СЦЕНАРИЙ ОТРЫВКА ИЗ ПЬЕСЫ ОСТРОВСКОГО «ЖЕНИТЬБА БАЛЬЗАМИНОВА»
методическая разработка (6, 7, 8, 9 класс) на тему
СЦЕНАРИЙ ОТРЫВКА ИЗ ПЬЕСЫ ОСТРОВСКОГО «ЖЕНИТЬБА БАЛЬЗАМИНОВА»
Внеклассное мероприятие, направленное на формирование интереса детей к литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий по пьесе Островского А. Н. | 16.47 КБ |
Сценарий вечера, посвященного памяти И. Толькова "Талант милосердия" | 24.79 КБ |
Сценарий к празднику 9 мая | 49.47 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ОТРЫВКА ИЗ ПЬЕСЫ ОСТРОВСКОГО «ЖЕНИТЬБА БАЛЬЗАМИНОВА»
Домна Евстигнеевга: Что ж ты мне жениха? Скоро?
Акулина Гавриловна: Скоро, красавица моя, скоро!
Д.Е.: Сыщи хорошего.
А.Г.: Да я для твоего удовольствия со дна моря достану. Только и ты меня не обидь.
Д.Е. :Я не обижу, я добрая.
Юродивая:Добрая, добрая, добрая, добрая (Бегает вокруг стола и машет руками)
Д.Е.: (юродивой) Садись, попей чайку. Что на Москве говорят? Нет ли слуха какого?
А.Г. : Мало ли говорят, да всему верить нельзя. Вот слыхала, земля трясётся местами.
Д.Е.: Нехорошо. (кутается в платок)
А.Г.: Да вот ещё. В округе шайка разбойников объявилась…
Д.Е.: Откуда они?
А.Г.: Да кто ж их знает? Говорят только, что всес железными когтями на руках и все на ходулях.
Д.Е.: А почему на ходулях?
А.Г.: Ну для страху или для скорости. Дак ведь выше этого забора ходули-то! (подходит к забору, оттуда появляется Бальзаминов) Все испугались, кричат. С испугу А.Г. прыгает в озеро- со сцены-, а Д.Е. прячется за стол, видна только верхняя часть высокой причёски.
Бальзаминов подбегает к озеру и обращается к А.Г.: Акулина Гавриловна! Акулина Гавриловна!
А.Г.: Ах ты, батюшки мои, перепугал , окаянный! Чтоб тебе пусто было!
Б.: Где же это я? Вот и ты здесь!
А.Г.: Я-то здесь! Ты-то как сюда попал?
Б.: Выведи меня отсюда как-нибудь!
А.Г.: Скажи ты мне, варвар, что ты с нами сделал? Мы дамы тучные, долго ль до греха! Оборвётся сердце и конец! Вот мы тебя свяжем да в участок!
Б.: За что?
А.Г.: Смотри, как ты мою хозяйку напугал! Так что неизвестно, жива ли она там! (плачет)
Б.: Боже мой! Несчастный я человек!
А.Г.: Полно тебе сиротой-то прикидываться! Она сейчас вдовеет уже пятый год, теперь замуж хочет идти. Для тебя теперь такая мораль! Она на тебя прошение подаст, засудит, и пошлют тебя, куда Макар телят не гонял!
Б.: Не пугай меня! Я тебе всё, что ты хочешь, сделаю! Только ты не пугай меня!
А.Г.(вылезает из озера, выжимает подол): Ну вот что! Две тысячи целковых!
Б.: Да где ж я возьму?
А.Г.: Будут. Только ты из моей власти ни на шаг! Что прикажу, то и делай. Вот иди к хозяйке и говори, что влюблён. Она вдова, а состоянье – сверх границ! Понял?
Б.: Я тебя озолочу!
А.Г.: Завтра, завтра условия подпишем. Говори одно – влюблён. Целуй ручку, да не мне! Иди умойся-и к ней! Домна Евстигнеевна! Ничего, не бойся! Это знакомый, по ошибке!
(Д.Е. вылезает из-под стола и садится за самовар)
Д.Е.: Зачем же вы?
Б.: Влюблён.
Д.Е.: А отчего ж через забор?
Б.: От чувств-с. Вы не сердитесь на меня?
Д.Е.: А я никогда не сержусь. Я добрая. Вы что делаете?
Б.: Я? Ничего-с.
Д.Е.: (вздыхает) Вот и я ничего. Скучно одной ничего не делать. А вместе веселей.
Б. : Ну как же можно-с? Гораздо веселей-с!
Д.Е. А вы хотите вместе?
Б.: Даже за счастье почту-с. Пожалуйте ручку поцеловать!
Д.Е.: Нате !Подойдите ко мне , я вас буду…(тянется поцеловать)
Б.: (робко) Покорнейше вас благодарю!
А.Г.: Ох, студёна у тебя водичка в озере! (снова трясет подолом, чтобы просох)
Самоварчик-то остыл? (садится пить чай)
Д.Е.: Он мне нравится! Ты мне его…
Б.: Мне бы домой-с! (робко отходит от Домны Евстигнеевны)
Д.Е.: Чтобы каждый день ко мне!
А.Г.: (тихо) Всё это в наших руках.
Б.: Уж очень они полны!
А.Г.: Ещё разговаривать стал! А ну ступай! Целуй ручку! Да не у меня! (кивает)
( Слышны колокола)
Д.Е.( поворачивается к церкви и крестится): Господи! Мне теперь гораздо веселей стало!
( к ней присоединяется монашка и юродивая, поют «Богородице, Дево, радуйся…»)
« Богородице Дево, радуйся! Благодатная Мария, Господь с тобою. Благословенна ты в женах и благословен Плод чрева твоего…»
Предварительный просмотр:
Сценарий вечера дня старшеклассников,
посвященного памяти Игоря Талькова
В. И. Руденко, заведующий отелом
читальных залов Краснояружской ЦРБ
«И, поверженный в бою,
я воскресну и спою...»
Ведущий: Вот уже 10 лет прошло с тех пор, как перестало биться сердце певца, поэта, композитора, кумира молодежи 80-х годов Игоря Талькова. Его смерть потрясла всю страну — такой нелепой эта гибель казалась. Игорь ушел из жизни в самом расцвете своих творческих сил...
1-й чтец:
Поэты не рождаются случайно...
Они летят на землю с высоты,
Их жизнь окружена глубокой тайной,
Хотя они открыты и чисты.
Глаза таких божественных посланцев
Всегда печальны и верны мечте,
И в хаосе проблем их души вечно светят
Мирам, что заблудились в темноте.
Ведущий: Эти трагические строки, написанные им на смерть Виктора Цоя, можно отнести и к самому Игорю Талькову.
2-й чтец:
...Они уходят, выполнив заданье,
Их отзывают в высшие миры,
Неведомые нашему сознанью,
По правилам космической игры.
Они уходят, не допев куплета,
Когда в их честь оркестр играет туш:
Актеры, музыканты и поэты, —
Целители уставших наших душ.
(Последний куплет на фонограмме поет сам Игорь Тальков).
...В лесах их песни птицы допевают...
Ведущий: Тальков – звезда эстрады, но отношение к нему неоднозначно.
Бесспорно одно: Тальков неординарная личность, одаренная натура. Его творчество разнообразно.
Кого-то покоряет мелодичная лирика, кому-то ближе рок-бардовские баллады; кто-то получает энергетический заряд от прослушивания остросоциальных песен, политизированных, но все они имеют одно направление – любовь к родной земле, тревога за настоящее и будущее своего народа, России.
6 октября 1991 года вечером, в 16 часов 30 минут, в Петербурге Игорь Тальков был убит выстрелом из пистолета во время сборного концерта за кулисами питерского Дворца спорта «Юбилейный». Подозрение пало на директора Талькова, Валерия Шляфмана, который, якобы пытаясь отнять у одного из присутствующих пистолет, нечаянно выстрелил в певца. Но задержать его не удалось, потому что он к тому времени был гражданином Израиля. А эта страна не выдает правосудию других стран своих граждан. Потому дело было прекращено. Снова его могут возбудить лишь в том случае, если экс-директор Талькова вернется в Россию на постоянное место жительства. Но это вряд ли когда произойдет.....
1-й чтец: Игорь был независимым человеком со своим взглядом на все происходящее. Не терпел хамства и не любил дураков, даже боялся их, знал, что словом можно погубить человека.
Это и произошло. Хамство явилось причиной его смерти.
Ведущий: В жизни Игоря было много мистики... Однажды, когда, музыканты не хотели улетать на гастроли самолетом, он успокоил их так: «Со мной летать не страшно: в авиакатастрофе я никогда не погибну, меня убьют позже, при большом стечении народа. И убийцу не найдут...» Еще за месяц до роковой поездки в Питер он часто говорил: «Сердцем чувствую, что меня уберут».
