Выступление на методическом объединении областного конкурса "Педагог года Подмосковья-2016"
материал на тему

«Формирование патриотического воспитания учащихся через систему краеведческой работы в урочной и внеурочной деятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_2016.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение  Областного конкурса «Педагог года-2016»

 (Слайд 1)Я,Степанова Надежда Афанасьевна, учитель русского языка и литературы, краеведения.  Работаю в МКОУ «Никулинская ООШ» с 1987 г. городского округа Кашира. Учитель высшей категории. Мой педстаж составляет 36 лет.

(Слайд 2) Мое педагогическое кредо: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родной речи – задача первостепенной важности»

Но как воспитать эту любовь?

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил: «Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

        Вот поэтому красной нитью через всю мою педагогическую деятельность проходит патриотическое воспитание учащихся.

        Я убеждена в том, что эффективное патриотическое воспитание подрастающего поколения  сегодня это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей.

        К счастью, я специалист широкого профиля: русский язык и литература, история и обществознание, духовное краеведение Подмосковья и краеведение, основы  православной культуры. А еще я основатель и руководитель школьного краеведческого музея «Поиск» с 2002 г. Поэтому вся моя работа педагога не ограничивается только уроками, она продолжается и во внеурочное время.

        Несмотря на свои сибирские корни, я очень люблю каширский край, в котором живу большую часть своей жизни. И свою любовь я стараюсь привить  своим школьникам (больше узнать о своем крае — полюбить его, как люблю его я).

Мест красивых много в мире, Но один милее край.

Называется Каширой этот яблоневый рай.

Разве странствуй по миру, Сердцу скажешь: «Выбирай!»

Ведь оно уже в Кашире обрело душевный рай.

        Вплотную изучением каширского края я начала в 1996 году, когда  организовала в школе  краеведческий кружок.

        Я хочу поделиться своей работой в этом направлении.

(Слайд 3)  Мое выступление будет по теме: 
«Формирование патриотического воспитания учащихся через систему краеведческой работы в урочной и внеурочной деятельности».

        Чтобы был предметный разговор на уроках, я организую в течение года  ряд экскурсий по Каширскому краю. Работаю в тесном сотрудничестве с турагенством «Байкал», генеральным директором которого является наш бывший ученик школы Пархонин Александр Ильич, а также с каширским краеведческим музеем и Каширским Благочинием, Центральной Каширской библиотекой и  сельской библиотекой, Сельским домом культуры и  Каширским детским экологическим центром.  

(Слайд 4) И сейчас я предлагаю Вашему вниманию небольшой видеоролик о нашем городе.

(Слайд 5) Мы совершаем разные экскурсии. И прежде всего, в наш каширский краеведческий музей.        

(Слайд 6) «По  военно-историческим памятникам Каширы»,

(Слайд 7)«Православная Кашира», «Архитектура древней Каширы»,

«Литературная Кашира».

(Слайд 8)          Ежегодно приобщаю детей к историческим событиям нашей страны. Посещаем военно - исторические реконструкции.

(Слайд 9)  В Год литературы совершили экскурсии в Государственный музей - заповедник С.А.Есенина и Ясную Поляну Л.Н.Толстого.

        На уроках русского языка и литературы я ставлю цель: формирование патриотического воспитания учащихся через систему краеведческой работы.

(Слайд 10)         Работая над темой “Гражданско – патриотическое воспитание на уроках русского языка, литературы и краеведения”, я разработала серию нетрадиционных уроков, включающих: урок – экскурсию, урок – путешествие, урок – КВН, урок – игра “Что? Где? Когда?” и другие.

        На уроке – путешествии (5 класс), при закреплении темы “Определение падежа и склонения имён существительных в единственном числе”, совершаем “полёт” по городам – героям нашей страны. Ребята узнают о том, как героически сражались защитники Москвы в далёком 1941 году, о пережитой ленинградцами блокаде, о великой Сталинградской битве, о военных действиях у стен родной Каширы (города, получившего в 2015 году Звание города Воинской Доблести) и о том, какими стали эти города спустя 70 лет. Отмечаем эти города на карте России флажками, рассматриваем фотографии с изображением городов во время Великой Отечественной войны и в настоящее время.  Работая с историческими материалами, выполняем задания по теме урока. Находим в текстах имена существительные, определяем склонение и падеж.

