сценарий литературной гостиной "Гой ты, Русь моя родная"
проект (5, 7, 9 класс) на тему
Сценарий литературной гостиной, посвященный творчеству С.А. Есенина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_literaturnoy_gostinoy.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий литературной гостиной "Гой ты, Русь, моя родная..."
(по творчеству С.А. Есенина)
Цель мероприятия: раскрыть тему Родины в лирике Сергея Есенина.
Задачи:
- сделать выводы о своеобразии раскрытия темы Родины в лирике поэта;
- рассмотреть особенности художественного мира поэта;
- развивать художественный вкус, воспитывать любовь к поэзии, интерес к творчеству С.А.Есенина.
Участники литературной гостиной: учитель литературы, учащиеся 5, 7, 9 классов.
1 слайд. Тема литературной гостиной.
2 слайд.
Эпиграф: « Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким « Русь»».
( Сергей Есенин)
Ведущий. 3 октября 1895 года, 115 лет назад, родился один из самых известных и любимых русских поэтов Сергей Александрович Есенин.
3 слайд.
Ведущий. Есенин, прежде всего – поэт Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного сердца. Слово « Русь»- одно из самых излюбленных слов лирики Есенина. Для него оно наполнено огромным эмоциональным содержанием. Здесь и родной дом, и образ матери, и лошади, пьющие воду из реки, где плавает отражение месяца, здесь весь мир и лирика Есенина.
Чтение стихотворения “Гой ты, Русь, моя родная…” ( ученик 7 класса)
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
1914.
4 слайд.
Ведущий. Сергей Александрович Есенин родился в семье зажиточных крестьян Александра Никитича и Татьяны Фёдоровны Есениных в селе Константиново Рязанской губернии. “Это было тихое, чистое, утопающее в зелени село,- вспоминала сестра поэта Александра Есенина. – Основным украшением являлась церковь, стоящая в центре села. Стройные многолетние березы с множеством грачиных гнезд служили убранством этому красивому памятнику архитектуры”. Раздольные луга, березовые рощи, ширь, простор, что не окинешь взглядом, - все это с детских лет привлекало будущего поэта.
Чтение стихотворения «Топи до болота…» (ученица 7 класса)
Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвенивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей.
По лугу со скрипом
Тянется обоз —
Суховатой липой
Пахнет от колес.
Слухают ракиты
Посвист ветряной...
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной.
1914
5 слайд.
Ведущий. Мать поэта была выдана замуж не по своей воле и вскоре вместе с малолетним сыном ушла жить к родителям. Через некоторое время Татьяна Фёдоровна отправилась на заработки в Рязань, а Сергей с 2-х лет был отдан на воспитание бабушки и дедушки. Дедушка Сергея Есенина, Фёдор Андреевич, был знатоком церковных книг, а бабушка, Наталья Евтеевна, знала множество песен, сказок, частушек, и как утверждал сам поэт, именно бабушка подтолкнула его к написанию первых стихотворений. В праздники бабушка и внук отправлялись на Богомолье. А по вечерам в доме собирались дети, нищие и все слушали сказки.
Чтение стихотворения «Бабушкины сказки» (ученик 5 класса).
В зимний вечер по задворкам
Разухабистой гурьбой
По сугробам, по пригоркам
Мы идем, бредем домой.
Опостылеют салазки,
И садимся в два рядка
Слушать бабушкины сказки
Про Ивана-дурака.
И сидим мы, еле дышим.
Время к полночи идет.
Притворимся, что не слышим,
Если мама спать зовет.
Сказки все. Пора в постели...
Но, а как теперь уж спать?
И опять мы загалдели,
Начинаем приставать.
Скажет бабушка несмело:
«Что ж сидеть-то до зари?»
Ну, а нам какое дело —
Говори да говори.
1917
6 слайд.
Ведущий. Мировосприятие С.А.Есенина с самых ранних лет складывалось в тесном общении с природой. Природа в его стихах звенела голосами птиц, шепотом листьев, говором ручьев, шумом дождей.
Есенин однажды увидел березу в торжественном наряде, в благоговейной тишине и сочинил стихотворение «Береза». Это было первое произведение, напечатанное в журнале.
Чтение стихотворения “Береза”. (ученик 5 класса.)
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
1913
7 слайд.
Ведущий. Сколько раз позднее согревали и успокаивали поэта бесконечно дорогие его сердцу воспоминания детских лет! Вновь и вновь наполняя музу чувством любви к родине, матери, которой поэт посвятит не одно стихотворение.
Где бы ни был поэт, но перед его глазами маленький дом и старая мать со своей тревогой о сыне.
Чтение стихотворения «Письмо матери». (ученик 9 класса.)
