Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта
учебно-методический материал (5 класс)

Житаева Лариса Леонидовна

Представление собственного опыта учителя мокшанского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnoe_predstavlenieinnovatsionnogo_opyta.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического                  опыта

                                         учителя мокшанского языка

             МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №4»

                         Житаевой Ларисы Леонидовны

           

Педагогическая проблема – активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках мокшанского языка.

Стараюсь строить учебный процесс на любой ступени обучения так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, соответствующего Госстандарту образования по мокшанскому языку , привлекаю учащихся к участию в различного рода конкурсах и олимпиадах, развиваю интерес к предмету.

Работаю над темой самообразования «Формирование единого образовательного и воспитательного процесса на уроках мокшанского языка». Основные педагогические задачи:

1) дать учащимся качественное образование;

2) раскрыть способности, интеллектуальный, творческий, нравственный потенциал каждого ученика;

3) воспитывать у учащихся интерес к мокшанскому языку , стремление к грамотной речи, творческую и познавательную активность, создание настроя дальнейшего его изучения;

4) сформировать представление о языке как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края.

- Актуальность и перспективность опыта.

Изучению мордовских (мокша, зрзя) языков уделяется  большое внимание в республике, это заставило меня по-новому взглянуть на преподавание мокшанского языка. Поэтому в реализации педагогических задач для себя на первое место поставила привитие интереса к изучаемому предмету и воспитание учащихся. Так как мокшанский язык – это не только предмет изучения, но и средство обучения  другим предметам, то воспитание интереса к изучению мокшанского языка  способствует повышению эффективности многообразных воспитательных воздействий, ведущих к формированию всесторонне развитой личност

   В своей работе стараюсь формировать у детей интерес к  национальной культуре, расширять знания об истории мордвы, его обычаях и традициях, о великих людях мордовского народа, воспитывать гордость за свой народ, любовь к Родине, родному краю.

         Все это позволяет моим ученикам принимать активное участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня, а значит, способствует подготовке успешной творческой личности

- Концептуальность ( своеобразие  и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов)

                 Современное общество ставит перед учителем задачу развития личностно-значимых качеств школьника. Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа .В связи с этим новизна моего опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся в использовании  педагогических инноваций в процессе обучения, возрастных особенностей и психологии.

              Другим элементом новизны данного опыта является использование разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности, которые не являются традиционными в школе: проблемного обучения, поисковых, исследовательских, эвристических, информационно-коммуникационных методов обучения и др..Ис- пользование этих форм работы нацелено в большей степени на всестороннее многоплановое развитие личности ребенка, что обеспечивает развитие познавательного интереса и проявление творческих способностей детей.

                Моделирование содержания учебного материала строю на личном  опыте как учитель-словесник.

В своей профессиональной деятельности учитываю образовательные потребности детей, их индивидуальные способности. Подбираю дифференцированные задания с целью продвижения вперед и сильных, и слабых учащихся.Стараюсь заинтересовать детей в своем предмете, используя дополнительный материал. Провожу уроки-игры, уроки-спектакли, уроки-концерты, уроки-путешествия, использую  работу в группах, в парах, индивидуальную работу. Освоены игровые технологии, технологии уровневой дифференциации и тестовые технологии. Это способствует повышению уровня мотивации учащихся, дает возможность быстро оценивать уровень усвоения материала учащимися. Каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей.

Для подготовки к урокам активно применяю компьютерные программы Библиотека Школьника, Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel, ресурсы Интернета, детский журнал «Якстерь тяштеня»

- Наличие теоретической базы опыта.

          В последние годы появилось целый ряд исследований, посвященных проблеме способов организации учебной деятельности в процессе обучения. Деятельностный подход к структированию содержания образования во многом дополнил информационный способ построения содержания образования. Главным источником и предметом обучения является функция познавательной деятельности учащихся, ее результатом - знания и система способов и средств, с помощью которых усвоенная учебная научная и профессиональная информация может быть переведена на соответствующий уровень видов и типов профессиональной деятельности.

         Система обучения, основанная на психолого-педагогических идеях А.С. Макаренко  и других ученых дает положительный результат и представляет неограниченные возможности для сотворчества учителя  и ученика.