        На уроках краеведения я с ребятами занимаюсь топонимической работой, а затем этот материал использую на уроках русского языка при изучении темы «Морфемика». В целях патриотического воспитания учащихся, предлагаю примеры из топонимики (местного значения), дети комментируют происхождение того или другого названия.

        Например, суффиксы -ов,-ев, выполнявшие функции принадлежности объекта в период помещичьего землевладения, получают распространение в 16-18 вв. такие деревни как, Тарасково, Ледово, Бесово, Руднево,Барабаново и др.

        В 5-ом классе ученики выполняли следующую работу: им было предложено объяснить название любой близлежащей деревни, используя при этом рассказы местных жителей или собственную фантазию. Ребята по-разному справились с этим заданием: кто с легкостью, кто с интересом, а кто с трудом. В основе этой работы также использовалась технология развивающего обучения «Деловая игра».

        На уроке русского языка в 7 классе при изучении темы «Причастный оборот» я использую  тексты краеведческого направления.

Зендиково.

        Малоизвестная заброшенная усадьба Зендиково — подлинный шедевр русского искусства. Он создан в пору невиданного взлета усадебного искусства, волна которого стремительно прокатилась по просторам огромной страны, оставив едва ли не в каждом русском селении частицу новой красоты. Разнообразна и щедра эта драгоценная россыпь творений, украсившая древнюю землю. Короткая липовая аллея — проспект выводит на просторный парадный двор. Глухие галереи, соединяющие дом с флигерями, не загибаются внутрь двора, а вытянуты единым фронтом, обращенным не только ко двору, но и к парку. Весь комплекс активно введен в окружающую природу. Этому способствуют и его размещение на вершине холма и прямые липовые и тополевые аллеи, начинающиеся от жилого комплекса и уходящие далеко в пейзажный парк.

Задания: найти причастия или причастные обороты, объяснить знаки препинания. построить схемы. Выделить суффиксы, распределить на действительные и страдательные и т.д.

В 6 классе при изучении темы «Типы речи» пишем сочинение-миниатюру «Знаешь ли Каширский край..».

        На уроках русского языка  воспитываю в своих учениках духовно – патриотические чувства к родине. В уроки включаю упражнения, которые закрепляют знания школьников о государственной символики России.

        Поэтому, подбираю тексты, стихи, пословицы, поговорки по этой важной в воспитании подрастающего поколения теме.

        Работу начинаю со знакомства с родным городом. Чтобы дать эмоциональный настрой, на уроках литературы, краеведения  мы читаем стихи, слушаем песни о родном городе,   знакомимся с поэтами своего края, которые посвятили свою поэзию родному городу. Обсуждаем с учениками вопросы о том, что для каждого является родиной и как они относятся к своей малой родине. После этого, предлагаю детям нарисовать рисунки родной природы, любимые места своего города, которые особенно им дороги, прошу написать сочинения.

В классе оформляются выставки школьных работ на тему «С чего начинается Родина», в которую входят рисунки, стихи, сочинения учеников класса.

На основе технологий критического мышления провожу уроки-экскурсии с выходом на сочинение. При подготовке к уроку развития речи на тему «Сочинение-описание местности» в 9 классе  используется краеведческий материал. Сочинение носит название «Достопримечательности нашего поселка». Работа проходит в несколько этапов. На первом этапе ученики получают индивидуальные задания – найти сведения о заданном объекте (актуализация имеющихся знаний и представление о предмете изучения). В процессе работы формируются навыки исследовательской деятельности. Затем (второй этап) во время урока-экскурсии каждый ученик выступает в роли экскурсовода, излагая собранный материал (используя собранные сведения, устно описывая свой объект или в виде презентации).         После этого (третий этап) ученики пишут сочинение о достопримечательностях микрорайона, то есть происходит процесс осмысления и обобщения полученной информации, выработка собственного мнения к изученному материалу. Такие уроки формируют навыки критического, творческого мышления, расширяют познавательную активность, приобщают к ценностям общества, воспитывают патриотические чувства.

Литература как школьный предмет несет в себе богатый учебный материал, который способствует патриотическому воспитанию учащихся.

