Обобщение по теме "Причастие" на материале поэзии Ломоносова
план-конспект урока (7 класс) на тему
Документ представляет собой конспект урока по теме "Обобщение по теме "Причастие" на материале поэзии Ломоносова. В ходе занятия учащиеся выполняют различные задания, творческие, поисковые, на развитие речи, знакомятся с творчеством писателя и изучают его тексты, в качестве домашнего задания предлагается сделать перевод на современный русский язык отрывка из стихотворения Ломоносова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 20.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-повторение и закрепление по теме «Причастие»
(к 300-летию М.В. Ломоносова)
Цель: - обобщить и систематизировать знания учащихся о причастии;
- повторить основные правила правописания причастий;
- рассмотреть синтаксическую роль причастий на материале стихов
М.В. Ломоносова.
Задачи: - дать знания о М.В. Ломоносове как создателе русского
литературного языка;
- воспитание патриотизма на примере биографических сведений
О М.В. Ломоносове;
- сравнить использование причастий в речи 18 века и 21 века.
Оборудование: - книжная выставка;
- экран для показа презентации;
- иллюстрации;
- маркер, доска;
- раздаточный материал.
ХОД УРОКА
1.Оргмомент (готовность учащихся к уроку).
2.Мобилизующее начало:
- тема урока «Причастие»; СЛАЙД 1
- сегодня на уроке напишем тематический диктант,
сделаем синтаксический разбор предложений,
посмотрим презентацию, выполним творческое
задание, поработаем с текстом, проведем викторину.
- изучать причастие всегда нелегко, но от них никуда
уйти, потому что эта тема есть в заданиях ГИА и ЕГЭ,
поэтому на уроке просьба быть внимательными и
активными.
3.Основная часть урока.
Тематический диктант.
(Учитель диктует слова и словосочетания, объединенные одной темой, учащиеся записывают в тетрадях. После написания учащиеся меняются тетрадями и сверяют написание слов с экраном – СЛАЙД 2).
Грамматика, стихосложение, после напряженной работы, интерес к искусству, в вопросах морфологии, орфографические правила, учебниками русского языка, в теории красноречия, необыкновенную силу воли, в защиту здоровья.
Фронтальный опрос.
Что объединяет эти слова? Какая тема? (Ломоносов)
Найдите среди этих слов причастие?
В какой форме оно употреблено? (ж.р., ед.ч., Р.п.)
Вспомните, что такое причастие?
Какими грамматическими признаками оно обладает?
Слово учителя.
О свойствах причастия в 18 веке М.В. ломоносов говорил в своем монументальном труде «Российская грамматика» (1755). Она состоит из посвящения великому князю Павлу Петровичу (сын Екатерины 2) и шести «Наставлений».
В посвящении Ломоносов с высоким патриотическим чувством воспевает русский язык: « Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятельми, италианским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он русскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».
Вопрос: Как вы поняли, что имел ввиду М.В. Ломоносов?
«Российская грамматика» была первой научной грамматикой, написанной по-русски. Она стала сводом правил изменения и сочетания русских слов. Несколько поколений русских людей были ей обязаны своей грамотностью. «Грамматика» издавалась 11 раз и была переведена на французский, греческий и немецкий языки.
Давайте посмотрим, что же о причастии говорит М.В. Ломоносов, и сравним с современными знаниями об этой части речи. СЛАЙД 3.
- … Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу: приведенный вместо которого привели. Они в переменах причастны имени: приведенный, приведеннаго и проч., также и глагола: бывшій, будущій, потому имеют место не последнее меж прочими частьми слова.
- Причастия настоящего времени суть действительные, страдательные и средние.
- При сем примечать надлежит, что сии причастия только от тех российских глаголов произведены быть могут, которые от славенских как в произношении, так и в знаменовании никакой разности не имеют. Употребляются только в письме, а в простых разговорах должно их изображать чрез возносительные местоимения: которой, которая, которое. Весьма не надлежит производить причастий от тех глаголов, которые нечто подлое значат и только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того очень пристойно их употреблять в высоком роде стихов.
Вопрос: Что же осталось со времен Ломоносова? (действ., страдат.)
