Обобщение по теме "Причастие" на материале поэзии Ломоносова
план-конспект урока (7 класс) на тему

Документ представляет собой конспект урока по теме "Обобщение по теме "Причастие" на материале поэзии Ломоносова. В ходе занятия учащиеся выполняют различные задания, творческие, поисковые, на развитие речи, знакомятся с творчеством писателя и изучают его тексты, в качестве домашнего задания предлагается сделать перевод на современный русский язык отрывка из стихотворения Ломоносова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-повторение и закрепление по теме «Причастие»

(к 300-летию М.В. Ломоносова)

Цель: - обобщить и систематизировать знания учащихся о причастии;

         - повторить основные правила правописания причастий;

         - рассмотреть синтаксическую роль причастий на материале стихов

           М.В. Ломоносова.

Задачи: - дать знания о М.В. Ломоносове как создателе русского

               литературного языка;

            - воспитание патриотизма на примере биографических сведений

              О М.В. Ломоносове;

            - сравнить использование причастий в речи 18 века и 21 века.

Оборудование: - книжная выставка;

                       - экран для показа презентации;

                       - иллюстрации;

                       - маркер, доска;

                       - раздаточный материал.

ХОД УРОКА

1.Оргмомент (готовность учащихся к уроку).

2.Мобилизующее начало:

                            - тема урока «Причастие»;                                 СЛАЙД 1

                           - сегодня на уроке напишем тематический диктант,

                             сделаем синтаксический разбор предложений,

                             посмотрим презентацию, выполним творческое

                             задание, поработаем с текстом, проведем викторину.

                           - изучать причастие всегда нелегко, но от них никуда

                             уйти, потому что эта тема есть в заданиях ГИА и ЕГЭ,

                             поэтому на уроке просьба быть внимательными и

                             активными.

3.Основная часть урока.

Тематический диктант.

 (Учитель диктует слова и словосочетания, объединенные одной темой, учащиеся записывают в тетрадях. После написания учащиеся меняются тетрадями и сверяют написание слов с экраном – СЛАЙД 2).

Грамматика, стихосложение, после напряженной работы, интерес к искусству, в вопросах морфологии, орфографические правила, учебниками русского языка, в теории красноречия, необыкновенную силу воли, в защиту здоровья.

Фронтальный опрос.

Что объединяет эти слова? Какая тема?                            (Ломоносов)

Найдите среди этих слов причастие?

В какой форме оно употреблено?                                 (ж.р., ед.ч., Р.п.)

Вспомните, что такое причастие?

Какими грамматическими признаками оно обладает?

Слово учителя.

   О свойствах причастия в 18 веке М.В. ломоносов говорил в своем монументальном труде «Российская грамматика» (1755). Она состоит из посвящения великому князю Павлу Петровичу (сын Екатерины 2) и шести «Наставлений».

   В посвящении Ломоносов с высоким патриотическим чувством воспевает русский язык: « Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями, немецким – с неприятельми, италианским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он русскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».

Вопрос: Как вы поняли, что имел ввиду М.В. Ломоносов?

   «Российская грамматика» была первой научной грамматикой, написанной по-русски. Она стала сводом правил изменения и сочетания русских слов. Несколько поколений русских людей были ей обязаны своей грамотностью. «Грамматика» издавалась 11 раз и была переведена на французский, греческий и немецкий языки.

Давайте посмотрим, что же о причастии говорит М.В. Ломоносов, и сравним с современными знаниями об этой части речи.                              СЛАЙД 3.

  • … Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу: приведенный вместо которого привели. Они в переменах причастны имени: приведенный, приведеннаго и проч., также и глагола: бывшій, будущій, потому имеют место не последнее меж прочими частьми слова.
  •    Причастия настоящего времени суть действительные, страдательные и средние.
  •    При сем примечать надлежит, что сии причастия только от тех российских глаголов произведены быть могут, которые от славенских как в произношении, так и в знаменовании никакой разности не имеют. Употребляются только в письме, а в простых разговорах должно их изображать чрез возносительные местоимения: которой, которая, которое. Весьма не надлежит производить причастий от тех глаголов, которые нечто подлое значат и только в простых разговорах употребительны, ибо причастия имеют в себе некоторую высокость, и для того очень пристойно их употреблять в высоком роде стихов.

