Рабочая программа литература
рабочая программа (6 класс) на тему
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, планируемыми результатами основного общего образования, с учебным планом МОУ СОШ№47 на 2016-2017 учебный год; Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/2017 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literature_6_klass.doc | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение:
Шерловогорская средняя общеобразовательная школа №47
Утверждаю директор школы ________/Фалилеева Е.В../ Приказ № ____ от « __» _______ 20__г. |
Рабочая программа
по литературе
6 класс
Составитель:
Лосолова В.Б.
Рассмотрена на заседании МО Протокол № ____ от «___» ______20__ г. Руководитель ________ Васильева Е.Ф. | Согласовано Зам.директора по УВР ________Коновалова В.А.
|
пгт. Шерловая Гора
2016
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, планируемыми результатами основного общего образования, с учебным планом МОУ СОШ№47 на 2016-2017 учебный год; Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/2017 учебный год.
Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников 11-12 лет, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности обучающихся, способствует формированию универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Реализует цели и задачи ООП ООО МОУ СОШ№47.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
Примерной программы по литературе, авторской программы по литературе для 5–11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой «Литература. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Москва. «Дрофа» 2012 г» и скорректирована с учётом особенностей класса; на основании информационно-методического письма ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края» «Об особенностях преподавания учебного предмета «Литература» 2016-2017 уч.г.» ; Концепции преподавания русского языка и литературы в РФ от 9.04.2016г..
Данный вариант программы обеспечен учебником-хрестоматией для общеобразовательных учреждений «Литература 6 класс» в двух частях, автор-составитель: Курдюмова Т.Ф, Москва, « Дрофа», 2012г.
Цели:
Изучение литературы в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный план школы предлагает планирование этого курса (из расчёта 3 урока в неделю) 102 часов, что соответствует распределению часов с учебным планом МОУ СОШ№47 на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, цели и
задачи обучения, требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-тематический
план, тематическое планирование, описание материально-технического обеспечения бе образовательной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России-и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание тем учебного курса (102 часа)
Герой художественного произведения (2 час). Герой художественного произведения как организатор событий сюжета. Подросток – герой художественного произведения.
История человечества в произведениях литературы (8 часов). Герои мифов, былин и сказок. Главные герои русского народного эпоса – былинные богатыри. Разнообразие участников событий и их роль в развитии сюжета. «На заставе богатырской». Портрет былинного героя. А.Н.Островский «Снегурочка».
Литература XIX века. Незабываемый мир детства и отрочества (44 часа). В.А.Жуковский. «Кубок», «Лесной царь». Незабываемый мир детства и отрочества. С.Т.Аксаков «Детские годы Багрова-внука». Фрагмент. Герой литературного произведения как читатель. С.Т.Аксаков «Буран». Пейзаж. Мир природы вокруг нас. И.А.Крылов «Два мальчика», «Волк и Ягненок». В.Ф.Одоевский «Отрывки из журнала Маши». Портрет героя художественного произведения. А.С.Пушкин «К сестре», «К Пущину (4 мая)», «Послание к Юдину», «Товарищам». Гимн. М.Ю.Лермонтов «Утес», «На севере диком стоит одиноко...», «Три пальмы». «Панорама Москвы». И.С.Тургенев «Бежин луг». Речевая характеристика литературных героев. Н.А.Некрасов «Крестьянские дети» «Школьник». Герой художественного произведения и его имя. Л.Н.Толстой «Отрочество». Главы из повести. Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы». Фрагменты. А.П.Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий». Герой и сюжет. Н.Г.Гарин-Михайловский «Детство». Темы. Фрагменты. Поступок героя и характер.
Еще немного приключений (14 часов). Путешествия и приключения в нашем чтении. Далёкое прошлое человечества на страницах художественных произведений. Научная достоверность, доступная времени создания произведения, художественная убедительность изображения. Теренс Хэнбери Уайт «Свеча на ветру». Марк Твен «Приключения Гекльберри Финна». Жюль Верн «Таинственный остров». Оскар Уайльд «Кентервильское привидение».
Литература XX века. Читателям XXI века (18 часов). 20 век и культура чтения. М.Эндэ «Бесконечная книга». Т.Аверченко «Смерть африканского охотника». М.Горький «Детство». А.С.Грин «Гнев отца». К.Г.Паустовский «Повесть о жизни». Фрагменты. Читатель-подросток и мир вокруг. Еще раз о герое произведения — читателе. Ф.А.Искандер «Детство Чика».