О чем Ломоносов не упомянул? ? (правописание Н-НН, при-
- частный оборот)
Синтаксический разбор предложений. (у доски и в тетрадях)
1.Красота, величие и сила языка явствуют из книг, в прошлые века писанных.
2.Смущенный бранью мир господь мирит тобой.
3.Светящимися чешуЯми покрыт, как медными щитами, и меч, и молот твой.
СЛАЙД 4
Учащиеся самостоятельно делают задание.
- Один опыт я ставлю выше мнений, рожденных воображением.
- Цела обширность крепких стен, везде столпами укрепленных.
- Но требует к тому Россия искусством утвержденных рук.
- Всегдашними снегами покрыта северна страна. ( М.В. Ломоносов)
Слово учителя.
Теперь предлагаю вам немного отдохнуть и посмотреть презентацию о Михаиле Васильевиче Ломоносове, чтобы иметь представление о широте его научной деятельности.
Показ презентации о М.В. Ломоносове.
Творческое задание.
Исходя из материала презентации, составить предложение с причастным оборотом и записать в тетрадь.
Работа с текстом. СЛАЙД 5
Найти (устно) словосочетания с причастием, где оно является главным, назвать суффикс.
- Именем М.В. Ломоносова названы месторождения магнитных руд, расположенных в Казахстане, подводный вулкан и экваториальное течение, находящиеся в Атлантическом океане. Есть горный хребет, возвышающийся на побережье Новой Земли.
- Московский государственный университет также носит имя Ломоносова.
- На карте страны можно найти множество поселков, увековечивших имя этого гения.
(По А. Сафонову, «Подмосковье», 1996)
Групповая работа с раздаточным материалом.
(Учащимся раздается текст стихотворения М.В. Ломоносова, который они должны перевести на современный язык).
Викторина. СЛАЙД 6
4.Домашнее задание.
Учащимся раздаются распечатки с текстом Ломоносова, они должны выписать оттуда словосочетания с причастиями, указать суффиксы и форму.
5.Комментирование оценок.
Слово учителя.
Имя Михаила Васильевича Ломоносова вы еще не раз услышите на уроках физики, химии, географии, но теперь уже будете знать, что это был за человек и как обширен и глубок его вклад в российскую науку.
Урок окончен.
Программа максимум.
Если останется время, можно предложить ребятам послушать песню на стихи Ломоносова «Кузнечик».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Черты классицизма в поэзии М.В.Ломоносова ( помощь ученику)
Теория литературы ( черты классицизма на на примере поэзии М.В.Ломоносова)...
Урок- мастерская художественного письма по материалам русской поэзии и трем картинам с одним названием.
7 класс . По программе Разумовской. Урок посвящен развитию навыков письма. Ученики в ходе работы мастерской создают сочинение-описание на тему "Осень"....
Презентация "Поэзия М.В.Ломоносова"
Данная презентация содержит богатый материал о жизни и творчестве М.В.Ломоносова. Дается подробная характеристика поэзии, рассматривается ее тематика и содержание, анализ текста. Материал удобно сгруп...
«Мифологема дерева в русской и современной мордовской поэзии: к опыту сравнительно-сопоставительного изучения (на материале поэзии С. А. Есенина и В. А. Ващалкина)»
Стихи о родной природе составляют сокровищницу русской литературы. Именно в них, одухотворенно описывая красоты родного и милого сердцу автора края, поэты создают удивительно проникновенные обра...
Поэзия и судьба И.А. Бродского. Современная литературная ситуация: реальность и перспективы (урок-обобщение)
Маршрутный лист дистанционного урока...
Программа и дидактические материалы Длительной Метапредметной Образовательной Игры "Неделя с Ломоносовым"
Презентация ДОИ "Неделя с Ломоносовым", с ссылкой на архив материалов игры. Игра разработана и проведена в рамках недели науки, посвященной 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова.В архиве ...
Научная статья на тему "Старославянизмы в поэзии М.В. Ломоносова"
Целью статьи является анализ изучения истории русского языка в его глубоком взаимодействии с первым славянским литературным языком. Во время чтения наблюдается тесное переплетение русского ...