Исследовательская работа по творчеству М.М.Пришвина "Разноцветный мир удивительного писателя"
творческая работа учащихся (8 класс) на тему

Турнаева Лариса Валерьевна

Михайлович Пришвин  - удивительный писатель, который называл сам себя художником. «Моё настоящее искусство – живопись, - утверждал Пришвин, - но я не могу рисовать, и то, что должно быть изображено линиями и красками, я стараюсь делать словами. Теперь я понял себя, что по природе я не литератор, а живописец. Я вижу всё живописно и, не приученный к рисованию, пользуюсь словами и фразами, как красками и линиями. Так, будучи по природе живописцем, а ещё вернее музыкантом, я стал пользоваться для выражения себя силой другого искусства». Данное утверждение Пришвина послужило тому,  что мы решили рассмотреть несколько произведений Михаила Михайловича «в цвете». Цель нашей работы – раскрыть  взаимосвязь и значения цвета в творчестве М.М.Пришвина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл npk_-_prishvin.docx585.86 КБ
Файл prezentatsiya_k_npk.pptx362.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Куйбышевского района – Балманская основная общеобразовательная школа

Научно-практическая конференция учащихсяC:\Users\user\Desktop\музей пришвина\369.jpg

Куйбышевского района

 «Знание. Поиск. Творчество. Труд»

Секция:      Литература

Тема работы:  Разноцветный мир

 удивительного писателя

Выполнила: Адерина Татьяна, 8 класс

Научный руководитель: Турнаева Лариса Валерьевна,

учитель русского языка и литературы

I квалификационной  категории.

г. Куйбышев

2016 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....2-3

Основная часть…………………………………………………………………….3-8

Глава 1. Два особенных цвета……………………………………………………3-6

  1. Всемогущий красный цвет……………………………………….…3-5
  2. Любимый голубой цвет……………………………………………..5-6

Глава 2. Разноцветье красок………………………………………………….….6-7

Заключение………………………………………………………………………..…8

Использованные источники………………………………………………………...8

Приложения………………………………………………………………………9-11

Введение.

С природой одною он жизнью дышал:

                                                                Ручья разумел лепетанье,

                                                                    И говор древесных листов понимал,

                                                                И чувствовал трав прозябанье.

Е.Баратынский.

      «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина». Эти замечательные слова о Михаиле Михайловиче Пришвине сказал Константин Паустовский, в некоторых чертах его литературный сосед. Природу в целом и каждое её явление в отдельности он воспринимал и как поэт, и как учёный. А по мнению разных исследователей его творчества он ещё и великолепный художник слова (Приложения 1-4).

      Наше молодое поколение  в настоящее время неохотно читает. Учащиеся школ и других учебных заведений не читают дополнительную литературу. Отсюда и низкая грамотность современного общества. Но если вчитаться в рассказы и стихи наших замечательных писателей и поэтов, можно очень много увидеть нового, необычного, интересного, сделать для себя полезные открытия. Мы предлагаем начать это с произведений М.М.Пришвина.

      Михайлович Пришвин  - удивительный писатель, который называл сам себя художником. «Моё настоящее искусство – живопись, - утверждал Пришвин, - но я не могу рисовать, и то, что должно быть изображено линиями и красками, я стараюсь делать словами. Теперь я понял себя, что по природе я не литератор, а живописец. Я вижу всё живописно и, не приученный к рисованию, пользуюсь словами и фразами, как красками и линиями. Так, будучи по природе живописцем, а ещё вернее музыкантом, я стал пользоваться для выражения себя силой другого искусства». Данное утверждение Пришвина послужило тому,  что мы решили рассмотреть несколько произведений Михаила Михайловича «в цвете». Цель нашей работы – раскрыть  взаимосвязь и значения цвета в творчестве М.М.Пришвина.

