Интегрированный урок татарского языка и истории "Мисырга сәяхәт"
план-конспект урока (5 класс) по теме
Тема: "Мисырга сәяхәт"
Максатлар:
1. Укучыларны Борынгы Мисырның казанышлары белән таныштыру;
2. Балаларныӊ сөйләм телен, иҗади фикерләвен үстерү, сүзлек запасын баету;
3. Мисырлыларның мәдәниятенә кызыксыну уяту, ихтирам хисе тәрбияләү;
Җиһазлау: сүзлек, презентация, рәсемнәр, чакыру хатлары.
Ысуллар: хәбәр итү, әңгәмә, сүзлек өстендә эш, өлешчә эзләнү.
Дәрес барышы:
Уч Учитель истории: Здравствуйте дети, сегодня нам предстоит совершить путешествие в Египет и познакомиться с удивительным искусством этой цивилизации. Но урок у нас сегодня особенный – это урок путешествие и урок-спектакль, где главные роли играть будете вы.
Стук в дверь, приносят письмо из Египта, в котором приглашения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Мисырга сәяхәт"
Максатлар:
1. Укучыларны Борынгы Мисырның казанышлары белән таныштыру;
2. Балаларныӊ сөйләм телен, иҗади фикерләвен үстерү, сүзлек запасын баету;
3. Мисырлыларның мәдәниятенә кызыксыну уяту, ихтирам хисе тәрбияләү;
Җиһазлау: сүзлек, презентация, рәсемнәр, чакыру хатлары.
Ысуллар: хәбәр итү, әңгәмә, сүзлек өстендә эш, өлешчә эзләнү.
Дәрес барышы:
Учитель истории: Здравствуйте дети, сегодня нам предстоит совершить путешествие в Египет и познакомиться с удивительным искусством этой цивилизации. Но урок у нас сегодня особенный – это урок путешествие и урок-спектакль, где главные роли играть будете вы.
Стук в дверь, приносят письмо из Египта, в котором приглашения.
Учитель татарского: Карагыз әле нинди матур чакыру хаты. Әйдәгез әле аны укып китик. Безне кая чакыралар икән?
(Ребята, смотрите какое красивое приглашение. Давайте его прочитаем. Интересно, куда нас приглашают?)
Кадерле дуслар!
Мисыр – үзенең истәлекле урыннары һәм милли хәзинәләре белән данлыклы иң борынгы дәүләтләрнең берсе. Ул гасырлар буена төрле милләт вәкилләренең игьтибарын үзенә җәлеп итеп тора.
“Яшьләрне Мисырның мәдәни мирасына тарту” дәүләт программасы уңаеннан без Сезне Мисыр иленә гаҗәеп кызыклы сәяхәткә чакырабыз!
Ихтирам белән Мисырның Фән һәм Мәгариф министрлыгы
Дорогие друзья!
Египет - одно из самых древних мест, с колоссальной коллекцией достопримечательностей и легендарных национальных сокровищ, которое приводит в восхищение толпы людей уже на протяжение многих столетий.
В рамках государственного проекта «Приобщение к культурному наследию Египта» приглашаем Вас в удивительную экспедицию по этой стране!
С уважением Министерство образования Египта.
Учитель татарского: Укучылар, сезнең Мисырга (татарча Египет Мисыр була) сәяхәткә барасыгыз киләме?
(Ну что ребята, хотите ли вы побывать в Египте)
Учитель истории: А что берут люди, отправляясь в путешествие? (ответы ребят). Как правило, они берут с собой путеводитель. Что это такое? (ответы ребят). У нас путешествие будет виртуальным, но путеводитель шедевров искусства Древнего Египта вы составите самый настоящий. Путеводитель, как правило, содержит не только карту, где отмечены достопримечательности, но и краткое описание их. Это описание отражает самое главное, подчеркивает, почему стоит посетить, познакомиться с тем или иным памятником культуры. Ваше задание и будет заключаться именно в этом. А поможет вам в этом таблица. (заранее распечатать и раздать)
Достижения | Их описание |
1) 2) … |
Учитель татарского: Укучылар, әйдәгез үзебез белән сүзлекләребезне дә алыйк. Алар безгә сәяхәттә ярдәм итәр. Сүзлекләрне ачыйк.
(Ребята, давайте с собой возьмём наши словари. Они нам пригодятся в нашем путешествии. Открыли словари. Работа со словарём)
Сүзлек өстендә эш:
Мисыр - Египет
фиргавен – фараон
гыйбадәтханә – храм
игенчелек – земледелие
терлекчелек – скотоводство
каргыш – проклятие
корылма – сооружение
На доске изображение с самолетом, дети летят в самолете.(можно в интернете найти обращение пилота о взлете самолета ☺)
Диалоги детей на татарском языке:
Диалог 1.