Вопрос: Что же осталось со времен Ломоносова? (действ., страдат.)

              О чем Ломоносов не упомянул?  ? (правописание Н-НН, при-

                                                                        - частный оборот)

Синтаксический разбор предложений. (у доски и в тетрадях)                                                                

1.Красота, величие и сила языка явствуют из книг, в прошлые века писанных.

2.Смущенный бранью мир господь мирит тобой.

3.Светящимися чешуЯми покрыт, как медными щитами, и меч, и молот твой.

                                                                                                     СЛАЙД 4

 Учащиеся самостоятельно делают задание.

  • Один опыт я ставлю выше мнений, рожденных воображением.
  • Цела обширность крепких стен, везде столпами укрепленных.
  • Но требует к тому Россия искусством утвержденных рук.
  • Всегдашними снегами покрыта северна страна.       ( М.В. Ломоносов) 

Слово учителя.

Теперь предлагаю вам немного отдохнуть и посмотреть презентацию о Михаиле Васильевиче Ломоносове, чтобы иметь  представление о широте его научной деятельности.

Показ презентации о М.В. Ломоносове.

Творческое задание.

Исходя из материала презентации, составить предложение с причастным оборотом и записать в тетрадь.

Работа с текстом.                                                                         СЛАЙД 5

Найти (устно) словосочетания с причастием, где оно является главным, назвать суффикс.

  •     Именем М.В. Ломоносова названы месторождения магнитных руд, расположенных в Казахстане, подводный вулкан и экваториальное течение, находящиеся в Атлантическом океане. Есть горный хребет, возвышающийся на побережье Новой Земли.
  • Московский государственный университет также носит имя Ломоносова.
  • На карте страны можно найти множество поселков, увековечивших имя этого гения.

                                               (По    А. Сафонову,   «Подмосковье», 1996)

Групповая работа с раздаточным материалом.

(Учащимся раздается текст стихотворения М.В. Ломоносова, который они должны перевести на современный язык).

Викторина.                                                                                    СЛАЙД 6

4.Домашнее задание.

Учащимся раздаются распечатки с текстом Ломоносова, они должны выписать оттуда словосочетания с причастиями, указать суффиксы и форму.

5.Комментирование оценок.

Слово учителя.

Имя Михаила Васильевича Ломоносова вы еще не раз услышите на уроках физики, химии, географии, но теперь уже будете знать, что это был за человек и как обширен и глубок его вклад в российскую науку.

Урок окончен.

Программа максимум.

Если останется время, можно предложить ребятам послушать песню на стихи Ломоносова «Кузнечик».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Черты классицизма в поэзии М.В.Ломоносова ( помощь ученику)

Теория литературы ( черты классицизма на  на примере поэзии М.В.Ломоносова)...

Урок- мастерская художественного письма по материалам русской поэзии и трем картинам с одним названием.

7 класс . По программе Разумовской. Урок посвящен развитию навыков письма. Ученики в ходе работы мастерской создают сочинение-описание на тему "Осень"....

Презентация "Поэзия М.В.Ломоносова"

Данная презентация содержит богатый материал о жизни и творчестве М.В.Ломоносова. Дается подробная характеристика поэзии, рассматривается ее тематика и содержание, анализ текста. Материал удобно сгруп...

«Мифологема дерева в русской и современной мордовской поэзии: к опыту сравнительно-сопоставительного изучения (на материале поэзии С. А. Есенина и В. А. Ващалкина)»

Стихи о родной природе составляют сокровищницу русской литературы. Именно в них, одухотворенно описывая красоты родного и милого сердцу автора края, поэты создают удивительно проникновенные обра...

Программа и дидактические материалы Длительной Метапредметной Образовательной Игры "Неделя с Ломоносовым"

Презентация ДОИ "Неделя с Ломоносовым", с ссылкой на архив материалов игры. Игра разработана и проведена в рамках недели науки, посвященной 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова.В архиве ...

Научная статья на тему "Старославянизмы в поэзии М.В. Ломоносова"

Целью статьи является анализ изучения истории русского языка в его глубоком взаимодействии с первым славянским литературным языком.  Во время чтения наблюдается тесное переплетение русского ...