Немного о школьных инсценировках (3часа). Б.Таркинтон «Приключения Пенрода».
Родная природа в стихах русских поэтов( 6 часов). И.А.Бунин «Детство», «Первый соловей». А.А.Блок «Ветер принес издалека...», «Полный месяц встал над лугом...». К.Д.Бальмонт «Золотая рыбка». Б.Л.Пастернак «Июль».
Великая Отечественная война в литературе (4 часа). К.М.Симонов «Сын артиллериста». Песни о Великой Отечественной войне. М.Лисянский «Моя Москва».
Итоги (3 часа). Герой художественного произведения и автор. Тема защиты природы в литературе. Игра «Что? Где? Когда?». Читательская конференция. Обобщение изученного.
Тематическое планирование по литературе
№ п/п | Тема урока | Планируемый предметный результат | Виды деят-ти учащихся |
1 | Введение в литературу. По страницам любимых книг. | Устно и письменно отвечать на вопросы. Участвовать в коллективном диалоге | викторина, защита читательских дневников |
2 | Герой художественного произведения. Герои-подростки в литературе. | Устно и письменно отвечать на вопросы. Участвовать в коллективном диалоге | беседа по прочитанным произведениям, составление словарика |
3,4 | Былины - богатырский эпос русского народа. Чтение и пересказ былины «На заставе богатырской» | Выразительно и осмысленно читать текст . Самостоятельно искать незнакомые слова и определять их значения с помощью словарей и справочной литературы. | Рассказ учителя, выразительное чтение |
5,6 | Р/р. Былина «Три поездки Ильи Муромца». Пересказ содержания (повествование). Особенности повествования и описания в былине. | Устно (письменно) отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Работать со словарём литературоведческих терминов. | Рассказ учителя, словарная работа |
7 | А.Н.Островский. «Снегурочка». Пьеса в стихах. | Выразительно читать пьесы-сказки (в том числе и по ролям). Самостоятельно искать незнакомые слова и определять их значения с помощью словарей и справочной литературы. | игра-конкурс, словарная работа, выразительное чтение |
8 | Снегурочка в пьесе А.Н.Островского. | Использовать различные виды пересказов. Устно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Выявлять черты фольклорной традиции в пьесе-сказке, определелять фольклорную функцию фольклорных образов. Оценивать героев пьесы-сказки. Определять родовые особенности драмы, жанровые особенности пьесы-сказки. | Беседа по вопросам, игра-импровизация |
9 | Герои сказки А.Н.Островского «Снегурочка». | Беседа по вопросам, творческие задания | |
10 | Р/р. Сочинение (устное) «История Берендеева царства». | Анализ текста, составление плана | |
11, 12 | Введение. В.А.Жуковский. Баллада «Кубок». Выразительное чтение стихотворного текста, выборочный пересказ. | Самостоятельно искать сведения о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя). Устно рассказывать о писателе. Выразительно читать (в том числе и наизусть) . Устно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Уметь давать характеристику героям. | Рассказ учителя, выразительное чтение, словарная работа |
13 | Баллада В.А.Жуковского «Лесной царь». Жанр баллады. Сюжет и герои баллады. | Беседа по вопросам, творческие задания | |
14, 15 | С.Т.Аксаков. «Детские годы Багрова-внука». | Самостоятельно искать сведения о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя). Устно рассказывать о писателе. Выразительно читать (в том числе и наизусть) . Устно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Уметь давать характеристику героям. | Беседа по вопросам, комментарии учителя, анализ текста |
16 | Герой литературного произведения как читатель. Герой повести С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука». | Устно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-художественное содержание. Давать нравственную оценку героям произведения. Письменно (устно) характеризовать героев. Составлять устный (письменный) ответ на проблемный вопрос. Работать со словарём литературоведческих терминов. | Беседа по вопросам, заполнение таблицы |
17, 18 | Очерк С.Т. Аксакова «Буран». Пересказ отрывка с сохранением стиля. | Пересказ, анализ текста | |
19 | Пейзаж в произведениях русской литературы. Нахождение в тексте описания пейзажа, характеристика средств выразительности. | Работа в парах, | |
20, 21 | И.А.Крылов. Басни. «Два мальчика».«Волк и ягненок». Выразительное чтение басни. Определение морали. | Самостоятельно искать сведения о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя). Устно рассказывать о писателе. Выразительно читать (в том числе и наизусть) . Устно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Уметь давать характеристику героям. | Беседа, выразительное чтение |