- Синең Мисырга барганың бармы?
(Ты был в Египте?)
- Әйе, мин анда әти-әнием белән былтыр бардым.
(Да, в прошлом году с родителями.)
- Мисыр кайда урнашкан?
(Где находится Египет?)
- Мисыр Африканың төньяк-көнчыгыш өлешендә урнашкан.
(Египет находится в северо – восточной Африке.)
- Ә анда климат нинди?
(Какой там климат?)
- Мисырның климаты җылы, яңгырлар сирәк ява, әмма елның күпчелек вакытында эссе һава саклана.
(В стране теплый климат, дожди выпадают редко, большую часть года стоит сильная жара.)
- Борынгы Мисырның территориясе нинди диңгезләр белән юыла?
(Какими морями омывается территория Д.Е.?)
- Кызыл һәм Урта диңгезләр белән.
(Красным и Средиземным морями.)
- Мисырның иң озын елгасы нинди?
(Самая длинная река Египта?)
- Нил. Борынгы заманда ул мисырлылар өчен яшәү чыганагы булган.
(Нил. В древности она давала все необходимое для жизни.)
- Борынгы Мисырда нинди хайваннар яшәгән?
(Назови животных Д.Е.?)
- Крокодил, су үгезе, кыргый мәче, үрдәк, каз, маймыл, юлбарыс.
(Крокодилы, бегемоты, дикие кошки, утки, гуси, обезьяны, львы)
- Борынгы Мисырның нинди үсемлекләрен беләсең?
(Назови растения Д.Е.?)
- Хөрмә пальмасы, акация һәм папирус.
(Финиковые пальмы, акации и папирус.)
Диалог 2:
- Мин Мисырга баруыма бик шатмын! Кояш яктырта. Бөтен җирдә ком. Нинди матурлык!
(Как же я рада попасть в Египет! Солнышко, песок, Красота!)
- Анда бит күпме кызыклы әйберләр бар! Фиргавеннәр, пирамидалар, гыйбадәтханәләр... Тарих дәресендә без Борынгы Мисыр турында өйрәнәбез!
(А сколько всего интересного тут! Фараоны, пирамиды, храмы…На уроках истории мы изучаем Древний Египет!)
- Миңа Мисыр турында сөйлә әле. Борынгы Мисырның башкаласы нинди шәһәр?
(Расскажи мне про Египет. Какой город был столицей Египта?)
- Мемфис
(Мемфис)
- Борынгы Мисырда яшәүче кешеләр нәрсә белән шөгыльләнгәннәр?
(Какие занятия существовали у жителей Египта?)
- Игенчелек, терлекчелек белән шөгыльләнгәннәр; каналлар, гыйбадәтханәләр, пирамидалар төзегәннәр.
(Земледелие, скотоводство, строили каналы, храмы, пирамиды.)
- Борынгы Мисыр патшасы ничек аталган?
(Как назывался правитель Древнего Египта?)
- Фиргавен.
(Фараон)
- Кызык! Мин түземсезлек белән безнең килеп җитүебезне көтәм!
(Как интересно! Жду с нетерпением нашего прилета!)
Учитель истории: Вот мы в Египте! 1 остановка. Район пирамид.
Местный житель Джабари расскажет вам о строительстве пирамид. (хорошо бы его нарядить)
Слайды презентации.
1 ученик - гид:
На западном берегу Нила возвышаются величественные каменные пирамиды. Это огромные гробницы фараонов. (сделать паузу – изображения слайдов)
Самая высокая пирамида – пирамида фараона Хеопса. Она была построена в двадцать восьмом веке до н.э. Высота этой пирамиды 147 м. Это соответствует современному зданию высотой около 50 этажей. Чтобы обойти ее кругом, нужно прошагать целый километр. Пирамида сложена из блоков золотистого известняка весом от 2,5 до 30 тонн. Они ничем не скреплены и держатся на месте силой собственной тяжести. Даже в наше время невозможно объяснить ту невероятную точность, с которой древние египтяне обрабатывали и ставили один на другой эти каменные блоки. Строили ее 20 лет. Сто тысяч человек выполняли эту работу непрерывно, сменяясь каждые три месяца.
Ученик – путешественник: Почему пирамиды называют одним из чудес света?
1 ученик - гид: Только чудом можно было назвать строительство пирамид, которые сооружались вручную, без помощи машин. По сравнению с ними архитектурные строения последующих эпох кажутся карликами рядом с пирамидой Хеопса.
Заполнение таблицы.
2 ученик – гид:
Знамениты и другие сооружения храмы. Подойдем к одному из них. Будто стража вдоль дороги, ведущей к храму, – два ряда сфинксов, фантастических существ с телом льва и головой человека.
