Конспект урока.
план-конспект урока на тему

Нина Викторовна Лукашенко

Конспект урока по мордовской( мокшанской) литературе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_viard.docx1003.24 КБ

Предварительный просмотр:

    В Виард «Приключения Кеши»

C:\Users\Даша\Desktop\кеша.jpg

(Интегрированный урок по родной (мокшанской литературе) с элементами урока географии, биологии, истории)

     Урокть темац: В. И Виард « Кешань приключениянза». Тема урока:«Приключения Кеши»

Урокть целенза:  Цели урока :а) Тайгаса  ломаттнень эряфсна. А)  среда обитания  жителей тайги.

                                б) Природать козяшинц няфтемац.Богатство природы

МЕТОДЫ   ОБУЧЕНИЯ:

- диалоговые;

- поисковые;

- оценки исторических процессов, явлений, событий;

Оборудованиясь: -оборудование.

В.И.Виардонь портретоц-портрет писателя «Кешань приключениянза» книгась -книга «Приключения Кеши» ,географическяй картась- географическая карта, Мордовия Республикань картась -карта Республики Мордовия, книгатне: - книги: «Заповедники» , «Красная книга», О.Е Поляков «Од касыксне» -новые растения , «Тайга» книгась -книга, зверень и нармонень фотографият –фотографии зверей и птиц, книгась «Темниковскяй заповедниксь»- книга «Темниковский заповедник» ,выход через интернет на сайт заповедника.

http://gdehorosho.ru/upload/photos100/f_363-4.jpg

Эпиграфсь урокти: Вирсь- минь козяшиньке!- Эпиграф к уроку: Лес- наше богатство!

Урокть молемац:- Ход урока

- Шумбратада , иднят! Здравствуйте, дети!Озада! –Садитесь!Кие тячи аш уроксонк?- Кто сегодня отсутствует на уроке?

-Сяда тов мольфтсаськ  уроконьконь. -Продолжаем урок.Лятфтасаськ, шабат, кинь творчестванц мархта знакомондаме етай урокть?- Вспоминаем, ребята, с творчеством какого писателя мы познакомились на прошлом уроке?

-Минь знакомондаме В.И.Виардонь творчестванц мархта.-Мы познакомились с творчеством В.И.Виарда

--Виде.- Согласна.А тяни панжесть тетрадентень и сёрмадость тячиень урокть теманц. –А теперь открываем тетради и пишем  тему сегодняшнего урока.Куду, шабат, максфоль задания. Лятфтасть кодама.- Вспоминаем, какое задание было вам на дом?

--Куду максфоль повестть эзда кафта пялкстт.-Прочитать из повести две части.

--Кода синь лемдевихть?-Как они называются?

--Синь лемдевихть: «Таймень», «Повондонь капканц».-Они называются «Таймень», «Попадал в капкан»

--Лятфтасть, иднят, кие минь главнай героеньке?-Вспомните, ребятки, кто наш главный герой в повести?

--Главнай геройсь Кеша цёранясь, теенза 12( кемгафтува )киза.Сон шачсь Каменка емла веленяса, кона ащи Ангара ляйть търваса.-Главный герой мальчик Кеша, ему было 12 лет. Он родился в маленьком селе Каменка. Это село находится на берегу Ангары.

(Географическяй картаста учениксь няфтьсы ся вастть)- на карте ученик указывает это место

--Да, виде.- Да,  правильно. Главнай геройть лемоц Кеша, кона аф содасы: коста и кода повсть тайгав алянза-тядянза.  –Главный герой Кеша, который не знает, откуда и как  его родители попали в тайгу. Сяс мес, шабат, сембе странати стакатольхть ся кизотне- мольсть Сталинскяй репрессиятне. –Потому что, ребята, то время в стране было очень тяжёлое, шли сталинские репрессии.