   Для достижения цели  мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Проанализировать несколько произведений М.М. Пришвина.
  2. Найти  оттенки цветовой гаммы в его произведениях.
  3. Доказать, что мир цвета в творчестве М.М.Пришвина многообразен.

   Чтобы увидеть мир произведений Пришвина в цвете и понять смысл этих цветов, мы изучили некоторые его произведения. Это «Времена года», «Календарь природы», «Весна света», «Голубая стрекоза», «Кладовая солнца». Проведя исследование разных  произведений М.М.Пришвина, мы обнаружили следующее.

Глава I. Два особенных цвета

  1. Всемогущий красный цвет

    У Пришвина, как и у других писателей, в рассказах часто используется красный цвет. Он использует этот цвет так часто, что может показаться, что это его любимый цвет. Прочитав несколько рассказов Пришвина, мы выяснили, что красный цвет у автора делится на несколько интересных оттенков.

  1. Кроваво-красный.  «Ещё не доходя до Звонкой борины, почти возле самой тропы, стали показываться отдельные кроваво-красные ягоды». «…и так много бывает ягоды, что мне кажется, место кровью полито». Этот оттенок говорит о том, что красный цвет тесно связан с кровью. Так резко он выделяется среди других цветов, бросается в глаза. Это цвет борьбы.
  2. Есть у Пришвина ещё один оттенок красного цвета – огненный.  «На голове его гребешок загорелся огненным цветком». Здесь слово «огненный» подчёркивается словом «загорелся». «Такой лес, что солнце не сразу  и увидишь, только по огненным пятнам и стрелам догадаешься». Огненные пятна – это вестники солнца, яркие, пробивающиеся сквозь тьму, бросающиеся в глаза, резкие. А огненные стрелы – это лучи солнца, сквозящие через мглу и дающие надежду, что солнце близко. Огненный цвет – обжигающий, одновременно притягивающий и пугающий.
  3. Есть в произведениях Пришвина  ещё один интересный оттенок красно-рубиновый цвет. «Один солнечный лучик попал на венчик крохотной гвоздики, и она вспыхнула рубиновым огнём…» Здесь гвоздика «вспыхнула рубиновым огнём». Все три слова – синонимы красного цвета, близкие к слову «загорелся». Автор использовал красивое сочетание слов, «говорящую»  метафору.  
  4. Красный цвет предстаёт в произведениях Пришвина ещё в одном образе – рыжеватого цвета. «Из куста вышел белокурый мальчик лет семи-восьми, с рыжеватым солнечным запёком, смелыми, открытыми глазами». «Рыжеватый солнечный запёк» - это и веснушки, выскочившие на щеках мальчика,  а главное – цвет его тела. Солнце припекает, и мальчик немного загорел, «запёкся», как пирог в печке. И подрумянило его именно солнце. Эти три слова – ещё одно подтверждение связи с красным цветом.
  5. «Красный цвет пугает волков, и запах кумача страшит, и особенно боязливо им бывает, если ветерок, пробегая сквозь лес, там и тут шевелит этими флагами». Здесь красный цвет ассоциируется с флагом, а значит, с борьбой, бунтом. Цвет кумача – это цвет борьбы. Он страшит, его боятся. «Насте бы надо было об этом напомнить ему, но она сама так рассердилась, что вся красная, как кумач, плюнула вслед ему и пошла за клюквой по общей тропе». Настя стала красной оттого, что рассердилась, то есть это цвет негодования, возмущения, несогласия с существующим положением. У Пришвина во многих произведениях красный цвет слишком часто сравнивается с кумачом. То время, то положение, в котором  жил сам автор, стали причиной отождествления красного цвета с борьбой и бунтом.

  Для объяснения слова «красный» мы обратились к толковому словарю В.И.Даля. В нём приводится более тридцати оттенков красного цвета! В русском языке слова «красный», «кровь» и «краса» имеют общий корень. В народной поэтической речи слово «красный» приобрело большое количество значений и оттенков. Среди них особенно выделяется значение красоты как жизненной силы, способности продлить род. И у Пришвина красный цвет имеет не только смысл борьбы, но и обозначает красоту нашего мира.  

