И снова о любви...
методическая разработка (11 класс) по теме

Щербакова Екатерина Евгеньевна

Сценарий мероприятия, проводимого в финале проекта по литературе. Учащиеся получили задание исследовать наиболее интересные истории любви знаменитых людей: С.Есенина и А.Дункан, И.Тургенева и П.Виардо, В.Маяковского и Л.Брик. Дети изучают письма, иллюстрации, многочисленные портреты, стихи, посвящённые возлюбленным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_snova_o_lyubvi_stsenariy.docx38.85 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная «И снова о любви…»

Оформление:

Гостиная в стиле конца XIX - XX веков: рояль (если возможно), диван, столики, цветы, свечи. За столиками 3 пары молодых людей, беседуют за чашкой чая. На экране – слайды с русскими усадьбами Ф.И.Тютчева, И.С.Тургенева, А.К.Толстого.

У занавеса появляются двое ведущих – юноша и девушка.
Музыка “Отвори потихоньку калитку…”.

Ведущая:

Сегодня я нисколько не боюсь

С двадцатым веком временно расстаться,

Позвольте я в любви вам объяснюсь

Высоким слогом русского романса

Ведущий:

Лишь только вечер затеплится синий,
Лишь только звезды зажгут небеса
И черемух серебряный иней
Уберет жемчугами роса.

Отвори потихоньку калитку
И взойди в тихий садик, как тень,
Не забудь потемнее накидку,

Кружева на головку надень.

Ведущая:

Снился мне сад в подвенечном уборе,
В этом саду мы с тобою вдвоем. 
Звезды на небе, звезды на море,
Звезды и в сердце моем.

Ведущая: Непостижимый, прекрасный и удивительный, пленительный и страстный, чарующий и вдохновляющий, волнующий и хрупкий… О романсе можно говорить очень много. А можно молча внимать ему, потому, что в тишине и безмолвии постигается его таинственный смысл и сила.


Ведущий: Родиной романса считается Испания. Именно здесь в XIII — XIV вв. странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр. Песни исполнялись на родном романском языке. Отсюда и пошло название «романс. Романс исполняется в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары или фортепиано.


Звучит романс «В лунном сиянии»

Ведущая: В России этот жанр появился в начале XIX века и сразу завоевал всеобщую любовь. Первые русские романсы сочинялись на французском языке, Со временем композиторы стали создавать романсы на стихи русских поэтов. Конечно же все слышали замечательные романсы Чайковского, Глинки, Даргомыжского, Булахова

Ведущий: Романс в России стал настолько популярным, что у него появилась своя биография. Необычна судьба многих известных романсов. Они были созданы в светлые мгновения жизни поэтов, композиторов, сохранили часть их жизни и души.
Ведущая:  1823 год. Мюнхен. Русская дипломатическая миссия. Именно здесь познакомился 20-летний дипломат Федор Тютчев с графиней Амалией Лерхенфельд, побочной сестрой русской императрицы Александры Федоровны. Молодой дипломат решил на ней жениться. Но русский дворянин показался не слишком выгодной партией для родителей Амалии, и предпочтение было отдано барону Крюденеру.
Но
Амалия и Тютчев пронесли свою привязанность через всю жизнь. Одна из их встреч произошла в 1870 году в немецком курортном городе, где поэт написал свое стихотворение-признание:

Я встретил вас, и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло….

Последняя встреча в марте 1873 года, когда у постели, где лежал разбитый параличом поэт, появилась Амалия Максимилиановна. Лицо Тютчева просветлело, на глазах появились слезы. Он долго смотрел на нее, не произнося от волнения ни слова…


(Звучит романс «Я встретил вас». Муз. неизвестного автора, сл. Ф. Тютчева,

исполняет …)

Ведущая: Некоторые авторы второй половины XIX века остались в истории благодаря одному — двум произведениям – гениальным озарениям. Таков задумчиво-печальный элегический романс В.Абаза на стихи И.С. Тургенева “Утро туманное”.

Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые.
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.

Ведущий: Этим замечательным строкам мы обязаны встрече Ивана Тургенева с Полиной Виардо. В 1843 году Тургенев познакомился с Полиной, она выступала в Петербурге с Итальянской оперой. Вспоминая об этом, Виардо говорила:

(говорит А.Бакурская в роли П.Виардо, зажигает свечу)

«Мне его представили, что это молодой русский помещик, славный охотник и плохой поэт».

Ведущая: Зато молодой Тургенев, которому тогда едва исполнилось 25, с первого взгляда влюбился в 22-летнюю певицу, приехавшую в Санкт-Петербург с парижской Итальянской оперой. Вся Европа в то время боготворила ее дарование, и даже непривлекательная внешность Виардо не помешала ее славе прекрасной артистки.