К такому материалу относится:

- сведения о биографиях известных писателей и исторических деятелей,

- литературные произведения, начиная с былин и предсказаний Древней Руси и кончая произведениями о Великой Отечественной войне.

- пословицы, поговорки, загадки, песни, в которых находится отражение патриотизм.

            Образовательная программа по литературе содержит обязательные   для изучения произведения и многие из них имеют патриотическую направленность.

  • «Житие Александра Невского» о  защите русских земель от нашествий и набегов врагов.
  • «Слово о полку Игореве», произведение, проникнутое нежной и сильной любовью к родине.
  • Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» о героических страницах истории нашей страны.
  •  Роман А.С. Пушкина «Дубровский», размышления о судьбе родного народа и его роли в прошлом и будущем родины.
  • Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» о героизме и самоотверженности в борьбе за родную землю, о беззаветной преданности Родине, храбрости и мужестве.
  • Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека», где судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе.
  • Н.А. Некрасов «На Волге».  И.А. Бунин «Косцы».  В.П. Астафьев  «Васюткино озеро».  М.М. Пришвин  «Кладовая солнца», а также произведения А.А. Блока, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, в которых раскрывается тема патриотизма через любовь к природе.
  • А. Толстой «Русский характер», Молохов «Наука ненависти», Б. Васильев «А зори здесь тихие», «В списках не значился», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», А.Алексин «А тем временем где-то». Благодаря этим книгам  воспитывается чувство  величия народного подвига, любовь и уважение к своей Родине, к своему народу.

       В образовательной программе по литературе обозначены разделы, рамках которых изучаются литературные произведения патриотической тематики.

1. «Ради жизни на Земле».

2. «Произведения о Великой  Отечественной войне».

3. «На дорогах войны…».

4. «Стихи и песни о  Великой Отечественной войне».

5.« Тема родной природы».

 

В тесном контакте я работаю с учителями-предметниками физики, химии, математики, биологии и др., на уроках которых реализуются  задачи патриотического воспитания.

1. Биографии ученых, которые внесли свой вклад в развитие наук. Данная информация способствует формированию чувства гордости за свою страну и великих соотечественников.

2. Люди-легенды, беззаветно преданные Родине, своему делу, личности, в судьбе которых отразилась наша эпоха со всеми ее трудностями и противоречиями.  

(Слайд 11) В  сельской библиотеке организую  уроки внеклассного чтения, викторины, посвященные знаменательным датам, встречи с интересными людьми села и района.

В тесном сотрудничестве находимся с Домом культуры. Мы частые гости в ДК, и он оказывает большую помощь при организации различных мероприятий.

(Слайды 12-13) Во внеурочной деятельности провожу такие мероприятия, как «Моя малая Родина, Уроки Мужества.

        Исследовательская работа способствует развитию творческой самодеятельности и общественной активности школьников в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов. В рамках патриотического воспитания в школе использую такие виды проектов:

1. Практико-ориентированный проект. Такие  проекты направлены  на социальные интересы общества. Тематика и содержание практико-ориентированных проектов  может быть  разнообразна – от учебного пособия для кабинета истории до пакета рекомендаций по патриотическому воспитанию. Важно оценить реальность использования проекта на практике и его способность решить поставленную проблему.

(Слайд 14-15) 2. Исследовательский проект по структуре и содержанию  является настоящим   научным исследованием. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: наблюдение, моделирование, социологический опрос и другие.  Тематика таких проектов  примерно такова: «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны», «История семьи в истории страны», «Образ Родины в художественных произведениях», «Я и мой город», «Я – гражданин России!», «Загляните в семейный альбом» и  другие.

Самым значительным нашим проектом был по теме «История храма Рождества Пресвятой Богородицы», который находится в соседнем селе. К 70-летию Великой Победы учащиеся старших классов делали проект «Имя на обелиске», на котором  нашли фамилии своих родственников и соседей.

3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например «Мои земляки», «Защитники Отечества живут рядом», «Природа родного края и ее проблемы», «Есть такая профессия – защищать Родину», «Реликвия моей семьи», «Ветеран живет рядом», «Георгиевская ленточка».