22, 23 | В.Ф.Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». | Самостоятельно искать сведения о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя).. Выразительно читать произведения. Устно отвечать на вопросы(с использованием цитирования). Давать нравственную оценку героям произведения, Письменную характеристику героям. Составлять устный (письменный) ответ на проблемный вопрос. | Рассказ учителя, анализ текста |
24 | В.Ф.Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». Характер героини повести. | Заполнение таблицы | |
25 | Портрет героя художественного произведения. | Словарная работа, творческие задания | |
26, 27 | Р/р. Творческая работа «Страницы из дневника…». Создание портретной зарисовки, пейзажа или отрывка из дневника. | Творческие задания | |
28 | А.С.Пушкин. Лирика дружбы .Анализ работы | Самостоятельно искать сведения о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя).. Выразительно читать произведения. Устно отвечать на вопросы(с использованием цитирования). Выявлять в стихотворениях их жанровые особенности. | Выразительное чтение, беседа по вопросам |
29 | А.С.Пушкин. Послания близким, друзьям и родным. «К сестре». «К Пущину». «Послание к Юдину». «Товарищам». | Беседа по вопросам, викторина | |
30 | Р/р. Сочинение на тему «Пушкин-лицеист». | Индивидуальное творческое задание | |
31 | Гимн. Анализ сочинения | Групповая работа, анализ стихотворения | |
32 | Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Утес». «На севере диком». | Самостоятельно искать сведения о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя).. Выразительно читать произведения. Устно отвечать на вопросы(с использованием цитирования). Выявлять в стихотворениях их жанровые особенности. Различать образы лирического героя и автора в лирике. Выявлять художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка поэта и определять их художественную функцию. Работать со словарём литературоведческих терминов. | Коллективная работа, выразительное чтение |
33 | М.Ю.Лермонтов «Три пальмы». Эпиграмма. Средства художественной выразительности. | Беседа по вопросам, словарная работа | |
34 | М.Ю.Лермонтов «Панорама Москвы». | Групповая, заполнение таблицы | |
35, 36 | И.С.Тургенев «Бежин луг». Содержание очерка, выборочное чтение. | Самостоятельно искать сведения о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя). Выразительно читать фрагменты и рецензировать. Устно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-художественное содержание. Давать нравственную оценку героям произведения. Письменно (устно) характеризовать героев. Составлять устный (письменный) ответ на проблемный вопрос. Работать со словарём литературоведческих терминов. Различать образы рассказчика и автора-повествователя. | Коллективная, беседа, выборочное чтение |
37, 38 | Пейзаж в очерке И.С.Тургенева «Бежин луг». | Коллективная, беседа, составление плана | |
39 | Герои рассказа «Бежин луг». | Работа в парах, составление таблицы | |
40, 41 | Р/р. Речевая характеристика литературного героя. Сочинение монолога. | Творческое задание | |
42, 43 | Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети». Анализ работы | Самостоятельно искать сведения о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя). Устно рассказывать о писателе. Выразительно читать фрагменты. Различать виды пересказов. Устно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Составлять устную и письменную характеристику героев. Различать образы рассказчика и автора-повествователя. Анализировать формы выражения авторской позиции. | Групповая, анализ текста |
44 | Н.А.Некрасов. «Школьник». Герой художественного произведения и его имя. | Беседа, выразительное чтение наизусть | |
45, 46 | Л.Н.Толстой. Факты биографии писателя. «Отрочество». | Самостоятельно искать сведения о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя). Выразительно читать фрагменты и рецензировать. Устно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-художественное содержание. Давать нравственную оценку героям произведения. Письменно (устно) характеризовать героев. Составлять устный (письменный) ответ на проблемный вопрос. Работать со словарём литературоведческих терминов. Различать образы рассказчика и автора-повествователя. | Чтение и анализ, составление плана |
47 | Творческой работе по творчеству Л.Н.Толстого | Индивидуальная | |
48 | Герой автобиографической повести Л.Н.Толстого «Отрочество». Анализ работы | Коллективная, заполнение таблицы | |
49 | Ф.М.Достоевский. «Мальчики» из романа «Братья Карамазовы». | Самостоятельно искать сведения о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя). Выразительно читать фрагменты и рецензировать. Устно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-художественное содержание. Давать нравственную оценку героям произведения. Письменно (устно) характеризовать героев. Составлять устный (письменный) ответ на проблемный вопрос. Работать со словарём литературоведческих терминов. | чтение и анализ, беседа по вопросам |