   Итак, красный цвет в творчестве М.М.Пришвина имеет очень много значений. Он  точно и ярко выделяет стороны красного цвета, его оттенки. Мы установили, что у  Пришвина  красный цвет – цвет жизни, надежды, борьбы, веры, любви, огня, крови. (Приложение 5). Его боятся и уважают, от него спасаются и, наоборот, к нему стремятся, он обжигает и греет. Без него нельзя как без солнца. Красный цвет в его произведениях  всемогущ.

  1. Любимый голубой цвет

    Прочитав и исследовав рассказы Пришвина, нам удалось установить, что  любимым в его произведениях является голубой цвет. Он является самым чистым, особенным в его творчестве. Голубым в творчестве Пришвина может быть почти всё: тени, сороки, лес, волны, просветы на небе и на земле, глаза, колокольчики, вода, стрекоза, бобры, сумрак и просто – «голубое». (Приложение 6). «Каждый кустик старого полынька, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным». У автора слова голубой и прекрасный стали синонимами.

   Пришвин даёт интересное описание детских глаз: «Зато какие чистые, какие ясно-голубые глаза детские теперь задумчиво глядели вдаль». Цвет детских глаз именно голубой, потому что Пришвин считал детские глаза символом веры в будущее, надежды на что-то лучшее, светлое, чистое.

    Глаза – это не только орган зрения. По мнению самого Пришвина, глаза – это зеркало души. В этих строках говорится о других глазах: «Началась весна света, в лесу со всех сторон открылись голубые глаза». Этими глазами у Пришвина могут быть и чудесные весенние цветы, и оттаявшие где-то в глубине леса маленькие озёра, лужицы. «Глазами природы» Пришвин называет и озёра. Он вообще говорит о них возвышенно, называя их «глазами земли». А цветы Пришвин называет «голубыми глазами леса».

    В рассказе «Голубая стрекоза» появился замечательный сказочный образ голубой стрекозы, встреча с которой  закончилась выздоровлением солдата, его спасением. И сам автор, и его солдат верят в то, что именно голубая стрекоза спасла раненого. Если бы солдат умер, то в рассказе Пришвина была бы  стрекоза другого цвета. Здесь она – символ веры и надежды на чудо, которое и произошло.

    В произведениях Михаила Михайловича очень часто встречается выражение «голубые просветы». «Тепло и пасмурно. Потом голубые просветы, всё шире и шире, и по голубому в серых парусах корабликами проходили обрывки, дымки и всякие остатки разорванного ночного одеяла». «Ясное утро и потом белые твёрдые облака с голубыми просветами, летние, и весь день без дождя, и вечером ни облачка, и чуть-чуть по-осеннему немного прохладно».

   В произведениях М.М.Пришвина очень часто встречается понятие «голубое окно». Оно бывает употреблено не только в прямом смысле (окно в доме), но и в переносном: «Воздух насыщен голубым паром, и небо закрыто, и только на востоке сквозь двойные - тройные завесы пробилось светлое окно голубое». Здесь имеется в виду окно в небе. Это – надежда на завтрашний день, потому что человек ждёт, когда рассеются тучи и покажется солнце.

    По материалам толкового словаря В.Даля мы установили, что голубой цвет – символ веры. И в творчестве Пришвина голубой цвет – тоже символ веры. Вера в предстоящее наступление весеннего тепла отражается даже в условном названии  рассказов и повестей Пришвина: «Голубые тени», «Голубые бобры», «Голубая стрекоза», «Большой голубой». Внимательно вчитываясь в его произведения, можно ещё очень многое увидеть и понять не только в оттенках голубого цвета, но и в сочетаниях разных оттенков.