4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это альманахи, театрализации, видеофильмы, ролики, выставки, которые несут в себе большой патриотический потенциал. Детьми создано уже много видеороликов, таких как: «История школы», «Учителями славится Россия»,

«Они учились в нашей школе», «Ими гордится наша школа», «Воины-интернационалисты» и другие.

5. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей. Очень близки по духу этому виду деятельности уроки-импровизации, презентации, театральные уроки, уроки-концерты. Таким урокам предшествует большая подготовка, они требуют творческой деятельности и перевоплощения. Ценность этой работы в том, что она вносит в процесс познания новые ощущения, интерес, раскрывает артистические способности, развивает фантазию.

Такая работа призвана способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей учащихся, овладению ими практическими навыками поисковой, исследовательской работы, служению целям совершенствования учебно-воспитательного процесса, осознанию учащихся конкретных патриотических проявлений и качеств личности.

(Слайд 16-17) С 2002 года в школе работает краеведческий музей «Поиск», который и является центром всей краеведческой работы школы. В музее работает актив и совет музея. С помощью активистов мы проводим экскурсии по музею для учащихся и  учителей нашей школы и других школ, директоров и представителей района, местных жителей. Частыми гостями у нас бывают труженики тыла, а мы навещаем ветеранов войны.

(Слайд 18-20) Большая работа по патриотическому воспитанию разворачивается в дни празднования Дня Победы. Это Вахта Памяти, бессмертный полк, солдатский привал, смотр строя и песни, литературно-музыкальные композиции, встречи с ветеранами войны и тружениками тыла, туристско-краеведческие походы.

 (Слайд 21) В последнее время я использую такую форму работы, как музейный урок. Это связано с поиском оптимальных методов и путей патриотического воспитания подрастающего поколения. И в этом немаловажную роль стало играть музейное пространство, как образовательного учреждения.

 Музейный урок имеет образовательную, просветительскую и воспитательную направленность. Музейные уроки имеют интегрированный характер и организуются в несколько этапов.

1-й этап проводится учителем-предметником, классным руководителем или другим педагогом.  С учащимися предполагается освоение теоретического материала и терминологии. Объявляется тема музейного урока и дата его проведения. Учащимся дается опережающее задание для подготовки материала по теме урока.

2-й этап проводится непосредственно в музее руководителем музея совместно с учителем-предметником. Используются все подготовленные материалы опережающего задания, например, электронные презентации, рассказы, иллюстрации, эссе, фотографии, чтение на память, выразительное чтение.  

3-й этап предполагает самостоятельную творческую работу по предложенным темам патриотической направленности. Например, написание сочинений, отзывов, рецензий, выпуск газет, плакатов, экспозиций.

Особенности музейного урока:

1. Каждый музейный урок, и в этом его специфика, должен быть вписан в систему патриотического воспитания, иметь цель, учитель должен представлять смысл своей работы, формы организации деятельности учащихся после музейного урока.

2. Музейные уроки должны носить цикличный характер: одна и та же тема может быть, и должна быть, представлена много раз, на различных возрастных уровнях, организована разными методами и формами.

3.Тематика таких уроков обусловливается целью патриотического воспитания и индивидуальностью учителя.

 (Слайд 22-24) Мои старшеклассники успешно выступают со своими проектами на школьных, муниципальных и региональных краеведческих конференциях.

Доказано, что применение активных форм и методов обучения и воспитания дает положительный результат в деле патриотического воспитания.

В зависимости от возраста учащегося, используются разные формы и методы обучения и воспитания. К ним относятся выразительное чтение, эвристическая беседа, эмоциональный рассказ.

 Приведение положительного примера, обсуждение видеофильмов, реферирование, написание исторических сочинений, эссе, работа с мемуарами, биография, работа с документами - развивают теоретическое мышление, умения и навыки работы с большим объемом информации, развивают историческую память.

Коллективные творческие дела, ролевые и тематические игры формируют опыт поведения, регулируют взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Разработка мультимедийных проектов, презентаций развивают коммуникативные навыки, опыт ролевого взаимодействия.

Интерактивные игры, посвященные наиболее важным историческим событиям в жизни России, могут быть самостоятельным мероприятием, или фрагментом урока, или использоваться как обобщающий урок. В 5-7 классах наиболее эффективны командные развивающие игры, несущие в себе соревновательный элемент, а в 8-11 классах – деловые игры, семинары, конференции.