Как-то раз после ночных съемок (а было это в 1988 г.) Игорь бродил в районе села Коломенского, среди разрушенных стен монастыря. Недалеко от церкви (недействующей) Усекновения главы Иоанна Предтечи натолкнулся на валявшийся на земле крест. Искареженный, поруганный. Видимо, давно уже скинутый с колокольни. В самом же храме были лишь пустые бутылки и старые газеты со следами былой закуски.
Решил ночью вернуться с товарищем и унести крест. Едва зашли в церковь, просвистело что-то над головой (как оказалось, попросту дверь сорвалась с петель). И товарищ Игоря с окровавленным ухом и выпученными от страха глазами выскочил вон: «Не надо брать, не к добру! Видишь, знак был!». Но Игорь только рассмеялся: «Знак-то тебе был, а не мне. Значит мне можно взять».
Больше двух километров нес он на спине свою находку, дома выправил, подновил, обмыл церковной святой водой... С тех пор эта реликвия стала для него как бы мерилом веры и верности: одни, узнав всю историю, перестали бывать в доме, другие, наоборот, чаще приходить. Кто-то неважно чувствовал себя под сенью креста... Но, что самое странное, «друг», получивший «знак» в церкви, первым предал Игоря....
2-й чтец: Игорь предчувствовал свой ранний уход, он даже сыграл гибель своего героя в кино. В фильме «За последней чертой» он исполнил роль матерого бандита, которого по сюжету расстреливают в упор. Эта сцена снималась в октябре 1990 года, а ровно через год Талькова убили по-настоящему.
Ведущий: На похоронах Талькова, когда из дверей Дворца молодежи вынесли гроб, народ, заполнивший все пространство перед Дворцом и прорвавшийся сквозь заслоны милиции на Комсомольский проспект, тихо, но настойчиво скандировал: «На руках!» Люди хотели отдать последний долг своему любимому композитору, поэту, гражданину РОССИИ.
(Воспоминания сына).
1-й чтец: ...В тот день я вернулся с улицы, — рассказывал сын Талькова, Игорь, — мама была какая-то странная, весь вечер молчала, а потом прошептала: «Папы больше нет...»... Когда заколачивали крышку гроба, я зарыдал, поняв, что больше никогда его не увижу.
...А потом приходили какие-то люди, называли себя лучшими друзьями отца. Они обещали помогать, звонить, приезжать, но... Никто даже новогодней открытки не прислал...
2-й чтец: Издавна так сложилось что на Руси талантливых людей не берегли. Признавали и воздавали им должное лишь после смерти. Смерти физической, которая, однако, не прерывала духовной жизни художника.
Вот так уж в жизни повелось –
Все в этом мире повторится:
Когда рождается поэт,
Во тьме рождается убийца......
Ведущий: Итак, что же за человек был Игорь Тальков?
1-й чтец: Игорь с детства выбирал тех, кто не льстил и не врал. Лесть вообще могла выбить его из колеи. После школы Тальков провалил экзамены в Московское театральное училище, хотя у него был абсолютный музыкальный слух. И оказался в армии, причем в самом непрестижном стройбате, где спасся, только создав ансамбль.
«Когда Игорь вернулся из армии, мы натурально нищенствовали, — рассказывал брат Талькова, Владимир. — Не поверите, но даже носить было нечего. Игорю как-то один американский музыкант подарил свой плащ, так брат его даже летом не снимал, прикрывал им дыры на джинсах.
Игорь Тальков был разносторонним человеком: изучал астрофизику, психологию, увлекался философией и пришел к такому выводу: все на земле продумано и закономерно. Ничего не происходит просто так, без ведома Всевышнего. Среди людей, живущих на земле, есть посланцы Бога и слуги дьявола. «Видимо, дьявол владеет непосредственно землей, а Бог — небом. Я считаю себя русским патриотом, потому что мне небезразлично, что происходит с Россией».
О своем времени Игорь Тальков говорил: «...Россия обескровлена, находится в коматозном состоянии. Выход из этого состояния зависит от того, как скоро люди, населяющие ее, прозреют и потянутся к Правде, Свету, Истине, Богу...» (Звучит песня «Глобус»).
2-й чтец: Игорь Тальков любил Россию, он хотел ее возрождения. Он был по-настоящему счастлив, когда получил возможность петь на сцене свои гражданские песни. Люди не уходили с его концертов равнодушными. Каждый раз это были и спектакли и исторические лекции одновременно.
«Песни — это кратчайший путь к сердцу и уму человека.
Песни гражданского содержания — мой метод борьбы с несправедливостью, ложью, злом.
Это крик и боль моей души. И, несмотря ни на какие препятствия, я буду бороться до конца. Я знаю — люди слышат меня, я вижу реакцию на праведный гнев за русскую землю в их глазах и чувствую поддержку миллионов рук...» — говорил Игорь Тальков. (Звучит песня «Россия»).
Ведущий: Игорь Тальков написал книгу «Монолог». В авторском варианте она называлась «Эпоха возрождения». И в песнях, и в книгах Тальков много говорил о Боге: «...Я русский православный человек и верю в Бога, обитающего в душе каждого человека. Чем человечество дальше отдалялось от Бога, тем лживее оно становилось».
1-й чтец:
Из книги «Монолог»:
«Природа объявила нам войну... И правильно сделала. Еще древние предупреждали: «Живите в согласии с природой, любите ее, не противоречьте ее законам. Мы созданы природой, а не природа нами. Поэтому нет ничего глупее изречения «Человек – хозяин природы». Природа не может творить по приказу.
«...Я хотел спеть песню «Чистые пруды», но в прудах известных чистой нет воды.
Вместо «ив застенчивых» виснут провода, «Друг мой» канул в вечность и не придет туда.
Сон веков нарушен, «пристань сожжена». Что произошло? ВОЙНА». (Звучит песня «Война»).
Ведущий: Когда же мы впервые услышали Игоря? Это было в 1987 году. Его пригласили тогда в группу «Электроклуб» в качестве автора-аранжировщика. Он записал «Чистые пруды» на одну из своих пластинок. Совершенно неожиданно песня стала популярной. Его стали приглашать на разные концерты. (Звучит отрывок из песни «Чистые пруды»).
Ведущий: В творчестве Игоря Талькова много песен посвящено любви, именно лирические песни дали ему такую известность.
«...Мы живем в самое странное время для нашей многострадальной Родины, в момент назревания войны, — говорил тогда Тальков. — И только любовь может противостоять этому «чудовищу».
Любовь — это принцип существования всего живого на Земле. Ради нее и во имя ее разрушаются государства, системы, совершаются войны, — люди становятся либо отпетыми негодяями, либо святыми.
Любовь — это стимул жизни, вечный поиск, совершенствование личности.
...Ничто так просто не дается
Нам в этой жизни – закон таков!
За счастье надобно бороться,
И за мечту, и за любовь!.. (Звучит отрывок из песни «Откуда ты взялась»).
Ведущий: Сам Игорь Тальков говорил о своей любви вот как: «Рядом со мной — женщина, которая роднее мне и ближе всех когда-либо окружавших меня. Она не похожа ни на одну из придуманных мною, но она достойна большой и настоящей любви. Порой мне кажется: то, что я искал за горизонтом, всегда было рядом, только я этого не замечал.
Успокаиваюсь одним: наших отношений никогда не касался обман».
Расставаться можно и любя,
Боль рассосется понемногу,
Но только обманув себя,
Мы обмануть не сможем Бога. (Звучит песня «Милая»).
Ведущий: Шедевры рождаются в тишине, наедине с Богом, затем они выносятся на суд зрительских симпатий.
Это монолог души поэта, обращенный к зрительской аудитории, ради того, чтобы донести до ума и сердца слушателей высокие понятия ПРАВДЫ, ЛЮБВИ, ВЕЧНОСТИ – это является задачей людей, наделенных Божьим даром, – нести веру в СВЕТЛОЕ и ЧИСТОЕ. (Звучит песня «Ты опоздала»).
Ведущий: Сам о себе Игорь Тальков говорил так: «Я бард. Я пишу и пою песни о том, что меня волнует. Свобода творчества — мой принцип. Мой метод борьбы с несправедливостью и со злом, за правду и добро — мои песни.
Мой долг — максимально донести до ума и сердца слушателя то, о чем болит и кричит моя душа.
РОССИЯ — боль моей души.
Социальные песни — крик моей души.
Победа над злом — цель моей жизни.
Мой идеал – Иисус ХРИСТОС!
Если я кому и служу, то только Господу Богу, и отчитываюсь за содеянное в этой жизни только перед Всевышним!»
1-й чтец:
...И вот предстал ты перед Богом,
Князь — Игорь,
Песни русский князь.
