"Исем" темаһына презентация
презентация урока для интерактивной доски на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Имена существительные обозначают предмет и отвечают на вопросы кем? — кто? ни? нимә ? — что? (единственное число), кемдәр ? — кто? ниҙәр ? нимәләр ? — что ? (множественное число). Например: — Кем килде ? — Кто пришел? — Әсәй килде . — Мама пришла.
В башкирском языке местоимение кем , кемдәр — кто — употребляется только для наименования человека, а ни, нимә , ниҙәр , нимәләр — что — для названий всех остальных живых существ, предметов и явлений. Например, в русском языке о животных, рыбах, птицах мы спрашиваем: — Кто это? — Это корова, лошадь, петух, рыба, голубь. А в башкирском языке: — Был нимә ? — Что это? — Был һыйыр , ат , әтәс , балыҡ , күгәрсен . — Это корова, лошадь, петух, рыба, голубь.
В башкирском языке одушевленность и неодушевленность , а также категория рода не имеют морфологических форм , они обозначаются лексически: бабай — старик, әбей — старуха олатай —дедушка, өләсәй — бабушка малай — мальчик, ҡыҙ — девочка, девушка. Существительные имеют категории числа ( һан ), падежа ( килеш ), принадлежности ( эйәлек ), предикативности ( хәбәрлек ), определенности и неопределенности ( билдәлелек һәм билдәһеҙлек ).
Яңғыҙлыҡ һәм уртаҡлыҡ исемдәр ( имена собственные и нарицательные)
Как и в русском языке, существительные делятся на: 1. имена собственные ( яңғыҙлыҡ исемдәр ): Башҡортостан - Башкортостан , Өфө - Уфа , Урал тауы — гора Урал, Ағиҙел - Агидель , Дим - Дема ; 2. нарицательные имена ( уртаҡлыҡ исемдәр ): ҡала - город , ауыл - деревня , йылға - река , тау - гора, ҡәләм - карандаш . Имена собственные пишутся с большой буквы: Урал , Сибай. Названия (заглавия) книг, газет, кинофильмов, поездов и т.п. выделяются кавычками: « Өфө - Сибай » поезы – поезд «Уфа - Сибай ».
Число — Һан Существительные имеют два числа – единственное и множественное . По числам изменяются конкретные существительные. Изменение по числам передается с помощью окончаний: компьютер - компьютер ҙар , ҡала - ҡала лар (города) Множественное число имен существительных в башкирском языке образуется путем прибавления к корню (основе) окончаний - лар (- ләр ), -тар (- тәр ), - дар (- дәр ), - ҙар (- ҙәр ). Не изменяются по числам вещественные, отвлеченные, собирательные существительные и некоторые другие: һөт - молоко, ҡаймаҡ - сметана, бензин, мөхәббәт - любовь, дуҫлыҡ - дружба и др.
Исемдәрҙең һан менән үҙгәреше (изменение имен существительных по числам) Корень (основа) существительного оканчивается на: Существительные с твердыми гласными Существительные с мягкими гласными Примеры а , ә, ы, е, о, ө, я -лар -ләр бала лар , кеше ләр л , м, н, ң, з, ж -дар -дәр урам дар , күл дәр б , в, г, д, к, ҡ, п, с, ҫ, т, ф, х, һ , ц, ч, ш, щ -тар -тәр китап тар , ат тар , эш тәр ҙ, й, р, у, ү, и -ҙар -ҙәр ҡыҙ ҙар , күҙ ҙәр
Исемдәрҙең эйәлек заты (принадлежность имен существительных)
В русском языке принадлежность ( исемдәрҙең эйәлек заты ) обозначается при помощи притяжательных местоимений: мой отец, твоя книга и т.д. Аналогичные местоимения имеются в башкирском языке: минең — мой, һинең — твой, уның — его, беҙҙең — наш, һеҙҙең — ваш, уларҙың — их. ( Минең атай — мой отец, һинең китап — твоя книга). Однако в башкирском языке помимо этих местоимений для обозначения принадлежности употребляются особые притяжательные окончания. Принадлежность предмета к какому-либо лицу или другому предмету в башкирском языке выражается несколькими способами:
1. С помощью окончаний принадлежности, которые по значению соответствуют русским притяжательным местоимениям мой, твой, его и т.д. В башкирском языке одним и тем словом без употребления притяжательных местоимений можно передать и предмет, и лицо, которому принадлежит предмет: Ҡәләм - карандаш, ҡәләмем - мой карандаш, өй - дом, өйөгөҙ - ваш дом . 2. В башкирском языке значение принадлежности может выражаться также и параллельным употреблением формы принадлежности и личных местоимений, которые расширяют семантические и стилистические возможности языка: әсәй - мама: әсәй ем - минең әсәй ем = минең әсәй = моя мама сәғәт - часы: сәғәт ем - минең сәғәт ем = минең сәғәт = мои часы.
