Урок по творчеству Г.Державина
план-конспект урока (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок–тест для 7 класса по творчеству Г.Р. Державина
Цели:
1. Повторить основные факты из жизни М.В.Ломоносова.
2. Познакомиться с творчеством Г.Р.Державина на примере некоторых стихотворений.
3. Вырабатывать умение работать с тестом.
4. Развивать интерес к творчеству Г.Р.Державина.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Задание: Работая в творческих группах, составить вопрос по биографии М.В.Ломоносова с тремя ответами, один из которых верный. Таким образом мы составим тест “Биография М.В.Ломоносова”.
(Тематика вопросов: 1 и 4 группы – детские и юношеские годы, 2, 5 и 7 группы – академическая деятельность, 3 и 6 группы – реформы Ломоносова).
Проверка: вопросы задавать от группы к группе по кругу.
II. Новый материал.
1.Знакомство с биографией
На доске:
Гавриил Романович Державин
(1743 – 1816))
Слог у него так крупен, как ни у кого из наших поэтов.
Н.В.Гоголь
- Слова Гоголя можно считать эпиграфом ко всему творчеству Державина.
Задание:
1.Работа в тетрадях ( запись материалов с доски).
2. Самостоятельное изучение биографии:
письменно ответить на вопросы теста (карточки), прочитав материал в учебнике.
Тест.
- Где родился Г.Р.Державин?
А. Казанская губерния.
Б. Пензенская губерния.
В.Самарская губерния. - Когда родился?
А. в 1741 г.
Б. в 1743 г.
В. 1745 г. - Где учился?
А. Пензенская гимназия.
Б. Московский университет.
В. Казанская гимназия. - Когда началась настоящая поэтическая деятельность?
А. В 1770 г.
Б. В 1777 г.
В. В 1772 г. - Укажите должности поэта при дворе.
А. Сенатор.
Б. Казначей.
В. Посол.
Г. Министр юстиции.
Д. Генерал. - Какой вклад внёс в развитие литературы?
А. Теория “3 стилей”.
Б. Соединил слова “высокие” и “низкие”.
В. Развитие реалистического языка.
Г.Онегинская строфа.
Проверка: рассказать биографию, опираясь на опорные слова – ответы теста.
2.Чтение стихотворений.
Задание: Учащиеся работают по творческим группам ,готовят выразительное чтение стихотворений и ответ на вопрос карточки с выбором ответа.
1 творческая группа читает стихотворение “Признание”.
Вопрос карточки: Какие стороны державинского мастерства отразились в стихотворении?
А. Новая рифма.
Б. Соединение “высоких” и “низких” слов.
В. Соединение мужской и женской рифмы.
Докажите примерами.
2 творческая группа читает стихотворения “На птичку”, “Река времён”.
Вопрос карточки: Над чем заставляет задуматься стихотворение “Река времён…”?
А. Всё, что создаёт человек вечно.
Б. Всё, что создано человеком, исчезнет, уйдя в вечность.
В. Нужно больше трудиться, чтобы ты был вечен.
3 творческая группа читает стихотворение “Памятник”.
Вопрос карточки: Какова тема стихотворения?
А. Главное – воздвигнуть себе бронзовый памятник.
Б. Поэт бессмертен в своих творениях.
В. Родина у всех одна.
Проверка:
1-й ученик читает стихотворение.
2-й ученик отвечает на вопрос.
3-й ученик приводит примеры или дополняет.
III. Закрепление.
Эрудит – лото
- Цель последнего этапа урока: проверить как усвоили материал при изучении творчества М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина.
(В таблице обвести номер верного ответа. У каждого ученика своя карточка “Эрудит – лото” и тест, каждый вопрос оценивается в 2 балла).
Тест.
- Кто из поэтов был выходцем из дворянской семьи?
А.. Державин; Б.. Ломоносов.
- Сколько иностранных языков знал Ломоносов?
А. 6; Б. 2; В. ни одного.
- Верно ли, что Державину не удалось закончить гимназию, где он учился?