За нашу Родину молясь,
Ему поведаешь о многом...
Тебя уж нет,
А те — вдали,
Кто отвести мог путь картечи.
«С тобой нам было чуть полегче», —
Сказал и бросил ком земли...
Прощаемся...
Господь с тобой... (Звучит песня «Я вернусь»). (На фоне музыки зажигаются свечи, возлагаются цветы у портрета Игоря Талькова).
Ведущий: У каждого из нас свои принципы в жизни, и, может быть, не каждый из нас так четко и смело может сказать о них вслух, как это делал Игорь Тальков. Но бесспорно, что каждый из нас должен стремиться пройти свой путь честно. И оставить о себе добрую память.
Литература
· «Антисемит»: Глава из книги И. В. Талькова «Монолог» // Рус. вестник. – 1991. – № 36-37. – С. 1 (портр); С. 15.
· «Тальково поле»: (Рассказ художника Валерия Балабанова о картине, посвященной Игорю Талькову // Наука и религия. – 1995. – № 2. – С. 13. На 1-й странице обложки: картина В. Балабанова «Тальково поле».
· Герасимов Д. «Воскресну и спою...» В годовщину смерти И. Талькова // Сов. Россия. – 1992. – 6 окт. (№128). – С. 4.
· Гуковский И. Беспокойный талант // Салон. – 1992. – № 1. – С. 4-5.
· Долганова М. Пока поет Тальков... /Сов. культура. – 1990. – 11 авг. (№ 32). – С. 11.
· Злодорев Д. «Я воскресну и спою» // Куранты. – 1995. – 3 нояб. (№ 163). – С. 16, портр.
· Игорь. Песни, стихи, проза, публицистика, интервью Игоря Талькова, отклики на гибель русского поэта-патриота //Молодежная эстрада. – 1993. – № 2. – 96 с.: ил. – (Спец вып. альманаха «Молодежная эстрада).
· Красиков С. Отрывок из литературного исследования «Какой звездою предначертана судьба»: О творчестве и мировоззрении И. Талькова // Берегиня. – 1994. – № 3-4. – С. 30-31.
· Краснова И. Звал к возрождению России! // Рус. вестник. – 1996. – № 38-39. – С. 2.
· Мартынова Т. Игорь Тальков. Реквием: Памяти певца и композитора И. Талькова // Правда. – 1991. – 18 окт. – С. 3.
· Матлахова О. Прогулка с Тальковым: по материалам беседы с эстрадным певцом И. Тальковым // Сов. эстрада и цирк. – 1990. № 10. – С. 20-22.
· Мы настоятельно требуем: Обращение Думы Русского национального Собора // Лит. Россия. – 1992. – 9 окт. (№ 41). – С. 3.
· Отклики на гибель Игоря Талькова // Россияне. – 1992. – № 5-6. – С. 113-122.
· Памяти Игоря Талькова: Отклики на гибель поэта и певца // Рус. вестник. – 1991. – № 33 (25 дек.). – С. 3.
· Россия: Песни Игоря Талькова. – М.: Композитор, 1992. – 77 с.: ил., нот., портр.
· Секридова Т. «Как робко ты меня любила, Родина...» Сегодня годовщина смерти Игоря Талькова // Труд. – 1992. – 6 окт. (№ 150). – С. 4.
· Симонович Л. На смерть поэта // Рус. вестник. – 1991. – № 33 (25 дек.) – С. 2.
· Сорок дней без Игоря... / Рус. вестник. – 1991. – 8 с.: ил. – (Приложение № 2).
· Тальков И. Круговерть: Беседа с эстрадным певцом И. Тальковым / Записал Е. Федоров // Смена. – 1990. – № 5. – С. 266-274.
· Тальков И. Монолог. Песни. Стихи. Проза. – М.: Худож. лит., 1992. – 158 с.
· Тальков И. Монолог: Главы из книги певца //Смена. – 1991. – № 9. – С. 224-237.
· Тальков И. Россия остается монархической страной: Одно из последних интервью / Взял И.
· Глухов // Рус. вестник. – 1992. – С. 8 (Приложение № 2).
· Тальков И. Стихи разных лет // Россияне. – 1992. – № 5-6. – С. 123-136.
· Тальков И. Устать от правды нельзя: Беседа с эстрадным певцом И. Тальковым / Записала В. Лож.
Звукозаписи (Грампластинки)
· Чистые пруды /Муз. Д. Тухманова; стихи Л. Фадеева; исполн. анс. «Электроклуб» // Давид Тухманов. – М.: Мелодия, 1986.
· Тальков И. Песни / Муз. Я. Дубравина; стихи А. Чепурова // Давайте поклоняться доброте, Б. Г.
· Тальков И. Ты – есть! / Муз. Б. Журавлева; стихи М. Танича // Разгуляй. – М.: Мелодия, Б. Г.
· Тальков И. День рождения / Муз. Д. Тухманова; стихи С. Осиашвили // День рождения, Б. Г.
· Йетти (снежный человек) /Муз. Б. Журавлева; стихи С. Алиханова; исполн. Г. Струтинская // Фристайл. – М.: Мелодия, 1991.
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ К 9 МАЯ ДЛЯ ШКОЛЫ "ПОДВИГУ ЖИТЬ В ВЕКАХ!"
При хорошей, теплой погоде праздник 9 мая можно провести на открытой спортивной площадке.
В день праздника к назначенному времени в спортивный зал собираются почетные гости - участники Великой Отечественной войны, ветераны трудового фронта, приглашенные офицеры и рядовые Вооруженных Сил. Им вручают поздравительные открытки и небольшие подарки, в том числе сделанные самими школьниками.
Диктор по микрофону объявляет: Сегодня в нашей школе проводится спортивный праздник, посвященный ...-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
По радио исполняется песня "День Победы" (музыка Д.Тухманова, слова В.Харитонова).
Первый ведущий (в качестве ведущих выступают учащиеся старших классов) произносит: Долгим был путь к великой победе, обеспечившей свободу и независимость нашего народа. Многих своих сынов и дочерей потеряла в боях с фашистами наша Родина. Память о них священна.
Чтец: Помните! Через века, через года, - помните! О тех, кто уже не придет никогда, - помните! (Р.Рождественский).
Второй ведущий: Прошу встать и почтить минутой молчания всех, кто не вернулся с войны и не дожил до ...-летия Дня Победы.
Выступают участники Великой Отечественной войны и трудового фронта.
В грамзаписи звучат первый куплет и припев песни "Священная война" (музыка А.Александрова, слова В.Лебедева-Кумача).
Третий ведущий: Ранним утром 22 июня 1941 г. фашистская Германия без объявления войны вероломно напала на Советский Союз. Все от мала до велика поднялись на великую битву с врагом.
Чтец: И от моря и до моря встали русские полки. Встали с русскими едины белорусы, латыши, люди вольной Украины, и армяне, и грузины, молдаване, чуваши - все советские народы против общего врага. (С.Михалков. "Нет - сказали мы фашистам".)
Первый ведущий: Всю зиму 1941 г. шла битва за Москву. И Москва выстояла. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой явился началом коренного перелома в ходе войны. Перед всем миром была развенчана легенда о непобедимости гитлеровских армий.
Второй ведущий: Около девятисот дней сражался, работал и жил в кольце блокады Ленинград.
Звучат музыкальные фразы Седьмой симфонии Д.Шостаковича.
Третий ведущий: В феврале 1943 г. победоносно закончилось сражение под Сталинградом. Фашистам был нанесен сокрушительный удар, от которого они не смогли оправиться до самого конца войны.
СЦЕНКА « В госпитале»
Первый ведущий: Полной победой закончилась историческая битва на Курской дуге.
Второй ведущий: 1943 г. стал решающим годом наших побед. В течение 1944 г. от фашистских войск освобождены столицы советских социалистических республик Вильнюс, Кишинев, Киев, Минск, Рига, Таллинн.
Третий ведущий: Вместе с Советской армией героическую борьбу вели подпольщики и партизаны в тылу врага. В партизанских отрядах сражались тысячи спортсменов.
Первый ведущий: "Великий подвиг в годы Великой Отечественной войны совершили труженики тыла. Призыв "Всё для фронта, всё для Победы" стал определяющим в их жизни".
Второй ведущий: Вместе со взрослыми в партизанских отрядах, во вражеском подполье сражались юные герои. Многие школьники заняли рабочие места ушедших на фронт отцов, ухаживали за ранеными в госпиталях, трудились на колхозных полях.
Третий ведущий: Советские войска не только очистили от вражеских полчищ родную землю, но и принесли освобождение от фашистского ига народам других стран.
Чтец: Да, призванная к подвигу страна свой долг высокий выполнила свято. Европа в сорок пятом спасена бесстрашием советского солдата. (С.Солунова. "Наша Армия".)