            Повторить новатора в своей работе невозможно, но можно, используя отдельные методические приемы, идти собственной дорогой.

             Группировка программного материала по определенным признакам позволяет учащимися сконцентрировать внимание на главном в учебном процессе, охватить одновременно значительный объем подлежащего усвоению материала, лучше осмыслить его в  проявившихся при группировке связях  и поэтому прочнее усвоить. Мне понравилась эта мысль, но вместе опорного конспекта я использую опорную таблицу обобщения и др. Таблица должна быть лаконичной, выразительной.

          Цепочка опорных обозначений стимулирует творческое начало, побуждают домысливать связи между составляющими языкового понятия, что всегда интереснее, чем считывание готовых правил.

           В тематическую опорную таблицу  может входить до 4-х и более автономных блоков-таблиц. Использование  таблиц улучшает качество восприятия учебного материала, высвобождает до одной третьей программного времени на многократное повторение и закрепление отдельных тем, на развитие устной и письменной речи.

Использую программы и методические  рекомендации по изучению мокшанского языка во2-4 классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся под редакцией А.И.Исайкиной.  Саранск, Министерство Образования Р.М., 2006г.

 «Программы по изучению мокшанского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (четвертый год обучения – 5 класс)». Рекомендовано к изданию  Министерством Образования Республики Мордовия .  Автор Рогожина В.Ф., доцент кафедры филологического образования МРИО, кандидат фолологических наук. Гришунина В.П. доцент кафедры мокшанского языка МГУ им. Н.П.Огарева, кандидат филологических наук. Саранск,2009г.

 «Программы по изучению мокшанского языка в школах с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся (пятый год обучения – 6 класс)». Рекомендовано к изданию  Министерством Образования Республики Мордовия .  Автор Рогожина В.Ф., доцент кафедры филологического образования МРИО, кандидат фолологических наук. Гришунина В.П. доцент кафедры мокшанского языка МГУ им. Н.П.Огарева, кандидат филологических наук. Саранск,2014г.

  Учебное пособие: «Мокшанский язык» 2 класс. первый год обучения. Учебное пособие для русскоязычных учащихся. Утверждено Республиканским экспертным советом при Министерстве образования Республики Мордовия. Саранск, Мордовское книжное издательство 2012 г. Авторы: А.И Исайкина, М.И.Малькина.

  Учебные пособия «Мокшанский язык» со 2-го по 4-й класс под редакцией А.И.Исайкиной, М.И.Малькиной;

  Учебное пособие «Мокшанский язык» 5 класс. Четвертый  год обучения для русскоязычных учащихся. Утверждено Министерством образования Р.М. Саранск, Мордовское книжное издательство 2010 г. Авторы: В.П.Гришунина, В.Ф.Рогожина.

  Учебное пособие «Мокшанский язык» 6 класс пятый  год обучения для русскоязычных учащихся. Утверждено Республиканским экспертным советом при Министерстве образования Республики Мордовия. Саранск, Мордовское книжное издательство 2012 г. Авторы:  В.Ф.Рогожина, В.П. Гришунина.

  Учебное пособие «Мокшанский язык» 7 класс шестой год обучения для русскоязычных учащихся. Утверждено Республиканским экспертным советом при Министерстве образования Республики Мордовия. Саранск, Мордовское книжное издательство 2014 г. Авторы:  В.Ф.Рогожина, В.П. Гришунина.

-  О.Е.Поляков. «Русско-мокшанский разговорник». Саранск. Мордовское книжное издательство, 1993 г.

  - Электронный учебник

  - Диск  “Мы мордва”

  - О.Е.Поляков «Учимся говорить по-мокшански». Саранск. Мордовское          книжное издательство, 1995 г.

   Использую журнал «Якстерь тяштеня».

   Методические рекомендации,   Изучение устно-поэтического творчества мордовского народа в воспитании доброты и справедливости у младших школьников.- Саранск: МГПИ им. М.Е.Евсевьева, 1981.

  Использую мордовские народные песни, сказки .                              

