Презентации к урокам русского языка
презентация к уроку по русскому языку на тему
Компьютер дополняет урок, но не заменяет учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Фонетика. Согласные звуки | 441.58 КБ |
А.П.Чехов "Тоска" | 602.85 КБ |
Фонетика. Согласные звуки | 441.58 КБ |
Зачет по теме "Причастие" | 2.43 МБ |
Строение сложноподчиненного предложения | 1.93 МБ |
И.С.Тургенев "Бирюк" | 1.14 МБ |
Проверь себя. Синтаксис. 5 класс | 162.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Побеседуем! Произнесите звук Ш Слышится только шум А теперь произнесите звук Ж. Что вам пришлось подключить, чтобы получился этот звук? Конечно, голос Ш Ш Ш Ш
Понаблюдаем! Проверим звуки на шум и голос Произнесите звук К. Услышали голос? Нет А теперь подключите голос. Что получится? Г Теперь произнесите звук Б А теперь выключите голос. Что получилось? П
А теперь понаблюдаем за органами речи Что делают ваши губы, если мы произносим звуки В и Ф? Верхние зубы касаются нижней губы А что происходит с голосом? Он то есть, то его нет
Звуки Гласные Согласные Участвует только голос Участвует шум Участвует шум и голос Глухие Звонкие
С О Г Л А С Н Ы Е ЗВОНКИЕ ГЛУХИЕ Б В Г Д Ж З П Ф К Т Ш С
Из стихотворного отрывка выпишите вначале все звонкие, а затем – все глухие, которые входят в одну из пар, живущих в доме Ветер осенний в лесах подымается Шумно по чащам идёт. Мёртвые листья срывает и весело В бешеной пляске несёт Звонкие: В, Д, Б; Глухие: Т, С, Ш, П, К
Есть звонкие одиночки Поселите их в наш дом согласных. На каком этаже они будут жить? Комнаты под ними будут пустыми: ведь у них нет глухой пары, они всегда звонкие.
Есть и глухие одиночки Поселите их на первый этаж, где живут глухие согласные. Вам ясно, что комнаты над ними пустуют: у них нет звонкой пары.
Выпишите из стихотворения слова, в которых есть только звонкие согласные Целый месяц Под дождём Мокнет Крыша Мокнет Дом, Мокнут листья И цветы, Мокнут лужи И зонты, Мокнут парки И поля, Мокнет мокрая Земля, И далёко от земли Мокнут В море Корабли. (В. Левин) Дождём, дом, лужи, земля, море
Выпишите из стихотворных строчек слова, в которых есть только глухие согласные У папы три капли упали со шляпы. Кошка согрела озябшие лапы. (В. Левин) Папы, кошка
Перепишите слова в следующем порядке: сначала те, в которых есть только глухие согласные, потом те, в которых только звонкие, и, наконец, те, в которых есть и звонкие, и глухие. Петушок, гребешок, травинка, бровинка , голова, борода, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка, копыто, ириска, сосиска, домовой, огороды, колокольчики Петушок, катушка, пятка, копыто, сосиска Голова, борода, грива, домовой, огороды Гребешок, травинка, бровинка , кадушка, лягушка, ириска, колокольчики
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Тоска» (1886) - более поздний рассказ. Чехова с первых дней литературной деятельности всё больше привлекает заурядный поток жизни.
