Описание деятельности по реализации СОТ
статья на тему

Технология структурирования и логической обработки учебного материала Данная технология ориентирована на укрупнение дидактической единицы учебной информации. Использую данную технологи на уроках, цель которых обобщить знания по теме. При подготовке к структурированию решаю следующие задачи: 1.определяю объем материала для целесообразного его объединения. 2.определяю форму описания модели. 3.анализирую темы взаимосвязанные и определяю линии обобщения. 4.выделяю группы наиболее близкие по признакам правил, образующих блоки учебного материала. 5. определяю способы его графической фиксации. 6. создание структурной таблицы, в которой я стремлюсь упорядочить материал по теме. Роль структурирования учебного материала велика. Данная технология формирует в сознании учащихся представление о логической структуре изучаемого материала. Например, структурные таблицы « Не с разными частями речи», «Н-НН в различных частях речи» , « Самостоятельные и служебные части речи», « Гласные о-ё после шипящих» и др.могут быть использованы на всех уроках как эффективное средство системного, обобщенного повторения и усвоения материала при подготовке к итоговой аттестации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

. Описание деятельности по реализации современных

образовательных технологий

        Сегодня самая большая опасность, подстерегающая наше общество -это разрушение личности. Как спасти человеческое в человеке, как сохранить ребенка, как в нашей неправедной жизни развить его личность. Эти вопросы глубоко волнуют меня как учителя, проработавшего в школе более 30 лет.

        Одним из главных приоритетов работы учителя словесника является воспитание детей через свою национальную культуру, основа которой -литература.

        Моим оружием педагога-филолога является слово. Оно проникает в светлую душу ребенка, будит эмоции, разжигает фантазию, зовет к познанию тайн бытия, слово утешает и вдохновляет. Современный урок литературы - это урок непрерывного поиска, интеллектуального напряжения и человеческого общения.         Это премьера, во время которой под влиянием слова рождаются чувства сопереживания и перевоплощения. «Книгу необходимо сделать инструментом познания жизни и своего места в ней, а не просто и только учебным пособием. Книга и жизнь. Жизнь и книга - вот полный разворот урока на уровне современного и своевременного», - эти слова Е.Н.Ильина давно уже стали формулой  моей работы в школе. Именно такое понимание предназначения литературы и делает меня сторонницей гуманно-личностного подхода, личностно-ориентированных технологий, которые ставят в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей.

        Духовность, гуманизм, соборность, любовь к своей земле и ее истории-все это воспитывает русская литература. Об этом я и говорю со своими учениками. В условиях современной школы деятельность учителя разнообразна, и все-таки центральное место в ней занимает урок. Для меня урок ценен тем, что он является синтезом обучения и воспитания. В моем арсенале различные формы проведения урока: семинары, лекции, нестандартные формы (путешествие, размышление, пресс-конференция т.д.). И все-таки предпочтение отдаю диалогическим формам, в основе которых конструктивное  взаимодействие  между учителем и учениками, так как диалог-это лучшая форма деятельности по совместному поиску истины, форма сотрудничества.  Стремлюсь к тому, чтобы урок литературы приобретал такую форму взаимодействия, когда точка зрения учителя - одна из многих представленных  в процессе обсуждения той или иной проблемы.

        Позиция учителя равнозначна другим и может быть оспорена. Мнения не оцениваются “правильно”-”неправильно”. Ученики вправе высказать любую точку зрения при условии ,что она доказательна. А доказательством служит текст художественного произведения. Оценивается умение высказать свое мнение. Чтобы уроки проходили успешно, сотрудничество должно начинаться на стадии подготовки к нему.

        Выбор проблемы подсказывается текстом самого художественного текста, учебными программами, экзаменационными вопросами. И главное найти такие проблемы, которые были бы интересны и мне, и моим ученикам. Выбор проблемы -акт творчества. Проблемный вопрос-фундамент проблемной ситуации на уроке, а урок и есть совокупность таких ситуаций. Уровни подготовленности учащихся различные, а это требует, чтобы и вопросы-задания были разного уровня сложности.

        Современный урок литературы - это совместная работа учителя и ученика по интерпретации художественного текста. Мне очень важно, чтобы ученик еще до урока побыл с текстом наедине, чтобы у него были свои любимые страницы, чтобы он открыл на уроке для себя что-то неожиданное, чтобы ученику вновь захотелось вернуться к тексту.