Доскаса вал серматф: Репрессият-наказаният, карательнай мерат, конат ульсть Сталинонь пингста.-( на доске значение слова «репрессии»- карательные меры, которые были при правлении Сталина)

Кальдяв ломаттненди ашесть эряв народть валда ёнь стирьсна-цёрасна.-В то время государству не нужны были умные, говорящие правду  и борющиеся за справедливость люди. Машфнезь синь и първажсезь лагерьга и Сибири.-Их уничтожали, отправляли по лагерям и в Сибирь. Кода мяляфтсаськ сяда ингольдень урокста, што сонць В.И.Виард  ся кизотнень пъцтай комозть(20) ащезе лагерьса.( учительсь лувсы шабатненди ся вастть, коса корхтави эряйхнень колга)- Вспоминаем предыдущие главы повести, где говорится, что сам автор, В.И.Виард ,в те годы почти 20 лет находился в лагере(учитель с книги читает про жизнь людей)

---А кода, шабат, зрясь Кеша тядянц-алянц мархта?- Ребята,  скажите, а как жил Кеша в то время со своими родителями?

---Синь эрясть ашуста.Сяс мес син ульсь тракссна и сире меринцна. – Они жили очень бедно. У них была одна корова и старый мерин. Мусть книгаста тя пакшть и лувсаьк- найдите это место в книге и прочитайте (Тонафнихне мусазь произведенияста тя пакшть ашушить колга, коса корхтави Кешань алянц оронц и такьянц колга)-ученики находят и читают с книги ту часть, где говорится о бедности родителей Кеши.

Доскаса вал: Такья- пинень понаста кевортьф вазь.-на доске значение слова»такья»- шапка из собачей шерсти)

--Лятфтасаськ, иднят, мезень колга азондови васенце пяльксса.- Вспоминаем, ребятки, о чём говорится в этой части повести.

---Тяса азондови Кешань колга, кона кельгозе охотанц и калонь кундаманц.-Здесь говорится о Кеше, который любил ловить рыбу и охотиться. Тяса, Ангара, ляйть търваса, пяк цебярь калонь кундамась и охотендамась , мезьса и эряйхть велеряйхне. –Здесь на берегу Ангары жители тайги охотились и ловили рыбу, тем и питались.

---Ванцаськ  книгаста, мезе корхтави калонь кундамать колга. –Давайте прочитаем из этой части повести, что написано о рыбалке. Выразительна лувсаськ.- Выразительно прочитаем.

http://myedge.ru/foto-angara/5436_edited.jpg

Тяса, Ангара, ляйть търваса, пяк цебярь калонь кундамась и охотендамась , мезьса и эряйхть велеряйхне.- На берегу Ангары хорошо ловить рыбу и охотиться.

---Ванцаськ  книгаста, мезе корхтави калонь кундамать колга.- Давайте прочитаем с книги,что написано о рыбалке. Выразительна лувсаськ.- Выразительно читаем.

--Виде, козя Ангара ляйсь калса. Из прочитанной нами части мы поняли, насколько богата река Ангара  рыбой. Синь эздост кунцесть лама. Очень много выловлена Якасть кунцема и шить, и венц лангс. .- Ходили ловит и днём , и ночью Но Ангара ляйсь аф аньцек козя, но и вии , и кърхка. Но река Ангара не только богата, но и быстра и глубока.

Мелезе азомс, шабат, што Кешань ульсть кафта дуганонза, конат тусть калонь кундама и исть мърда. – Хочу сказать вам, ребята, что у Кеши было два брата, которые ушли в ночь  ловить рыбу  и не вернулись .Ангара ляйсь синь юмафтозень. Ангара река их поглотила.  А минь , шабат, Мордовиясонк улихть ляйхть?- Скажите , ребята, а у нас в Мордовии какие реки есть?( Учениксь покоди Мордовия республикань картать мархта, сяльде азсы, што Мордовияса улихть ляйхть Сура, Мокша и стак тов). –(ученики у доски работают с картой республики Мордовия, потом они показывают Мокшу, Суру…)

C:\Users\Даша\Desktop\мокша.JPG

---Виде, шабат, Мокша ляеньке мазы! –Вы правы, ребята, Мокша река  прекрасна !И тоса эряй всякай кал.- Там водится всякая рыба А Сурась?- А Сура?