  Иллюстративные материалы использую на уроках при объяснении нового материала для проверки знаний учащихся. Наличие материальной базы, использование информационно-коммуникативных технологий и таких  образовательных технологий, как: метод проблемного обучения, проектного обучения, организационно-деятельностного (игрового) обучения, обучения в сотрудничестве позволяют мне разнообразить свои уроки.

- Ведущая педагогическая идея.

   Творчество – самый мощный импульс в развитии учащихся. Поэтому моя педагогическая идея – развивать творческие силы в каждом ребенке. Я считаю, что мокшанский  язык тесно связан с музыкой и живописью, следовательно, в процессе преподавания этого предмета в школе эту связь я ставлю в основу своей работы. С этой целью провожу интегрированные уроки «изобразительное искусство+мокшанский  язык», «музыка+мокшанский язык».  «Математика+ мокшанский язык». «Мир вокруг нас – мокшанский язык». Взаимодействие мокшанского языка  с этими видами искусства не только обогащает и углубляет знания школьников, но и развивает творческие способности учащихся, расширяет культурный кругозор школьников, воспитывает их в духе подлинной человечности.

В своей работе я использую такие принципы:

-сотрудничество учителя и ученика;

-принцип равенства, индивидуализации и социализации ученика:

-развитие логической мыслительной деятельности;

       Реализация данных принципов позволяет создать на занятиях атмосферу доверия, творчества и взаимодействия. Я считаю, что учитель должен видеть в каждом ребенке его неповторимость, подбирать приемы и методы, которые позволят раскрыть его способности и возможности. Такая система взаимодействия позволяет моделировать ситуацию успеха как для «слабого» ученика, так и для более успешного.

- Оптимальность и эффективность средств.

На своих уроках добиваюсь высокого уровня познавательной деятельности учащихся. Использую различные приемы методы, которые способствуют повышению кругозора школьников, развитию желания самостоятельно заниматься самообразованием по моему предмету.

   Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается(содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения. Развитие творческой активности учащихся -  это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, подтверждают, опровергают и расширяют свои знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире. Такого рода деятельность захватывает всю личность, напрягается  и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства, удовлетворение от сделанной работы

   Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю исследовательской.

     Внедрение ИКТ на уроках мокшанского языка  помогли мне реализовать идею развивающего обучения. Повысился темп  урока, сократилась потеря рабочего времени до минимума, увеличился объем самостоятельной работы. Урок получается более ярким и увлекательным. Именно ИКТ позволили мне вместе с учениками погрузиться в другой мир, увидеть много нового и интересного, стать активными участниками образовательного процесса. Данная технология повышает качество наглядности в учебном процессе(презентации).Повышает информативность урока, эффективность обучения, придает уроку динамизм и выразительность.

      Использование проблемных ситуаций заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активного познавательного интереса к предмету.

Мои ребята принимают активное участие в месячнике мокшанского языка , в школьных и муниципальных олимпиадах, в различных творческих конкурсах: конкурсах сочинений различной тематики, конкурсах стихов, писали заметки в газеты «Ступени», «Голос Примокшанья».

- Результативность опыта.

    Работая над проблемой «Активизация познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках мокшанского языка»,  мне удалось добиться позитивных результатов, которые отражаются, в первую очередь, в учебной деятельности, а также   во  внеурочной. Было создано несколько исследовательских работ, участие в научно-практических педагогических конференциях «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» с 2006-2021г.г. в творческих конкурсах на муниципальном и республиканском уровнях, были  победы и призовые места по мокшанскому языку.

   Принимаю активное участие в работе методического объединения учителей мокшанског языка и родной литературы, выступаю с докладами, провожу открытые уроки  на школьном и муниципальном уровнях

 Плодотворная работа с детьми позволила мне достичь определенных результатов.

     Разработала диагностический инструментарий: тесты,  самостоятельные ра-     боты.

    Повышаю свое профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации.

 - Возможность тиражирования.

    Опытом своей работы делюсь на заседаниях методического объединения учителей, семинарах различного уровня.

- Размещаю на школьном сайте

- В сборниках материалов научно-практических конференций «Этнокультурное     образование: опыт и перспективы». В сборнике материалов Республиканского научно-практического семинара.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Пономарёвой Галины Владимировны, учителя французского языка МОУ «Средняя школа №2» го Саранск  Респу...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...