Глава II. Разноцветье красок

     Цвет – это жизненная сущность объектов. В природе всё окрашено в какой-либо цвет. И природа Пришвина тоже. Только у него  она окрашена  не просто так. В его красках – эмоциональный мир, мир чувств, символов. Красками он передавал характер своих образов и персонажей. Иногда в его рассказах один цвет переходит в другой. Например, зелёный становится синим. И он сам это объясняет: «Это оттого, что от земли после дождя под горячим летним солнцем восходит пар, как у нас говорят – «воспарение», и сквозь пар издали зелёный лес становится совершенно синим».

    Сочетание нескольких цветов Пришвин использовал для того, что создать неповторимый образ предмета. Например, такой: «Сверкнули белые, как сахар, зубы из-под алого сочного колечка губ, лицо закруглилось, жёлтое, как спелая дыня, глазки исчезли в узеньких щёлках». Такое описание даёт представление о необычном лице человека, его хитром характере.

    Сочетание зелёного и жёлтого цветов придумала сама природа, как и все остальные. Но Пришвин  как художник так использует это сочетание, что живо представляешь перед собой эту картину: «Наша кочевая дорога вьётся двумя колеями, поросшими зелёной придорожной травой, вперёд и назад одинаково, словно это две змеи вьются по сухому жёлтому морю». Или такую, куда добавился красный цвет: «Жгутики зелёные черёмухи, в бузине красная кашица с волосками, в ранней иве из-под её прежнего волосатого вербного одеяльца выбиваются мельчайшие жёлтенькие цветочки…».

    Но творчеству Пришвина свойственны и контрасты, отчего его рассказы становятся ещё более насыщенными: «Белые птицы, синее небо, белые гребни волн, чёрные ласточки». «И может быть, где-нибудь в сырости чёрной тени белеет ландыш». «Чёрная бабочка с тонкой белой каймой, монашенка, обмерла в холодной росе и, не дождавшись утреннего луча, отчего-то упала вниз, как железная». Если бы мы умели пользоваться кистями и красками, как живописцы, мы бы без особого труда смогли изобразить на полотне такие картины. Уже ничего не нужно придумывать, Пришвин всё изобразил словами. Осталось только такие образы в красках перенести на холст – и картина готова!

     Поскольку Пришвин считал себя художником слова, он использовал в своих произведениях многообразие красок для описания того или иного природного явления, объекта. Они  сочетали и два, и три цвета одновременно. Мы попытались составить цветовые диаграммы произведений Пришвина. Нам хотелось увидеть, в какие цвета окрашено каждое произведение. Для этого мы проанализировали несколько его рассказов из поэмы «Фацелия» и составили их цветовые диаграммы. Получились необычные красочные сочетания этих рассказов, интересные решения. Каждый рассказ – это своего рода картина мира, причём – неповторимая. (Приложения 7-14).

Заключение

   Таким образом, нам удалось выяснить, что образ природы окрашен у Пришвина не избыточно.  Он не использует краски  как придётся. Автор очень точен в своих наблюдениях. В его творчестве  цвет и свет неотделимы. Один и тот же цвет может иметь разные значения. Это зависит от того, в какой ситуации и с какой целью он использован автором. Михаил Михайлович Пришвин – настоящий живописец, художник, умело использующий разнообразие цветовых оттенков для изображения картины мира. Самым любимым в его творчестве  (как нам удалось установить) является голубой цвет. Но только им писатель не ограничивается. Каждое его произведение имеет свой цвет, а значит, и свой смысл, образ.

   Для дальнейшего изучения творчества Пришвина мы предлагаем рассмотреть звукопись его произведений, потому что он не только может быть живописцем, но и обладает тонким чутьём улавливать звуки природы как певец.  В качестве эксперимента можно сопоставить цветопись и звукопись рассказов М.М.Пришвина и стихотворений С.А.Есенина, чем мы планируем заняться.