Ведущий: Современники вспоминали, как с началом пения примы по залу будто пробегала искра, публика впадала в совершенный экстаз и облик певицы переставал иметь хоть какое-то значение. По словам композитора Сен-Санса, Полина Виардо обладала горьким, как померанец, голосом, созданным для трагедий и элегических поэм. На сцене она очаровывала страстным исполнением опер, а на музыкальных вечерах покоряла слушателей прекрасной игрой на рояле — ученичество у Листа и Шопена не прошло даром.

 Ведущая: Письма Тургенева к П.Виардо – потрясающий роман любви, длившийся сорок лет. В повести Тургенева «Ася» мы находим такие строки: «У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него не день, а мгновенье».

Ведущая: «Хорошо поет, проклятая цыганка!» — не без ревности призналась, услышав выступление Полины, мать Тургенева.

(А.Белоусов в роли И.Тургенева читает письмо)

«Судьба не послала мне собственного моего семейства, и я прикрепился, вошел в состав чуждой семьи, и случайно выпало, что это семья французская. С давних пор моя жизнь переплелась с жизнью этой семьи. Там на меня смотрят не как на литератора, а как на человека, и среди ее мне спокойно и тепло»

Дорогая моя, хорошая m-me Виардо, lieb-ste, beste Frau, как вы поживаете? Дебютировали ли вы уже? Часто ли думаете обо мне? нет дня, когда дорогое мне воспоминание о вас не приходило бы на ум сотни раз; нет ночи, когда бы я не видел вас во сне. Теперь, в разлуке, я чувствую больше, чем когда-либо, силу уз, скрепляющих меня с вами и с вашей семьей; я счастлив тем, что пользуюсь вашей симпатией, и грустен оттого, что так далек от вас! Прошу небо послать мне терпения и не слишком отдалять того, тысячу раз благословляемого заранее момента, когда я вас снова увижу!                      

  26.10.1850

(А.Бакурская гасит свечу)

Ведущий: Любовь, которую испытывал Тургенев к Полине Виардо, была необычной, романтической.


Ведущий: Русский романс… Сколько разбитых судеб и растоптанных чувств он хранит! Но сколько нежности и трогательной любви воспевает! Послушайте историю ещё одного романса.

Ведущая: Впервые они повстречались на бале – маскараде в Петербургском Большом театре. Он почему – то сразу обратил внимание.

Ведущий: Она была стройна и изящна. Маска скрывала лицо, но серые глаза смотрели пристально и печально. Прекрасные пепельные волосы венчали голову. Они говорили недолго – суета маскарада разлучила их. Вскоре он написал стихотворение «Средь шумного бала»

Средь шумного бала случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты…

Ведущая: Это стихотворение станет знаменитым, когда превратится в романс на музыку Петра Ильича Чайковского. А слова к нему написал Алексей Константинович Толстой. Он посвятил его будущей жене – Софье Андреевне Миллер. В ней он нашёл не только свою единственную женщину, но и умного друга. А теперь послушаем этот романс.


Звучит романс «Средь шумного бала». Муз. П.И. Чайковского.

(музыка затихает, на экране появляется фото Маяковского)

Ведущий: Не менее романтичной можно считать историю любви Владимира Маяковского и Лилии Брик. Он был предан ей, бросая к её ногам свою Любовь – громадину…

(А.Федосова зажигает свечу)

Д.Селифонов читает стихи наизусть)

  Пришла –

деловито,

за рыком,

за ростом,

взглянув,

разглядела просто мальчика.

Взяла,

отобрала сердце

и просто

пошла играть –

как девочка мячиком.

Москва. Конец декабря 1922 г.

(Д.Селифонов в роли В.Маяковского читает письмо)

Лилек,

Я вижу, ты решила твердо. Я знаю, что мое приставание к тебе для тебя боль. Но, Лилик, слишком страшно то, что случилось сегодня со мной, чтоб я не ухватился за последнюю соломинку, за письмо.

Так тяжело мне не было никогда — я, должно быть, действительно чересчур вырос. Раньше прогоняемый тобою я верил во встречу. Теперь я чувствую, что меня совсем отодрали от жизни, что больше ничего и никогда не будет. Жизни без тебя нет. Я это всегда говорил, всегда знал. Теперь я это чувствую, чувствую всем своим существом. Всё, всё, о чем я думал с удовольствием, сейчас не имеет никакой цены — отвратительно.

Я не грожу, я не вымогаю прощения. Я ничего, ничего с собой не сделаю — мне чересчур страшно за маму и Люду. Тоже сентиментальная взрослость. Я ничего тебе не могу обещать. Я знаю, нет такого обещания, в которое ты бы поверила. Я знаю, нет такого способа видеть тебя, мириться, который не заставил бы тебя мучиться.