50 | Сатирический рассказ А.П.Чехова «Хамелеон». | Самостоятельно искать сведения о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя).. Выразительно читать произведения. Устно отвечать на вопросы(с использованием цитирования). Работать со словарём литературоведческих терминов. | Беседа, выразительное чтение |
51 | А.П.Чехов. «Толстый и тонкий». Герой и сюжет. | Коллективная, словарная работа | |
52 | Н.Г.Гарин-Михайловский. «Детство Темы». Глава «Экзамены». Поступок героя и характер. | Самостоятельно искать сведения о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя).. Выразительно читать произведения. Устно отвечать на вопросы(с использованием цитирования). | Групповая, беседа, анализ текста |
53 | Р/р. Творческая работа по описанию природного явления. | Участвовать в коллективном диалоге. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-художественное содержание. Давать нравственную оценку героям произведения. Письменно (устно) характеризовать героев. Составлять устный (письменный) ответ на проблемный вопрос. Работать со словарём литературоведческих терминов | Индивидуальное творческое задание |
54 | Проверочная работа по произведениям писателей 19 века о подростках | викторина | |
55, 56 | Т.Х.Уайт «Свеча на ветру» Анализ работы | Устно рассказывать о писателях на основе поиска материалов о них с использованием справочной литературы и ресурсов интернета (под руководством учителя). Выразительно читать фрагменты произведений. Использовать различные виды пересказов. Анализировать различные формы выражения авторской позиции. Устно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Устно и письменно характеризовать героев. | Чтение и анализ, составление плана, беседа |
57, 58 | М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна». | Устно рассказывать о писателях на основе поиска материалов о них с использованием справочной литературы и ресурсов интернета (под руководством учителя). Выразительно читать фрагменты произведений. Использовать различные виды пересказов. Анализировать различные формы выражения авторской позиции. Устно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Устно и письменно характеризовать героев. | Коллективная, беседа, рассказ учителя |
59 | Сюжет романа Марка Твена «Приключения Гекельберри Финна» | Беседа, словарная работа | |
60 | Сопоставительная характеристика героев романа «Приключения Гекельберри Финна» | Работа в парах, заполнение таблицы | |
61 | М.Твен и приключения Гека Финна. | Коллективная, беседа по вопросам | |
62 | Приключенческие произведения Ж. Верна. | Самостоятельно искать сведения о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов интернета (под руководством учителя).. Выразительно читать произведения. Устно отвечать на вопросы(с использованием цитирования). | Беседа, анализ текста |
63, 64 | Ж.Верн. Герои романа «Таинственный остров» | Работа в парах, чтение и анализ | |
65 | О.Уайльд «Кентервильское привидение». | Устно рассказывать о писателях на основе поиска материалов о них с использованием справочной литературы и ресурсов интернета (под руководством учителя). Выразительно читать фрагменты произведений. Использовать различные виды пересказов. Анализировать различные формы выражения авторской позиции. Устно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Устно и письменно характеризовать героев. | Групповая, словарная работа, чтение и анализ |
66 | О.Уайльд. Герои рассказа «Кентервильское привидение». | Групповая, беседа по вопросам | |
67 | Особенности жанра рассказа «Кентервильское привидение». | Коллективная, составление плана | |
68 | Герой среди героев. Урок-практикум. | Беседа | |
69 | Роль книги в 21 веке | Строить монологическое высказывание на основе поиска материалов с использованием справочной литературы и ресурсов интернета (под руководством учителя). | Беседа, работа в группах |
70, 71 | М. Эндэ «Бесконечная книга» | Выразительно читать фрагменты произведений. Использовать различные виды пересказов. Анализировать различные формы выражения авторской позиции. Устно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Устно и письменно характеризовать героев. | Коллективная, словарная работа |
72 | А.Т.Аверченко. Рассказ «Смерть африканского охотника». | Устно рассказывать о писателях на основе поиска материалов о них с использованием справочной литературы и ресурсов интернета (под руководством учителя). Выразительно читать фрагменты произведений. Использовать различные виды пересказов. Анализировать различные формы выражения авторской позиции. Устно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Устно и письменно характеризовать героев. | Групповая, чтение и анализ |