Список используемых источников

  1. Беренштейн Е.П. Поэзия Берендеева царства // Литература в школе. М.: Просвещение, 1991. - №6, - 128 с.
  2. Даль В. Толковый словарь. 1975 г. – Т.1, - 452 с.
  3. Ивич А. Природа. Дети. Очерк творчества. М.: Детская литература, 1980. – 223 с.
  4. Пришвин М.М. Глаза земли. М.: Просвещение, 1989. – 302 с.
  5. Пришвин М.М. Кладовая солнца. М: ООО «Издательство Астрель»: «Издательство АСТ», 2004. - 169 с.
  6. Пришвин М.М. Лисичкин хлеб. М.: Советская Россия, 1979. – 63 с.
  7. Пришвина М.М. Олень-цветок. Повесть и новеллы. Хабаровск, 1970. – 188 с.
  8. Пришвин М.М. Рассказы и очерки. М.: Правда, 1986. – 456 с.
  9. Фомичёва А.И. Поэзия М.М.Пришвина «Фацелия» в XI классе // Литература в школе,  1995. -  №5, 98 с.

Приложения

Приложение 1.                                          Приложение 2.

Михаил Михайлович Пришвин.             М.М. Пришвин с любимой собакой.C:\Users\user\Desktop\музей пришвина\369.jpgC:\Users\user\Desktop\музей пришвина\prishvin_01-o.jpeg

Приложение 3.                                            Приложение 4.

Дом-музей  М.М. Пришвина в Дудино.   «Домик в лесу».        C:\Users\user\Desktop\музей пришвина\01 (1).jpgC:\Users\user\Desktop\музей пришвина\05.jpg

Приложение 5. Оттенки красного цвета

в рассказах Пришвина.

                                                жизнь, надежда,

 б                                              вера, любовь,

                                                  огонь, кровь.                

Приложение 6. Любимый цвет

в творчестве М.М.Пришвина

тени, сороки, лес, волны,

просветы на небе и на земле,

глаза, колокольчики, вода,

стрекоза, бобры, сумрак

и просто – «голубое»...

Приложение 7.  «Пустыня»                     Приложение 8.  «Синие пёрышки»

     

Приложение 9. «Мы с тобой»                     Приложение 10. «Голубые цветы»

                                                                                   

Приложение 11. «Лисичкин хлеб»               Приложение 12. «Весна света»

                                                         

 

Приложение 13. «Голубой гость»               Приложение 14. «Иван-да-марья»

        

Рецензия на ученическую работу.

    Данная работа оформлена правильно по всем требованиям  научной работы. В ней есть план, иллюстрации, диаграммы как результат исследования. Имеется список использованной литературы.

   Тема, заявленная в работе актуальна, так как она помогает читателю глубже всмотреться в литературные произведения не только М.М.Пришвина, но и других писателей, а значит,  и прививать интерес к чтению. Работа соответствует данной теме.  Вопрос освещён доступным языком с подтверждениями из разных текстов М.М.Пришвина. Просматривается собственное видение автором работы заявленной проблемы.

   Эксперимент состоит в том, что автор сгруппировывает цитаты из разных текстов по наличию в них определённого цвета и даёт объяснение, какой цвет использует автор в том или ином произведении и с какой целью. Даётся объяснение значения цвета. Сложность работы заключается в том, что обучающейся нужно было проанализировать несколько рассказов Пришвина, выписывать количество упомянутых цветовых оттенков  и рассчитать их наличие в процентном соотношении. Результат работы – цветовые диаграммы, представленные в приложении. По результатам исследования мы увидели, что каждый рассказ имеет «свой цвет».

   Рецензент: Турнаева Лариса Валерьевна, учитель русского языка и литературы, МКОУ Балманская ООШ.

                                                            _____________________  04.03.2016 г.

Школьный организатор НПК: Переверзева Валентина Ивановна.

