«Человек и земля кормилица»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Мукомел Оксана Борисовна

«Человек и земля кормилица»Урок по изобразительному искусству 5 класс (по программе Шпикаловой Т.Я.)  Знакомство с жизнью и деятельностью  Пустовойт В.С. Рисунок подсолнуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek_i_zemlya_kormilitsa.docx45.69 КБ
Файл podsolnukh.pptx395.23 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя  

общеобразовательная   школа №15г. Ейска Муниципального Образования

Ейский район

Урок по изобразительному искусству

5 класс

«Человек и земля кормилица»

Учитель Мукомел Оксана Борисовна

2012 год

Цель урока:

  • Продолжить знакомить учащихся с историей малой родины.
  • Воспитывать чувство любви и гордости за свой народ, край.
  •  Стремление преумножать славу и богатство родного края
  • Развивать творческое мышление, воображение учащихся через образную подачу материала.

Оборудование: мультимедийное оборудование в кабинете.

- карта Краснодарского края, изображение подсолнечника , стихи и песни (выдержки) о Кубани, фото Пустовойт Василия Степановича , картины с изображением степей.

- для учащихся: альбомный лист с начерченной рамочкой, простой карандаш, краски, кисточки, ластик.

Ход урока:

I.этап    Объявление темы  урока.     «Человек и земля кормилица»

Эпиграф на доске « Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.»  Пословица.

 

Привет тебе, мой край родной,

 С твоими тёмными лесами,

 С твоей великою рекой,

 И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,

 Герой труда неутомимый,

 Среди зимы и в летний зной!

 Привет тебе, мой край родной!

 (С. Дрожжин)

2 этап. Первыми, древнейшими профессиями человека были охота, скотоводство, земледелие. Первый его труд был крестьянский — с него началось человечество, главнейшим остается он и сегодня.

 Земля-кормилица. В мудрых этих словах заключена извечная любовь народа к земле. Он делит с ней радость и горе, он живет и трудится на ней, поет о ней песни, слагает стихи. Бережно держит он землю в своих руках, отдает ей силу мускулов, расчетливость разума, долю души и сердца. И за все она платит ему сторицей — дарит сочный корм его стадам, прохладную тень его дому, сладкий пирог к его столу.  Одним из растений произрастающих на Кубани является подсолнечник. Ученые расходятся во мнении, в какие годы подсолнечник попал в Европу. Однако все называют XVI век. Так, наиболее признанный монограф рода подсолнечник академик П.М. Жуковский указывает, что первые семянки растения были привезены в Европу испанцами, возвращавшимися из экспедиции в Новую Мексику, и высеяны в 1510 году в Мадридском ботаническом саду, а первое описание подсолнечника было дано Лобелем в 1576 году под наименованием "цветок солнца". Потому-то ботаническое название растения Helianthus произведено от двух греческих слов helios - Солнце и anthos — цветок. Считается, что из Испании подсолнечник проник в Италию и Францию, а к концу XVI века его выращивали в Бельгии, Англии, Голландии, Швейцарии и Германии. В России подсолнечник долгое время оставался растением, выращиваемым в качестве грызового и декоративного. Начало его использования как масличного растения связано с именем Дмитрия Бокарева, смекалистого крепостного крестьянина из Воронежской губернии, принадлежавшего Шереметевым. В 1829 году Бокарев с помощью сконструированного им ручного отжимного станка впервые получил масло из подсолнечных семян. Через четыре года в той же слободе появилась уже первая маслобойка на конном приводе, а в 1865 году — первый паровой маслобойный завод. Расширение посевов подсолнечника началось с Воронежской и Саратовской губерний. В дальнейшем культура стала распространяться на прилегающих территориях, проникла на Северный Кавказ, Украину и даже в Зауралье. Общепризнан факт, что культурный масличный подсолнечник, каким мы его знаем сегодня, сформировался именно в России. И лучшее тому свидетельство — возделывание в Америке сортов нашей отечественной селекции, таких как 'Русский мамонт', 'Русский гигант' и 'Русский великан'. Видный американский ботаник Чарльз Хейзер так констатирует этот факт: "Быстро распространившись по всей Европе, наибольшего успеха культура подсолнечника достигла только в России". Кстати, не стоит считать, что здесь наши достижения остались лишь в прошлом. В последние годы Россия укрепила свои позиции на мировом рынке по производству семян подсолнечника. В сезоне 1999/2000 гг. наша страна занимала второе после Аргентины место по объему валового сбора этой культуры, а в 2000/2001 стала самым крупным производителем в мире.

 Человек который посвятил изучению этого растения является  Пустовойт Василий Степанович (1886-1972) .

Василий Степанович родился 2 января 1886 года в слободе Тарановка (Харьковская губерния), возникшей около 1685 года при старом торговом тракте - Муравском шляхе, по которому в давние времена чумаки ездили в Крым за солью и на тихий Дон-батюшку за рыбой - именно эти два промысла весьма способствовали оживлению торговли и промышленности в Тарановке. В летнее время через нее тащились в одиночку и артелями сезонные рабочие, идя на юг на сельскохозяйственные заработки. Мальчик рос в трудолюбивой крестьянской семье (было десять душ детей). Он с детства узнал тяжелый сельский труд и цену куску черного хлеба. Несмотря на бедность, отец Степан Леонтьевич и мать Екатерина Тарасовна старались дать хоть какое-то образование своим детям. Василий Пустовойт после окончания местной школы и шестиклассного городского училища в уездном городке Змиеве поступает в земледельческое училище, которое находилось в пригороде Харькова, в 3,5 верстах от волостного села Дергачи, и в 1907 году успешно оканчивает его, а на следующий год - педагогический класс при нем и уезжает на Кубань для работы в войсковой сельскохозяйственной школе. Там преподает курс общего и частного земледелия и сельскохозяйственную механику, но уже вскоре, с 20 января 1909 года, становится помощником управляющего школой

