Интерпретация художественного произведения
олимпиадные задания по литературе (10 класс) по теме

Мальцева Юлия Павловна

Анализ сказки "Соловей и Роза" Оскара уайльда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interpretatsiya_hudozhestvennogo_proizvedeniya.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интерпретация художественного произведения. Анализ сказки Оскара Уайльда «Соловей и Роза»

Мальцева Юлия Павловна, учитель

русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №20

 с углубленным изучением отдельных предметов»

                         города  Старый Оскол  Белгородской области

     Уайльд - одна из трагических и ярких фигур в истории английской литературы.

      Уайльд доказывал, что настоящее искусство всегда было искусством лжи. Отказ от красивой лжи, поиск жизненной правды привели к упадку искусства. «Жизнь слишком едкая жидкость, - заявлял Оскар Уайльд, - она разрушает искусство, она, как враг, опустошает его дом».

      Эстетические и этические взгляды Оскара Уайльда представляют собой причудливую смесь ницшеанства и культа красоты. В своем творчестве Уайльд пытается иллюстрировать и воплощать эти взгляды, но гораздо чаще он в силу своего таланта и честности вынужден был их опровергать; его художественное творчество оказывалось выше, правдивей и человечней его теоретических положений.

      В восьмидесятые годы он создает цикл сказок («Счастливый принц», «Молодой король», «Звездный мальчик» и другие). Красочная, поэтическая форма сочетается в них с серьезным гуманистическим содержанием.

      Уайльд стремится выяснить, что важнее для человека - добро или красота. Ответ во всех сказках получается один - добро, служение людям несравненно выше и важнее красоты. Герои уайльдовских сказок - эстеты, как и он сам, страстно влюбленные в красоту. Таков молодой король, способный часами любоваться статуями и картинами и мечтающий о золотой мантии; таков счастливый принц, которому после смерти воздвигли золотую статую в память о его блестящей и безмятежной жизни; таков Звездный мальчик, оттолкнувший от себя свою мать, так как она оказалась безобразной и старой.

       Но, столкнувшись с горем и нищетой, герои Уайльда прозревают и в своем стремлении помочь людям жертвуют всем, в том числе и своей жаждой красоты.

      Рассматривая сказку «Соловей и Роза», мы в первую очередь обращаем внимание на оригинальную форму и не менее оригинальное содержание. Мы видим ее необычность, отмечаем возвышенность, лиризм стиля и содержания произведения.

       Сюжет сказки таков. Студент плачет оттого, что в его саду нет ни одной красной розы, а от этого зависит счастье жизни, любовь. Автор рассказывает о горе Студента, применяя прием градации: сначала Студент только «восклицает», что она не будет танцевать с ним из-за того, что он не принесет розу; затем он плачет («…его прекрасные глаза наполнились слезами»); потом шепчет, что сердце его разорвется от горя; в итоге юноша падает ничком на траву. Соловей, видя его переживания, задумался о таинстве любви. Автор показывает, как внимателен Соловей к происходящему, как волнует его это чудо - любовь. Услышав первый раз о горе студента, Соловей, «удивленный, выглянул из листвы».  «Вот он наконец-то, настоящий влюбленный», - сказал он себе, когда увидел его слезы. Испытать любовь на деле, то есть в жизни, всю ее радость и  горе - вот следующая мысль Соловья, услышавшего шепот о невыносимости страданий, о том, что, когда любишь,  сердце разрывается не только от счастья, но и от горя.  Соловью противопоставлены «маленькая» Ящерица, Бабочка, «порхавшая в погоне за солнечным лучом», нежная Маргаритка. Они еще не испытали любви и даже не подозревают о таком чувстве и потому считают его смешным