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
1924
Ведущий. Поэзия разлита всюду, умей только ощущать её… В Есенине говорит непосредственное чувство крестьянина; природа и деревня – вот Родина Сергея Есенина. К ней направлена любовь и чувства поэта.
Любовь Есенина к родине, ненависть к войне, несущей народу горе и страдания, помогли народу в бурные революционные годы находить свой путь к правде Великого Октября, к правде века.
Время Есенина – время крутых поворотов в истории России. Оно “помечено” и революционными баррикадами, и пожар мировой войны, и крушением самодержавия в февральские дни 18-го года, и октябрьским залпом “Авроры”.
В первые годы революции поэт не все понимал в происходящем, порой мучительно страдал от этого, ошибался. Были трудные моменты в его биографии, были спады в его творчестве. “Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок”, -говорил сам поэт. И он рассказывает нам обо всем этом со всей искренностью и честностью.
Страна шла к индустриализации, а Есенину виделось: гибнет под напором железного города деревня, любимая им “деревянная Русь”, а с ней все милое, родное.
Но любовь к России, чуткое прислушивание к голосу народа помогли Есенину преодолеть сомнения, упадочное настроение, и вскоре поэт назовет свои переживания “ненужными”, свой разлад с жизнью “смешным”.
8 слайд.
Чтение стихотворения «Отговорила роща золотая…» (ученик 5 класса.)
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не желают больше ни о чем.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но никого в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их всех в один ненужный ком…
Скажите так, что роща золотая
Отговорила милым языком.
1924
9 слайд.
Ведущий. Посмотреть на страну свою и события по-иному помогла Есенину поездку по Европе и Америке. За границей поэт вспоминал свой дом и клён под окном. Любимый клен поэта сгорел вместе с домом деда во время пожара. В 1924 году Есенин приехал в Константиново. На расчищенном пепелище только-только начали закладывать новый дом. Обгоревший сад и пенек от клена очень расстроили поэта, тогда он решил своими руками посадить три тополя.
Чтение стихотворения «Клен ты мой опавший…» (ученик 5 класса)
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.
Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.
И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.
1925
Ведущий. Само понятие “Родина” расширяется, уже осознается не только Русь деревенская, а вся Россия, которую он вскоре назовет СССР:
Советская Россия для него – родной дом. И, не умея в него войти своим человеком в силу разных обстоятельств, он страдал от мысли, что в своей стране он словно “иностранец”, словно “пришелец”.
Но даже в это тяжелое время Сергей Есенин сохраняет в душе любовь к родине.
10 слайд.
Чтение стихотворения «Спит ковыль…» (ученик 9 класса).
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси -
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!
1925
11 слайд.
Ведущий. 1925 год. Ослабленный болезнью, издерганный поэт не выдержал очередного приступа депрессии. В Ленинграде, в гостинице "Англетер" ночью 27 декабря поэт ушел из жизни. Покончил ли он с собой или это было преднамеренное убийство? - Нет пока точного ответа на этот вопрос.
Весть о гибели поэта тяжкой болью отозвалась в сердцах миллионов людей. Она быстро распространилась по всей стране. В газетах печатались портреты Есенина в траурной рамке.
12 слайд . Памятник поэту на родине.
Факел есенинской жизни отгорел рано. Ему едва исполнилось 30 лет. А факел его поэзии, его души до сих пор светит ярко и, думается, будет светить вечно. И совсем неудивительно, что поэзия Есенина не перестает привлекать современных читателей, которых покоряет «буйство глаз и половодье чувств», его страстная любовь к Родине, к жизни, к природе, к своему народу, его песням.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературного праздника "О Русь, взмахни крылами!"
«О Русь, взмахникрылами!» Литературный праздник,посвященный памятиС.А. Есенинадля 11-х классов...
Литературно-историческая композиция. Сценарий. Тема: "Муром - маленькая Русь"
Литературно-историческая композиция посвящена празднованию важной в истории нашей страны даты - 1150-летия образования российской государственности....
Сценарий литературного вечера на тему "Наши мамы – наша радость, слова нет для нас родней!"
разработка меропрятия к Дню Матери...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Район родной, все песни о тебе» к 90-летию Тулунского района
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Район родной, все песни о тебе» к 90-летию Тулунского района...
Сценарий литературно-этнографической композиции "Тау от жагъада..." на балкарском языке, посвященной Международному дню родного языка.
Материал для проведения внеклассного мероприятия, посвященного Международному дню родного языка на балкарском языке....
Сценарий литературного вечера "Россия! Русь! Храни себя, храни..."
Сценарий литературного вечера разработан для проведения внеклассного мероприятия по литературе в рамках реализации Программы гражданско-патриотического воспитания. В мероприятии принимали участие обуч...