Я и моё здоровье. Урок эрзянского 3 класс
план-конспект урока на тему

Калачина Людмила Викторовна

Я и моё здоровье. Урок эрзянского 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 37

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ЭРЗЯНСКОМУ ЯЗЫКУ

Провела: Калачина Людмила Викторовна

Саранск, 2015

Тема: Мон ды монь шумбрачись. – Я и мое здоровье. Страница 85.

Задачи:

1.Повторение слов по теме «Здоровье». Введение новых слов: сэреди, варчасынек.

2.Воспитание бережного отношения к здоровью.

3.Формирование коммуникативных навыков, умения составлять предложения по картине.

Ход урока.

I.Организационный момент. Проверка домашнего задания, сообщение темы и целей урока.

Проверка домашнего задания: ребята рассказывают сообщения по темам «Как нужно сохранять здоровье»,  «Как я сохраняю  свое здоровье».

Словарный диктант: Переведите слова на эрзянский:

Воробей –

Синица –

Сорока –

Ворона –

Снегирь –

Лед –

Лыжи –

Санки –

Снежки –

Учитель: Течи минь карматано седее тов кортамо, кода эряви ванстомс шумбрачинть. Минь кортынек мезе эряви теемс, чтобу ванстомс шумбрачинть. Лиясто тынь стувтадо, шумбрачинть ванстомадо, тыненк полады сэредемась. Те шкастонть ломанентень эряви ялгатнень лембечись. Середиця ялгась а эряви стувтомс. А кода те эряви теемс.

Беседа о соблюдении правил сохранения здоровья. О необходимости занятий спортом.

Здоровье дороже золота!

У. Шекспир  Что же такое здоровье?

Здоровье  правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.

Что даёт человеку здоровье ?                                                                                                                                                                                                                                        

Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

От чего зависит здоровье?

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности,  вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде, в этих случаях развивается ожирения, третьи не умеют отдыхать, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что приводит к многочисленным заболеваниям. Некоторые люди, поддаются пагубным привычкам, и тем самым активно укорачивают свою жизнь.

Что мы должны предпринять, чтобы укрепить здоровье?

Шаги к своему здоровью

Занятие физкультурой и спортом.

Ежедневная утренняя гимнастика должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам.

Пища должна быть разнообразной и полноценной.

Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон.

Ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1, 5 часа

Необходимо соблюдать режим!

Итак, каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.

II.Введение новых слов и грамматических конструкций.

Новые слова:

Сэреди – болеет

Варчасынек – навестим

Чтение слов с переводом, записанных на доске или со слайда, четкое проговаривание, запоминание, запись в словарик.

III. Физкультминутка «Ловтано кеменьс ды мекевланг»

IV.Закрепление изученного.

Активизация рассмотренных слов в речи учащихся. Чтение диалога упр.1 стр.85 учебника. На слайде представлены слова с переводом. Чтение учителем, чтение по желанию и перевод.

Вопросы к тексту:

 О чем этот текст?

 Что решили сделать друзья?

 Как они решили навестить Сашу?

Чтение диалога по ролям.

Учитель: Посмотрите на рисунок упр. 2, стр.86. Скажите правильно ли делают дети?

Рассуждения детей.

Учитель: ответьте на вопрос упражнения: Мекс кармасть сэредеме эйкакштне?

Ответы детей. (Перевод предложений предварительный и представленный на слайде). 

Вите жарко. Он расстегнул пуговицы.

Дети ходят по лужам. Они промочили ноги.

Коля есть сосульку.

Лена ест грязную морковь.

Повторение порядковых числительных. Выполнение упр. 3. Дети по рисунку составляют предложения: Омбоцесь – верьгиз. Сонзэ сэреди пеезэ. Колмоцесь – ривезьке. Сонзэ сэреди пулозо.

Предложения записать в тетрадях.

V.Устное народные творчество.

Знакомство с творчеством ансамбля «Умарина»

Государственный ансамбль песни и танца«Умарина» создан в 40-е годы прошлого века. «Умарина» – лауреат Государственной премии РМ.

Каждый человек, живущий в Мордовии должен познакомиться с песней «Умарина», безудержно-весёлая, ядрёно-искристая, как наливное яблочко?!  Давайте послушаем песню.

Ребят, не возникает вопроса, отчего же Умарина плачет?

Что же явилось причиной слёз красавицы Яблоньки-Умарины?

Текст оказывается не просто печальным, а трагическим – Яблонька погибла, и погибла она не где-нибудь, а на Казанской дороге. 

Дело в том, что Умарину-Яблоньку, наряду с Берёзой, древние эрзяне почитали как Древо Жизни. Это именно ей, Яблоньке-Умарине, слагались жизнеутверждающие песни-гимны, прославляющие её красоту и плодородие.

Выходит, непростое древо погибло на обочине Казанской дороги, погибло древо, олицетворяющее Жизнь народа.

