Олонхо алыптаах дойдута.
презентация к уроку (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Норуот тылынан уус- уран айымньыта фольклор диэн ааттанар («фольклор» — диэн английскай тыл, «норуот муудараһа», «өйө» диэн суолталаах)
Саха фольклорун жанра. Ис хоһооннорунан, уус-уран уратыларынан көрөн фольклорнай айымньылары тус-туһунан жанрдарга араарыллар. Саамай бөдөҥ жанрынан саха норуотун героическай эпоһа олоҥхо буолар. Ону тэҥинэн маннык сүрүн жанрдар бааллар: остуоруйалар, сэһэннэр, ырыалар, тойуктар (поэмалар), чабырҕахтар, өс хоһоонноро уо. д. а.Саха фольклорун жанра Уларыт
Олоҥхо — саха уус-уран айымньыта. Олус былыргы кэмнэргэ үөскээбит. Олоҥхоhуттар араас айымньылары холбоон уhун олоҥхолору айаллара. Үгүс олоҥхо 10—15 тыh. хоhоон устуруокаларыттан турар эбит. Бөдөҥ олоҥхолор 20 тыh. тахса буолаллар үһү.
Олонхо– сырдык – харана куурсуутэ. Киьи модун санаатын, кууьун – уо5ун, кыа5ын «айыы – айма5ын» араначчылыыр урдук аналын хоьуйуу костор.
Биллэр олонхолор: Дьулуруйар Ньургун Боотур», «Эрчимэн Бэргэн», «Уолэн Хардааччы», «Нуо5алдьын Кугас Аттаах Тойон Дьа5арыма», «Эрэйдээх буруйдаах Эр Со5отох», «Кун Эрили», «Куруубай хааннаах Кулун Куллустуур», «Кыыс Дэбэлийэ бухатыыр», «Дьырыбына Дьырылыатта».
ЮНЕСКО туох – ханнык иннинэ 2005 с. олонхону аан дойду культуратын шедеврын быьыытынан уйэтитэри, харыстыыры, киэн эйгэ5э таьаарары ирдиир, уонна аан дойду культуратын шедевринэн билиммитэ.
Олонхо аныгы аниматор-художниктар харахтарынан.
Хомуска саамай элбэх киьи оонньуурун Гиннес рекордугар киллэрии.
"Айархаан" студия толоруутугар
Вывод: Олонхо как жанр устного народного творчества восходит к дописьменной культуре. Оно развивалось повсеместно, стихийно, аккумулируя и воспроизводя духовные ценности, базовые представления об окружающем мире, отражающем социальный опыт народа, тем самым выполняя одну из важных функций бытования нематериальной духовной культуры. В то время исполнитель и создатель олонхо выступал в одном лице, представляя собой одаренную, неординарную личность.
Вопросы: Все, что вы знаете про мифологическое устройство мира олонхо . Кто пел олонхо ?
Источники: Литература: Нюргун Боотур Стремительный. Якутск, 1947 ; http://www.culturemap.ru/? region=65&topic=43 http ://olonho.com/russian /
«Нижний мир» По ущелью обширный лег перевал, А за перевалом – провал… Там крутыми уступами горный путь Опускается в Нижний мир.
Третью группу олонхо объединяет тема защиты племени Айыы от разрушительных действий Абаасы . В некоторых сказаниях богатыря, призванного стать защитником племени, божества Верхнего мира спускают с неба, в других же олонхо защитниками своего племени становятся чудесно рожденные дети самих жителей Среднего мира. Во многих сказаниях указанные мотивы соединяются, образуя сложные сюжетные переплетения.
Ко второй группе олонхо относятся сказания о героях-первопредках Средней земли. Главный герой обычно носит имя Эр Соготох (букв. Муж Одинокий). Это имя имеет эпитет « эрэйдээх-буруйдаах », т.е. многострадальный, познавший много бед. Он обращается к духу-хозяйке Среднего мира, обитающей в священном дереве, и узнает о своем божественном происхождении и высоком предназначении стать родоначальником племени ураангхай саха . Герой отправляется за суженой, проходит множество испытаний в упорной борьбе с Абаасы — враждебными племенами, обитающими в Нижнем мире, и в этом героическом сватовстве добывает себе жену. И таким образом он становится родоначальником племени ураангхай саха .
Основная тема Основная тема олонхо — это судьба эпического племени Айыы , утверждение счастливой и богатой жизни в Среднем мире. В сюжетном отношении выделяются три группы сказаний. Первую группу составляют олонхо о заселении Среднего мира людьми племени Айыы . Отверженные потомки божеств Айыы , изгнанные из Верхнего мира, оказываются в Среднем мире в тот момент, когда эпическая страна только появляется, и становятся ее первыми жителями
Абасы (якут. Абааһы ) — у якутов злые духи верхнего, среднего и нижнего миров.
Исполнение Исполнение олонхо связано на чередовании речевых и поющихся разделов. При этом речевая часть изобилует событиями, т.к. развитие сюжета передается речитативом, а прямая речь персонажей — пением . Мелодии выполняют важную функцию в создании образа. Каждый персонаж наделен соответствующей его характеру и деяниям традиционной мелодией Главный контраст составляют мелодии Айыы и Абаасы .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понятие о героическом эпосе-олонхо.
Героический эпос якуто-олонхо, признанный Всемирной организацией ЮНЕСКО-шедевром всего человечества, В олонхо сражаются богатыри среднего и нижнего миров, в конечном итоге добро побеждает зло. Если ко...
Якутский героический эпос ОЛОНХО
Литературная гостиная по книге "Ньургун Боотур Стремительный"Цель:Познакомить учащихся с якутским героическим эпосом. Дать представление о сложном пути исторического развития народа Якутии...
Олонхо как средство изучения истории происхождения народа Саха
«В делах и подвигах национальных героев мы изучаем эпическое наследие духовной культуры народа Саха, олонхо является своеобразной энциклопедией древней истории, которую необходимо сохранять, изу...
«Олонхо как средство изучения истории происхождения народа Саха»
Цели и задачи урока:1. Получение представления об олонхо как историко-этнографическом источнике изучения древней истории народа Саха2....
Интегрированный урок ОЛОНХО - героический эпос
Интегрированный урок для учащихся художественных школ и студий и сетевой урок для младших школьников и старших дошкольников общеобразовательных школ...
Олонхо- богатство народов Саха
МР «Уус-Алдан улууьа (оройуона)»МБОУ «В.Н.Мигалкин аатынанЧаран орто уопсай уерэхтээьин оскуолата» «Олонхо – саха норуотун ...
"Олоххо олонхо бухатыырын суолунан" ("по стопам богатырей олонхо")
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«САСЫЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ Е.Е.ПРОТОПОПОВА»ТОМПОНСКОГО РАЙОНА «Рассмотрено»...