О тайных смыслах...
методическая разработка (10 класс) на тему
Комментарий к прочтению некоторых эпизодов романа И.С.Тургенева "Отцы и дети".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_taynyh_smyslah.docx | 17.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Наша жизнь наполнена тайными смыслами. Мы попытались исследовать именно эту грань реального мира. Из понимания этих смыслов складывается знание, которое просвечивает нашу жизнь.
“ А что касается до времени- отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня,-“ заносчиво говорит в романе Базаров. А жизнь ввергнет его в такие пучины, из которых выбраться он уже не сможет. И Базарову суждено будет убедиться, что не все в этой жизни зависит от воли человека.
Любовь и природа всегда напомнят человеку о могущественных силах, стоящих над ним, и всегда предостерегут от чрезмерной самоуверенности.
Может человеку стоит задуматься над тайнами жизни и подходить к ним с трепетом.
Загадка сфинкса.
«Сфинкс-это образ, пришедший из греческой мифологи.
Так греки именовали чудовище с женской головой, львиным телом и птичьими крыльями.
Оно было порождением стоглавого великана Пифона и его жены полузмеи Ехидны.
От них же произошло и другие знаменитые мифические чудовище :Цербер, Гидра и Химера. Сфинкс ,по преданию, жил на скале близ греческого города Фивы (не путать с египетскими Фивами!) и предавался довольно однообразному развлечению: задавал людям одну и ту же незамысловатую загадку: «Кто ходит утром на четырех ногах , в полдень на двух , а вечером на трёх?» Тех , кто не мог дать верного ответа , Сфинкса убивал. Так он губил людей, пока его загадку не разгадал царь Эдип: «Это человек! Во младенчестве он ползает на четвереньках, в зрелом возрасте ходите на двух ногах, а в старости опирается на клюку». Тогда несчастное чудовище бросилось в море, поскольку судьбой было предопределенно , что верного ответа оно не переживет…»
Павел Петрович. сравнивает княгиню Р. Со сфинксом, подарив ей кольцо с вырезанным на камне мифологическим существом. Для него княгиня-загадка, которую Павел Петрович не может разгадать. «Она слыла за легкомысленную кокетку , с увлечением предавалась всякого рода удовольствиям , танцевала до упаду , хохотала и шутила с молодыми людьми , которых принимала перед обедом в полумраке гостиной, а по ночам плакала и молилась , не находила нигде покою и часто до самого утра металась по комнате , тоскливо ломая руки , или сидела , вся бледная и холодная , над псалтырём.»
Мы так и не узнаем настоящего имени княгини Р.Не узнаем , что томило её , что заставляло переходить от слёз к смеху и от радости к унынию. Да это и неважно. Важно понять, что привлекало в ней Павел Петрович.? Возможно , всё , что не поддается пониманию, логическому объяснению, привлекало Павел Петрович., и не просто привлекало, а завораживало.
Княгиня Р. была волнующей тайной, грозящей бедой всякому, кто решится ее разгадать.
Павел Петрович любил княгиню Р. страстно. Он «терзался и ревновал», «таскался за ней повсюду». После смерти княгини, «потеряв свое прошедшее, он все потерял». Он потерял свою молодость, свои мечты, свою жизнь, гоняясь за ней по свету. Княгиня Р., светская львица, и ценой разгадки ее тайны стала жизнь Павел Петрович. После романа с княгиней Павел Петрович превратился в «живого мертвеца», из самоуверенного светского льва превратился в человека, у которого все в прошлом.
Возможно, Павел Петрович сознательно обрек себя на одиночество. Об этом говорит одна деталь в его изысканном костюме. Здороваясь с племянником, он «…вынул из кармана панталон свою красивую руку…казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом…»
«Опал был излюбленным украшением римских патрициев. В средние века существовало поверье, что этот камень делал людей меланхоликами. Это камень, одиночества, символ разрушенных иллюзий и обманутых надежд, а также замкнутости и аристократизма»
По-видимому, Павел Петрович был убежден, что, если не удалась любовь, не удалась судьба. И ему остается только «время сожалений…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метепредметный урок. Тема: Вера. Смысл жизни. (Философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")
Конспект метапредметного урока по теме: Вера. Смысл жизни. (философский смысл рассказа А.П.Чехова "Студент")...
ТАЙНЫЕ СМЫСЛЫ ОБРАЗОВ ИСКУССТВА, ИЛИ ЗАГАДКИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ХИТОВ.
«ТАЙНЫЕ СМЫСЛЫ ОБРАЗОВ ИСКУССТВА, ИЛИ ЗАГАДКИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ХИТОВ».(урок-презентация) Цель – познакомить детей с одним из удивительных музыкальных шедевров XXI в. и эп...
"Тайный смысл бытия" презентация
Данный урок является заключительным в системе уроков изучения романа Л.Толстого "Война и мир"...
ТАЙНЫЙ СМЫСЛ СЛАВЯНСКИХ ДЕТСКИХ ИГР
Оказывается, игры "Сорока-ворона", "Ладушки" и др. - и не игры вовсе, а лечебные процедуры на базе аккупунктуры....
Презентация к уроку искусства в 9 классе по теме "Тайные смыслы образов искусства, или загадки музыкальных хитов".
В презентации представлены интерпретации в исполнении разных исплнителей с миоровым именем классического произведения "Адажио" Томазо Альбиони...
«ТАЙНЫЕ СМЫСЛЫ ОБРАЗОВ ИСКУССТВА, ИЛИ ЗАГАДКИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ХИТОВ».
Конспект урока по искусству в 9 классе...
Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения
Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения...