мое педагогическое эссе
материал на тему
Предварительный просмотр:
Моё педагогическое эссе
Я - учитель.
Я, Ильгузина Людмила Петровна – учитель чувашского языка и литературы первой квалификационной категории муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия-интернат №34» НМР РТ г. Нижнекамска.
Вроде бы, только вчера за мной, студенткой факультета чувашской филологии Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я.Яковлева закрылась университетская дверь, и я, радостная, полная самых добрых надежд, вступила на путь педагогической деятельности. Я – учитель, Учитель родного чувашского языка. Языка, который я впитала с молоком матери, её колыбельными песнями.
Мой родной язык, чувашский язык, относится к тюркской группе. Более трех тысяч лет формировался мой народ. Три древних народа считаются его предками. Из булгар, сувар и финноязычных племён появился чувашский народ.
В деле воспитания настоящего гражданина своей страны, мне кажется, учителю необходимо помнить: ребёнок должен любить и уважать свой родной язык, язык матери, язык своих предков.
Великий чувашский просветитель И.Я.Яковлев писал: «Материнский язык – величайшая из духовно-нравственных сил народа, главная его опора. Неограниченное применение родного слова в школе – первое, решающее условие народности образования, гуманности воспитания. Родной язык является не только свидетельством жизненности народа, но есть именно сама жизнь народа. Помните, что владеть сердцем народным вы сможете, только если не будете чуждаться языка народного». Чтобы быть хорошим учителем, я считаю, нужно любить то, что учишь и любить тех, кому преподаёшь.
Поэтому основным делом, которым я занимаюсь, стало - развивать и поддерживать любовь, прививать чувство гордости, глубокого уважения детей к своему родному языку.
На первом месте моего педагогического дела – родное слово. И судьба, и интеллект, и характер, и даже состояние здоровья – всё благодаря чувашскому языку, благодаря его богатству. «Я точно знаю, что я стал тем, кем я стал, в первую очередь благодаря родному языку»,– писал в своих трудах чувашский академик, великий этнопедагог Г.Н.Волков. Он отмечает величайшую роль народной педагогики в воспитании и обучении молодого поколения. Я полностью согласна с его взглядами и часто на своих уроках обращаюсь к традициям родного народа, к народному творчеству, где концентрируются и пересекаются тысячелетние духовные искания человечества, народов, людей. Академик Г.Н.Волков же говорит, что: «Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет личности, без личности – нет народа».
Я считаю себя ответственной за воспитание подрастающего поколения, их будущее. Ведь оттого, что привнесём мы в их чистые детские души, как научим уважать и любить свою малую родину, народ, наконец, свой язык, зависит их дальнейшая судьба, а, значит, и судьба народа. Я думаю, в жизни каждого человека был хороший, добрый, настоящий учитель, тот, который способен понять и простить, помочь поверить в свои силы и поддержать, с которым можно поделиться всем.
Национальный язык тесно связан с устным творчеством народа, народной культурой, её традициями. Букварь чувашского просветителя И.Я.Яковлева – это образец талантливого использования устного народного творчества, подлинно народная книга. Есть у народа песни-символы, характеризующие национальный облик. Есть главные песни, которые должен знать каждый человек. У чувашей это «Алран кайми» (гимн объединения), «Вĕç, вĕç, куккук» (песня благодароности), «Уй варринче» (песня одиночества, песня-раздумье).
Древние чувашские обычаи и традиции (почитание родителей, старших, трудолюбие, бескорыстная помощь женщинам и престарелым, защита обездоленных, деликатность, совестливость, терпеливость и т. п.) всегда были определяющими в воспитании детей. Это тот цементирующий материал, на котором держалась национальная культура, осуществлялось единение людей. В родном языке, соблюдении обычаев и традиций человек всегда черпал духовную силу, находил красоту. Лишь человек, умеющий ценить свой язык и культуру, в состоянии сознательно уважать и понимать культуру другого народа.
В народной педагогике родное слово стоит на недосягаемой высоте. Соответственно, и словесные средства обучения и воспитания. Пользуясь своим языком, я открываю детям мир. На уроках часто пользуюсь пословицами как средством народной педагогики. Пословицы – россыпи народной мудрости: «Вĕренни çутă, вĕренменни тĕттĕм» - «Ученье свет, а неученье тьма», «Ĕмĕр пурăн, ĕмĕр вĕрен» - «Век живи, век учись», «Ыр сăмах каланипе чĕлхе хăрса ÿкес çук» - «От доброго слова язык не отсохнет», «Иккĕн иккĕнех: лашине илсе кайсан та, çуни юлать» - «В единстве – сила: коня потеряли, зато сани отстояли», «Вăтанма пĕлни вăтăр пус, хĕрхенме пĕлни хĕрĕх пус» - «Стеснительность стоит тридцать копеек, а сочувствие – сорок копеек», «Ырă йывăç усал çимĕç кÿни çук» - «Хорошее дерево не приносит плохих плодов».
Считаю, что вера учителя в своего воспитанника, помноженная на волю и интеллект, творческое терпение и любовь, и являются, по сути, педагогической верой, составляющей основу педагогической мудрости. Творческое начало личности учителя передаётся внутренним движущим силам ученика, по-иному высвечивая педагогическое общение, которое при таком подходе способствует рождению равноправного диалога учителя и ученика, в основе которого – воспитание добротой и справедливостью; воспитание ответственностью и творчеством, воспитание жизнью.
Всегда творчески подхожу к подготовке к каждому уроку. Стремлюсь развить в учащихся творческие способности, умение правильно и лаконично говорить, для этого провожу различные конференции, литературные вечера, диспуты. Даю им возможность раскрыть свои таланты, почувствовать красоту, богатство, величие родного языка.
И.Я.Яковлев был глубоко убеждён, что интересы национального развития чувашского народа требуют постоянного укрепления дружбы с русским и другими народами. «Я поставил своей жизненной задачей служить делу сближения русского народа с одной из включённых в него историческими судьбами национальностей – чувашами». Я часто концентрирую внимание детей на этой мысли и стараюсь содействовать обучению не только родному языку, но и русского и других языков.
Как подчёркивал Яковлев, развитие речи на родном языке – это ключ к овладению знаниями, верный путь к сердцам детей и всего народа. Родной язык был, есть и будет важнейшим источником и средством формирования гармонично развитой личности.
Как безошибочно гласит древняя чувашская мудрость о смысле человеческой жизни: «Если хочешь, чтоб тебя помнили год – сей пшеницу, если хочешь, чтоб тебя помнили 10 лет – сажай дерево, а если хочешь, чтоб тебя помнили 100 лет – обучай народ». Да, я сею доброе, разумное, и думаю вечное. Возможно, именно мои слова станут для моих учеников главными и в становлении характера, и в выборе нравственных ценностей, и в поиске жизненного пути.
Моя профессия дает мне возможность «идти в ногу со временем».
В дело обучения и воспитания я вкладываю душу и сердце. Моя работа стала делом моей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое эссе
Педагогическое эссе. Передо мной чистый лист. Ему я должна доверить свои размышления. Написать всегда труднее, чем высказаться вслух. Очень много вопросов, на которые я хочу дать ответ себе...
Мое педагогическое Эссе
Эссе на тему: Мой предмет -Мое призвание...
Педагогическое эссе
Речь идет о моем родном башкирском языке, о том, что нужно обзятально знать родной язык....
Педагогическое эссе
Материал-размышление на тему "Я - учитель. Это значит"....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....
Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"
Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...
Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».
Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...