Земля- кормилица, земля- источник конфликтов.
методическая разработка (9 класс) на тему

Тепукова Чечеш Сергеевна

Литературный турнир по повести П.В.Кучияк «В долине дьявола (Аза- Îалан)» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Земля- кормилица, земля- источник конфликтов.

Литературный турнир по повести П.В.Кучияк «В долине дьявола (Аза- Îалан)»

Оборудование: портрет П.В.Кучияк, карточки с заданиями.

Ход игры:

Учитель: Добрый день уважаемые зрители и участники!  Наш  турнир посвящен повести «Аза- Îалан» или «В долине дьявола». В ней Павел Васильевич изображает тяжелую жизнь алтайцев.

   Место описываемых событий - долина Аза- Îалан.

А теперь давайте познакомимся с участниками турнира. (Представление команд)

Настало время начать наш литературный турнир.

Команды, внимание - объявляю первый конкурс.

«Кто где живет?»

  1. Здесь, при слиянии двух горных речек Îолду и Марчалу, земли были широкими и ровными. Весной речки выходили из берегов и заливали почти все междуречье. А когда вода сбывала, она покрывалась пышной зеленой травой. Редко где можно было найти такие хорошие пастбища. О каком месте идет речь?

  1. Поставила для них ловушку, они и лезут в нее. За чашку густого чая, за трубку горького табака силы свою отдают. Сколько раз говорил я им: разные у нас с ней дороги - слушать не хотят. Что делать с ними? Как их из этой ловушки высвободить? О какой ловушке идет речь?

«Литературные портреты»

Участникам необходимо по предложенному описанию угадать литературного героя.

Вопросы

1.Его должность – заведующий аймачным земельным отделом. Алтаец, низкого роста. Айдаров.

2. Председатель аймачного исполкома. Русский, высокого роста, плотного телосложения. Зырянов Василий Иванович.

3. Вечный батрак. От безысходности покончил жизнь самоубийством. Чалма.

4. Молодой парень, бедняк, первый парень- алтаец, который научился водить железного коня. Боролся с богачами. В годы репрессий расстреляли как «врага народа». Кичеемкей Сондобосов.

5. Вдова купца, богача Кудай- Бергена. Властная женщина.

6. Это был робкий и тихий человек. Его везде преследовали неудачи и беды. Он был батраком Кудай- Бергена. Îорыкчы, отец Керек- îока.

7. Молодой парень, богатый. Отдал колхозу половину своего скота, отдал половину своего дома под школу. Ырыс.

8. Парень 30ти лет, коммунист. Председатель îуртсовета. Борется за Советскую власть. В годы репрессий расстреляли как «врага народа». Керек- îок.

«Восстановите цитату»

Участникам необходимо вставить недостающее слово в цитату. Время на обсуждение 5минут.

1.Поздний вечер… Алтайцы закрылись в своих _______________________

аилах и спят вокруг остывающих очагов. Ложатся рано: скот отощал за долгую ________________ зиму и теперь его надо подольше держать на очистившихся от снега пастбищах.

2.Притихли собаки. Давно уже смолкла и песня _____________. Только слышна изредка, как покашливают идущие к аилу алтайцы. Керек-  Îок безошибочно определяет: «Не в хозяйский аил идут». Немного в стороне стоит _________________ аил для батраков. Туда идут.

«Герои и реплики»

Участникам предстоит соотнести героев и их реплики.

  1. «Ой, Îорыкчы, глупый ты человек, зачем ты перекочевал в Аза- Îалан?»
  2. «Оставайся здесь, со мной,- ничего не будет. Лошадь я тебе дам- езди на ней, а понадобится мне помощь- я тебя попрошу…»
  3. «Ну, милые, хватит сегодня, скоро рассвет…»
  4. «Влюбился. В Кудею влюбился. Лежу вот всю ночь и слушаю, что у нее там делается»
  5. «Садись, друг, рассказывай. Давненько мы с тобой не видались»
  6. «Ну, Кичеемкей, покажи колхозникам, как твой железный конь умеет быстро ездить»

А) Кудей;

Б) Аня;

В) Шаман Айду;

Г)Кудай- Берген;

Д) Зырянов;

Е) Керек-Îок.

«Внимательный читатель»

Участникам необходимо восстановить последовательность цитат.

  1. За рекой, в долине Аза- Îалан , хрипло залаяли собаки. Керек- Îок насторожился, словно этого лая он только и ждал.
  2. Слабый ночной ветерок унес эту песню вниз по течению реки Марчалу, и снова затихло все… Но неустойчива тишина весенней ночи. Из леса, который темной стеной подступал сзади к аилу, доносились новые звуки- тихие, нежные, как- будто сыплются камушки в глубокую воду. Это крылатый зверек бабырган, плавно перелетая с дерева на дерево, ищет свою пушистую подругу.
  3. Сам Кудай- Берген умер в Монголии. В гражданскую войну он сбежал туда от красных партизан. Но его вдова Кудей с сыном вскоре вернулись на Алтай и снова поселились в Аза- Îалан.
  4. Он знал - это лают огромные черные псы вдовы богача Кудай- Бергена.

Рефлексия. Синквейн.

АЗА- ÎАЛАН

2прилагательных

3глагола

Предложение из 4слов

1слово, характеризующее суть

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Земля отцов - земля наша"

Это фрагмент классного часа в рамках областного семинара «Гражданско-патриотическое  воспитание обучающихся в условиях кадетских казачьих классов». До этого проведена научно исследовательская раб...

Тема урока: «Форма и размеры Земли. Движение Земли. Смена дня и ночи».

Цели: повторить знания о глобусе и карте как о моделях земной поверхности, обобщить приемы определения направлений, определение географических координат объектов и объектов по их координатам, а также ...

«Человек и земля кормилица»

«Человек и земля кормилица»Урок по изобразительному искусству 5 класс (по программе Шпикаловой Т.Я.)  Знакомство с жизнью и деятельностью  Пустовойт В.С. Рисунок подсолнуха....

Тест по географии 7 класс по темам "Гидросфера Земли. Биосфера Земли. Земля - планета людей".

Тест по географии 7 класса предназначен для проверки знаний учащихся по темам "Гидросфера Земли. Биосфера Земли. Земля - планета людей". Учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География мате...

Внеклассное мероприятие "Земля - Небо - Земля"

Внеклассное мероприятие "Земля - Небо - Земля" предусмотрено для учащихся 9-11 классов и посвящается Дню Космонавтики....

Презентация к уроку изобразительного искусства 5 класс Человек и земля-кормилица

Презентация к уроку ИЗО  в 5 классе по программе Т.Я. Шпикаловой "Человек и Земля кормилица" 1 урок 2 четверти...

Языковое многообразие: культурный ресурс или источник конфликтов?

Эссе Автор: Саая А.А. (гр. М-23) Языковое многообразие: культурный ресурс или источник конфликтов?«Язык народа – это феномен высшего порядка:каждый язык – достояние общечеловеческого...