Статья о проекте "Литературная гостиная"
статья по литературе по теме
Данная статья рассказывает об опыте работы методического объединения учителей русского языка и литературы. Проект "Литературная гостиная" стартовал в 2015 году, объявленном Годом Литературы. Представляет собой единство предметной внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о проекте "Литературная гостиная" | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
«Интересное чтение», или «В гости к писателям!»
Дайте человеку деятельность,
которая наполнила бы его душу.
К.Д.Ушинский
Как известно, 2015 год прошел под знаком Года Литературы. И это вовсе не означало, что в течение этого календарного периода уделялось внимания литературе больше, нежели в другие времена. Конечно же, нет. Литература – это неотъемлемая часть жизни общества, и так было всегда, хотя ее роль, безусловно, со временем изменилась. Ведь не секрет, что в современном мире в противовес ей появилось многое другое, что отвлекает человека от данного вида искусства: кинематограф, телевидение, компьютерные технологии. Книга (как это не парадоксально) стала терять свою главную роль – роль источника знаний, друга, советчика, воспитателя человеческой души. Наверно, задачей Года Литературы и стала попытка напомнить о ее главном предназначении.
А если говорить о современном молодом поколении, то здесь приходится констатировать плачевный уровень литературного образования. Читать книжки для наших детей стало не модным, не современным и не интересным занятием. Учебник литературы, учительское слово и эпизодическое чтение художественного текста в качестве домашнего задания – вот и все прикосновение ученика к великому искусству слова.
Как же современная школа может решить сложившуюся проблему снижения интереса к чтению?
Ответ на этот вопрос дает новый Федеральный Государственный стандарт, в основе которого лежит системно-деятельностный подход к образованию, предполагающий признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся. К таким способам относится в частности внеурочная деятельность по предмету.
Наиболее современной, органичной и эффективной формой внеклассной работы является Литературная гостиная, которая обладает рядом преимуществ. Во-первых, именно она способствует повышению интереса школьников к художественной литературе и чтению. Во-вторых, она позволяет выявить учащихся, стремящихся к более глубокому познанию в области литературы, искусства, краеведения, решает задачу развития их индивидуальных возможностей. И наконец, Литературная гостиная делает жизнь детей и учителей интересной и яркой, помогает им найти время для творческого общения. Она становится общим делом, нужным всем участникам образовательного процесса.
В нашем образовательном учреждении Литературная гостиная стала не просто формой внеурочной деятельности по предмету, а целым проектом, проведенным в рамках Года Литературы, в котором приняли участие школьники вместе с учителями русского языка и литературы. Данный проект представлял собой серию мероприятий, каждое из которых было посвящено творчеству писателей или художественным произведениям.
Проект начался в октябре 2015 года литературно-музыкальной композицией, посвященной творчеству И.А.Бунина, которую подготовили учащиеся 11 класса под руководством учителя Николаевой Елены Алексеевны. В камерной, уютной обстановке ребята сумели преподнести самые интересные страницы жизни и творчества И.А.Бунина, что помогло присутствующим еще раз насладиться его талантом.
А в ноябре в рамках того же проекта прошла литературная гостиная, посвященная 100-летнему юбилею писателя-фронтовика К.М.Симонова, подготовленная учащимися 6-х классов и учителем Корсановой Еленой Геннадьевной. Эта музыкально-поэтическая композиция не только познакомила зрителей с яркими страницами творчества писателя, но и еще раз окунула участников и зрителей в атмосферу военного времени, что явилось очередным напоминанием о великой дате, широко отмечавшейся в этом же году, - 70-летии победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Самые маленькие учащиеся основной школы – пятиклассники под руководством учителя Западаловой Ольги Николаевны подготовили и провели литературную гостиную в театрализованной форме: показали мини-спектакль по произведению А.С.Пушкина «Сказка о Попе и работнике его Балде», в котором продемонстрировали свою яркую артистичность и художественный вкус.
Завершающим этапом проекта стала литературная гостиная, посвященная творчеству Саши Черного, подготовленная группой учащихся 5, 7, 8 классов под руководством учителя Гищак Светланы Михайловны. Эта литературно-музыкальная композиция представила интересные страницы из произведений данного автора, подчеркнув их простоту, юмор и необычайную проницательность, способную взволновать души юных зрителей.
Все эти мероприятия в полной мере доказали преимущества деятельностного подхода в образовании учащихся в области литературы, главным из которых стал их интерес к подготовке и проведению литературных мероприятий.
Каковы же были итоги школьного проекта?
Главным результатом стало то, что данный проект все-таки «дал человеку деятельность, которая наполнила его душу». И с этим нельзя не согласиться. Создание и деятельность Литературной гостиной внесла определенную новизну в традиционный взгляд на методы воспитания культуры чтения у детей в условиях школы. А это значит, что произошли изменения и в самом ученике. «Какие изменения?»- спросите вы.
Ученик, не готовый к восприятию того или иного писателя, вдруг начинает чувствовать и понимать произведение, про которое услышал на литературном вечере, в таком необычном, «неурочном» звучании. Привычные и, быть может, не впечатлявшие ранее герои вдруг оживают перед ним и в действии помогают понять суть своего характера, своих поступков. Слова и образы, которым учащийся не придавал значения, а, может быть, даже не замечал в ходе обычного чтения, на мероприятии оказываются зримыми и волнующими. И благодаря всему этому у ребенка или подростка складывается уже иное отношение к судьбе писателя, к его творчеству, да и к самому произведению в первую очередь. Все это способствует тому, что придя домой, школьник непременно захочет его прочитать. А если сделать такую внеурочную деятельность процессом постоянным, систематичным, то и чтение может войти в привычку ученика и стать для него интересным занятием. А разве не такую цель мы преследуем?
В заключении хочется сказать, что школьный проект «Литературная гостиная» стал для всех его участников творческим процессом, построенным в атмосфере сотрудничества, открытости и откровенности. Он превратился в общее дело, созданное для всех и нужное всем. И пусть это станет еще одной школьной традицией, способной не только увлечь школьников интересным делом, но и помочь им сделать правильный выбор между книгой и компьютером, помочь им получить те чувства и эмоции, которые способна дать только художественная литература.
Председатель Методического объединения
учителей русского языка и литературы
Корсанова Елена Геннадьевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Литературная гостиная - средство эстетического воспитания учащихся МБОУ "Благовещенская СОШ №2""
В представленной статье описан опыт проведения литературной гостиной...
Статья "Проведение литературных гостиных с использованием ИКТ".
Из опыта работы по проведению литературных гостиных с использованием информационно-коммуникационных тезнологий, обеспечивающих яркость, красочность, содержательность мероприятия....
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Сценарии литературных гостиных. Вступительная статья к сборнику
В рамках художественно-эстетического комплекса организована в школе работа литературной гостиной. Такая форма работы стала любимой для всех участников образовательного процесса. Посещать гостиную очен...
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)
данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...
Статья "Лингвистическая гостиная как способ повышения интереса к изучению иностранных языков""
Один из способов повышения мотивации - создание ситуации успеха: ситуации, когда каждый ученик может стать экспертом в свое области - будь то театральная постановка или исполнение песни, или сло...
Статья.«Я восхищаюсь каждой нашей встречей» (Из опыта работы Литературной гостиной «Вдохновение»)
Десять лет назад в «Литературной гостиной» состоялся вечер, посвященный русскому романсу. Звучала красивая музыка, горели свечи. С тех пор было десятки подобных встреч, каждая из которых н...