Первый ведущий: 30 апреля 1945 г. советские воины Михаил Егоров и Милитон Кантария водрузили над рейхстагом в Берлине Знамя Победы.
Второй ведущий: 8 мая 1945 г. подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
Чтец:
Еще стояла тьма ночная.
В тумане плакала трава.
Девятый день большого мая
Уже вступал в свои права.
(И.Радченко. "В день окончания войны".)
Третий ведущий: 9 мая 1945 г. Москва салютовала победителям. 24 июня 1945 г. состоялся Парад Победы.
Звучит торжественная музыка. С помощью светового эффекта зал озаряется разноцветными огнями. Гремит дружное "Ура!". Зал стоя аплодисментами приветствует при перекличке города-герои Москву, Ленинград, Минск, Киев, Одессу, Севастополь, Волгоград, Мурманск, Керчь, Новороссийск, Смоленск, Тулу, крепость-герой Брест.
На видном месте появляется огромный плакат с изображением скульптуры воина-освободителя (автор Е.В.Вучетич). Учащиеся, на груди у которых ленты с наименованием городов-героев, возлагают к скульптуре гирлянду "Памяти героев".
Чтец: Боевые знамена склонив у священных могил дорогих, не забудет народ-победитель беззаветных героев своих. Никогда не забудут живые ушедших друзей боевых. Не увянут цветы полевые на могильных холмах фронтовых. И, любуясь зеленою новью, проходя мимо этих могил, вспомнят дети и внуки с любовью тех, кто души за них положил (В.Лебедев-Кумач. "Великая слава героям".)
Исполняется песня "Пусть всегда будет солнце" (музыка А.Островского, слова Л.Ошанина). На этом заканчивается торжественная часть праздника.
Начинается спортивная программа.
Юные спортсмены строят пирамиды с лозунгами, символизирующими тему праздника - ...-летие Великой Победы. После этого учащиеся 1-11 классов участвуют в играх и эстафетах, носящих военно-спортивную направленность. Часть игр посвящена военным специальностям боевых 1941-1945 гг. Состав команд и возраст учащихся могут изменяться в зависимости от условий школ.
Поздравление с 9 мая.
Участвуют 2 команды, состоящие из учащихся 1 класса (шестилетнего возраста), по 12 человек в каждой. Они строятся на стартовой линии в колоннах по одному. Каждому члену команды выдают таблички с буквами, цифрами, знаками препинания с таким расчетом, чтобы первая команда составила фразу "Салют, Победа!", а вторая - "Подвигу - ... лет!". По очереди ребята перепрыгивают через 5 барьеров высотой 50 см, бегут к стойкам, стоящим на расстоянии 10 м от стартовой линии, и вешают на них каждый свою табличку. Побеждает команда, первая составившая свою фразу и построившаяся на линии старта.
Игра на 9 мая "Водрузи знамя".
Участвуют 2 команды из учащихся II класса по 8 человек в каждой. Команды выстраиваются в колонны по одному, у направляющего флаг. Против каждой команды ставится гимнастическая скамейка, а в 5 м от нее - подставка с просверленным в центре отверстием, соответствующим толщине древка флага. По сигналу "Вперед!" направляющий с флагом пробегает по гимнастической скамейке, обегает подставку, возвращается к своей команде и передает флаг следующему участнику. Так по очереди все члены команды выполняют задание, пока флаг не окажется у последнего участника. Тот подбегает к подставке и устанавливает в нее флаг. После этого все участники команд подбегают к своему флагу, образуют вокруг него круг и дружно произносят слово "Победа!". Выигрывает команда, затратившая на установку флага меньше времени. Если участник оступается во время бега по скамейке, то он повторяет задание заново.
Игра на 9 мая "Минометчики".
Участвуют 2 команды, составленные из учащихся I класса (семилетнего возраста), по 10 человек в каждой. Игроки строятся в шеренги по одному на расстоянии одного шага. В 1 м от первых игроков шеренг ставят коробки с малыми мячами, а в 1 м от последних участников вертикально устанавливают трубки-"минометы" высотой 90 см, изготовленные из картона, чертежной плотной бумаги или полиэтиленовой пленки. Диаметр трубки на 1-2 см больше диаметра малого мяча. Для устойчивости трубки крепят к более тяжелым основаниям. По команде "Заряжай!" участник, стоящий первым к коробке с мячами, берет один мяч и передает его стоящему рядом, тот - следующему, и так до последнего участника - заряжающего, который одной рукой поддерживает трубку, а другой опускает в нее мяч. После того как заряжающему будут переданы все мячи и трубка заполнится доверху, судья фиксирует время окончания игры. Не разрешается передавать мяч броском, через участника, опускать в трубку одновременно два мяча. Если заряжающий уронит мяч, он обязан его подобрать, опустить в трубку, и лишь после этого он может принять следующий мяч от своих партнеров. Побеждает команда, которой удалось первой доверху заполнить трубку мячами.
Во время отдыха соревнующихся команд объявляют конкурс знатоков на тему Великой Отечественной войны. Участвуют 2 команды по 3 человека из учащихся III класса. Выстроившись у навесных перекладин, участники поочередно выполняют подтягивание. За каждое правильно выполненное движение командам начисляют по 2 балла. Затем команды получают карточку-задание с вопросами, на которые надо дать правильный ответ.
Вопросы могут быть, например, такими:
1. Сколько дней длилась Великая Отечественная война 1941-1945 гг.? (1418 дней).
2. Назовите не менее трех крупных сражений Великой Отечественной войны (оборона Москвы, Ленинграда, Сталинградская битва, Курская дуга, штурм Берлина и др.).
3. Назовите юных патриотов, удостоенных в годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза (Лёня Голиков, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова).
Очередность и содержание вопросов определяются по жребию. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Общее количество баллов определяет команду-победительницу. При равенстве баллов побеждает команда, первенствовавшая в подтягивании.
Игра на 9 мая "Переправа".
Участвуют 2 команды, состоящие из учащихся II класса. Команды строятся в колонны по одному. Против каждой на расстоянии 8 м параллельно ставят две гимнастические скамейки через 1,5 м друг от друга. Это два берега, которые соединены 2-метровыми досками шириной 20 см. По сигналу "Преодолеть водную преграду!" направляющие бегут к гимнастическим скамейкам и по проложенной поперек них доске переходят на другой берег. Так по очереди каждый член команды выполняет задание, пока все участники не соберутся вместе. Выигрывает команда, затратившая на это меньше времени. Если участник падает во время переправы, задание он выполняет повторно.
Игра на 9 мая "Штурм высоты".
Участвуют 2 команды учащихся III класса по 10 человек в каждой. Против каждой команды на расстоянии 10 м строится горка из гимнастических матов, а по пути к ней через каждые 3 м ставят два барьера - один высотой 50 см, другой 80 см. По сигналу "Взять высоту!" направляющие перепрыгивают через малый барьер, подлезают под большими, вбегают по доске на горку матов и остаются на ней. И так по очереди поднимаются на горку все члены команды. Как только последний участник оказывается на ней, вся команда громко произносит: "Высота взята!". Выигрывает команда, выполнившая задание быстрее соперников. За сбитые барьеры начисляется штрафное время.
Конкурс "На солнечной поляночке".
С ритмическим танцем "Лихие всадники" выступают учащиеся III класса.
"Связисты".
Участвуют 2 команды, составленные из учащихся II класса, по 6 человек в каждой. Команды строятся в колонны по одному за линией старта. Перед каждой командой кладут катушку или фанерку с намотанным на них шнуром (проводом) до 6 м длиной с петлями на концах. В 6 м от старта ставят 2 стула. Расстояние между ними 6 м. По команде "Проложить связь!" первые связисты подбегают к одному из своих стульев, надевают одну петлю шнура на ножку стула, разматывают шнур до второго стула и надевают вторую петлю на другую ножку стула. Выполнив задание, они возвращаются в конец своей колонны. После этого к стульям подбегают вторые связисты. Они сматывают шнур на катушку или фанерку и с ней бегут к следующим участникам. Те выполняют то же задание, что и первые номера. Заканчивают прикладывание связи шестые номера. Побеждает команда, затратившая на задание меньше времени.
"Снайперы".
Участвуют 3 команды учащихся 1 класса по 5 человек в каждой. Команды располагаются в колоннах по одному. В 1 м от первых участников помещают коробки с малыми мячами, а перед каждой командой на расстоянии 6 м для семилетних учащихся и 5 м для шестилетних учащихся расставляют кубики или другие предметы. По команде "Огонь!" участник, стоящий первым, берет мяч и старается броском сбить предмет. То же повторяют другие участники. Побеждает команда, которой удалось за отведенное время сбить все предметы или наибольшее их количество.
