Эссе
материал ( класс) на тему
Весна… светит солнце, даже не просто светит, а улыбается. Идет урок якутской литературы в нашем старом, но в очень богатом материалами, портретами наших выдающихся писателей и поэтов, кабинете Елисея Кирилловича.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse2003.doc | 32 КБ |
esse1.docx | 16.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
Шагать в ногу со временем…
Весна… светит солнце, даже не просто светит, а улыбается. Идет урок якутской литературы в нашем старом, но в очень богатом материалами, портретами наших выдающихся писателей и поэтов, кабинете Елисея Кирилловича.
Голос нашего учителя так и манит нас к себе, мы слушаем его, боясь упустить что- то важное и вечное. А когда задает нам вопрос или выдвигает какую-то проблему, мы сразу же начинаем обсуждать, думая, что умнее и мудрее нас нет никого. Наш учитель, наш мудрый наставник слушает нас внимательно, улыбается, поправляет, а в некоторые моменты он смотрит куда-то вдаль, как будто видит нас, своих учеников, через десятилетия…
Прошли десятилетия… я – учительница якутского языка и литературы, стою в классе перед своими учениками и вспоминаю взгляд, голос, улыбку своего учителя Иевлева Е.К., ныне кандидата педагогических наук, доцента кафедры методики преподавания родной литературы Института культуры и языков коренных народов СВФУ. Став учителем родного языка, я без сомнения понимаю, что это он направил меня на этот путь истины, и в полном смысле понимаю значимость своей профессии учителя.
В то время у нас, сельских учеников, учителя были почти единственными источниками информации, связующими звеньями с большим миром. А теперь наша функция учителя немного переменилась: в многочисленном мире информации мы должны помочь нашим учащимся ориентироваться найти свою дорогу в мир. Сегодняшним ученикам мало слова одного учителя, поэтому должны учиться шагать в ногу со временем.
Учитывая всё это, я пришла к выводу, что одной доски и мела будет мало, чтобы обучать наших детей их же родному языку. Что же делать? Как поступить? Ведь наши часы по родному языку итак уплотняют. А как говорится: «Человек без родного языка, как дерево без корней». На ум приходят стихи Расула Гамзатова:
… И, смутно слыша звук родной речи,
Я оживал, и наступил тот миг,
Когда я понял, что меня излечит
Не врач, не знахарь, а родной язык.
Именно язык отражает дух нации. Когда язык могуч, народ тоже могуч. Лишённый языка человек погибнет, как погибает дерево, лишённое своих корней.
Наша жизнь быстро развивается, появляются новые русские слова, которые очень быстро вливаются в лексикон наших детей, и это может серьёзно повлиять на качество обучения, особенно это влияет на изучение нашего языка. Прибавим к этому ещё то, что учащиеся очень мало читают произведения на родном языке, словарный запас учащихся бьет по нулям! Также при послании sms сообщений, да и «В контакте» мы видим совсем искаженный якутский язык.
Мы, учителя якутского языка и литературы, были в тупиковом положении, когда в 2008 году МО РС (Я) объявило конкурс на получение статуса опорных школ по изучению родного языка и литературы. Участникам этого конкурса был выделен специализированный кабинет, оснащенный художественной литературой, компьютером, проектором, интерактивной доской.
Появилось новое дыхание. Перед нами стояла важнейшая задача внедрения ИКТ – технологий в процесс обучения, что осложнялось тем, что нигде нет готовых методических разработок по использованию интерактивной доски по предмету. Овладение готовой технологией использования образовательного инструмента предполагает серьёзную подготовку, поэтому мы определили этапы реализации.
Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, её индивидуализации и дифференциации, но и позволяет по – новому организовать взаимодействие всех объектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы учащихся.
Роль аудивизуальных (AV) и интерактивных технологий в образовании с каждым годом возрастает, они становятся неотъемлемой частью современного учебного процесса. Гармоничное сочетание традиционных средств с применением интерактивного оборудования позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятиям, что особенно важно в изучении родного языка. В этом и состоит особая роль педагогических и дидактических подходов в реализации AV и интерактивных технологий в образовании. Использование интерактивной доски существенно изменяет деятельность учителя и учащихся, осуществляется деятельностный подход к изучаемому материалу. Ребёнок переключается с визуального восприятия информации на проблемно – поисковую деятельность. Особенно это проявляется при анализе и работе с текстом родного языка, где можно установить соответствия, заполнить пропуски, подчёркивать значимые слова, поставить знаки препинания и т.д.