3. Значение принадлежности может выражаться также и прибавлением окончаний - ныҡы , - неке , ноҡо , - нөкө ; - дыҡы , -деке, - доҡо , - дөкө ; - тыҡы , - теке , - тоҡо , - төкө ; - ҙыҡы , - ҙеке , - ҙоҡо , - ҙөкө к слову, обозначающему предмет обладания: әсәй ҙеке – то, что принадлежит матери (материн), атай ҙыҡы – отцово, ми неке – мой, һи неке – твой, ҡала ныҡы – принадлежащий городу, колхоз дыҡы – принадлежащий колхозу
Таблица аффиксов принадлежности Единственное число Лицо Корень (основа) оканчивается на гласные Корень (основа) оканчивается на согласные Аффик . принад . Примеры Аффик . принадл . Примеры l минең - м сәскә м (мой цветок ) - ым, -ем, - ом, -өм ҡул ым ( моя рука) күҙ ем (мой глаз) ll һинең - ң сәскә ң (твой цветок) - ың, -ең, - оң, -өң ҡул ың ( твоя рука ), күҙ ең (твой глаз) l ll уның - һы, -һе, - һо, -һө сәскә һе (его цветок) - ы, -е, - о, -ө ҡ ул ы ( его рука ), күҙ е ( его глаз) Множественное число l беҙҙең - быҙ, -беҙ, - боҙ, -бөҙ с әскә беҙ (наш цветок ) алма быҙ (наше яблоко) - ыбыҙ, -ебеҙ, - обоҙ, -өбөҙ ҡул ыбыҙ (наша рука) өй өбөҙ (наш дом) ll һеҙҙең - ғыҙ, -геҙ, - ғоҙ, -гөҙ сәскә геҙ (ваш цветок ) алма ғыҙ (ваше яблоко) - ығыҙ, - егеҙ, - оғоҙ, -өгөҙ ҡул ығыҙ (ваша рука) өй өгөҙ (ваш дом) lll уларҙың - һы, -һе, - һо, -һө сәскә һе (их цветок) алма һы (их яблоко) - ы, -е , -о, -ө ҡул ы (их рука), өй ө (их дом)
Для образования существительных во множественном числе с окончанием принадлежности сначала к основе прибавляется окончание множественного числа, а потом присоединяется окончание принадлежности. Например: дуҫ+тар+ым - мои друзья, дуҫ+тар+ың - твои друзья, ҡәләм+дәр+ем - мои карандаши. Заметьте, второе лицо в единственном числе в вежливой форме может принимать аффиксы множественного числа этого же лица, т.е. - ғыҙ , - геҙ , - ғоҙ , - гөҙ [после корня (основ) на гласные], - ығыҙ , - егеҙ , - оғоҙ , - өгөҙ (после основ, оканчивающихся на согласные). Например: Гөлнур , һинең тауыш ың бик матур . — Гульнур , у тебя красивый голос. Гөлнур , Һеҙҙең тауыш ығыҙ бик матур . — Гульнур , у Вас красивый голос.