И все-таки я не в состоянии не писать, не просить тебя простить меня за всё.

Если ты принимала решение с тяжестью, с борьбой, если ты хочешь попробовать последнее, ты простишь, ты ответишь.

Но если ты даже не ответишь — ты одна моя мысль. Как любил я тебя семь лет назад, так люблю и сию секунду. Что б ты ни захотела, что б ты ни велела, я сделаю сейчас же, сделаю с восторгом. Как ужасно расставаться, если знаешь, что любишь, и в расставании сам виноват.

Я сижу в кафе и реву. Надо мной смеются продавщицы. Страшно думать, что вся моя жизнь дальше будет такою.

Я пишу только о себе, а не о тебе, мне страшно думать, что ты спокойна и что с каждой секундой ты дальше и дальше от меня и еще несколько их, и я забыт совсем.

Если ты почувствуешь от этого письма что-нибудь, кроме боли и отвращения, ответь, ради христа, ответь сейчас же, я бегу домой, я буду ждать. Если нет — страшное, страшное горе.

Целую. Твой весь Я

Любовь мою,
как апостол во время оно,
по тысяче тысяч разнесу дорог.
Тебе в веках уготована корона,
а в короне слова мои —
радугой судорог.

(фрагмент видео, «Люблю» читает Анатолий Белый)

(А.Федосова в роли Л.Брик читает ответ В.Маяковскому)

Л. Брик — В. Маяковскому

<Конец октября 1921 г. Рига — Москва>

Любимый мой щеник! Не плачь из-за меня! Я тебя ужасно крепко и навсегда люблю! Приеду непременно! Приехала бы сейчас если бы не было стыдно. Жди меня!
Не изменяй!!!
Я ужасно боюсь этого. Я верна тебе 
абсолютно. Знакомых у меня теперь много. Есть даже поклонники, но мне никто, нисколько не нравится. Все они по сравнению с тобой — дураки и уроды! Вообще ты мой любимый Щен чего уж там! Каждый вечер целую твой переносик! Не пью совершенно! Не хочется. Словом — ты был бы мною доволен. Я очень отдохнула нервами. Приеду добрая.
Спасибо тебе, родненький, за хлопоты — возможно, что они мне пригодятся, хотя я теперь думаю, что все устроится и без этого. Буду ждать здесь еще месяц. Если через месяц не поеду — берите меня опять к себе.
Тоскую по тебе постоянно.
Напиши 
для меня стихи.
Не могу послать для себя никаких вещей так как ничего совершенно не купила — очень дорого. Спасибо тебе за денежки на духи. Глупенький! Чего ты в Москве не купил! Здесь и достать нельзя заграничных! А если и можно то по невероятной цене.
Ты резиновые кружочки для зубков получил? А сигары хорошие? Пиши по почте. Через курьеров не все доходит.
Я писала с каждым курьером.
Получила от Миши телеграмму, что деньги мне высланы. Интересно, сколько? Левочке пишу отдельно, по его адресу.
Целую тебя с головы до лап.
Твоя, твоя, твоя,
Лиля <кошечка>

Ведущая: Любовь к романсу непреходяща. Он и сейчас, как много лет назад, волнует души. В XX веке появилось много романсов в кинематографе. Давайте послушаем некоторые из них.
Звучит инструментальный романс Д. Шостаковича из к/ф «Овод». В записи

Ведущая: Грустит романс тревожно и светло,
И к вам непостижимо в слове каждом.
Приходит откровение само,
Как вы в мою судьбу вошли однажды.

(романс «Там нет меня…» исполняет М.Яшкина)

(А.Федосова гасит свечу)

Ведущий: «Любовь есть тайна великая», - говорил А.П.Чехов. «Всякая любовь – истинное счастье», - так считал И.А.Бунин. «Настоящая любовь должна быть трагедией», - читаем мы у А.И.Куприна. Для кого – то Любовь, действительно, была и тайной, и счастьем, и трагедией одновременно…

Встреча Сергея Есенина с Айседорой Дункан

Ведущая: В холодный октябрьский вечер, отпустив извозчика, Сергей Есенин вошел в подъезд многоэтажного дома на Большой Садовой. Споткнувшись о выбоину в каменном полу, чертыхнулся. Поднялся по широкой с потемневшими перилами лестнице на последний этаж, толкнул знакомую дверь.
Тотчас же его окатило теплым воздухом с едва уловимым запахом дамских духов, масляных красок и светильников.

