«Человек и земля кормилица»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
«Человек и земля кормилица»Урок по изобразительному искусству 5 класс (по программе Шпикаловой Т.Я.) Знакомство с жизнью и деятельностью Пустовойт В.С. Рисунок подсолнуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_i_zemlya_kormilitsa.docx | 45.69 КБ |
podsolnukh.pptx | 395.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа №15г. Ейска Муниципального Образования
Ейский район
Урок по изобразительному искусству
5 класс
«Человек и земля кормилица»
Учитель Мукомел Оксана Борисовна
2012 год
Цель урока:
- Продолжить знакомить учащихся с историей малой родины.
- Воспитывать чувство любви и гордости за свой народ, край.
- Стремление преумножать славу и богатство родного края
- Развивать творческое мышление, воображение учащихся через образную подачу материала.
Оборудование: мультимедийное оборудование в кабинете.
- карта Краснодарского края, изображение подсолнечника , стихи и песни (выдержки) о Кубани, фото Пустовойт Василия Степановича , картины с изображением степей.
- для учащихся: альбомный лист с начерченной рамочкой, простой карандаш, краски, кисточки, ластик.
Ход урока:
I.этап Объявление темы урока. «Человек и земля кормилица»
Эпиграф на доске « Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.» Пословица.
Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
(С. Дрожжин)
2 этап. Первыми, древнейшими профессиями человека были охота, скотоводство, земледелие. Первый его труд был крестьянский — с него началось человечество, главнейшим остается он и сегодня.
Земля-кормилица. В мудрых этих словах заключена извечная любовь народа к земле. Он делит с ней радость и горе, он живет и трудится на ней, поет о ней песни, слагает стихи. Бережно держит он землю в своих руках, отдает ей силу мускулов, расчетливость разума, долю души и сердца. И за все она платит ему сторицей — дарит сочный корм его стадам, прохладную тень его дому, сладкий пирог к его столу. Одним из растений произрастающих на Кубани является подсолнечник. Ученые расходятся во мнении, в какие годы подсолнечник попал в Европу. Однако все называют XVI век. Так, наиболее признанный монограф рода подсолнечник академик П.М. Жуковский указывает, что первые семянки растения были привезены в Европу испанцами, возвращавшимися из экспедиции в Новую Мексику, и высеяны в 1510 году в Мадридском ботаническом саду, а первое описание подсолнечника было дано Лобелем в 1576 году под наименованием "цветок солнца". Потому-то ботаническое название растения Helianthus произведено от двух греческих слов helios - Солнце и anthos — цветок. Считается, что из Испании подсолнечник проник в Италию и Францию, а к концу XVI века его выращивали в Бельгии, Англии, Голландии, Швейцарии и Германии. В России подсолнечник долгое время оставался растением, выращиваемым в качестве грызового и декоративного. Начало его использования как масличного растения связано с именем Дмитрия Бокарева, смекалистого крепостного крестьянина из Воронежской губернии, принадлежавшего Шереметевым. В 1829 году Бокарев с помощью сконструированного им ручного отжимного станка впервые получил масло из подсолнечных семян. Через четыре года в той же слободе появилась уже первая маслобойка на конном приводе, а в 1865 году — первый паровой маслобойный завод. Расширение посевов подсолнечника началось с Воронежской и Саратовской губерний. В дальнейшем культура стала распространяться на прилегающих территориях, проникла на Северный Кавказ, Украину и даже в Зауралье. Общепризнан факт, что культурный масличный подсолнечник, каким мы его знаем сегодня, сформировался именно в России. И лучшее тому свидетельство — возделывание в Америке сортов нашей отечественной селекции, таких как 'Русский мамонт', 'Русский гигант' и 'Русский великан'. Видный американский ботаник Чарльз Хейзер так констатирует этот факт: "Быстро распространившись по всей Европе, наибольшего успеха культура подсолнечника достигла только в России". Кстати, не стоит считать, что здесь наши достижения остались лишь в прошлом. В последние годы Россия укрепила свои позиции на мировом рынке по производству семян подсолнечника. В сезоне 1999/2000 гг. наша страна занимала второе после Аргентины место по объему валового сбора этой культуры, а в 2000/2001 стала самым крупным производителем в мире.
Человек который посвятил изучению этого растения является Пустовойт Василий Степанович (1886-1972) .