Старый извозчик Иона Потапов
Задание: Заполните таблицу. Какие приемы использует автор, чтобы передать душевное состояние героя? (пейзаж, портрет, речь) Обучающиеся работают с текстом. Ответы озвучивают и заносят в таблицу Пейзаж Портрет Портрет отсутствует, автор описывает внутреннее состояние Ионы (внутренний портрет ) Речь
Пейзаж Петербург, вечерние сумерки, снег, крыши домов, фонарь, улицы, уличная суматоха, снующие люди, Полицейский мост, лошади, извозчики- город глазами автора. Омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей- город глазами лошаденки Ионы. (урбанистический пейзаж- городской пейзаж) На фоне городского пейзажа раскрываются душевные переживания героя. Портрет Портрет отсутствует, автор описывает внутреннее состояние Ионы (внутренний портрет ) Детали: поза, поведение. Поза: он согнулся, насколько только можно согнуться живому телу, сидит и не шевельнется, признаком неподвижности извозчика служит сравнение бел, как привидение , вздрагивает, чмокает губами, вытягивает по- лебединому шею, ерзает, тыкает в стороны локтями и водит глазами, как угорелый, словно не понимает, где он и зачем он здесь, глаза тревожно и мученически бегают по толпам, он выпрямляется, встряхивает головой, словно почувствовал острую боль, ему невмоготу Речь Речь главного героя мы слышим 5 раз. И все время он кривит рот и напрягает горло, прежде чем сказать: «А у меня на этой неделе… тово …сын помер!» Бормочет: « А кто ж его знает! Должно, от горячки…Три дня полежал в больнице и помер… Божья воля!» Получив подзатыльник, смеется и говорит: «Веселые господа… дай Бог здоровья!» К молодому извозчику обращается: «Милый!...» А лошади говорит: «Так –то, брат, кобылочка …Нету Кузьмы Ионыча …» Заместо того, чтоб ко мне идтить , она к сыну...( употребление устаревшей лексики указывает на возраст, место жительства и отсутствие образования главного героя- приехал в Петербург из деревни) Задание: Заполните таблицу. Какие приемы использует автор, чтобы передать душевное состояние героя? (пейзаж, портрет, речь) Обучающиеся работают с текстом. Ответы озвучивают и заносят в таблицу
Задание: Найдите значения неизвестных вам слов (урбанистический пейзаж, снующие, невмоготу) Урбанистический — городской Словарь русских синонимов. урбанистический см. городской Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов Сновать - торопливо двигаться туда и сюда Пример: Народ снует по улице. (Толковый словарь С.И.Ожегова) Невмоготу - оценка какого-либо состояния как непосильного, нестерпимого (по словарю Ефимовой) Невмоготу - нет никаких сил, возможности делать что- нибудь ( по словарю Ожегова) Невмоготу - нет сил терпеть, совсем нет возможности (по словарю Ушакова)
Задание: Найдите лексическое значение слова «ТОСКА». Из «Словаря живого великорусского языка В.И.Даля: «ТОСКА (теснить?) стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, скука, горе, печаль, нойка сердца, скорбь»
Опять он одинок, и опять наступает для него тишина.. Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь ещё с большей силой. Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не найдётся ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не замечая ни его, ни тоски…Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и вылейся из нее тоска, так она бы , кажется, весь свет залила, но тем не менее ее не видно. Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем. Иона отъезжает на несколько шагов, изгибается и отдается тоске… Обращаться к людям он считает уже бесполезным. Но не проходит и пяти минут, как он выпрямляется, встряхивает головой, словно почувствовал острую боль, и дергает вожжи… Ему невмоготу…
Время, периодичность появления тоски Утихшая ненадолго тоска. (Эпитет) Появляется вновь. антитеза Качество Распирает грудь. (гипербола) Приносит острую боль. Ему невмоготу Границы тоски Громадная, не знающая границ (гипербола) Вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но, тем не менее, ее не видно (метафора- гипербола) Сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем...(литота) Задание: Найдите в данном фрагменте рассказа характеристики тоски и запишите их в таблицу.
Средства связности текста: Полные лексические повторы: тоска - тоска , опять – опять (дважды опять переходит во всегда ); Парадигматические повторы: тоски, тоска, тоске; по толпам- толпы; бегают - бегут Семантические повторы: глаза тревожно и мученически бегают по толпам, изгибается и отдается тоске, выпрямляется, встряхивает головой, словно почувствовал острую боль; отъезжает, дергает вожжи Лексико-грамматические повторы: один – одинок; Фонетические повторы: аллитерация (повторение шипящих звуков): исчезающим, тишина, утихшая, еще, с большей, тревожно, мученически, снующим, тысяч, выслушал, знающая, кажется, не увидишь, решает, час, спрашивает, чего, проезжай, отъезжает, шагов, обращаться, считает, вожжи; они создают эффект тихой разъедающей боли, доводящей до состояния НЕВМОГОТУ Лексические замены: душа Ионы = ничтожная скорлупа; Синонимические: толпы - тысячи людей, громадная - не знающая границ