73 | Автор и его герой в рассказе «Смерть африканского охотника». | Беседа по вопросам, анализ текста | |
74 | М.Горький. «Детство». | Выразительно читать фрагменты произведений. Использовать различные виды пересказов. Анализировать различные формы выражения авторской позиции. Устно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Устно и письменно характеризовать героев. | Рассказ учителя, беседа, словарная работа |
75 | Жизнь как «суровая сказка» в повести «Детство» | Беседа и анализ текста | |
76, 77, 78 | А.С.Грин. «Гнев отца». | Устно рассказывать о писателях на основе поиска материалов о них с использованием справочной литературы и ресурсов интернета (под руководством учителя). Выразительно читать фрагменты произведений. Использовать различные виды пересказов. Анализировать различные формы выражения авторской позиции. Устно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Устно и письменно характеризовать героев. | Работа в парах, чтение и анализ текста |
79. 80 | К.Г.Паустовский. «Повесть о жизни». | Устно рассказывать о писателях на основе поиска материалов о них с использованием справочной литературы и ресурсов интернета (под руководством учителя). Выразительно читать фрагменты произведений. Использовать различные виды пересказов. Анализировать различные формы выражения авторской позиции. Устно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Устно и письменно характеризовать героев. | Коллективная, чтение, работа по вопросам |
81. 82 | Главы из «Повести о жизни» К.Г.Паустовского. | Коллективная, словарная работа | |
83, 84 | Читатель-подросток и мир вокруг. Закрепление изученного, актуализация знаний. | Анализировать различные формы выражения авторской позиции. Устно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Устно и письменно характеризовать героев. | Творческое задание |
85 | Ф. Искандер. Рассказ «Чик и Пушкин». | Выразительно читать фрагменты произведений. Использовать различные виды пересказов. Анализировать различные формы выражения авторской позиции. Устно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Устно и письменно характеризовать героев. | Коллективная, беседа, чтение и анализ |
86 | Р/р. Герой и автор. Сочинение. | Анализировать различные формы выражения авторской позиции. Устно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Устно и письменно характеризовать героев. | Индивидуальная |
87, 88 | Немного о школьных инсценировках. Анализ сочинения | Устно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Уметь давать характеристику героям. | Коллективная, игра-импровизация |
89 | Б. Таркинтон «Приключения Пенрода» | Устно рассказывать о писателях на основе поиска материалов о них с использованием справочной литературы и ресурсов интернета (под руководством учителя). Выразительно читать фрагменты произведений. Использовать различные виды пересказов. Анализировать различные формы выражения авторской позиции. Устно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Устно и письменно характеризовать героев. | Коллективная, словарная работа, чтение и анализ |
90, 91 | Родная природа в стихах русских поэтов. И.А.Бунин. | Самостоятельно искать материалы о биографии и творчестве поэтов с использованием справочной литературы и ресурсов интернета (под руководством учителя). Выразительно читать стихотворения (в том числе наизусть) и рецензировать. | Работа в парах, выразительное чтение |
92 | Стихи А.А.Блока о родной природе. | Групповая, чтение наизусть, анализ и оценивание | |
93 | Стихи К.Д.Бальмонта о родной природе. | Коллективная, индивидуальная | |
94 | Б.Л.Пастернак. «Июль». | Словарная работа, чтение и анализ | |
95 | Р/р. «Красота Земли – вещь священная». | Групповая, творческое задание | |
96 | Великая Отечественная война в воспоминаниях и произведениях литературы. | Самостоятельно подготовить рассказы о поэтах-фронтовиках. Выразительно читать стихотворения (в том числе наизусть) и рецензировать. Устно отвечать на вопросы (с использованием цитирования). Участвовать в коллективном диалоге. Различать образы лирического героя и автора. Выявлять роль изобразительно -выразительных средств. | Групповая, беседа, чтение и анализ |
97, 98 | К.Симонов «Сын артиллериста». | Коллективная, чтение и анализ | |
99 | М.Лисянский «Моя Москва» | Чтение наизусть | |
100 | Игра «Что? Где? Когда?» | Анализировать и корректировать полученную информацию. | коллективная |
101. 102 | Читательская конференция. Обобщение изученного. | Коллективная |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Курдюмова, Т. Ф. Литература : программа для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. - М. : Дрофа, 2012.