        Чтобы помочь  учащимся осознанно и заинтересованно продвигаться в своем  литературном развитии, создала систему уроков внеклассного чтения с 5 – 11 класс, которая включает в себя разные произведения  по жанру, характеру, содержанию. Каждую тему учебного материала  завершает  экскурсия по литературным местам или урок внеклассного чтения.  Например, в  5 классе данные уроки спланированы так:

тема «Устное народное творчество» завершается  литературным карнавалом, который проводится  в Детской школе искусств.

тема «Русская литература ХХ века»  - литературным путешествием “Так было”,которое проводится совместно с библиотекой.

тема «Русские басни»  - экскурсией по литературным местам села Троицкое (имение Дмитриева И.И.)

        Использую в данной работе педагогические усилия всех образовательных и культурных учреждений поселка Варламово, приобщаю к этой работе социум и родителей учащихся.

         Долгий путь педагогического поиска убедили меня в том, что каждый урок должен строится так, чтобы усвоение материала шло на трех уровнях: репродуктивном, конструктивном и творческом.  Понимание школьниками учебной задачи, выполнение активных учебных действий (изменение, сравнение, моделирование, умение переносить полученные знания в новую ситуацию), сочетание внешнего контроля со взаимо и самоконтролем не только помогают более эффективно обучать, но и полностью изменяют управленческую деятельность учителя на уроке. Я на уроке -консультант, помогающий  им добывать  самостоятельно знания.

        Установка на личностно-ориентированное обучение привела меня к необходимости освоения модульной технологии, технологии развивающего обучения, технологии сотрудничества. За годы работы у меня сложилась  система работы  по усвоению учащимися нового материала, в основе которой, технология структурирования и логической обработки учебного материала.

  1. Подготовка учащихся к активной познавательной деятельности на уроке через проблемные задания.
  2. Графическое описание теоретических знаний, способствующее лучшему запоминанию материала.
  3. Алгоритмы поиска, приемы-инструкции как средство целенаправленной организации мыслительной деятельности учащихся на уроке.
  4. Рассуждение - думание вслух, благодаря чему учащиеся привыкают увязывать теорию  с практикой письма.
  5. Применение упражнений ,ориентирующих на рассуждение и фиксацию умственных действий.

        Я полагаю, что данная система работы  формирует  лингвистическую и языковую  компетенции, где ведущее место занимает овладение  способами действия, опознания языковых явлений,  употребление их в речи, усвоение орфографических норм.

   В современном уроке очень важно формирование  коммуникативной компетенции, то есть умения и навыка речевого общения сообразно коммуникативной ситуации. Через систему коммуникативных упражнений с целевыми установками, сочинения, изложения, творческие работы стремлюсь научить детей всем видам речевой деятельности.   Использую метод проектов как технологию, которая совершенствует все виды речевой деятельности учащихся:   говорение,   аудирование, чтение, письмо, работу с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки. Целевой установкой при этом являются способы деятельности учащихся.

        Так, например, в процессе работы  над проектом по изучению фразеологических оборотов одна группа учащихся занималась вопросами мифологии Древней Греции. Другая группа - лексическим значением фразеологизмов, поиском синонимов. Третья группа готовили рисунки к фразеологическим  оборотам. Результатом деятельности учащихся стал иллюстрированный словарь фразеологических оборотов.

     Во внеурочной деятельности учащихся при создании коллективных проектов: школьной газеты, сборника сочинений, при заполнении сайта школы лучшими работами – как правило, учитель исполняет функцию руководителя

       Реализация метода проектов ведет к изменению позиции учителя: из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Защиту проектов я провожу в рамках предметных олимпиад, недели русского языка. Лучшие проекты публикуются в школьной газете.

        В современном обществе существует большой спрос на грамотных специалистов, способных находить и обрабатывать  информацию, решать различные задачи с использованием современного компьютерного оборудования. Для того чтобы сделать выпускника конкурентно способным на рынке образовательных услуг, необходимо привить ему умение использовать информационные технологии в учебном процессе.

        Одним из используемых мною средств является Интернет, который выступает источником получения дополнительной информации, развития устной и письменной коммуникации в режиме реального времени, является средством привития школьникам новой культуры учебной деятельности. Использую ресурсы школьной медиатеки. В данном учебном году в рамках национального проекта в школу поступил кабинет русского языка и литературы, который является большим подспорьем в работе. Обучающие диски, словари, справочная литература, ауди- и видеоматериалы, комплексные компьютерные программы, учебные наглядные пособия помогают учащимся структурировать и логически обрабатывать учебный материал, писать доклады, публичные выступления.

