9

б) буква п или м ставится после гласного звука [если слово или слог состоит из гласного и согласного звука (ГС)]: аҡ — белый (ГС), ап- аҡ тауар — белый-пребелый материал әкрен (ГС) — медленный, медленно, әп-әкрен һөйләшә — очень медленно разговаривает; в) буквы -п или -ш ставятся после согласного и гласного звуков первого слова, если слово или первый слог слова состоит из согласного, гласного и согласного (СГС) или из согласного, гласного, согласного, согласного звуков (СГСС): ҙур (СГС) — большой, ҙуп-ҙур туп — огромный мяч, йәш (СГС) — молодой, йәп-йәш ҡыҙ — молодая-молодая девушка, ҡарт (СГСС) — старый, ҡап-ҡарт кеше — старый-престарый человек.

Слайд 10

Уменьшительная степень ( аҙһытыу дәрәжәһе ) обозначает признак меньший, чем в основной степени, и образуется с помощью окончаний - ҡылт , - келт , - ғылт , - гелт ; - һыл , - һел , - һыу . При присоединении этих окончаний отбрасывается конечный слог слова или его часть: ҡыҙыл — красный, ҡыҙ ғылт — красноватый, йәшел — зеленый, йәш келт — зеленоватый, ал — розовый, ал һыу — розоватый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. "

Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке  учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....

Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"

В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...

Презентация "Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций"

§Предложить рекомендации по подготовке презентаций; §научить профессиональному оформлению слайдов. ...

Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"

Урок – деловая игра «Работа  с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...

Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.

Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах  как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях  для пров...

Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация

Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...