Игра со взрослыми, приглашенными на праздник. Им предлагают мелодии песен военных лет. Необходимо в течение 1 мин. назвать песню.
"Саперы".
Участвуют 2 команды учащихся III класса по 6 человек в каждой. Команды располагаются в колоннах по одному за линией старта. В 5 м от линии на высоте 70 см на 2 стойки натягивают волейбольную сетку или веревку с подвешенными металлическими банками. Это - минное поле. По сигналу "Вперед!" участники один за другим должны по гимнастическим матам проползти по-пластунски под ограждением, стремясь не задеть банки (чтобы они не загремели). Участник, которому не удалось это осуществить, возвращается в конец колонны. Судьи фиксируют время по последнему саперу, преодолевшему минное поле без ошибок. Побеждает команда, первой выполнившая задание.
Спортивная часть праздника 9 мая на этом завершается. Приглашенные гости награждают победителей соревнований. К микрофону подходит группа учащихся 1-3 классов.
Они произносят:
Сердечное спасибо всем, кто отстоял наше Отечество в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Будем достойны памяти павших. Их подвиг будет жить в веках. Мы радуемся, что можно под мирным небом спокойно учиться, мечтать, играть. Докажем своими добрыми делами, что мы тоже будем достойными защитниками Родины". В ответ на их призыв все участники повторяют: "Достойной сменой старшим быть и верно Родине служить будем готовы!"
Приглашенные гости покидают зал. Участники праздника аплодисментами провожают их.
Разместил Katrin 06.05.2012 в 16:24
Просмотров: 4840
Сталинградская битва 6-7 класс
и: воспитание любви к Родине, гордости за страну-победительницу, интереса к истории своего края, уважения к ветеранам.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, декорации к сценке о госпитале.
1-й слайд «Город-герой Сталинград»
На фоне фонограммы песни «Священная война»
Ведущий:
Шел 2-й год Великой отечественной войны. Летом 1942г фашисты определили сталинградское направление главным, решив взять реванш за поражение под Москвой.
2-й слайд «Карта- схема Сталинградской битвы», слайды о боях под Сталинградом меняются на фоне текста далее.
Ведущий:
200 дней и ночей длилась Сталинградская битва. Дни и ночи гремели взрывы бомб и снарядов, плавился асфальт площадей и улиц, горела от нефти Волга.
Ведущий:
Выстоять и победить – стало заповедью защитников волжской твердыни. За Сталинград! За Волгу! За русскую землю!
Ведущий:
Враг на победу надеется-
Кричит, что взят Сталинград –
Но клятва дана гвардейцами:
Отсюда – ни шагу назад!
Ведущий:
Зима 1943г. Один из госпиталей прифронтовой полосы, куда поступают раненые со Сталинградского, Донского, Юго - Западного фронтов.
Сценка «В госпитале». Палата, где на кроватях сидят, лежат раненые бойцы.
1-й раненый:
«Сестра, пить..»
Вбегает медсестра:
«Потерпи, миленький. сейчас»
2-й раненый:
«Сестра, что слышно о Сталинграде?»
Медсестра:
«Идут ожесточенные бои. 330-тысячная группировка фельдмаршала Паулюса окружена. Да вот свежая газета с фронтовыми вестями, почитайте.»
Слайд «Дом Павлова»
2-й раненый:
«Так, вести со Сталинградского фронта. Послушайте. Группа воинов под командованием сержанта Якова Павлова получила приказ проникнуть в дом, выходящий торцом на площадь и удержать любой ценой эту выгодную высоту. 58 дней и ночей горстки бойцов мужественно ее отстаивали. Отбивая яростные атаки врага. «Дом Павлова», так его прозвали воины, стал символом солдатской славы.»
3-й раненый просит передать ему газету и продолжает читать:
«Героический подвиг совершил боец Матвей Паникаха. Когда у него не осталось ни одного патрона, он облил себя горючей жидкостью. Превратившись в «горящий факел», он бросился под танк и поджег его ценой своей жизни»
4-й раненый:
«Дай и мне почитать. Вести с фронта. Так, лейтенант 308-й дивизии. Так это ж моя родная часть! Омич Семен Фугенфиров, о, мой земляк, я тоже из Омска. При обороне завода «Баррикада» совершил героический поступок. Отвлек фашистов на себя, пока его бойцы вышли из окружения, вынося знамя полка через потайной люк цеха. Сам Фугенфиров погиб, подорвав себя и фашистов последней гранатой».
5-й раненый:
«Да. Умеют сибиряки воевать. Можно и мне прочесть. А вот еще об одном омиче, бойце 308-й дивизии. Матвей Путилов, не знаешь такого?»
4-й раненый:
«Нет, не слышал. Читай, что о нем написано»
Слайд « Фото Матвея Путилова»
1-й раненый:
«Связист Матвей Путилов, выполняя задание командования, восстановить связь полка и дивизии, был ранен. Обнаружив разрыв, ранеными руками он не смог соединить провода и сделал это , соединив провода зубами. Пропустив ток через себя, герой погиб, но задачу командования выполнил.»
2-й раненый:
«Эх, скорей бы на фронт, бить врага…»
Вбегает 2-я медсестра:
«Товарищи бойцы! К нам пришла школьная агитбригада. Они подготовили для вас небольшой концерт. Давайте подготовим место для выступления»
Кровати с лежачими ранеными отодвигаются на края сцены. Остальные спускаются со сцены, и рассаживаются на скамейках и стульях перед сценой как зрители.
На сцену выходит ведущая агитбригады:
«Дорогие защитники Сталинграда! Здравствуйте. Вас приветствует агитбригада школы №2. Андрей Соколов прочитает стихотворение А. Суркова «Защитник Сталинграда»
После чтения стихотворения ведущая агитбригады:
«А сейчас веселые девчушки споют для вас озорные частушки»
Исполняются частушки
В Сталинграде наши пушки
Немца метким бьют огнем
Сталинградские частушки
Мы под выстрелом споем
Не страшны нам все преграды
Знаем – выиграем бой.
Мы стоим у Сталинграда
Неприступною стеной!
Ой, не любит враг атаки –
Русский штык – ему беда.
Поджимают хвост собаки.
Удирают кто куда.
Враг в полях бросает танки –
Факт. Ребята. На лицо.
Душит Гитлеру горлянку
Сталинградское кольцо.
Что за чудо наши пушки:
Что не выстрел, то трофей.
От советских батарей.
А про наших про танкистов
Даже немцы говорят:
Ломят так, что у фашистов
Только косточки трещат!
Ведущая агитбригады:
«А сейчас сюрприз для вас. Любимый всеми вальс»
Звучит мелодия «Стрый забытый вальсок». Пара школьников исполняет вальс. Медсестры приглашают раненых бойцов, они кружатся в вальсе. Вбегает медсестра, мелодия обрывается.
Медсестра:
«Внимание! Только что передали сообщение Совинформбюро. Сегодня. 2 февраля войска Донского фронта полностью закончили ликвидацию немецко – фашистских войск, окруженных в районе Сталинграда. 2 февраля 1943 г историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск»
Все участники поднимаются на сцену, раненые и медперсонал кричат «Ура!», обнимаются. И застывают в различных позах.
1-й ведущий:
«До победы еще оставалось почти 800 дней»
Звучит мелодия песни «День победы». Перестройка на сцене, уходят все в костюмах, связанных с военным временем. Выходят участники в современной одежде.
2-й ведущий:
«В 1965г советское правительство приняло решение увековечить подвиг защитников Сталинграда. Городу было присвоено звание «город-герой»
На фоне презентации слайдов о мемориале «Мамаев курган» звучат стихи:
Время придет – рассеится дым.
Смолкнет военный гром.
Шапку снимая при встрече с ним,
Скажет народ о нем:
-Это железный русский солдат,
Он защищал Сталинград!
3-й ведущий:
«На месте самых ожесточенных боев – Мамаевом кургане» был сооружен мемориал погибшим воинам»
Звучит песня «На Мамаевом кургане тишина»
На сцену под музыку выходят все участники и выстраиваются журавлиным клином
4-й ведущий:
Волгоград – Сталинград,
Души павших солдат
Все горят просто некуда деться
Просто нету наград,
Нет на свете наград,
Что достойнее памяти сердца
На фоне слайда «Вечный огонь» -
5-й ведущий:
«Прошло 66 лет со дня Великой Победы. Но память о тех. Кто отдал жизнь за наше счастье и свободу вечна»
Звучит песня н слова Р.Гамзатова «Журавли». Под мелодию звучат стихи.
Все хором:
«Помните!»
1-й ведущий:
«Через века, через года, - »
Все хором: «Помните!»
2-й ведущий:
«О тех, кто уже не придет никогда»
Все хором: «Помните!»
3-й ведущий:
«Не плачьте!»