Отталкиваясь от всего этого, с целью обогащения словарного запаса учащихся, я дальше принялась за работу электронного пособия «Синонимы якутского языка». Данное пособие позволяет учащимся правильно использовать слова, то есть развить свою устную и письменную речь, обогатить словарный запас.
Это и есть мои методические находки, которые заметно повысили интерес учащихся к родному языку. Мониторинг качества знаний учащихся повысился, мои уроки стали динамичны, мобильны, так как наглядность и возможность сравнить, совместить, построить, измерить представляется в реальном мире.
Лауреат Нобелевской премии поэт Иосиф Бродский говорил, что самым главным богатством народа является его язык. Люди, воспитанные в своей культуре и говорящие на своём языке, отличаются цельностью, спокойствием, от них исходит сила. Давайте, не забудем, что наш язык, язык олонхо – это древний язык – это язык космоса.
Предварительный просмотр:
Пристанищ не искать, не приживаться,
Ступенька за ступенькой, без печали,
Шагать вперед, идти от дали к дали,
Все шире быть, все выше подниматься.
Г.Гессе.
XXI век называют веком образования. Ведь именно оно служит каждому опорой в его стремлении к совершенствованию. Многие считают, что человек не бывает от природы тем, кем он должен быть, поэтому он нуждается в образовании. Буквально слово образованиеозначает формирование. Но формирование не любое, а связанное с усвоением ценностей науки, культуры и практики. Не секрет, что некоторые люди понимают образование как всего лишь овладение систематизированными знаниями, навыками и умениями. Образование, которое не дополняется правильным развитием чувства и воли, часто является средством достижения неблагих целей. Задача образования состоит не в том, чтобы получить эрудированного человека, он еще должен быть культурным, нравственным и деятельным. А что мы даем детям, кроме определенного набора знаний, вот вопрос, который должен ставить перед собой каждый педагог. Теперь уже очевидно, что односторонние ориентации в образовании недостаточны. Об этом можно судить из высказывания Б.М.Неменского (Пути очеловечивания школы/ Новое педагогическое мышление/ Под ред.А.В.Петровского. – М., 1989. – 279 с.) : «Наивны попытки решить передачу всех сторон социального опыта юным лишь через навыки и знания. Не случайно мы до сих пор остаемся в плену технократического мышления. Отсюда и формирование личности, творчески инертной, не способной к работе фантазии, отсюда и нравственная и духовная убогость, приземленность помыслов. Знания, навыки дают все предметы, без них невозможно строить обучение чему-либо. А творчество, а эмоциональные критерии? Все ли предметы в равной степени способны передавать именно этот человеческий опыт?..» .
За годы своей педагогической деятельности я все больше убеждаюсь в том, что в нравственно-духовном развитии личности большую роль занимают уроки литературы. Ведь именно здесь происходит «… времен связующая нить». В лучших произведениях якутских классиков, в судьбах их героев мы видим страстную любовь к жизни, к человеку, борьбу за возвышение человеческих достоинств. Гуманизм, духом которого проникнуты эти произведения, дают читателю жизненную стойкость и духовную силу. В десятом классе, когда мы читаем пьесу А.И.Софронова «Жизнь играет», ребята часто спрашивают: « А почему люди, которые совершали преступление, живут как ни в чем бывало? Разве у них нет совести?» Что ответить на этот вопрос? Обсудив с ребятами о совести, мы приходим к заключению, что совести обучить нельзя. То, что мы называем совестью, лежит в глубине нашей души. Главный герой пьесы, одержимый жаждой обогащения, совершил преступление и взвалил вину на ни в чем повинного соседа. Но в финале произведения раскаивается в содеянном, его совесть не дает покоя. А жалеют ли ребята этого человека? Белинский писал: «Конечно, отвернуться с презрением от человека падшего гораздо легче, нежели с участием и любовью войти в его положение… и пожалеть о нем, как о человеке…». И участливое отношение к героям Белинский считает «признаком образованности». В ходе обсуждения мы приходим к заключению, что несмотря на влияние социальных обстоятельств на человека, он как личность, способен к сотворению себя. В сопротивлении этим обстоятельствам и их преобразовании через осмысление и поступки, отвечающие нравственным народным заповедям, человек выпрямляется, обретает веру в свои силы, чувство собственного достоинства. У читателя происходит расширение сознания благодаря реализму художественного содержания произведения, в котором гуманистические ценности переданы через изображение его национального своеобразия. Как сказала Т.А. Флоренская: «катарсис – это осознание, это расширение границ индивидуального сознания до всеобщего. Такое расширение сознания по-новому освещает индивидуальный опыт, прошлое человека, помогая ему увидеть свои отклонения и их пагубные последствия…».