        Большую часть в сказке занимает повествование о том, как Соловей стремится найти розу. Троекратно, как обычно в сказках, он пытается добиться цели. Но оказывается, чтобы чего-то достичь, нужно жертвовать собой. Соловей, не раздумывая, соглашается «сам создать ее /розу/ из звуков песни при лунном сиянии». Он поет всю ночь, прижавшись грудью к шипу. Он понимает, что «смерть - дорогая цена за красную розу, жизнь мила каждому». Но он знает, что «Любовь дороже Жизни», он соглашается на прекрасную смерть. Приняв решение помочь бедному влюбленному, он утешает его и говорит, что поможет ему и просит в награду быть верным своей любви. Но Студент не понял, что говорил Соловей, так как  «знал только то, что написано в книгах». В этих словах звучит авторская ирония, которая является началом снижения образа данного героя, свидетельством его неспособности понимать прекрасное, его приземленности и неумении любить по-настоящему. Даже Дуб все понял и опечалился, так как он любил Соловья. Соловей последний раз спел свою песню Дубу. Но Студент уже не слышал песни, он обвинял Соловья в формализме, в том, что искусство лишено практического значения, что Соловей -  «мастер формы» - никогда не принесет себя в жертву. Затем автор показывает нам, как быстро Студент перестал думать о своей любви, как снова стал рассуждать на основе прочитанного, но ничего не заметил, что происходит в мире природы и вокруг него на самом деле.

       Студент заснул очень быстро, но Соловей пел всю ночь о Любви. Автор великолепно рассказывает о его пении и о том, как лепесток за лепестком распускались розы. Эпитеты и сравнения, использованные им, помогают читателю представить красоту происходящего: «сперва роза была бледная, как легкий туман над рекою, - бледная, как стопы зари, и серебристая, как крылья рассвета». Уайльд не жалеет красок для того, чтобы нарисовать животрепещущую картину. Особенно сильные чувства вызывают повторы, которые  показывают, как страдает Соловей: «все крепче и крепче прижимался  Соловей к шипу»; «все мучительней и мучительней становилась боль, все громче и громче раздавалась пенье »; а голос Соловья все слабел и слабел». Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами пробуждают жалость в сердце читателя и свидетельствуют об авторском отношении к своему герою: «милый Соловушка, «крылышки его затрепыхались», «глазки заволокло туманом». Все мучения ему удалось преодолеть, потому что он пел «о той Любви, которая не умирает в могиле». Афористические выражения возвышенного характера настраивают читателя на высокий лад, заставляют задуматься о предназначении человека, о прекрасном в жизни и искусстве, что особенно важно для понимания  художественного мира Оскара Уайльда, который считал, что прекрасного в жизни мало.

      Подтверждением тому является и продолжение данной сказки. Студент, благополучно проснувшись «в полдень», увидел сбывшуюся мечту, опять подумал о том, что читал в книгах  - о латинском названии розы -  и тут же сорвал ее. Не забыл взять шляпу - еще одна важная мелочь, художественная деталь, свидетельствующая о его практицизме. Когда автор говорит о Студенте и о его возлюбленной, стиль повествования снижается. Несмотря на то, что студент сказал красивые слова, «девушка нахмурилась». Видимо, они не были выстраданы. Но девушка оказалась также недостойна этой розы: она предпочла ей «настоящие каменья», ведь «всякому известно, что каменья дороже цветов». Студент обвинил ее в неблагодарности и бросил розу на землю, где ее и раздавило колесо телеги. В итоге выясняется, что здесь другая система ценностей: здесь важнее  «серебряные пряжки на туфлях, как у камергерова племянника». Студент, так и не узнав, что такое настоящая любовь, делает вывод, что в практический век в ней нет смысла и лучше заняться Философией. И снова перед глазами читателя появляется немаловажная деталь - «большая запыленная книга», которую студент принимается читать и которая говорит об оторванности нашего героя от реальной жизни.

      Какой же вывод делает прочитавший эту сказку? Он задумывается о том, как прекрасен Соловей, который не пожалел своей жизни ради Любви. Он осуществил в своей жизни то, о чем пел, о чем мечтал. Его ценности - это любовь, самопожертвование, красота, действие. Он хотел ценой своей жизни помочь людям узнать это счастье. Но человек оказался глух к прекрасному, в реальной жизни, оказывается, другие ценности. В итоге погибает Соловей, маленькая серая птичка, которая готова ради настоящего в жизни быть самоотверженной. А люди часто создают систему ложных ценностей, считая их важными, и не заботятся о том, что в мире есть то, что достойно внимания человека. Что же мешает им увидеть Красоту? В сказке есть ответ на этот вопрос. Собственная гордыня, эгоизм, нежелание думать и быть внимательными. Герой остается наедине с пыльными книгами, героиня - с дорогими каменьями, а маленькая птичка становится бессмертной. За что же даруется бессмертие? За то, что ты прожил по-настоящему ради людей и добра и  не жалел себя.