VI. Итог урока.

Вот и закончился наш урок.

Чему вы сегодня научились? Что нового узнали? Что на уроке вам особенно понравилось?

Оценки:

Домашнее задание: Учить слова на стр. 84.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Якшамковонь 29-це чись. Классонь важодема. Мон ды монь шумбрачись.

Слайд 2

Проверка домашнего задания: Сообщения на темы: «Как нужно сохранять здоровье», «Как я сохраняю свое здоровье».

Слайд 3

Якшамковонь 29-це чись. Классонь важодема. Мон ды монь шумбрачись. Я и мое здоровье.

Слайд 4

Переведите слова на эрзянский: Воробей – Синица – Сорока – Ворона – Снегирь – Лед – Лыжи – Санки – Снежки –

Слайд 5

Здоровье дороже золота! У. Шекспир Здоровье - правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.

Слайд 6

Что даёт человеку здоровье ? Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

Слайд 7

От чего зависит здоровье? К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности, вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде, в этих случаях развивается ожирения, третьи не умеют отдыхать, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей что приводит к многочисленным заболеваниям. Некоторые люди, поддаются пагубным привычкам, и тем самым активно укорачивают свою жизнь .

Слайд 8

Шаги к своему здоровью Занятие физкультурой и спортом. Ежедневная утренняя гимнастика должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам.

Слайд 9

Шаги к своему здоровью Пища должна быть разнообразной и полноценной .

Слайд 10

Шаги к своему здоровью Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон.

Слайд 11

Шаги к своему здоровью Ежедневное пребывание на свежем воздухе в течение 1-1, 5 часа

Слайд 12

Шаги к своему здоровью Необходимо соблюдать режим!

Слайд 13

Итак, каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости.

Слайд 14

Од валт: Сэреди – болеет Варчасынек – навестим

Слайд 15

Физкультминутка Ловтано кеменьс ды мекевланг.

Слайд 16

Теветь – дела Вадрят – хорошо Кунсолок - слушай Эзия нее – не видел Эзь сакшно – не приходил Адя – идем Моли – идет Каванясынек – угостим Саян – возьму

Слайд 17

Вите жарко. Он расстегнул пуговицы. Дети ходят по лужам. Они промочили ноги. Коля есть сосульку. Лена ест грязную морковь.

Слайд 18

Омбоцесь – верьгиз. Сонзэ сэреди пеезэ. Колмоцесь – ривезьке. Сонзэ сэреди пулозо.

Слайд 19

Творчество! Ансамбль «Умарина» Государственный ансамбль песни и танца«Умарина» создан в 40-е годы прошлого века. «Умарина» – лауреат Государственной премии РМ.

Слайд 20

Умарина Чувтось паро умарина, Чувтось мазый умарь чувтось. Козонь чачнесь умарина? Козонь каснесь умарь чувтось? Покш ки чирес сон чачокшнось, Казань ки лангс сон касокшнось. Пек аварди умарина, Пек сюморды умарь чувто. Ки неизе пек аварди? Ки неизе пек сюморди? Уксус чувто да неизе, Уксус чувто да маризе. – Мейс авардят, умарина? Мейс сюмордат, умарь чувто? – Секс авардян, уксус чувто, Секс сюмордан, уксус чувто: Ось пес чавовсть монь корёнон, Чирькес чавовсть монь тарадкень Рукшнань-рукшнань монь лопинень, Салдырьксэшкат монь умарень. Яблоня-Умарина Древо доброе умарина, Древо красивое умарина. Где родилась умарина? Где вырастала умарина? На обочине большой дороги она родилась, На Казанской на дороге она вырастала. Горько плачет умарина, Сильно яблонька горюет. Кто узрел её кручину? Кто узрел её печали? Вяз её печаль увидел, Крепкий вяз её расслышал. – Отчего так горько плачешь? Да о чём твоя кручина? – Оттого, вяз, горько плачу, Оттого, вяз, я печалюсь: Что погибли под осью колёс мои корни, Дугами растерзаны мои веточки, Лепесток к лепестку мои листочки, Размером с солонку мои яблочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок эрзянского языка в 3 классе по теме «Телень кеняркст» («Зимние забавы»)

Тема урока: «Телень кеняркст»       («Зимние забавы»). Цели урока: 1. Обучение элементарной разговорной эрзянской речи....

Разработка урока эрзянского языка во 2 классе

Разработка урока эрзянского языка по теме "Весна" во 2 классе с русскоязычным составом учащихся...

Урок эрзянского языка во 2 классе

Урок эрзянского языка...

Конспект урока "Эрзянский язык" 5 класс

Конспект урока "Эрзянский язык" 5 класс...

Конспект урока "Эрзянский язык" 5 класс

Конспект урока "Эрзянский язык" 5 класс...

Урок эрзянского языка 3 класс

Урок эрзянского языка3 классТема урока: Идем ракшат. (Дикие животные)....