Краеведческое направление патриотического воспитания – важный фактор идейного, нравственного, трудового, эстетического, экологического воспитания школьников, оно способствует патриотическому воспитанию, общему образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.

        Учащиеся видят, что краеведческая работа, которой они занимаются, используется на уроках. Это приводит к повышению эффективности занятий русским языком, т.к. ребята с большим интересом выполняют задания, составленные по материалам истории села, края и с большим желанием идут на уроки. Собранный ребятами для музея краеведческий материал оживляет процесс воспитания на уроке и делает его интересным.

Краеведение учит не только любить свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень.


        
Воспитание патриотизма – одна из главных задач нашего дня. Чувство Родины начинается с любви к родному краю, которая пробуждается в душе каждого человека еще в раннем детстве. Глубоким знанием природы, быта, культуры родного края, его исторического прошлого, влюбленностью в литературу мы должны увлечь школьников, пробудить у них интерес и любовь к родной земле.

(Слайд 25) Справедливы слова: прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, деревни, города. Очень важно, чтобы у каждого учащегося постепенно формировалось понимание того, что он сам является частичкой бытия многих и многих поколений людей, продолжателем традиций своей семьи, земляков, своего народа, непосредственным активным участником современной жизни, что он несет моральную ответственность за будущее своей малой и большой Родины.

        В заключение  хочу сказать, что по обобщению своего опыта работы  по патриотическому воспитанию  я:

(Слайд 26) показываю  открытые уроки для учителей своей школы и района.

(Слайд 27-28) В 2013 г., как  участница III Международной научно-практической конференции в Москве (2013 г.), выступала по теме « Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников на уроках гуманитарного цикла»; в 2015 г. была  участницей Всероссийского слета учителей -2015 и выступала по  теме «Музей как средство гражданско-патриотического воспитания школьников»; в 2014 г. выступала на  районном семинаре заместителей директоров по ВР по теме «Школьный музей в компоненте гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания обучающихся» -2014-2015 учебный год; выступала на школьных педсоветах по темам: «Патриотическое воспитание школьников через урочную деятельность» - март 2015 г., «Патриотическое воспитание школьников во внеурочной деятельности» - август 2015г.

(Слайд 29-30) Тесно сотрудничаю с местными СМИ.

(Слайд 31-33) Мои достижения.

(Слайд 34) Многое, о чём мечталось и думалось, удалось осуществить. Но  нет покоя!  И завтра снова напряжённый день… И так всегда… И завтра снова будут силы продолжать путешествия не только по земле, но и в мир науки, мир человеческих взаимоотношений, мир детства. Это и есть мой путь, по которому иду,  отдавая сердце детям!!!

(Слайд 35) Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие технологического мышления учащихся на уроках технологии с помощью опорных конспектов. (выступление с методического объединения)

Данный материал является выступлением  с школьного методического объединения учителей .Тема  выступления "Развитие  технологического  мышления  учащихся  на уроках...

Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей

Описание форм итоговой аттестации в детском объединении. Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования детей...

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ НА КЛАВИШНОМ СИНТЕЗАТОРЕ. выступление на методическом объединение

В связи с открытием  класса клавишного синтезатора, мне, как педагогу, пришлось столкнуться с некоторыми отличиями в принципах обучения на современном цифровом инструменте от преподавания н...

Выступление на методическом объединении учителей биологии, химии и географии МКОУ СОШ№3, в 2013-2014 учебном году.

В МКОУ СОШ№ 3  в системе проводится работа по экологическому и трудовому воспитанию учащихся.Экологическая культура формируется в процессе экологического воспитания. Мы живем в социуме, поэтому в...

Участие в областном конкурсе "Наше Подмосковье - 2016". Проект "Мой край - моя Кашира"

Цель проекта:знакомство учащихся с жизнью, бытом и обычаями каширян.Задачи проекта:воспитание у детей интереса к изучению своей страны, уважения к укладу жизни, быту своих предков-каширян; воспитание ...

Выступление на методическом объединении воспитателей на тему: «Определение возможных диагностических исследований воспитанников и групповых объединений»

Одной из основных задач нашего учреждения является максимальное приближение условий воспитания детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к домашним, позволяющим наиболее успешно осущест...