                                                          ______________________ 04.03.2016 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научно-практическая конференция учащихся Куйбышевского района «Знание. Поиск. Творчество. Труд» Разноцветный мир удивительного писателя

Слайд 2

С природой одною он жизнью дышал Ручья разумел лепетанье, И говор древесных листов понимал, И чувствовал трав прозябанье. Е.Баратынский.

Слайд 3

Михаил Михайлович Пришвин с любимой собакой

Слайд 4

Задачи: 1. Проанализировать несколько произведений М.М. Пришвина. 2. Найти оттенки цветовой гаммы в его произведениях. 3. Доказать, что мир цвета в творчестве М.М.Пришвина многообразен. Цель работы: раскрыть взаимосвязь и значения цвета в творчестве М.М.Пришвина.

Слайд 5

«Ещё не доходя до Звонкой борины, почти возле самой тропы, стали показываться отдельные кроваво-красные ягоды». «…и так много бывает ягоды, что мне кажется, место кровью полито».

Слайд 6

«На голове его гребешок загорелся огненным цветком». «Такой лес, что солнце не сразу и увидишь, только по огненным пятнам и стрелам догадаешься».

Слайд 7

«Один солнечный лучик попал на венчик крохотной гвоздики, и она вспыхнула рубиновым огнём…» «Из куста вышел белокурый мальчик лет семи-восьми, с рыжеватым солнечным запёком, смелыми, открытыми глазами».

Слайд 8

«Красный цвет пугает волков, и запах кумача страшит, и особенно боязливо им бывает, если ветерок, пробегая сквозь лес, там и тут шевелит этими флагами».

Слайд 9

Оттенки красного цвета жизнь, надежда, вера, любовь, огонь, кровь.

Слайд 10

«Зато какие чистые, какие ясно-голубые глаза детские теперь задумчиво глядели вдаль». «Тепло и пасмурно. Потом голубые просветы, всё шире и шире, и по голубому в серых парусах корабликами проходили обрывки, дымки и всякие остатки разорванного ночного одеяла».

Слайд 11

«Воздух насыщен голубым паром, и небо закрыто, и только на востоке сквозь двойные - тройные завесы пробилось светлое окно голубое».

Слайд 12

Голубой цвет – любимый в творчестве М.М.Пришвина тени, сороки, лес, волны, просветы на небе и на земле, глаза, колокольчики, вода, стрекоза, бобры, сумрак и просто – « голубое » ...

Слайд 13

«Сверкнули белые, как сахар, зубы из-под алого сочного колечка губ, лицо закруглилось, жёлтое, как спелая дыня, глазки исчезли в узеньких щёлках».

Слайд 14

«Пустыня» «Синие пёрышки»

Слайд 15

«Мы с тобой» «Голубые цветы»

Слайд 16

«Лисичкин хлеб» «Весна света»

Слайд 17

«Голубой гость» « Иван-да марья »

Слайд 18

Михаил Михайлович Пришвин – величайший художник слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по творчеству Григория Остера

Исследовательская работа  по творчеству Григория Остера...

Исследовательская работа "Народное творчество, как средство приобщения молодежи к изучению русской народной культуры".

Исследовательская работа обучающейся студии "Силуэт" МОАУ ДОД "ЦДТ" Рейзиной Алины....

Исследовательская работа по теме "Человек искусства в представлении русских писателей"

Исследовательская работа подготовлена для выступления на научно-практических конференциях....

Научно-исследовательская работа по творчеству писателя Ленара Шаеха.

На этой работе раскрывается тема любви к Родине,родительскому дому и семье в творчестве поэта Ленара Шаеха....

Исследовательская работа по литературе "Роль сна в художественных произведениях писателей 19 века"

Есть в нашей жизни время, когда мы не принадлежим себе, когда нами играют таинственные и непостижимые силы. Это  время сна, когда душа отрывается от тела и живет своей самостоятельной жизнью. Сон...