Морфолого - синтаксические замены:1-2п- Иона, 2-3-он, 3- 4- тишина-тоска, 4-5-другие- Иона-он либо тоска-она . Синтаксическая замена: лопни грудь, вылейся тоска; Видо-временные формы глаголов: глаголы настоящего времени, несовершенного вида (оборачивается – вздыхает – заявляет – глядит – наступает – появляется – распирает – бегают – бегут – видит – решает – спрашивает – отъезжает – изгибается – отдается – считает – не проходит – выпрямляется – встряхивает – дергает);
ПАДАЕТ СНЕГ Падает снег, падает снег - Тысячи белых ежат... А по дороге идет человек, И губы его дрожат. Мороз под шагами хрустит, как соль, Лицо человека - обида и боль, В зрачках два черных тревожных флажка Выбросила тоска. Измена? Мечты ли разбитой звон? Друг ли с подлой душой? Знает об этом только он Да кто-то еще другой. Случись катастрофа, пожар, беда - Звонки тишину встревожат. У нас милиция есть всегда И "Скорая помощь" тоже. А если просто: падает снег - И тормоза не визжат, А если просто идет человек И губы его дрожат? А если в глазах у него тоска- Два горьких черных флажка? Какие звонки и сигналы есть, Чтоб подали людям весть?! И разве тут может в расчет идти Какой-то там этикет, Удобно иль нет к нему подойти, Знаком ты с ним или нет? Падает снег, падает снег, По стеклам шуршит узорным. А сквозь метель идет человек, И снег ему кажется черным... И если встретишь его в пути, Пусть вздрогнет в душе звонок, Рванись к нему сквозь людской поток. Останови! Подойди! Эдуард Асадов
Кому повем печаль мою?... — Жуешь? — спрашивает Иона свою лошадь, видя ее блестящие глаза. — Ну, жуй, жуй... Коли на овес не выездили, сено есть будем... Да... Стар уж стал я ездить... Сыну бы ездить, а не мне... То настоящий извозчик был... Жить бы только... Иона молчит некоторое время и продолжает: — Так-то, брат кобылочка ... Нету Кузьмы Ионыча ... Приказал долго жить... Взял и помер зря... Таперя , скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать... И вдруг, скажем, этот самый жеребеночек приказал долго жить... Ведь жалко? Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина... Иона увлекается и рассказывает ей всё...
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Побеседуем! Произнесите звук Ш Слышится только шум А теперь произнесите звук Ж. Что вам пришлось подключить, чтобы получился этот звук? Конечно, голос Ш Ш Ш Ш
Понаблюдаем! Проверим звуки на шум и голос Произнесите звук К. Услышали голос? Нет А теперь подключите голос. Что получится? Г Теперь произнесите звук Б А теперь выключите голос. Что получилось? П
А теперь понаблюдаем за органами речи Что делают ваши губы, если мы произносим звуки В и Ф? Верхние зубы касаются нижней губы А что происходит с голосом? Он то есть, то его нет
Звуки Гласные Согласные Участвует только голос Участвует шум Участвует шум и голос Глухие Звонкие
С О Г Л А С Н Ы Е ЗВОНКИЕ ГЛУХИЕ Б В Г Д Ж З П Ф К Т Ш С
Из стихотворного отрывка выпишите вначале все звонкие, а затем – все глухие, которые входят в одну из пар, живущих в доме Ветер осенний в лесах подымается Шумно по чащам идёт. Мёртвые листья срывает и весело В бешеной пляске несёт Звонкие: В, Д, Б; Глухие: Т, С, Ш, П, К
Есть звонкие одиночки Поселите их в наш дом согласных. На каком этаже они будут жить? Комнаты под ними будут пустыми: ведь у них нет глухой пары, они всегда звонкие.
Есть и глухие одиночки Поселите их на первый этаж, где живут глухие согласные. Вам ясно, что комнаты над ними пустуют: у них нет звонкой пары.
Выпишите из стихотворения слова, в которых есть только звонкие согласные Целый месяц Под дождём Мокнет Крыша Мокнет Дом, Мокнут листья И цветы, Мокнут лужи И зонты, Мокнут парки И поля, Мокнет мокрая Земля, И далёко от земли Мокнут В море Корабли. (В. Левин) Дождём, дом, лужи, земля, море
Выпишите из стихотворных строчек слова, в которых есть только глухие согласные У папы три капли упали со шляпы. Кошка согрела озябшие лапы. (В. Левин) Папы, кошка
Перепишите слова в следующем порядке: сначала те, в которых есть только глухие согласные, потом те, в которых только звонкие, и, наконец, те, в которых есть и звонкие, и глухие. Петушок, гребешок, травинка, бровинка , голова, борода, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка, копыто, ириска, сосиска, домовой, огороды, колокольчики Петушок, катушка, пятка, копыто, сосиска Голова, борода, грива, домовой, огороды Гребешок, травинка, бровинка , кадушка, лягушка, ириска, колокольчики
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проверка домашнего задания Словарный диктант №21
Словарная работа. Объясните лексическое значение слов Комментарий Комментатор Популярный объяснение, толкование какого-нибудь текста; рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-либо человек, дающий комментарий знаменитый, известный всем, модный
Расставьте знаки препинания в предложении (устно) 1. «Слово о полку Игореве» уникальное художественное произведение повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли.