4-й ведущий:
«В горле сдержите стоны»
5-й ведущий:
«Горькие стоны..»
Все хором:
«Памяти павших будьте достойны!»
ТЕМА: Пресс – конференция.
Курение - За и против.
Цель: Целенаправленно формировать осознанное отрицательное отношение к курению.
Задание:
* Помочь детям развивать в себе привычку к здоровому и творческому образу жизни;
* На конкретных примерах доказать пагубное влияние на организм человека никотина;
* Выработать умение правильно делать обоснованные выводы.
К концу занятия учащиеся должны:
* Владеть информацией об ущербе от вредных привычек наносимом как отдельному человеку, так и обществу в целом (экономические, социальные стороны);
* Быть убежденными, что жизнь без вредных привычек – более предпочтительна;
* Знать, как можно отказаться от вредных привычек, какая система помощи существует;
* Уметь предложить возможные разумные альтернативы проведения свободного времени.
Эпиграф: « Жизнь никогда не укладывается в схему, но без схем невозможно ориентироваться в жизни». И. Шевелев.
Ход урока:
1. Учитель:
18 ноября во всем мире отмечается День Некурения, поэтому наш классный час посвящаем теме: «Курения за и против». Классный час проводим в необычной форме в виде Пресс – конференции. На нее мы пригласили представителей различных профессий, которые помогут рассмотреть данную проблему со всех сторон. И первое слово мы предоставляем преподавателю истории, он расскажет, откуда и когда пришли к нам сигареты.
Выступление преподавателя истории:
История первая гласит: 15 ноября 1492 года Христофор Колумб сделал в своем дневнике запись о «тлеющих головешках» и о том, что не в состоянии понять, какую пользу они приносят человеку. Колумб видел их в кубинских селениях. Его удивило странное поведение аборигенов. Они сворачивали в трубки большие желто- зеленые листья, какого – то растения, один конец трубки поджигали, а другой клали в рот. «Пить дым аборигенам нравилось. Трубки индейцы называли, «табако» или «сигаро»
История вторая гласит: На Русь «тлеющие головешки» завезли английские купцы в 1585 году. Наши предки увидели в них козни злых сил. Борьба с курильщиками началась уже при царствии Михаила Федоровича. Подружившихся с синим дымом, наказывали: первый раз – 60 палок по стопам, второй раз – отрезали нос или ухо. Жестоко, но во благо.
Так же в 1585 году в Англии по указу Елизаветы I курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с веревкой на шее. Однако Уолтер Роли, фаворит двора королевы Елизаветы, популяризовал курение табака.
Римские папы даже предлагали отлучать от церкви курящих и нюхающих табак. В назидание потомству пятеро монахов, уличенных в курении, были заживо замурованы в монастырской стене.
С 1649 года было «велено всех, у кого найдено богомерзкое зелье, пытать и бить на козле кнутом, пока не признается, откуда зелье получено».
Яков I объявил курение вредным, неблагочестивым и неподходящим для цивилизованного человека занятием. Свой знаменитый труд «О вреде табака», опубликованный в 1604 году. Яков I закончил словами: «привычка, противная зрению, невыносимая для обоняния, вредная для мозга, опасная для легких…» Это была первая книга о вреде курения. Пока Яков I негодовал, врачи прописывали курение как противоядие от насморка и от лихорадки, а кое–кто считал даже, что вдыхание табачного дыма может застраховать от чумы.
История третья гласит: Когда табак перешагнул Пиренеи, и попал во Францию, французский посол Жан Нико подарил листья и семена табака королеве Франции Екатерине Медичи. Причем табак характеризовался как «средство для придания бодрости», хорошего настроения и даже ...считался лекарством от зубной и головной боли.
Во Франции табак первое время называли «травой Нико» Позже, в честь французского посланника, самый известный табачный алкалоид был назван никотином 1697 год.
Вопрос: Когда была разрешена торговля табаком?
1697 году ПетрI разрешил торговлю табаком. Он сам стал заядлым курильщиком, после посещения Голландии. Разрешил ввоз табака, но обложил большой пошлиной.
2. Учитель:
Начиная курить, не всегда задумываются, к чему может привести эта вредная привычка? А стоило бы. А теперь, мы попросим выступить врача, который нам расскажет: какой вред наносит организму курение
Выступление врача:
Курение, как одна из вредных привычек, давно распространилось и укоренилось у многих народов, став поистине эпидемическим заболеванием современного общества.
А теперь рассмотрим последовательность воздействия дыма на организм человека. В момент затяжки, температура на кончике сигареты достигает 600 градусов. Под действием высокой температуры из табака и папиросной бумаги образуются ядовитые различные вещества: никотин, угарный газ, аммиак, синильная кислота и другие. Газообразные и твердые вещества, содержащиеся в табачном дыме, раздражают слизистую оболочку гортани, трохеи, бронхов и легочных пузырьков. При систематическом курении слизистая оболочка воспаляется, развиваются хронические заболевания дыхательных путей. Под действием ядов табачного дыма гибнут клетки эпителия, которыми покрыта слизистая оболочка трахеи. Выделяется слизь, тем самым организм защищает себя. Поэтому у длительно курящих людей почти постоянно держится кашель, сопровождающийся обильным отделением мокроты.
Не менее страдает и сердце: никотин, всасываясь в кровь, вызывает сужение кровеносных сосудов. Это ведет к тому, что сердце курильщиков работает с повышенной нагрузкой. Даже при небольшой нагрузке, частота пульса у курящих достигает 140-150 ударов в минуту. У некурящих 86-100 ударов. Больше всего страдает нервная система. Нарушается питание головного мозга за счет того, что к нему поступает кровь, обедненная кислородом. Ухудшается память, появляются частые головные боли. Страдают и органы пищеварения. Тошнота, иногда рвота, боли в желудке и кишечнике. Установлено, что среди больных язвенной болезнью курильщики составляют-98 %. У курящих матерей дети отстают в физическом, нервном и психическом развитии, у них снижен аппетит, они беспокойно и плохо спят. Особенно опасно курение для школьников: не сформировавшийся, еще растущий организм страдает от табачного дыма значительно больше, чем организм взрослого и рано или поздно отравляющее действие курения сказывается на различных его функциях.
Задержка роста, общего развития, нарушение процессов обмена веществ, снижение слуха, зрения, ряд нервных расстройств - такова плата за детское и подростковое курение. Школьники – курильщики, как правило, отличаются пониженными умственными способностями, слабо успевают, очень часто нарушают дисциплину. По данным исследованиям, в возрасте 12-13 лет курят около 7%, а среди 16 летних – уже 40% мальчиков, а в старших классах начинают курить и некоторые девочки.
Вопрос: Только ли рак легкого грозит курильщикам или еще какие-либо онкологические заболевания?
Да, Рак существует. В настоящее время так же установлена связь между курением и злокачественными образованиями нижних отделов мочевых путей, поджелудочной железы. Курение – важная причина, возникновение рака полости рта, верхней и нижней части глотки, гортани и пищевода. Причем, в сочетании с приемом больших количеств алкоголя риск развития данных заболеваний значительно возрастает.
3. Учитель:
Ну, а о вреде курильщиков окружающей среде нам расскажет эколог.
Выступление эколога:
Вред окружающим.
Народная мудрость гласит: « Один курит – весь дом болеет».
Установлено, что в организме курильщика задерживается только четвертая часть никотина. Еще одна четвертая разрушается при сгорании и остается в окурке. Остальное количество, то есть половина, загрязняет воздух помещения, в котором курят.
Человек, который находился в течение часа в накуренном помещении, получает такую же дозу ядовитых веществ, как будто он выкурил 4 сигареты. Поэтому курильщик наносит вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих людей.
Наличие полония, радиактивного свинца и висмута в табачном дыме, дает право считать, что не только тем, кто курит, но и всем, кто дышит этим дымом, прежде всего детям. Расстройство сна и аппетита, нарушение деятельности желудка и кишечника, повышенная раздражительность, плохая успеваемость и даже отставание в физическом развитии - вот перечень явлений, причина которых в пачке сигарет.
Подсчитано, что население земного шара ежегодно выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет. Общая масса окурков, бросаемых, где попало, достигает 2520000т. Курящие ежегодно «выкуривают» в атмосферу 720 тонн синильной кислоты, 384000 тонны аммиака, 108000 тонн никотина, 600000 тонн дегтя и более 55000 тонн угарного газа и других составных частей табачного дыма.
При массовом распространении курения становится социально-опасным явлением. Ведь курящие люди отравляют атмосферу, повышают концентрацию канцерогенных веществ в воздухе, ведут к учащению пожаров в быту, на производстве и в лесу.
Не курящие люди буквально в принудительном порядке вынуждены дышать «выхлопными газами» курящих.
Вопросы: 1) Объясните, что такое пассивное курение?