Килеш (падеж) В башкирском языке традиционно выделяется 6 падежей
Склонение имен существительных по падежам (исемдәрҙең килеш менән үҙгәреше) Падежи (килештәр) : 1. Им.п. ( төп килеш ) – кем? нимә? кемдәр? нимәләр? - кто? что? 2. Род. п. ( эйәлек килеш ) – кемдең? нимәнең? – кого? что? 3. Дат. п. ( төбәү килеш ) – кемгә? нимәгә? – кому? чему? 4. Вин. п. ( төшөм килеш ) – кемде? нимәне? нимә? – кого? что? 5. Местно-временной п. ( урын-ваҡыт килеш ) – кемдә? –у кого? ҡайҙа? – где ? нимәлә? – в чем? где? 6. Исход. п.( сығанаҡ к. ) – кемдән? нимәнән? ҡайҙан? – от кого? от чего? откуда ? Склонение имен существительных по падежам (исемдәрҙең килеш менән үҙгәреше) Падежи (килештәр) : 1. Им.п. ( төп килеш ) – кем? нимә? кемдәр? нимәләр? - кто? что? 2. Род. п. ( эйәлек килеш ) – кемдең? нимәнең? – кого? что? 3. Дат. п. ( төбәү килеш ) – кемгә? нимәгә? – кому? чему? 4. Вин. п. ( төшөм килеш ) – кемде? нимәне? нимә? – кого? что? 5. Местно-временной п. ( урын-ваҡыт килеш ) – кемдә? –у кого? ҡайҙа? – где ? нимәлә? – в чем? где? 6. Исход. п .( сығанаҡ к. ) – кемдән? нимәнән? ҡайҙан? – от кого? от чего? откуда ?
Килештәр (падежи) После основ на гласные а , ә, ы, е, о, ө , я После основ на з , ж, л, м , н, ң После основ на ҙ, р, у, ү, й , и После основ на б, в, г, д, ҡ, к, п, с, ҫ, т, д, х, һ, ц, ч, ш, щ 1 Төп к . (Им.п.) - - - - 2 Эйәлек к . (Род.п.) -ның, -нең, -ноң, -нөң -дың, -дең, -доң, -дөң -ҙың, -ҙең, -ҙоң, -ҙөң -тың, -тең, -тоң, -төң 3 Төбәү к . (Дат.п.) -ға, -гә -ға, -гә -ға, -гә -ҡа, -кә 4 Төшөм к . (Винит. п.) -ны, -не, -но, -нө -ды, -де, -до, -дө -ҙы, -ҙе, -ҙо, -ҙө -ты, -те, -то, -тө 5 Урын-ваҡыт к . (Мест.-врем.п.) -ла, -лә -да, -дә -ҙа, -ҙә -та, -тә 6 Сығанаҡ к . (Исход.п.) -нан, -нән -дан, -дән -ҙан. -ҙән -тан, -тән
Сказуемость — Хәбәрлек заты В башкирском языке существительные могут выполнять и роль сказуемого. Сказуемость является специфической категорией башкирского языка. Она выражается синтетически и аналитически: Уҡытыусы мын . — Мин уҡытыусы . — Я учитель( ница ). Форма сказуемости одновременно выражает и число: Мин эшсе . — Эшсе мен . — Я рабочий ( ед.ч .); Беҙ эшсе . — Эшсе беҙ . — Мы рабочие ( мн.ч .).
Лицо Оконч. ед.ч. Примеры Оконч. мн.ч. Примеры I - мын -мен - мон - мөн уҡыусы мын кеше мен башҡорт мон төрөк мөн - быҙ - беҙ - боҙ - бөҙ уҡыусы быҙ кеше беҙ башҡорт боҙ төрөк бөҙ II - һың - һең - һоң - һөң уҡыусы һың кеше һең башҡорт һоң төрөк һөң - һығыҙ - һегеҙ - һоғоҙ - һөгөҙ уҡыусы һығыҙ кеше һегеҙ башҡорт һоғоҙ төрөк һөгөҙ III - лар , - ләр - тар, - тәр - дар, - дәр - ҙәр , - ҙар уҡыусы лар кеше ләр башҡорт тар бөрйән дәр ҡыҙ ҙар Таблица форм сказуемости
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме: "Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. "
Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....
Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"
В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....
Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией
Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...
Презентация "Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций"
§Предложить рекомендации по подготовке презентаций; §научить профессиональному оформлению слайдов. ...
Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"
Урок – деловая игра «Работа с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...
Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.
Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях для пров...
Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация
Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...