А. да; Б. нет.
- Какие реформы в области литературы не принадлежат М.В. Ломоносову?
А. Реформа стихосложения;
Б. Реформа литературного языка;
В. Реформа прозы.
- В чем проявилось новаторство Г.Р. Державина в области литературы?
А. Новое содержание поэзии;
Б. Соединение “высокого” и “низкого” стилей в поэтическом произведении, развитие реалистического языка.
- Теория “трех штилей” литературного языка М.В. Ломоносова относится:
А. К реформе стихосложения;
Б. К реформе литературного языка;
В. К реформе в области науки.
- Кого из поэтов характеризует приведенное высказывание Белинского: “С него начинается наша литература, он был ее отцом”?
А. М.В. Ломоносов;
Б. Г.Р. Державин.
- Кому из поэтов принадлежит приведенный фрагмент стихотворения?
Я памятник себе воздвиг, чудесный вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
А. А.С. Пушкин; Б. Г.Р. Державин; В. М.В. Ломоносов.
- Определите тему и главную мысль стихотворения Г.Р. Державина “Памятник” - вольный перевод оды Горация “К Мельпомене”.
а. Назначение поэта – петь славу царям, и память о нем останется вечной, и поэт возвысится над толпой;
б. Бессмертие поэта – в его творчестве. Основная заслуга поэта в том, что он мог истину говорить царям с “улыбкой”, петь о их добродетелях простым слогом
- . О ком Пушкин сказал: “Он был нашим первым университетом”?
А.. Г.Р. Державин; Б. Н.М. Карамзин; В. М.В. Ломоносов.
1 | А | Б |
|
2 | А | Б | В |
3 | А | Б |
|
4 | А | Б | В |
5 | А | Б |
|
6 | А | Б | В |
7 | А | Б |
|
8 | А | Б | В |
9 | А | Б |
|
10 | А | Б | В |
Проверка учителем:
(Оценки выставляются по количеству набранных баллов.)
20-18 баллов – “5”
17-14 баллов – “4”
13-10 баллов – “3”
меньше 10 баллов – “2”
IV Итог урока.
Самостоятельно сделать анализ своей работы в каждой творческой группе, оценить эффективность урока.
V. Домашнее задание: стихотворение Г. Державина наизусть по выбору обучающегося, анализ произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/28/picture-426680-1395993849.jpg)
урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова
урок по творчеству Н.Г. Гоголя и презентация по творчеству А.В. Кольцова...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/02/picture-261828-1370202820.jpg)
Современные образовательные технологии в поддержку ФГОС общего образования: от творчества на уроке к творчеству в жизни
Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, основная задача которого - развитие личности учащегося. Современные образовательные технологии позволяют реализовать познавательную и творч...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/02/picture-261828-1370202820.jpg)
Современные образовательные технологии в поддержку ФГОС общего образования: от творчества на уроке к творчеству в жизни
Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, основная задача которого - развитие личности учащегося. Современные образовательные технологии позволяют реализовать познавательную и творч...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/03/picture-1133341-1554265426.jpg)
Урок по творчеству Б.Л. Пастернака "Цель творчества - самоотдача"
Урок по лирике Б.Л. Пастернака, созданный по технологии "Творческая мастерская" знакомит с многогранным и уникальным явлением в культурной жизни России и всего мирового сообщества...
А.Блок. Жизнь и творчество. Презентация к уроку по творчеству поэта
В презентации размещены слайды, на которых кратко говорится об основных этапах жизни и творчества поэта...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/25/picture-983205-1577302104.jpg)
Методическая разработка урока по творчеству Сергея Есенина "Чувство Родины - главное в моем творчестве"
Творчество Сергея Есенина уникально. Не случайно Горький писал о нем "Есенин не столько человек, сколько орган созданный исключительно для поэзии, для передачи бескрайней печали полей, любви ко в...
"Урок по творчеству А.К. Толстого. Основные темы и мотивы в творчестве"
quot;Урок по творчеству А.К. Толстого. Основные темы и мотивы в творчестве"...