- Курдюмова, Т. Ф. Литература. 6 класс : учебник-хрестоматия : в 2 ч. - 12-е изд., стереотип. / Т. Ф. Курдюмова. - М. : Дрофа, 2012.
- Курдюмова, Т. Ф. Литература. 6 класс : методические рекомендации / Т. Ф. Курдюмова. - М.: Дрофа, 2009.
Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:
- Харитонова, О. Н. Сборник литературных игр для учащихся 5-9 классов / О. Н. Харитонова. - М. : Феникс, 2010.
- Финтисова О.А.Литература: 6 кл.: Поурочные планы по учебнику Т.Ф. К / Финтисова О.А. – Волгоград: Учитель, 2007.М
- Ерёмина О.А. Уроки литературы в 6 классе. Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2008.
- Литература 6 класс. Проверочные работы. С., Лицей, 2007.
Список литературы для учащихся
- Курдюмова, Т. Ф. Литература. 6 класс : учебник-хрестоматия : в 2 ч. - 12-е изд., стереотип. / Т. Ф. Курдюмова. - М. : Дрофа, 2010
- Мещерякова, М. И. Литература в таблицах и схемах / М. И. Мещерякова. - М. : Айрис-Пресс, 2009.
- Литературы: справочные материалы: Кн для учащихся/ Л64 с.в. Тураев, л.и. Тимофеев, К.Д. Вишневский и др..- М.: Просвещение, 1989. – 335 с.
- Русские писатели. Библиографический словарь. (В 2ч.) Редкол.: Б.Ф. Егоров и др.; Под ред. П.А. Николаева._ М.: Просвещение, 1990.
- Три века русской поэзии/ Сост. Н.В. Банников._ 3-е изд..- М.: Просвещение, 2010.
Интернет-ресурсы
http://matyuhin-songs.narod.ru - песни на стихи русских и зарубежных поэтов (А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бродского, С. Есенина, Н. Рубцова, Г. Лорки и др.) в исполнении Александра Матюхина
http://gold.stihophone.ru - архив образцов искусства художественного чтения. Голоса великих русских поэтов в mp3: Мандельштама, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Бунина, Блока, Бродского. Профессиональное актёрское исполнение известных артистов театра и кино
http://public-library.narod.ru - Публичная электронная библиотека. Произведения А.Блока, М.Булгакова, Н.В.Гоголя, А.Гриневского (Грина), И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского, С.Есенина, М.Ю.ЛермонтоваА.С.Пушкина, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, А.А.Фета, А.П.Чехова
Стихи России - Сайт для тех, кто любит стихи от классики до современности.
http://www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» - полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научным исследованиям и историко-биографическим работам. Произведения А.С.Пушкина, К.Н.Батюшкова, А.С.Грибоедова, Е.А.Боратынского, Ф.И.Тютчева, И.А.Гончарова, Н.В.Гоголя, С.А.Есенина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, М.А.Шолохова, А.П.Чехова. Фонотека (романсы, песни)
Русская живопись - обширнейший материал о русской живописи. Информацию о русских художниках начиная с древности и до наших дней. Приведены биографии художников и их наиболее значительные работы.
Я иду на урок литературы - материалы к урокам литературы
В мире мудрых мыслей - высказывания великих людей от древности до современности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Литература Бурятии" с разработкой урока "Притчи Р. Номтоева"
Рабочая программа элективного курса "Литература Бурятии" для учащихся 8 класса с разработкой урока "Притчи Ринчена Номтоева, просветитиеля, ученого, философа". Работа заняла II место в республиканском...
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов
Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...
Рабочая программа «Литература» для 5 класса .УМК «Литература» для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.
Рабочая программа «Литература» для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Федеральный базисный учебный план (2004) и П...
Рабочая программа. Литература. 9 класс. Программа В.Я.Коровиной.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основыва...
Рабочая программа "Литература. 7 класс" (в соответствии с программой В.Я. Коровиной)
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. К...
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
Рабочие программы.Литература. Литература Бурятии
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы Бурятии и составлена на основе авторской программы «Наши духовные ценности» Санжадаевой Галины Сампиловны «Тоонто нюта...