Пассивное курение – это вдыхание сигаретного дыма, человеком, который сам не курит, но находится в окружении курящих. Пассивные курильщики подвергаются тем же опасностям, что и курящие, но в гораздо меньшей степени.
2) Влияет ли дым от сигарет на состояние окружающей среды? Например, на увеличение озоновой дыры?
Специальных исследований по данному вопросу не проводилось. Но можно предположить, что влияние загрязнения окружающей среды табачным дымом не велико. Что же касается озоновой дыры, то здесь основную роль играют окислы азота и фреоны.
4. Учитель:
О правилах продажи сигарет нам расскажет продавец.
Выступление продавца:
В нашей стране на киосках должны быть надписи о том, что сигареты не продаются лицам моложе 18 лет.
На Тайване, например, запрещено курить до 18 лет. В случае нарушения этого запрета родители провинившегося могут заплатить штраф примерно 215 долларов США.
Вопрос: Есть ли различия между импортными и отечественными сортами сигарет?
Прежде всего следует отметить, что все табачные изделия, и отечественные и импортные, проходят контроль у нас в республике. Поэтому превышения содержания пестицидов и других ядохимикатов можно не бояться ни в тех, ни в других.
А вот относительно содержания таких специфических для табака веществ, как никотин и смолы, существует разница. Содержания смол и никотина нормируется санитарными правилами и гигиеническими нормативами для табачных изделий, от 29.02.96 г., которые определяют для импортных сигарет предельное содержание смол в 15 мг на сигарету и никотина – 1,3 мг на сигарету, для отечественных допуск 25 мг на сигарету. Что касается табака, то здесь надо пояснить, что в нашей республике нет собственного производства сырья. Поэтому его качество в наших изделиях зависит от того, какое сырье закуплено
В целом можно сказать, что сигареты известных табачных фирм менее опасны для здоровья курильщиков. Естественно, сказанное относится только к сигаретам, выпущенным самими фирмами, а не их «филиалами», производящими дешевые подделки.
5. Учитель:
Проведены социологические исследования о влиянии курения. Послушаем их.
Выступает социальный работник:
В США ежегодно связано 225 тысяч летальных исходов от болезней сердечно-сосудистой системы, больше 100 тысяч – от рака легких, свыше 20 тысяч случаев смерти – от болезней органов дыхания.
В Великобритании ежегодно теряется свыше 50 миллионов рабочих дней вследствие курения, стоимость лечения болезней, вызванных курением, ежегодно составляет более150 миллионов фунтов стерлингов.
По подсчетам польских экономистов, доходы от производства и реализации табачных изделий: составляют в этой стране лишь около половины стоимости экономических потерь из-за болезней и преждевременной смерти курящих.
Европа теряет ежегодно более 800 тысяч жизней своих курящих граждан. Это число равнозначно шести авиационным катастрофам огромных аэробусов с гибелью всех их пассажиров каждый день в году.
Поэтому в развитых странах общество давно бьет тревогу по этому поводу. Там развернуты широкомасштабные компании по борьбе с курением. Причем основа их – вовсе не преследование курящих, а защита прав каждого на чистый воздух. И результат уже есть
Курение выходит из моды у юных французов.
Таков итог недавнего исследования опубликованного в прессе подростков в возрасте от 12 до 18 лет воспринимают курящего как «грустного» человека. В ряде стран, таких как Швеция, Финляндия, приняты даже специальные законы о табаке, охватывающие все стороны данной проблемы.
Табачные компании, теряя, рынки сбыта у себя на родине, переключаются на нас. Неужели мы в этом вопросе будем плестись в хвосте мирового сообщества, и тратить деньги и здоровье в угоду чужим интересам?
Вопрос: Приведите статистические данные о детях курильщиков (болезни, умственные способности, вероятность пристрастие к табаку). Желательно в Республике Беларусь.
К сожалению статистических данных, по нашей республике нет, т.к. эпидемиологические исследования подобного рода у нас не проводились, и вряд ли будут проведены в ближайшее время из-за их дороговизны.
По расчетам данных в Беларуси в 1995 году 15,5 тысяч человек лишились жизни вследствие своей опасной привычки. В том числе, около 15 тысяч мужчин и 500 женщин, что составило 28 % мужской смертности и 1 % женщин нашей республике.
Смертность от всех болезней среди курящих на 70 % выше, чем среди не курящих. А у выкуривающих 20 и более сигарет в день – в 2 раза выше.
Опухолевые заболевания, вызываемые курением, включают в себя: рак легкого, полости рта, глотки, гортани, пищевода, мочевого пузыря, почечных лоханок, поджелудочной железы. Самый распространенный из них – рак легкого.
Ишемическая болезнь сердца стала ведущей причиной смерти в большинстве развитых стран.
6. Учитель:
Как вы думаете, совместимы ли курение и спорт? Сейчас мы услышим ответ.
Выступление спортсмена: Здоровья Вам!
Курение и спорт – несовместимы. Спорт и крепкое здоровье взаимосвязаны. Людям физического труда и спортсменам. Особенно на соревнованиях, нельзя курить, т.к. после курения через 10-15 минут мышечная сила снижается на 15 %. Можно привести такой пример: на Пальмире во время перехода через перевал на высоте 4555 метров потерял сознание только один из семи участников научной экспедиции Академии медицинских наук. Этот человек был курящим.
Прославленный вратарь сборной России по хоккею с шайбой Владислав Третьяк говорит: «Если курить – это значит полжизни спортивной отнять у себя. Как стать большим мастером в спорте? В первую очередь нужно любить вид спорта, который выбрал. Второе – нужно очень много трудиться. Третье – самое главное в жизни спортсмена – это отказаться от курения».
Вопрос: Отражается ли курение на внешнем облике человека?
Да, отражается. Правда проявляется это лишь со временем. Во-первых, резкая разница температур выдыхаемого дыма и окружающего воздуха ведет к появлению микротрещин эмали зубов. Затем в них откладываются табачные смолы, придающие зубам более темный желтоватый оттенок. Во-вторых, компоненты табачного дыма способствуют более раннему старению коллагена, образующего «каркас» кожи. Разрушение этого «каркаса» ведет к появлению морщин и обвисанию кожи. В-третьих, табачный дым задерживает усвоение витамина С и частично восстановительные процессы в организме.
7. Учитель:
А есть ли лекарство от курения? На этот вопрос даст ответ нам фармацевт.
Выступление фармацевта:
Хочу ответить на ваш вопрос: Какие в Беларуси есть лекарственные препараты помогающие бросить курить и, какова их эффективность?
В настоящее время все существующие средства и методы оказывают эффект лишь при желании и активном содействии самого курильщика. Поэтому они для Вас могут быть эффективными и неэффективными.
Получить необходимую помощь, а также подобрать наилучший метод и средство можно в специальных учреждениях: наркологических кабинетах при поликлиниках. В настоящее время в аптечной сети в продаже имеются жевательные подушечки с никотином «Никоретте». Следует запомнить, что вообще никатинсодержащие средства, в том числе и названное, в строгом смысле слова не является лечащими. Они лишь обеспечивают потребность организма курильщика в никотине, менее опасным способом, чем курение, т.к. при этом отсутствуют другие вредные вещества, содержащиеся в табачном дыму. Никотинсодержащие средства могут помочь облегчить синдром отмены, возникающий первое время после отказа от курения. А дальше - все зависит от Вашей воли и решимости бросить курить.
Вопрос: Кодирование от курения. Насколько оно эффективно? Вредно оно или нет для здоровья?
Самый важный элемент – это добиться успеха, если вы действительно желаете бросить курить, оно вам поможет. Ни один метод не может магически превратить курильщика в некурильщика вне зависимости от его желания и преодолеть психологический барьер. Для здоровья кодирование безвредно.
8. Учитель:
Какие имеет преимущества человек, который бросил курить? Об этом нам расскажет психолог.
Выступление психолога:
Многие из тех, кто курит, пробовал отказаться от этой вредной привычки. Однако не всем удается раз и навсегда бросить. С чем это связано?
Дело в том, что действие никотина более пагубное, чем действие алкоголя. Он вызывает в организме кратковременное эйфорическое состояние, легкость, душевный подъем. При длительном курении у людей развивается так называемая никотиновая зависимость. Вот почему, бросая курить, человек в начале испытывает довольно тягостное состояние. Но стоит потерпеть лишь несколько дней, и эти явления проходят. Основная причина отказа от курения – ухудшения состояния здоровья. Гораздо легче бросить курить молодым людям с небольшим стажем курения, т.к. организм еще не привык к никотину. Это разумное решение должно быть непоколебимым. Лучше всего не начинать курить. Но уж если появилась тяга к сигаретам, постарайтесь избавиться от этой вредной привычки. Подумайте, какие преимущества вы можете приобрести, если не будете курить:
* Вам не придется мучиться, что негде купить сигареты.