Современному образованию свойственны гуманистическая направленность, обращенность к человеку. Поэтому я уделяю главное внимание развитию у учащихся анализирующего наблюдения, стимулируя их к самостоятельному поиску разрешения проблемы, создавая обстановку для естественного самовыражения. Эмоциональное переживание приведет к творческой деятельности детей, они сами захотят найти ответ на волнующие их вопросы. Как сказал Джидду Кришнамурти: «Нужно поощрять и развивать в ребенке дух поиска и неудовлетворенность, чтобы он смог самостоятельно открыть, что истинно, и что ложно». И я часто вспоминаю, как после чтения произведения «Анфиса» Н.А.Габышева в 11-м математическом классе дала задание завершить им самим рассказ. Сколько неожиданных открытий я сделала тогда, они раскрылись для меня совершенно по-новому. Оказалось, что они очень серьезно относятся к таким вопросам, как неравный брак, что в жизни не все так просто, как в рассказе. Хоть Аркадий действительно любит Анфису, но готов ли взять на себя такую ответственность, вот в чем сомневались ребята. Их искреннее участие в судьбе героев, осмысление самими их переживаний дали прекрасный результат. Я каждый раз перечитываю их, ставлю на пример другим выпускникам, иные даже не верят, что это написали их ровесники. Самую большую радость я испытала тогда, когда ребята из этого класса (многие из них поступили в в ВУЗ-ы физико-математического профиля) при встрече со мной признались, что очень скучают по моим урокам, где можно было размышлять о смысле жизни, делиться с сокровенными мыслями, горячо дискутировать о жизненных проблемах. Мне кажется, что удалось подвести их к осознанию и принятию жизненных ценностей и идеалов, и они через всю жизнь пронесут эти идеалы и будут совершенствовать их по мере взросления. Стремление к самореализации, к самосовершенствованию станет смыслом их бытия, целью их жизни. К.Н.Вентцель сказал: «Довести воспитанника до сознания единства своей личной жизни самой по себе, своей личной жизни с жизнью общества, составной частью которого он является, и своей личной жизни и социальной жизни той общественной группы, к которой он принадлежит, с жизнью всего космоса – значит сделать для него возможным поставить себе утверждение, повышение, расширение и углубление всех этих трех видов единства как вполне сознательную цель, значит сделать его способным к самовоспитанию во всех трех указанных направлениях». Значит, главная и основная цель современного педагога заключает в себе мировоззренческую функцию – всеми доступными способами подвести вступающего в жизнь человека к глубокому, всестороннему, внутренне принятому им осознанию и пониманию смысла жизни. И с этой верой, надеждой идти вперед, идти, несмотря на все преграды, найти себя и стремиться к гармонии - вот мой жизненный путь… И он продолжается…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
Структура эссе. Алгоритм написания эссе.
Структура эссе . Алгоритм написания эссе....
Критерии оценивания эссе. Примеры эссе и их анализ .
Критерии оценивания эссе . Примеры эссе и их анализ....
Эссе. Темы эссе
В помощь сдающим ЕГЭ по английскому языку...
Формирование навыков написания эссе с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения)
Статья описывает правила и принципы написания эссе по английскому языку с элементами рассуждения (эссе с выражением собственного мнения), а также типичные ошибки при написании эссе такого типа....
Учебно-методическая разработка "Эссе-мнение: как написать эссе за 50 минут"
УМР учитывает принцип визуализации при подаче материала. Может быть использован как раздаточный материал на вводном уроке по написанию эссе-мнения. (Разработка выполнена для получения зачета на курсах...
Учимся писать эссе: Эссе моих учеников на различные темы на немецком языке
Написание эссе - одно из сложнейших заданий ЕГЭ по ИЯ. Научить писать эссе - нелёгкая задача для любого учителя. Начинать писать эссе стоит уже с 7 класса. Данная публикация содержит оригинальные и не...