Проверьте себя: 1. «Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение , повествующее о воинских подвигах русичей в защиту родной земли. Переделайте это предложение так, чтобы оно стало СПП. Запишите, подчеркните грамматические основы. Поставьте вопрос от главной части к придаточной. Начертите схему.
Проверьте себя: 1. «Слово о полку Игореве» - уникальное художественное произведение , которое повествует о воинских подвигах русичей в защиту родной земли. [ ___ - === ] , ( которое === ). ========== =======
Расставьте знаки препинания в предложении (устно) 2. Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений и автор «Слова» призывает к сплочению всех русских князей.
Проверьте себя: 2. Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений , и автор «Слова» призывает к сплочению всех русских князей. Составьте схему предложения. Замените его СПП с придаточным, отвечающим на вопросы ПОЧЕМУ? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ?
Проверьте себя: 2. Над Русью нависла грозная опасность новых разрушительных вторжений , поэтому автор «Слова» призывает к сплочению всех русских князей. [ === ___ ] , и [ ___ === ] .
Расставьте знаки препинания в предложении (устно) 3. Когда княжеские распри доходили до кровопролитных войн кочующие племена половцев особенно часто совершали набеги на русские земли.
Проверьте себя: 3. Когда княжеские распри доходили до кровопролитных войн , кочующие племена половцев особенно часто совершали набеги на русские земли. Составьте схему предложения (Когда ____ ==== ), [ ____ ==== ] .
Расставьте знаки препинания в предложении (письменно) 4. Автор «Слова» обращаясь к князьям от которых зависела судьба Руси призывал их к объединению.
Проверьте себя: 4. Автор «Слова» , | обращаясь к князьям | , от которых зависела судьба Руси , призывал их к объединению. ====== ===== _ . _ . _ . _ . _ . _ . _ . Начертите схему предложения. Поставьте вопрос от главной части к придаточной. [ ___ , | _ . _ . _ | , ( от которых === ___), === ] . Каким членом предложения является союзное слово КОТОРЫЙ?
Ответьте на вопросы: По каким признакам можно определить, что предложение СПП? От одной части к другой ставится вопрос Каковы средства связи придаточных с главным? Интонация, союзы и союзные слова
Конструирование предложений, составление схем Дописать предложение Солнце появляется из-за горизонта… Вставив обособленный оборот после союза И, связывающего однородные члены Вставив обособленный оборот после союза И, связывающего простые предложения Употребив его в качестве придаточного с любым из слов КОГДА, ЕСЛИ, ПОТОМУ ЧТО
Домашнее задание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема и проблема урока Тема: комплексный анализ прозаического текста на примере рассказа И.С.Тургенева «Бирюк». Проблема: Как проявляется характер человека через его портретное описание, интерьер его жилища, через отношение героя к природе и людям.
«…главное назначение художника… - вносить в общество и мир отсутствующую в них гармонию, умиротворять души и отношения людей…» (В.А.Недзвецкий) Иван Сергеевич Тургенев
Викторина * Названием какой птицы наименован город, в котором родился И.С. Тургенев? * В каком произведении, название которого составлено из двух одинаковых слогов, Тургенев ярко изобразил свою мать- помещицу? * Что явилось предлогом и истинной причиной ссылки И.С. Тургенева в село Спасское? * Назовите первый печатный рассказ из серии «Записки охотника». * Какой лесник пожалел вора, бедного крестьянина, кравшего барский лес, и отпустил его? * Имя какого героя является названием маленького зверька?
Сюжет – основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности (то есть в той последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения). Фабула – расположение основных событий (эпизодов) литературного произведения в их хронологической последовательности. Сюжет и фабула
Композиция – построение художественного произведения, расположение его частей в определенной системе и последовательности; способы соединения образов и совокупность всех средств их раскрытия; это внутренняя организация, единая целостная система определенных форм или способов художественного изображения. Композиция
Портрет героя Портрет героя – изображение в произведении внешности персонажа (включая его одежду, походку, жестикуляцию и т. п.). В портрете отражаются характер героя, его душевные качества и социальные условия его жизни.
Интерьер Интерьер – часть изображенного мира художественного произведения, литературное описание внутреннего убранства какого-либо помещения. Используется для косвенной характеристики персонажа
Пейзаж Пейзаж – изображение в художественной литературе картин живой и мертвой природы; пейзаж может быть описанием места действия, но чаще он выполняет эмоционально-психологическую функцию, создает определенное, нужное автору настроение.