       Да, искусство пробуждает лучшее в человеке, а человек должен быть способен его услышать. Но, видимо, нельзя ничего иметь за чужой счет. Это в первую очередь касается духовных ценностей. Все нужно понять, пережить. За все нужно заплатить страданиями и преодолением.

       Оскар Уайльд жил в то время, когда утверждалось мнение, что в жизни нет ничего ценного для  искусства. Он считал, что красота живет в искусстве.  Отводя такую высокую роль искусству, он все-таки мечтал о том, чтобы каким-то образом оно влияло на жизнь. Иначе бы не рождались произведения, в которых мы могли бы читать о себе и сравнивать себя  с теми героями, которые говорят нам об истинных ценностях. Своим талантом Оскар Уайльд служит людям, как Соловей в этой сказке пытается помочь Студенту.

      Сказка имеет название «Соловей и Роза». Часто именно в названии бывает заключен главный смысл произведения, художественная идея повествования, то, ради чего оно написано. Было бы предпочтительнее назвать сказку просто «Соловей», потому что именно он является выразителем авторского замысла, именно через этот образ автор передает свое видение мира, свое отношение к жизни и искусству, он является главным действующим лицом. Слово «роза» в сказке написано с маленькой буквы, обычно неодушевленные персонажи в сказках пишутся с большой, но автор не считает ее персонажем, скорее, это предмет, вещь, деталь, через которую он выражает свои идеи, но предмет очень важный, вероятно поэтому в заголовке это слово пишется  с большой буквы.

      Образ Студента и девушки (обратим внимание на маленькую букву) противопоставлены образу Соловья. Студент, может быть, еще проснется, ведь он все-таки мечтал о Любви. А вот девушка сильно заражена духом практицизма. Еще не созрели для прекрасного Бабочка, Маргаритка, Ящерица. Для них красота пока солнечный луч, ползание по земле, однако маленькая Ящерица уже «склонна к цинизму». И только Дуб «очень любил эту малую пташку, которая свила себе гнездышко в его ветвях». Он понял его и очень тосковал, когда Соловья не стало.

       Прочитав  сказку, начинаешь понимать и ценить произведения Оскара Уайльда за то, что они проникнуты глубокой человечностью и пробуждают в нас мечту о настоящей  жизни, где есть место Любви, Мужеству и Красоте. Она пробуждает желание жить, действовать и смотреть на жизнь реально, не обольщаясь и не прячась за свои иллюзии. Умению вглядываться в жизнь учит нас такой  загадочный  и непонятный на первый взгляд писатель. Мало в жизни хорошего? Но где ж его взять?  Вот вам помощник -  настоящее искусство, ибо то, о чем оно говорит, выстрадано, выплакано, искуплено кровью  сердца. Но не все слышат. А жаль!        

       

План анализа

  1. Автор и  его система этических и эстетических ценностей.

  1. Красочность и поэтичность формы и содержания его сказок.

  1. Гуманистический смысл его произведений.

  1. Сюжет, композиция. Система образов. Средства выразительности, использованные в сказке «Соловей и Роза». (Прием градации, антитеза, ирония, эпитеты, сравнения, повтор, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, художественная деталь).

  1. Идея произведения (эмоциональный и логический вывод, который следует из этого произведения)

  1. Смысл названия произведения.

  1. Мое мнение о прочитанном.

               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ ПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»

МАСТЕР-КЛАСС: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ДИАЛОГА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХПО РОМАНУ Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»...

Использование приемов интерпретации художественных произведений на уроках литературы в 5-6 классах

     Одним из актуальных вопросов методики преподавания литературы в школе является интерпретация художественных произведений. Это связано с процессами восприятия и осмысливания ...

"Интерпретация музыкального произведения"

Работа над музыкальным произведением является творческим процессом, многообразие которого связано как с художественными особенн...

Инновационные технологии в использовании интерпретации драматического произведения на уроках литературы в старших классах

В статье представлены инновационные технологии, которые можно использовать при интерпретации драматического произведения на уроках литературы в старших классах....

Ценностная структура художественного времени как способ интерпретации литературного произведения

Статья содержит ценностный анализ художественного времени повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза", целью которого является более глубокое понимание литературного произведения. Данный материал м...

Использование герменевтических приёмов анализа и интерпретации художественного произведения в технологии проблемного обучения

В этой статье читатель познакомиться с герменевтическими приёмами анализа и интерпретации, а также увидит применение одного из них на примере поэтического произведения....