        Результатом использования информационно-коммуникационных технологий являются  рефераты и проекты учащихся. В последнее время я осмысливаю новую технологию «Портфель достижений учащихся» как инструмент самооценки собственного познавательного и творческого труда ученика, фиксации его собственной учебной деятельности, использую упрощённый вариант данной технологии «Лист индивидуальных достижений», где учащиеся фиксируют оценки по всем формируемым навыкам.

          Одной из актуальных задач школы является сохранение здоровья подрастающего поколения. Современное общество и темпы развития его предъявляют высокие  требования к человеку и его здоровью. Исходя из этого, задача учителя не только давать определенный объем знаний, умений и навыков, но и  создавать все возможные условия для охраны и укрепления здоровья ученика.

Главная забота учителя -  снять любую угрозу: плохую организацию учебного труда, плохие отношения. Забочусь о том, чтобы ребёнок чувствовал себя на уроке комфортно, создаю  условия психологической безопасности  в обучении, стараюсь понять, выслушать, создать обстановку доверительности. Обязательно отмечаю все достижения ученика в сравнении с самим с собой. Не тороплюсь ставить двойку, полагаю, что это приговор и ставлю её в исключительных случаях. Использую методы для массовой профилактики  здоровья детей: зарядку для глаз, физкультминутки, игровые технологии. Для сохранения умственного здоровья на уроках русского языка и литературы использую   опорные конспекты, создаю схемы, алгоритмы правил, тематические модули. Чередую трудные задания с лёгкими, письменные работы с устными, теорию с практикой.

 Для сохранения физического здоровья использую  физпаузы (гимнастики для глаз, рук, массаж активных точек на затылке, ушах, руках), «полминутки на шутки», смену заданий,  дифференцированные    задания,     здоровьесберегащие формы уроков: урок-экскурсия, урок-игра, урок-соревнование и т.д.

     В современных условиях работа по подготовке учащихся к ЕГЭ является очень объёмной и многогранной. Как сохранить в памяти ученика весь этот огромный багаж знаний и донести до единого государственного экзамена. Для меня очень важным является сбор учебного материала, заложенного в материалы ЕГЭ, и анализ его.

     В соответствии с программными требованиями я систематизирую содержание материала ЕГЭ по классам.  Данная систематизация включает четыре раздела: теоретический материал, лексический материал, выразительные средства языка, развитие речи учащихся.

   Эта работа позволяет мне на каждом этапе обучения видеть какие умения и навыки в соответствии  с материалами ЕГЭ я должна отработать в 5, 6 , 7 классах и т.д.

Из объемного учебного материала я выделяю ключевые темы, которые требуют постоянного повторения. Поэтому обязательным элементом моего урока является комплексный анализ мини-текста. Задания к нему беру из материалов ЕГЭ с учетом возраста учащихся. Например, в 6 классе:

  • найди слово, в котором все согласные мягкие;
  • найди слово, которое состоит из приставки,корня, суффикса и окончания;
  • найди синонимы, антонимы к слову;
  • найди сложное предложение и  составь его  схему.

    Особого осмысления требует часть С в ЕГЭ по русскому языку. При работе над ней я использую памятку-инструкцию. Трудность работы заключается  в обучении учащихся написанию сочинения-рецензии,подборе убедительных, ярких аргументов. Я использую здесь систему уроков внеклассного чтения. Художественные произведения являются вескими аргументами ,помогают ученику выразить свое отношение к   проблеме,затронутой автором.

Я думаю, что все приемы, методы, образовательные технологии, используемые мною в педагогическом процессе, влияют на результаты учебной и творческой деятельности учащихся.

.

4.6. Результативность внедре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

инновационная деятельность по реализации курса "Основы бизнеса и предпринимательства"

С 2010 г.в нашей школе реализуется инновационная площадка по апробации учебного пособия В.В.Высокова "Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьников". Здесь представлен опыт его реализации....

Развитие универсальных учебных действий в разных формах учебной и внеучебной деятельности при реализации основной образовательной программы.

В данной статье расматривается как можно сформировать 4 группы основных УУД в образовательном процессе на уроках иностраного языка. Приводятся формы работы и методические рекомендации. Главная роль от...

Описание деятельности

С этой работой я участвовала в конкурсе "Общественное признание"...

описание деятельности педагога дополнительного образования

краткое содержание профессиональной деятельности педагога вокальной студии...

Описание деятельности "Военный мундир России"

Рассказ о деятельности музея "Военный мундир России"...

Описание деятельности по реализации СОТ

Технология структурирования и логической обработки учебного материала Данная технология ориентирована на укрупнение дидактической единицы учебной информации. Использую данную технологи на уроках...