(Н.Щедрова зажигает свечу, кутается в шифоновый шарф или шаль)


Ведущий: Студия художника Георгия Якулова была заполнена гостями, не обращавшими никакого внимания на задвинутые по углам картины, эскизы и статуэтки. Богемная вечеринка достигла апогея. Шум, смех, папиросный дым.

Ведущая: Есенина обнял за плечи хозяин студии:
- Сережа, мы тебя заждались. Почитай нам свои стихи.
Сергей не стал отнекиваться, сразу согласился. Легкие лиричные строки околдовали гостей …

(А.Еремеева читает фрагмент поэмы «Чёрный человек»)

Ведущий: Неожиданно открылась дверь, и в студию в сопровождении приятеля Якулова вошла женщина. Статная отличная фигура, закутанная в длинные шарфы; увядшее, но еще красивое лицо, медь непокорных густых волос.
Якулов поцеловал гостье руки, помог снять меховое манто. Обернулся к гостям:
- Прошу любить и жаловать, мадемуазель Дункан, известная зарубежная танцовщица, покорившая Европу и Америку. Прибыла в Россию открыть свою школу.
Уязвленный Сергей застыл на полуслове. Сразу же Айседору окружили артисты, музыканты, художники.

Ведущая: Когда Есенин под восторженные рукоплескания завершил чтение, королева танца встала и, не сдержавшись, закричала по-английски:
- Я не понимаю русского поэта, но его стихи звучат как музыка!

(А.Шишкин читает «Письмо к женщине», на экране кадры кинохроники с С. Есениным)

Ведущий: Они ушли вдвоем в четыре часа утра...

Ведущая: В парижские газеты Айседора обратилась со следующим письмом:

(Н.Щедрова в роли А.Дункан разворачивает и читает письмо в редакцию)

"Известие о трагической смерти Есенина причинило мне глубочайшую боль. У него была молодость, красота, гений. Неудовлетворенный всеми этими дарами, его дерзкий дух стремился к недостижимому, и он желал, чтобы филистимляне пали пред ним ниц. Он уничтожил свое юное и прекрасное тело, но дух его вечно будет жить в душе русского народа и в душе всех, кто любит поэтов. Я категорически протестую против легкомысленных и недостоверных высказываний, опубликованных американской прессой в Париже. Между Есениным и мной никогда не было никаких ссор, и мы никогда не были разведены. Я оплакиваю его смерть с болью и отчаянием. Айседора Дункан".

(Н.Щедрова гасит свечу)

Ведущая: Вот и подошел к концу наш разговор о любви.  Хочется надеяться, что сегодняшняя встреча оставит у вас приятные воспоминания.
Звучит романс «Калитка». На фоне музыки ведущая читает стихи.


Ведущий: 

Не забывайте песен старых,
Они о многом скажут вам,
Их пели под гармонь и под гитару,
И просто так, и просто так.
Их разнесло по свету ветром,
Но в наши годы, в наши дни,
Для радости и грусти светлой,
Друзьями к нам придут они.

Репертуар:

  1. Муз. А. Обухова, сл.А. Будищева романс «Калитка».
  2. Муз. П. Чайковского, сл. А. Толстого. романс «Средь шумного бала.»
  3. Муз. Ю. Абазы, сл. И. Тургенева романс “Утро туманное”.
  4. Муз. неизвестного автора, сл. Ф. Тютчева романс «Я встретил вас».
  5. Муз. Д.Шостаковича романс из к/ф «Овод».
  6. Видеоролик Анатолий Белый читает поэму В.Маяковского «Люблю»
  7. Видеохроника С.Есенина. Открытие памятника Кольцову, хроника с Айседорой Дункан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Снова выплыла боль души..." (тема любви в лирике С.Есенина

необходимая и полезная информация для проведения урока литературы по изучению любовной лирики Сергея Есенина, Красочная презентация, музыкальное оформление, видеофрагменты из фильма "Есенин"...

"Снова выплыла боль души..." (тема любви в лирике С.Есенина

необходимая и полезная информация для проведения урока литературы по изучению любовной лирики Сергея Есенина, Красочная презентация, музыкальное оформление, видеофрагменты из фильма "Есенин"...

Внеклассное воспитательное мероприятие для старшеклассников "И снова о любви"

Воспитательное мероприятие представляет собой диалог-размышления на основе высказываний известных писателей, философов, произведений классической литературы  о любви. Проводится в форме дисп...

Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.

В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...

классный час "И снова о любви "

матриал к классному часу 11 класс...

Литературно-музыкальная композиция "И снова о любви"

Морально-эстетическое воспитание подрастающего поколения. Сформировать у учащихся правильное представление о любви, рассказать о роли любви в жизни великих  людей, познакомить с величайшими миров...

"Позвольте снова молвить о любви"

Сценарий открытого урока на тему "Настоящие чувства в жизни великих писателей"...