РОСПРИРОДНАДЗОР ПООБЕЩАЛ "АЛЬЯНСУ ЗЕЛЕНЫХ" ПРОВЕРИТЬ ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ РЕКИ СУРА В ПЕНЗЕ Альянс Зеленых и Социал - Демократов

Реки России. . Река Сура, правый приток Волги. . Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников

Мярьгондихть, шабат, што сядонгольдень пингста сонць Петр 1 кельгондезе эсь прянц каванякшнемс калняса, конат ульсть кунцефт Сура ляйста. – Рассказывают , ребята, что во время правления Петра 1, сам государь Петр 1 любил себя побаловать рыбой, выловленной  в водах реки Сура .Рузкс тест мярьгондихть- сурская стерлядь.- По-русски её называли « сурская  стерлядь».  И тага, шабат, мелезе азомс, што Мокша ляйть ланга сядонгольдень пингса ётнесть баржат , и ня баржатнень лямкаса усксезь бурлакне. Кроме этого, ребята, я хочу вас рассказать о том, что в старинное время по реке Мокша тянули  бурлаки  баржу .И вов азса, што бурлакнень ёткса , конат усксть лямкат Мокша ляйть ланга , ульсь и Сычковонь, содаф мокшэрзянь художникть, аляц.И среди бурлаков, которые тянули баржу по реке Мокша, был отец Ф.В.Сычкова, нашего известного художника. Сон сафоль тяза покодема ичкозде, но илядсь тязк. – Наниматься на работу он приехал издалека , но пришлось ему остаться здесь , в Кочелаево. И тяса, Кочелаева велеса, шачсь Ф.Сычков. – Здесь и родился великий художник Ф.В.Сычков.И тага, шабат, содаф, што тя вастса, коса ащи Мордовиясь, эряй ломаттне касфнесть каньф, кона мольсь Петр 1 кораблянь строяма тевозонза эчке пиксонди(канатонди).- И ещё , ребята, хочу рассказать вам немного из истории. Знайте, что в Мордовии  жители выращивали  коноплю, которая шла для плетения канатов   в корабли Петра 1.  

               

---Тяни, иднят, лятфтасаськ омбоце пакшть. –Работаем  дальше  по части повести.Сонь лемоц «Повондонь капканц». – Часть называется «Попадал в капкан»И корхтави тяса охотать колга. – Здесь говорится об охоте. Азость , ков якась охотендама Кеша?- Скажите, ребята, куда ходил охотится Кеша?

---Вири( ванови картась) –В лес. (Работа  на карте) Вов сянгяря тюсса няфтьф картатнень эса вирсь.- На карте леса обозначаются зелёным цветом.

---Вирсь, конанцты можна мярьгомс-минь козяшиньке. – Лес, как мы понимаем, наше богатство. Вирсь нинге кунардонь пинкнень аралакшнезе ломанть : стенакс стяшендсь сон врагонзон каршнс, ашезень ноля кельме варматнень, вии якшапнень. – Лес в далёкие времена  служил и защитой  и теплом.Вирсь ломанти ульсь родной кудкс- Лес для человека был родным домом. . Тянивок вирсь – минь козяшиньке. –Не зря мы говорим, что лес – наше богатство.Сон лезды сявомс козя урожай, ванфнесы ару кожфть, цебярьгофнесы перьфпяльдень природать.  Он помогает богатым урожаем, свежим  воздухом. Вирсь, шабат, эряви ванфтомс!-Лес, ребята, надо беречь!  Аф стак писательхне и поэттне пара мяльса сёрмадыхть вирть колга.- Не зря писатели и поэты об этом   пишут  с восхищением. Максфоль куду аф оцю задания:лятфтамс, а къда ули мяленте и тонафнемс наизусть стихотворения вирть колга.( Учениксь азондсы М.Безбородовонь «Вирь» стихотворениянц) – Для домашнего задания нужно было выучить стихотворение М.Безбородова «Лес» .Молодцы, все рассказали выразительно. Шабат, а мъзяра мазы картина сёрматф вирть колга(вановихть картинат)- А сколько прекрасных картин написано о лесе!!!(смотрим картины на слайдах)

---А Кеша, шабат, якась охотендама кодама вири? –Скажите, ребята, а в какой лес ходил охотится Кеша?