Всего В. С. Пустовойтом создано 34 сорта подсолнечника, из которых 85 процентов районированы. Последней селекционной работой Василия Степановича был сорт Салют - он явился как бы "лебединой песней" неутомимого труженика - замечательного человека родной земли. 11 октября 1972 года сердце его остановилось. Но и по сей день мировыми шедеврами культурного подсолнечка считаются сорта, полученные русским селекционером Василием Степановичем Пустовойтом, и среди них непревзойденный сорт Передовик - прекрасное растение, имеющее корзинку, туго набитую семенами диаметром до 40 сантиметров! Этот красавец отечественных полей перешагнул границу и миролюбиво "завоевал" многие страны и континенты нашей планеты. Г. В. Пустовойт унаследовала от своего отца и дар исследователя - радетеля родной нивы, и заботы о судьбе миллионов гектаров ценной масличной культуры, возделываемой в нашей стране. Работы талантливого русского селекционера получили признание среди ученых и земледельцев. Галина Васильевна награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", медалями имени академика В. С. Пустовойта, учреждениями Всесоюзной сельскохозяйственной академией имени В. И. Ленина и Международной ассоциацией по подсолнечнику... Вот о чем рассказало мне родное поле, когда я смотрел на его широкий простор, горящий желтым живым пламенем. В утренний час цветущие растения глядят на благодатное солнце, поглощая его тепло и блеск в ожидании нового светлого дня. Сегодня используя  подсолнечное масло в повседневной пище мы порой не задумываемся сколько людей своим кропотливым трудом создают блага для людей.

На нашем уроке мы попробуем нарисовать одно из богатств нашего края подсолнечник и продукты получаемые из него.

3 этап. Объяснение у доски. Композиционное решение работы.

Этапы рисования

Карандашное выполнение работы.

 Линейное выполнение работы.

Пожеланию можно нарисовать кубанские семечки в упаковке, растительное масло. Можно расположить  в центре работы продукты выпускаемые на Кубани,  а подсолнухи в виде венка по кругу Здесь все зависит от вашей фантазии. Приступаем к работе.

 Пока вы рисуете я вам включу песни в исполнении   Кубанского казачьего хора.

Итог урока.

Просмотр работ учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Солнечный цветок МОУ СОШ №15 Мукомел Оксана Борисовна. 2012 год

Слайд 2

подсолнух

Слайд 3

История растения первые семянки растения были привезены в Европу испанцами высеяны в 1510 году в Мадридском ботаническом саду первое описание подсолнечника было дано Лобелем в 1576 году под наименованием «цветок солнца» к концу XVI века его выращивали в Бельгии, Англии, Голландии, Швейцарии и Германии использования как масличного растения связано с именем Дмитрия Бокарева В. С. Пустовойтом создано 34 сорта подсолнечника

Слайд 4

Пустовойт Василий Степанович (1886-1972) В. С. Пустовойтом создано 34 сорта подсолнечника Василий Степанович родился 2 января 1886 года в слободе Тарановка (Харьковская губерния), отец Степан Леонтьевич и мать Екатерина Тарасовна старались дать образование своим детям .

Слайд 5

Пустовойт Василий Степанович 1907 году успешно оканчивает педагогический класс при училище села Дергачи уезжает на Кубань для работы в войсковой сельскохозяйственной школе. Там преподает курс общего и частного земледелия и сельскохозяйственную механику с 20 января 1909 года, становится помощником управляющего школой Последней селекционной работой Василия Степановича был сорт Салют - он явился как бы "лебединой песней" неутомимого труженика - замечательного человека родной земли

Слайд 6

Картина подсолнух В. Ван-Гог

Слайд 7

ФОТО Подсолнухов

Слайд 8

Семена и масло

Слайд 9

Букет из Подсолнухов Композиция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - викторина по географии, 6 класс. "Как человек открывал Землю"

Тип урока: урок обобщения знаний  в форме географической викторины.Цели урока·         Закрепить знания о великих географических открытиях; об известных пу...

"Человек на Земле" урок в 5 классе

Урок в 5 классе "Человек на Земле" с применением групповых технологий проходит с использованием большого количества дополнительной литературы. Учащиеся за урок успевают получить знания о экологической...

«Как человек изменил Землю»

Конспект урока. Природоведение. 5 класс...

Презентация к уроку «Как человек изменил Землю»

Презентация (частичная версия)...

Методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ за курс средней школы по географии. Раздел: «Природа Земли и человек. Оболочки Земли. Атмосфера»

Единый государственный экзамен имеет целью - определение качества подготовки школьников и отбор наиболее подготовленных учеников для поступления дальше в вузы.Введение ЕГЭ показало необходимость измен...

Презентация к уроку изобразительного искусства 5 класс Человек и земля-кормилица

Презентация к уроку ИЗО  в 5 классе по программе Т.Я. Шпикаловой "Человек и Земля кормилица" 1 урок 2 четверти...

Земля- кормилица, земля- источник конфликтов.

Литературный турнир по повести П.В.Кучияк «В долине дьявола (Аза- Îалан)»...