Особенности татарского языка
материал на тему
Предварительный просмотр:
Особенности татарского языка
Татар теленең үзенчәлекләре
- В татарском языке вопрос “ Кем? ” задаем только Аллаху и ЧЕЛОВЕКУ, все остальные проедметы отвечают на вопрос “ Что?”, даже если они одушевленные предметы.
Укукчы, Укытучы, әни , әти, Бала, кеше, Маша, Даша, Саша ... – КЕМ?
Эт, өстәл, ат, урындык, песи, тартма, куян, шәһәр ... – НӘРСӘ?
- Вопросы “ КЕМ?, НӘРСӘ? ” можно задавать во множественном лице.
Ребёнок – КТО? Дети - КТО?
Бала – КЕМ? БалаЛАР – кемНӘР?
Коробка – ЧТО? Коробки – ЧТО?
Тартма – НӘРСӘ? ТартмаЛАР – НәрсәЛӘР?
Котёнок – КТО? Котята – КТО?
Песи баласы - нәрсә? Песи балаЛАРЫ – нәрсәЛӘР?
В школе – ГДЕ? В школах – ГДЕ?
МәктәпТӘ- КайДА? МӘктӘпЛӘРДӘ – КайЛАРДА?
На коробку – НА ЧТО? На коробки- НА ЧТО?
ТартмаГА - нәрсәГӘ? ТартмаЛАРГА – нәрсәЛӘРГӘ?
На работу – КУДА? На работы – КУДА?
ЭшКӘ – КАЯ? ЭшЛӘРГӘ – КайЛАРГА?
- Нет понятия “ род” (мужской род; женский род, средний род )
Ул – он; онА, онО.
Он удивился – УЛ гаҗәпләнде.
ОНА удивилась – УЛ гаҗәпләнде.
ОНО интересное. – УЛ кызыклы.
- Есть понятие “ КАТЕГОРИЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ”, т.е. в зависимости от принадлежности предмета конкретному лицу, предмет принимает разные аффиксы.
МинЕМ урындыГЫМ ( К Г )
МОЙ НАШ СинЕҢ урындыГЫҢ
Аның урындыГЫ
ТВОЙ СТУЛ ВАШ БЕЗнең урындыГЫБЫЗ
СЕЗнең урындыГЫГЫЗ
ЕГО, ЕЁ ИХ АЛАРның урындыГЫ
- Закон СИНГАРМОНИЗМА. ( гармония гласных).
В татарском языке есть ряд
Твёрдые гласные | А | У | ЫЙ | |
Мягкие гласные | Ә | Ү | И |
К ТВЁРДЫМ словам ( словам с твёрдым гласным в корне слова ) добавляются ТВЕРДЫЕ аффиксы;
тЫнЫч/лАн/дЫр/мА/гАн/нАр/мЫ?
К МЯГКИМ словам ( словам с мягким гласным в корне слова) добавляются МЯГКИЕ аффиксы.
сӨйлӘ/мӘ/гӘн/нӘр/мЕ?
К словам в корне, которых есть и твёрдые , и мягкие гласные добавляется аффикс с той гласной , какая в слове последняя.
кИтАп/лАр/дА/гЫ/мЫ?
гАҗӘп/лӘн/дЕр/мӘ/гӘн/нӘр/мЕ?
- Глагол в предложениях всегда занимает последнее место.
Мы читаем много интересных книг.
Без күп кызык китаплар укыйбыз.
- Есть понятие “ ПОСЛЕЛОГИ ” ( слова, которые стоят после главнгого слова).
Өст/е/ндә, аст/ы/нда, эч/е/ндә, арт/ы/нда, ал/ды/нда, ян/ы/нда, ара/сы/нда, каршы/нда, кадәр, соң, кебек, гына/генә/кына/кенә, түгел, белән ....
ДО школы – МәктәпКӘ КАДӘР;
ПОСЛЕ уроков – дәресләрДӘН СОҢ;
ТОЛЬКО - цвет чәчәлләр ГЕНӘ;
ПОД ногами – аяклар АСТЫНДА.
.....
- Нет предлогов. Всё после корня слова. Корень НЕ меняется (только перед гласными К Г, П Б).
- Прошедших времен шесть.
Определенное прошедшее время: - -ды/-Де; -ТЫ/-ТЕ;-(МЫ видели ).
Неопределенное прошедшее время: –Ган/-Гән; - Кан/-кӘн; ( мы не видели).
Незаконченное (незвершенное )прошедшее время: - А/Ә+ иде;
- ЫЙ/- И + иде
Преждепрошедшее время : -ган /-гән ИДЕ;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по татарскому языку 2 класс татарская группа
Тесты для проверки знаний ,2 класс,татарская группа,1 полугодие...
Тематическое планирование по татарскому языку и литературе 5 класс татарская группа
Тематическое планирование для 5 класса...
Элективный курс по татарскому языку "Стилистика татарского языка"
Элективный курс по татарскому языку "Стилистика татарского языка"...
Использование УМК в обучении татарскому языку в начальной школе (на примере УМК по татарскому языку «Татарча да яхшы бел» для русскоязычных учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы: Мещерякова В.Н., Нигматуллина Р.Р.)
Использование УМК в обучении татарскому языку в начальной школе (на примере УМК по татарскому языку «Татарча да яхшы бел» для русскоязычных учащихся старшего дошкольного и младшего школьного возр...
Рабочая программа по татарскому языку для 6 класса с татарским языком обучения
Рабочая программа для 6 классов по татарскому языку. В лицейских классах 4 часа татарского языка....
Особенности татарского костюма в современном мире
В повседневной жизни можно и нужно носить одежду с национальным колоритом. Она не дает народу потерять свою самобытность, соединяет поколения....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» И "РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА" ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК КАК РОДНОЙ (5 – 9 КЛАССЫ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ (ТАТАРСКИЙ) ЯЗЫК» И "РОДНАЯ (ТАТАРСКАЯ) ЛИТЕРАТУРА" ДЛЯ ИЗУЧАЮЩИХ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК КАК РОДНОЙ (5 – 9 КЛАССЫ)...