---Тайгань (учениксь азондсы пакшть, кода Кеша якась тайгав охотендама и повондсь капканц)- В тайгу( ученики по очереди рассказывают из повести часть, как Кеша охотился в тайге и попал в капкан)

---Шабат, а кодама шуфтт касыхть тайгаса?(Учениксь лувсы пакшть произведенияста тайгань шуфттнень колга и тайгать описаниянц) Ребята, скажите мне, какие деревья растут в тайге?( ребята отвечают на вопрос и рассказывают про деревья)

---А кодама зверьхть , нармотть улихть тайгаса?(учениксь азонды)- А какие животные, птицы ,звери живут в тайге? А минь Мордовияса?(учениксь азонды) А у нас в Мордовии?( ученики отвечают на вопросы)

--А кодама касыкст  и имошт улихть тайгаса? ?(учениксь азонды ) А какие растения, ягоды есть в тайге?Мордовияса?- В Мордовии? (учениксь азонды).-(ученики отвечают на вопросы)

---Ня имошне и касыксне сувафтфт книгас, кона лемдеви « Красная книга» и синь, шабат, ванфтовихть.- Некоторые  растения входят в «Красную книгу». Их надо беречь.

--А тяни , шабат, панжесть тетрадентень и сёрмадость «тайга» валть.Эряви тиемс фонетическяй разбор тя валти.- А теперь в тетради напишите слова «тайга» и сделайте фонетический разбор( работают пять человек)

Вете ученикт покодихть тесттнень вельде, а лядыхне отвечатама кизефкснень лангс.-(Пять учащихся работают по тестам по повести ), остальные ученики работают по группам(задают вопросы по повести ).

  1. Кода арьсетяда, шабат, эсь Каменка аф оцю веленянц кельгозе Кеша?

Как  вы думаете, ребята,своё  маленькое село любил Кеша?

  1. А тинь эсь велентень кельгсасть?

А вы любите своё село?

 ---Тейне арам, пяк кельгсасть. –Вы правы, я думаю, что он очень любил своё село. А мес тяфта мон арьсян? –Вы спрашиваете, почему я так думаю?А вов кулхцондость, кода эсь шачема-касома веленц, аймаконц колга сёрмады 7-це классонь учениксь. – Каждый человек любит место где он родился. Вот как об этом пишет ученик 7-го класса.

C:\Users\Даша\Desktop\суз.jpg

  «…мон пяк кельгса эсь велезень. Тейне арам, сон сембода мазы. Кельгса сон кизонда, мъзярда лямбоняста налхки шинясь. Кельгса тунда, мъзярда сембось съргози. Кельгса сёксенда, мъзярда  паксятнень лангса комафнесы прянц сёрось. Кельгса сон и тялонда, мъзярда перьфпяльге ацамкс ащи акша ловнясь . Азса видеть, што цебярь веледа лама, мон улень аф фкяса, но седиге мала монценнесь. И къда тейне эряви козовок тумс лия шири, сякокс мялямсон сон, монь кельгома велезе.- «…я очень люблю своё село. Мне кажется, что это место самое родное и замечательное. Я люблю свое село летом, когда греет солнышко. Люблю весной, когда оживает природа после зимней спячки. Люблю осенью, когда колышется спелая рожь. Люблю  своё село и зимой, когда земля спит под белым одеялом. Признаться , много интересных и красивых мест на земле, но лучше места, где ты родился, нет. И если мне приходится уезжать на время куда-то, я стараюсь не задерживаться, так как своё родное ближе…

--Виде въдь, салай мяль аф оцю сочинениясь? Согласитесь, ребята, что сочинение задевает за живое...

Мекольдень валсь: -Итог урока. Мезе ,шабат, астада тячиень урокть колга? Мезе одсь сяводе?Мезсь салазе мялентень?Что скажете , про наш сегодняшний урок? Что нового узнали? Что больше всего запомнилось и запало вам в душу? Может есть ко мне какие –нибудь  вопросы ?

Куду заданиять максомац.- Задание на дом.

Инь активнайхненди путан цебярь оценкат лац покодеманкса! Сегодня на уроке работали очень активно. Молодцы. Ставлю оценки.

Васедемозонк, иднят! – Отдыхайте! До свидания!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...