* Вы не будете испытывать неудобства, и раздражаться в общественных местах, где не разрешается курить.
* Ваша жизнь будет длиннее на 10-20 лет. И это будут годы без отдышки, без сердечных болей и невзгод.
* Вы будете выглядеть лучше.
* Ваши любимые не будут задыхаться в табачном дыму.
* Подумайте о сотне других способов провести свое свободное время, украсить свою жизнь. Разве не прекрасно выпить чашечку чая, потанцевать, заняться спортом или просто выехать на природу.
* Кстати, этому могут помочь деньги, которые высвободятся у вас потому, что не придется покупать сигареты.
Вопросы: 1. Правда ли, что если бросить курить, то резко поправляешься? С чем это связано?
Действительно, после прекращения курения человек может прибавить в весе. Величина прибавки бывает разной, но обычно в пределах 2-5 кг. Почему это происходит? Организм восстанавливает норму, которая была нарушена вследствие систематического воздействия ядов табачного дыма и вызванного никотином снижения аппетита.
2. Является ли табак наркотиком?
Наркотик, правда, довольно слабый, - это не табак в целом, а его составная часть – никотин. Именно развитием зависимости от никотина объясняется сложность отказа от курения у курильщиков со стажем.
9. Учитель:
Итог пресс – конференции подведут журналисты.
Выступление первого журналиста:
Во время пресс-конференции, я отметила положительные и отрицательные стороны курения. Давайте сравним:
Положительные – с помощью сигарет можно выглядеть более взрослыми,
* более «крутыми»;
* легче заводить знакомства;
* похудеть и т.д.
Отрицательные – учащается пульс;
* повышается кровяное давление;
* возникает раздражение слизистых оболочек дыхательных путей;
* может возникнуть раздражение глаз;
* загрязняется воздух;
* в кровь и легкие попадают ядовитые вещества;
* могут нарушиться вкусовые ощущения, обонятельные снижается зрение;
* подавляется иммунитет организма;
* на зубах возникает желтый налет, микротрещины на эмали;
* на лице раньше появляются морщины;
* возникает кашель синдром «курильщика»;
* повышается выделение слюны, приходится часто сплевывать;
* отдаленными последствиями могут быть: рак легких, дыхательных путей, болезни сердца, поджелудочной железы, мочевого пузыря, язва, хронические заболевания легких;
* испытываешь неудобства, когда нет сигарет или нельзя курить;
* не тратишь деньги, на которое можно купить что-нибудь другое.
Как вы видите, отрицательные стороны во много раз перевешивают положительные.
А так же положительные стороны на деле не всегда такими являются.
Например, существует мнение, что сигареты снимают напряжение. На самом же деле, напряжение возникает из-за того, что никотин от последней выкуренной сигареты рассасывается, организм курящего начинает требовать нового «подкрепления». Поэтому после поступления этого «подкрепления» напряжение снимается.
Поэтому жизнь без вредных привычек – более предпочтительна. Здоровья Вам!
Выступление второго журналиста.
Случается так, что твои друзья предлагают тебе закурить, и бывает очень трудно отказаться от таких предложений. Ты не хочешь выглядеть «белой вороной» или тебе просто не хватает умения, чтобы отказаться и поступить не так как «все». Будешь ли ты курить или нет, – это твой выбор, даже если на твое решение влияют друзья, курящие окружающие или табачная реклама.
Во многих странах ведется активная борьба с курением. Например, в рекламе табачных изделий по телевизору запрещено использовать изображение пачки сигарет, тем более показ курения самих сигарет.
Но, может быть ты, хочешь, получить «нечто особенное»?
- «привлекательный» внешний вид: желтые зубы и пальцы, серый оттенок кожи, ранние морщины;
- быть похожим на пепельницу, с таким же неприятным запахом и дорожками пепла на одежде;
- хронические болезни, связанные с курением: рак легких, хронический бронхит, болезни сердца;
- отдышку и сердцебиение при физических нагрузках;
- постоянно прятаться от родителей и учителей;
- экономить на завтраках, откладывая деньги на сигареты.
Тогда ты действительно можешь попробовать завести себе пагубную привычку, от которой потом будет очень сложно избавиться.
Но если ты хочешь: - сохранить свое здоровье;
- состояться в жизни как личность;
- выглядеть молодо и привлекательно;
- всегда быть в хорошей спортивной форме;
- родить и вырастить здоровых детей;
- быть самостоятельным человеком;
- не быть рабом вредной привычки.
Не допусти, чтобы табак помешал тебе реализовать свои возможности и поставь большую жирную точку. Ведь твой выбор – никогда не начинать курить.
10. Учитель:
Вот и подошла к концу наша пресс-конференция. Каким бы ни было твое отношение к курению, возможно, ты куришь каждый день, от случая к случаю или не куришь вовсе – в любом случае твое будущее зависит от твоего выбора. И может на правильный выбор подтолкнет наше представление.
Представление сказки «Муха – Цокотуха»:
Муха, муха – цокотуха,
Позолоченное брюхо,
муха по полю пошла,
табачок она нашла.
Села мухонька в карету,
Закурила сигарету,
увлеклася табачком,
подавилася дымком…
А противный паучок – табачок
Нашу муху в уголок поволок.
Сигареткой угощает,
долгой жизни обещает.
Воз здоровья и успех,
И здоровый детский смех.
Цокотуха улыбнулась,
сигареткой затянулась…
Вот прошло немало дней,
Посмотрите, что же с ней?
Наша муха изменилась.
В инвалида превратилась.
Глазки больше не горят.
Зубы желтизной блестят,
сердце бешено стучит.
Платье нервно теребит.
- Дайте, мухе табачку,
- Больше братцы, не могу!
Стала бедная кричать!
- Нету, больше сил, молчать!
Вдруг откуда ни возьмись
Маленький комарик,
А в руке его горит
Маленький фонарик.
- Муха, муха, не дури,
- Брось сигарку, не кури.
С семинара я лечу
И помочь тебе хочу.
Лучше, муха, попляши,
Почитай да попиши,
Свежим воздухом дыши,
Сигарету затуши.
Будешь, муха, хороша
Расцветет твоя душа.
И с тобою мы вдвоем
Без сигарки проживем,
Ты не бойся старичка,
Ты бойся табачка.
Это злая паутина
Состоит из никотина.
Вещества проходят в кровь,
ты слабеешь вновь и вновь,
и сама ты пропадешь.
Испугалась цокотуха
Затряслась злачоным брюхом:
- Помоги ты мне комар,
- Я поставлю самовар.
- Мы чайку с тобой попьем,
- Очень дружно заживем.
- Я теперь примерной стану
- И курить я перестану.
- Обещаю не тужить,
- С сигаретой не дружить!
И с те пор они живут
И здоровье берегут!
11. Учитель: Заключение:
Знайте, что главное слагаемое успеха – это то, что вы действительно захотите испытать счастье дышать свободно. Здоровья Вам! Если ты любишь себя и ценишь свое здоровье, ты скажешь «нет» всему, что может принести тебе вред.
ТЕМА: Пресс – конференция.
Курение - За и против.
Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть:
16
Copyright © 2005-2013 ИП"Уроки.нет" www.uroki.net
Некоторые файлы (разработки уроков, сценарии, поурочные планы) и информация, находящиеся на данном сайте, были найдены в сети ИНТЕРНЕТ, как свободно распространяемые, присланы пользователями сайта или найдены в альтернативных источниках, также использованы собственные материалы. Автор сайта не претендует на авторство ВСЕХ материалов. Если Вы являетесь правообладателем сценария, разработки урока, классного часа или другой информации, и условия на которых она представлена на данном ресурсе, не соответствуют действительности, просьба немедленно сообщить с целью устранения правонарушения по адресу : . Карта сайта - www.uroki.net При использовании материалов сайта - размещение баннера и активной ссылки -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по пьесе Островского "Гроза". "Отчего люди не летают?"
Конкурсный урок ("Школа мастерства")...
Тест по пьесе Островского "Гроза"
Тест на знание текста произведения...
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ПЬЕСУ ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»?
Вопросы на выявление знаний текста....
Преподавание пьесы Островского "Гроза" на уроках литературы в 10 классе
Преподавание пьесы Островского "Гроза" на уроках литературы в 10 классе...
Разработка урока по пьесе Островского "Гроза"
Урок построен в форме беседы с анализом прочитанных страниц пьесы....
Тест по пьесе Островского "Снегурочка" 6 класс
Тест по пьесе Островского "Снегурочка" 6 класс...
Проверочная работа по литературе по пьесе Островского"Гроза".
Данная разработка помогает проверить знания учащихся по пьесе Островского"Гроза". 10 класс....