Храм для египтян был домом богов. В храме стояли статуи божества, через которую бог общался с людьми. Стены храма украшались надписями и рисунками. Внутри храма могли находиться только жрецы, а остальные имели право лишь принести дары и вознести молитвы. Во время праздников статую бога выносили из храма на священной лодке.
Заполнение таблицы.
3 ученик - гид:
Во втором тысячелетие до н.э. египтяне перестали строить пирамиды – они хоронили своих фараонов в скалах и подземельях. За века и тысячелетия их погребения были разграблены. Лишь одну гробницу археологи нашли нетронутой. Это гробница фараона Тутанхомона. Все сокровища остались на месте! Посреди первой комнаты стоял трон – на звериных лапах, покрытый золотом, украшенный слоновой костью и разноцветными камнями. Здесь же были сотни предметов : мебель, вазы, оружие, драгоценности. В самой главной комнате находился каменный саркофаг, а в нем второй саркофаг, во втором – третий. Лишь в последнем, четвертом саркофаге из чистого золота покоилась мумия юного фараона Тутанхомона.
Ученик – путешественник: Зачем в гробницу Тутанхамона поместили мебель, вазы, оружие, драгоценности?
3 ученик - гид: Считалось, что, когда повелитель воскресал в подземном мире, он продолжал ту же жизнь, что и на земле, и там ему могли понадобиться все эти вещи.
Ученик – путешественник: А вы знаете что-нибудь про проклятие фараонов?
3 ученик - гид:
Гробницу Тутанхамона открыл исследователь Говард Картер, а лорд Корнавон финансировал экспедицию. В 1923 году они вскрыли усыпальницу.
Кроме саркофага там находилось множество драгоценностей.
В погребальной камере они наткнулись на глиняную табличку. На ней было написано: «Смерть сразит своими крыльями каждого, кто нарушит покой фараона». Шесть недель спустя 57-летний лорд Карнавон скончался; в момент его смерти во всем Каире на несколько часов погас свет, а в английском родовом имении лорда его любимый пес взвыл и рухнул замертво. На протяжении года совершенно внезапно умерли ещё пять человек, побывавших в гробнице. То же произошло и с двумя врачами-патологоанатомами, проводившими вскрытие мумии. Так родилась легенда о проклятии фараонов.
Заполнение таблицы.
Физкультминутка. (Слова на интерактивной доске по- татарски и по- русски, проводится на татарском языке)
Учитель татарского языка: Укучылар, сез арыгансыздыр. Әйдәгез, бераз ял итеп алабыз. (Ребята, вы, наверное, устали, предлагаю отдохнуть.)
Без хәрәкәтләр ярдәмендә борынгымисырлыларның кояш Алласына багышлап язылган мактау җырын “җанландырырбыз”. Минем арттан кабатлагыз. («Оживим» древнеегипетскую хвалебную песню богу солнца, заменяя некоторые слова движениями.)
Син торып, көнчыгышта калыккач, караңгылыкны куасың һәм бөтен Җир шары тантана итә. (Когда ты встаешь и восходишь на востоке – гонишь мрак, то вся земля торжествует.) | Встали, руки вверх, потянулись. |
Синең нурларыңнан кырлардагы чәчәкләр һәм үсемлекләр уяна. (От лучей твоих оживают цветы и растения на полях.) | Кистями рук делаем “фонарики” |
Кошлар ояларыннан күккә күтәрелә һәм сиңа дан җырлый. (Птицы взлетают из гнезд и поют тебе хвалу) | Руки в стороны, изображаем взмахи крыльев. |
Синең балкышың су төбенә кадәр төшә, ә су өстендә балыклар уйный. (Сияние твое проникает в глубины вод, а на поверхности реки плещутся рыбы.) | Вытянуть руки перед собой, кистями изображаем плеск рыб. |
Кешеләр уяна, сиңа кулларын суза һәм эшкә тотына. (Люди просыпаются, поднимают руки к тебе и принимаются за работу.) | Руки вверх, потянулись, опустили руки, сели на место. |
4 ученик – гид: Пойдемте в музей! В гробницах, храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество прекрасных произведений искусства. Создавая каменные статуи, скульптор соблюдал особые правила. Вот как восседает вельможа его ноги сомкнуты, одна рука прижата к груди, другая к коленям. Это неестественная поза живого человека. Фараоны, вельможи и боги изображены так, словно они заколдованы.
Были и другие правила: мужчин изображали с кожей темного цвета, а женщин светлого. Фигуры богов - всегда большого роста. Фараон гораздо выше своих вельмож; простые люди в сравнении с фараоном совсем маленькие.
