Эссе «Мои педагогические находки»
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Эссе «Мои педагогические находки» учителя родного языка и литературы МБОУ СОШ №3 г.Ак-Довурака Хомушку Анжелики Валерьевны
Современный подход к обучению родного языка состоит в том, что в идеале мы учим не столько общению, сколько воспитываем личность, гармоничную, и, как того требует жизнь, социально-адаптированную. Воспитание личности требует, чтобы мы говорили с детьми на родном языке так, и на такие темы, когда они не могут оставаться равнодушными к происходящему на уроке. Этого можно добиться более успешно с привлечением таких дидактических материалов, как хорошие тесты, произведения живописи, музыки. Они помогают ребятам выражать свое мнение по теме разговора, формировать свои мысли, сформированная мысль - это и есть настоящая речь.
Моя методическая тема по самообразованию – обогащение словарного запаса, развитие связной речи на уроках родного языка и литературы. Активизация словарного запаса, развитие устной и письменной речи учащихся – одна из главных задач уроков родного языка. Основная идея этой методики – предоставление каждому ребенку на уроках наиболее полных возможностей для развития устной и письменной речи, последовательного и логического изложения своих мыслей. Элементами являются выполнение разнообразных заданий по развитию речи, тематический учет знаний.
Как научить детей грамотно писать, свободно и красиво выразить свои мысли? Применение игровых форм, нетрадиционных форм обучения, открытие нового на каждом уроке, контроль за знаниями, умениями, навыками учащихся – вот обязательные условия успешной работы. Каждый урок родного языка представляет собой одну из лесенок длиной лестницы по формированию языковой компетенции. Урок по развитию речи должен представлять собой тематическое, логическое, эмоциональное единство. В процессе активизации каждой усваиваемой на уроке дозы лексики, учащиеся овладевают навыками составления связной речи. Методика предполагает охват на уроке связной речевой деятельности всех детей и каждого в отдельности.
Основные этапы:
1. Дифференцированный подход в обучении.
2. Формирование стилистических навыков, чувство слова, логики выразительности повествования.
3. Все виды деятельности учителя и ученика на уроке нацелены в конечном счете на развитие речи ребенка.
Опыт имеет большую значимость. Дает полные возможности для развития личности, воспитать средствами словесности, сотворчество учителя и ученика. Имеются условия реализации данного опыта. Через традиционные, не традиционные уроки, уроки по народной педагогике. Достаточно дополнительная литература к урокам развития речи, наглядные пособия, материалы межпредметных связей (русский язык, литература, история Тувы, география Тувы).
В своих уроках я активизирую словарный запас учащихся новыми словами (исконно тувинскими, заимствованными). Каждый урок начинается с словарной минуты, стараюсь дать хотя бы минимум дозы лексики (2-3 слова). Анализ текста, работа по тексту – основные виды моей работы по развитию речи, начиная с 5 класса. С 5 класса дети должны усвоить такие понятия как стили речи, виды речи. Начиная с простого они должны перейти в следующих классах на более усложненные анализы текста. В процессе работы с текстом дети пополняют словарный запас новыми словами, употребляют в речи синонимы, омонимы, антонимы. Здесь уже заложен фундамент для усвоения большой дозы лексики.
На уроках родной литературы большое внимание уделяю на чувства слова, логики изложения, выразительности повествования. Здесь опят таки работа со словом, составление глубокой мысли, формирование ритмически организованной речи. Это можно достичь если на каждом уроке обратить внимание на речевую деятельность ученика, открыть ему доступ на развитие речи, в конечном счете это дает возможность на пробуждение их творческих возможностей.
В средних классах при развитии речи можно опираться на личный опыт учащихся, дать такие темы сочинений, в основе которых лежит личное сопереживание, увиденное, услышанное. Например, «Интересное событие», «Мой самый счастливый день», «Однажды…», «Путевые заметки», «Необычный случай». Работа по картине – основное направление в развитии речи. Здесь дети основной упор делают на знание языковых средств (сравнение, метафоры, эпитеты) и употребляют в составлении связной тематической речи. Применяю на уроках картины иллюстрации, репродукции, тематические рисунки.
Уроки литературы в 10 — 11 классах. Что это такое? Какими они должны быть? Они, уроки в 10 - 11 классах, должны быть творческими, рассчитанными на самостоятельное добывание знаний. Знание текста плюс работа мозга. Как бывает интересно работать с учениками, прочитавшими произведение! Можно дискутировать, высказывать свою точку зрения на поступки героев. Можно обойтись без учебника. Но это редкость. На уроке должна вестись работа над словом. Нужно учить высказываться, владеть монологической речью. В старших классах подбор лексики умножается при изучении произведений, большое внимание уделяем на определение историзмов, архаизмов, терминов, диалектизмов. Дети должны уметь делать языковый анализ текста. В этом случае работа со словом тоже имеет доминирующее место.
При написании сочинений, изложений ведется не только устное развитие речи, а параллельно идет развитие письменной речи. Научить навыков правильного составления предложений, диалогов, прямой речи, употребление вводных слов, обращений, монологической речи.
Работа по развитию речи не должна вестись не только на уроках а можно во внеклассных мероприятиях. Это дает большой багаж знаний, обогащение словарного запаса все новыми словами.
Результативность работы видна в экзаменационных работах учащихся, у них уже сработаны навыки написания сочинений, изложений.
Много работ проделана учащимися по развитию речи, раскладушки тематические, рефераты по лексике, по литературе на разные темы. В кабинете родного языка оформили словарный уголок где размещаем новые слова для активной лексики. В дальнейшем планируем собрать предметы-утвари национального обихода в быту, материалы из журналов, газет. По моему мнению, проделано и достигнуто немало. Сделаны различные зоны, игры. Проводимые мною дидактические игры на занятиях, развлечениях дают положительный результат. У моих детей развита связная речь, дети начали свободно выражать свои мысли и с удовольствием сами играют с дидактическими материалами.
Система разработок по инновационной деятельности дает успешные результаты. Работы для учителя-словесника - непочатый край. Так было всегда, и так должно быть.
Вся ваша жизнь - это школа и дом. Сегодня, оглядываясь в свою педагогическую деятельность, с удовлетворением могу назвать себя счастливой. Да было все: и удачи, и неудачи. Но не жалею, что выбрала себе такую дорогу в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
эссе мои педагогические находки
мои педагогические находки...
Эссе "Мои педагогические находки"
Бушует космос: синтез и деленье…Но Мир един, по сути, неделим.Моя душа является нетленной,Сокрыто в ней бессмертия ядро.Из века в век шагаю по Вселенной,Мне здесь творить предписано Добро. ...
Эссе "Мои педагогические находки"
Каждый учитель стремиться достичб особенных успех в работе с детьми. Особенно трудно учителям начальных классов: учить читать, писать, считать, а также учить самостоятельности....
Эссе "Мои педагогические находки"
Эссе "Мои педагогические находки"...
Эссе Мои педагогические находки
Эссе мои педагогические находки...
Эссе "Мои педагогические находки"
Эссе "Мои педагогические находки"...
Эссе "Мои педагогические находки"
Эссе «Мои педагогические находки» Более двадцати лет я работаю учителем и открываю им удивительный мир тувинской поэзии и прозы, учу детей богатому, выразительному тувинскому языку. В...