Конфликт – художественно выраженное противопоставление, столкновение, противоборство, противоречие, важное для раскрытия содержания произведения. Конфликт – это основа произведения, ему подчиняется развитие сюжета. Конфликт может быть внешним и внутренним. Конфликт
И. С. Тургенев «Бирюк» По горизонтали: 5. Что до половины закрывало «суровое и мужественное лицо» лесника? 6 . Глиняный сосуд, из тех, что стояли возле печки. 8. Углубление, выбитое тележными колесами. 9. Хриплый, сопящий звук, который изредка издавала рысистая кобыла, бежавшая по дороге. 11. Длинная палка, к концу которой была привязана люлька, висевшая «на самой середине избы». 12. Брус в нижней части дверного проема, на котором показалась девочка с фонарем в руке. 14. «У Кобыльева Верху дерево рубят,— прибавил он на ... мой вопрошающий взор». 15. Бутылочка с соской для кормления младенцев, которую Бирюк передал девочке, чтобы успокоить плачущего ребенка. 18. Промысел, с которого возвращался рассказчик, когда был, застигнут в лесу грозой. 20. Кирпичное сооружение в доме лесника. 21. Огромное лиловое облако, которое медленно поднималось из-за леса. 22. Две жерди, служащие для запряжки лошадей. 24. Пламя, которое тускло светило «из одного окошечка». 25. «Мне навстречу неслись длинные серые ...». По вертикали: 1. Переносной осветительный прибор. 2. Солнечный или тепловой. 3. Имя героя. 4 . Часть телеги. 7. Обитатель леса. 10 . Название забора. 11. Воротник. 12. Часть человеческого тела. 13 . Атмосферное явление. 16. Предмет для колки дров. 17. Средство для перевозки тяжести с помощью лошади. 19. Рассказы, впечатления, заметки. 22. Большая хищная птица. 23. Деревенский дом.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Какие слова не являются словосочетанием? День и ночь Заглянуть в будущее Автор статьи Карие глаза
Выпишите глагольное словосочетание На лесной опушке Твой взгляд Пришла весна Сдал зачёт
Выпишите грамматическую основу предложения Скоро звёзды тихим светом упадут на дно реки.
Выпишите распространённое предложение 1. Жили-были дед да баба. 2. Идёт лиса, прислушивается, присматривается. 3. Кот спас петушка. 4. Три мудреца переглянулись.
Укажите предложение, в котором есть все второстепенные члены Лица моего коснулись ветки берёзы. Белка там живёт ручная. Пушки с пристани палят. Выстроил царевич хрустальный дворец на берегу.
Проверь себя День и ночь Сдал зачёт Звёзды упадут Кот спас петушка. Выстроил царевич хрустальный дворец на берегу.
Чего не хватает в этих загадках? Крыльями машет а улететь не может. Крупно дробно зачастил И всю землю напоил. Раскинулся золотой мост На семь сёл на семь вёрст. Щука хвостом махнула И лес погнула.
Сформулируйте по данным схемам правила постановки знаков препинания 1. , , 2. и 3. , а 4. , но
Объясните постановку запятых Крыльями машет , а улететь не может. Крупно , дробно зачастил И всю землю напоил. Раскинулся золотой мост На семь сёл , на семь вёрст. Щука хвостом махнула И лес погнула.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к урокам русского языка "Русский язык в таблицах"
Данная презентация предназначена для повторения и изучения материала по орфографии в 5-6 классах. Этот материал можно использовать в виде орфографических пятиминуток на уроках русского язык...
" Словари русского языка" ( Презентация к уроку русского языка в 5 классе по программе Разумовской М. М.)
Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме " Словари русского языка". В ней рассказывается о типах словарей, даны примеры слов, знания закрепляются сразу же на практи...
Презентация к уроку русского языка по теме "Слово о русском языке" (10 класс)
Данная мультимедийная презентация может быть использована на вводном уроке русского языкав 10 классе по программе Н.Гольцовой....
План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
Данный конспект урока разработан для уч-ся 6 класса по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Презентация к уроку русского языка на тему"Значение уменьшительно-ласкательных суффиксов в русском языке"
Урок представлен как изучение употребления и правописания уменьшительно- ласкательных суффиксов в слове.Данный материал можно использовать в 5-6 классах. Урок является звеном общей темы "Словооб...
Презентация к уроку русского языка "Реформы орфографии в истории русского языка"
Материалы презентации будут полезны при закреплении раздела "Орфография" на уроках при углубленном изучения русского языка в 7 - 10 классах....