Ученик – путешественник: Почему египтяне размещали в гробницах статуи, изображавшие самих себя, причем очень достоверно?
4 ученик – гид: Статуя должна была быть похожей на покойного, чтобы душа ее узнала и вселилась в нее.
Все 4 гида выходят, выражают благодарность за посещение их страны и в качестве сувениров дарят каждому жука – скарабея, который является талисманом, оберегавший всех путешественников.
Диалог на татарском языке.
- Сиңа сәяхәт ошадымы?
(Тебе понравилось наше путешествие?)
- Әлбәттә! Күпме кызыклы мәгълүмат алдык! Ә сиңа?
(Очень! Столько интересного! А тебе?)
- Әйе! Пирамидалар сиңа ничек тәэсир итте?
(Да! Какое впечатление на тебя произвели пирамиды?)
- Бу корылмалар үзләренең зурлыгы белән таң калдыра, гаҗәпләндерә! Ничек итеп кул белән генә, бернинди техникасыз боларны төзеп бетереп була?!
(Эти сооружения поражают своими огромными размерами, вызывают восхищение, удивление, восторг по поводу того, как можно было это все построить вручную, без техники!)
- Әйе, пирамидаларны төзү мисырлылардан бик күп көч һәм вакыт таләп иткән!
(Да, строительство пирамид занимало много времени и сил египтян!)
- Ә теге кеше башлы, юлбарыс тәнле албасты ничек атала әле?
(Ой, а как же называется чудовище с головой человека и телом льва?)
- Сфинкс. Ә сиңа безнең сәяхәттә нәрсә ошады?
(Сфинксы. А что тебе больше всего запомнилось в нашем путешествии?)
- Фиргавен каргышы турындагы легенда!
(Легенда о проклятии фараона!)
- Ә фиргавен һәм Алла сыннары тагын кайда бар?
(А где еще можно увидеть статуи богов и фараонов?)
- Алар Мәскәүнең сынлы сәнгать музеенда, Санкт-Петербургның Эрмитаж музеенда саклана.
(В Москве можно посетить Музей изобразительных искусств, в Санкт – Петербурге – музей Эрмитаж!)
- Анда һичшиксез барып кайтырга кирәк!
(Обязательно нужно будет съездить туда!)
Учитель истории: Вот и позади Египет. Мы дома. С возвращением. Путешествие закончилось. Домашнее задание: составить путеводитель с рисунками и кратким описанием достопримечательностей.
Учитель татарского: Өй эше “Мисырга сәяхәт” темасына кечкенә генә инша язып килергә. Исегездә калган барлык әйберләрне дә языгыз.
Если останется время:
Что изучали на уроке?
Что понравилось на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Употребление модальных глаголов в речи с использованием лексики по теме “Одежда» Интегрированный урок (татарский язык, английский язык)
Интегрированный урок (татарский, английский язык) для русскоязычных учащихся "Употребление модальных глаголов в речи с использованием в лексики по теме "Одежда", 7 класс.Цели урока:- обобщить все ранн...
Разработка урока татарского языка "Кошлар -безнең дуслар"( "Птицы наши друзья") с презентацией для 6 класса татарской группы
Урок развития речи, подготовка к написанию сочинения "Кошлар -безнең дуслар"...
Интегрированный урок татарского - английского языков в 5 классе «Времена года»
Татарстан - многонациональная республика, в которой проживаютт более 100 национальностей, В связи с этим большое значение приобретает национально – региональный компонент, который включается в пр...
Конспект урока татарского языка на тему "Ө хәрефе" во 2 классе (татарская группа).
2 В сыйныфында “Ө хәрефе” дигән темага дәрес. Укыту процессында укучыларны тәрбияләү юллары, аларга белемнәрне бирү, ул белемнәрне тикшерү һәм ныгыту юллары, укучыларның акыл көчләрен һәм сәләтләрен ү...
Презентация урока татарского языка на тему "Ө хәрефе" (татарская группа), 2 класс
Тема: Ө хәрефе. Максат:1. [ө] авазының әйтелешенә һәм язылышына өйрәтү.2. Ө хәрефләре кергән сүзләрне уку һәм язу күнекмәләрен камилләштерү.3. Активлык хисен тәрбияләү. Җиһазлау: компьютер, ...
план-конспект интегрированного урока татарского с русским языком для 6 кл.
Данный материал содержит план-конспект урока, урок интегрированный - татарский и русский языки. Основной учитель под №1-это учитель татарского языка, учитель русского языка - это учитель №2...
Tataristan-Türk dostluğu. Şehirler. Интегрированный урок (татарский и турецкий языки) в 6 классе.
Интегрированный урок (татарский и турецкий языки) в 6 классе....