Василий Степанович родился 2 января 1886 года в слободе Тарановка (Харьковская губерния), возникшей около 1685 года при старом торговом тракте - Муравском шляхе, по которому в давние времена чумаки ездили в Крым за солью и на тихий Дон-батюшку за рыбой - именно эти два промысла весьма способствовали оживлению торговли и промышленности в Тарановке. В летнее время через нее тащились в одиночку и артелями сезонные рабочие, идя на юг на сельскохозяйственные заработки. Мальчик рос в трудолюбивой крестьянской семье (было десять душ детей). Он с детства узнал тяжелый сельский труд и цену куску черного хлеба. Несмотря на бедность, отец Степан Леонтьевич и мать Екатерина Тарасовна старались дать хоть какое-то образование своим детям. Василий Пустовойт после окончания местной школы и шестиклассного городского училища в уездном городке Змиеве поступает в земледельческое училище, которое находилось в пригороде Харькова, в 3,5 верстах от волостного села Дергачи, и в 1907 году успешно оканчивает его, а на следующий год - педагогический класс при нем и уезжает на Кубань для работы в войсковой сельскохозяйственной школе. Там преподает курс общего и частного земледелия и сельскохозяйственную механику, но уже вскоре, с 20 января 1909 года, становится помощником управляющего школой
Всего В. С. Пустовойтом создано 34 сорта подсолнечника, из которых 85 процентов районированы. Последней селекционной работой Василия Степановича был сорт Салют - он явился как бы "лебединой песней" неутомимого труженика - замечательного человека родной земли. 11 октября 1972 года сердце его остановилось. Но и по сей день мировыми шедеврами культурного подсолнечка считаются сорта, полученные русским селекционером Василием Степановичем Пустовойтом, и среди них непревзойденный сорт Передовик - прекрасное растение, имеющее корзинку, туго набитую семенами диаметром до 40 сантиметров! Этот красавец отечественных полей перешагнул границу и миролюбиво "завоевал" многие страны и континенты нашей планеты. Г. В. Пустовойт унаследовала от своего отца и дар исследователя - радетеля родной нивы, и заботы о судьбе миллионов гектаров ценной масличной культуры, возделываемой в нашей стране. Работы талантливого русского селекционера получили признание среди ученых и земледельцев. Галина Васильевна награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", медалями имени академика В. С. Пустовойта, учреждениями Всесоюзной сельскохозяйственной академией имени В. И. Ленина и Международной ассоциацией по подсолнечнику... Вот о чем рассказало мне родное поле, когда я смотрел на его широкий простор, горящий желтым живым пламенем. В утренний час цветущие растения глядят на благодатное солнце, поглощая его тепло и блеск в ожидании нового светлого дня. Сегодня используя подсолнечное масло в повседневной пище мы порой не задумываемся сколько людей своим кропотливым трудом создают блага для людей.
На нашем уроке мы попробуем нарисовать одно из богатств нашего края подсолнечник и продукты получаемые из него.
3 этап. Объяснение у доски. Композиционное решение работы.
Этапы рисования
Карандашное выполнение работы.
Линейное выполнение работы.
Пожеланию можно нарисовать кубанские семечки в упаковке, растительное масло. Можно расположить в центре работы продукты выпускаемые на Кубани, а подсолнухи в виде венка по кругу Здесь все зависит от вашей фантазии. Приступаем к работе.
Пока вы рисуете я вам включу песни в исполнении Кубанского казачьего хора.
Итог урока.
Просмотр работ учащихся.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
подсолнух
История растения первые семянки растения были привезены в Европу испанцами высеяны в 1510 году в Мадридском ботаническом саду первое описание подсолнечника было дано Лобелем в 1576 году под наименованием «цветок солнца» к концу XVI века его выращивали в Бельгии, Англии, Голландии, Швейцарии и Германии использования как масличного растения связано с именем Дмитрия Бокарева В. С. Пустовойтом создано 34 сорта подсолнечника
Пустовойт Василий Степанович (1886-1972) В. С. Пустовойтом создано 34 сорта подсолнечника Василий Степанович родился 2 января 1886 года в слободе Тарановка (Харьковская губерния), отец Степан Леонтьевич и мать Екатерина Тарасовна старались дать образование своим детям .
Пустовойт Василий Степанович 1907 году успешно оканчивает педагогический класс при училище села Дергачи уезжает на Кубань для работы в войсковой сельскохозяйственной школе. Там преподает курс общего и частного земледелия и сельскохозяйственную механику с 20 января 1909 года, становится помощником управляющего школой Последней селекционной работой Василия Степановича был сорт Салют - он явился как бы "лебединой песней" неутомимого труженика - замечательного человека родной земли
Картина подсолнух В. Ван-Гог
ФОТО Подсолнухов
Семена и масло
Букет из Подсолнухов Композиция
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - викторина по географии, 6 класс. "Как человек открывал Землю"
Тип урока: урок обобщения знаний в форме географической викторины.Цели урока· Закрепить знания о великих географических открытиях; об известных пу...
"Человек на Земле" урок в 5 классе
Урок в 5 классе "Человек на Земле" с применением групповых технологий проходит с использованием большого количества дополнительной литературы. Учащиеся за урок успевают получить знания о экологической...
«Как человек изменил Землю»
Конспект урока. Природоведение. 5 класс...
Презентация к уроку «Как человек изменил Землю»
Презентация (частичная версия)...
Методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ за курс средней школы по географии. Раздел: «Природа Земли и человек. Оболочки Земли. Атмосфера»
Единый государственный экзамен имеет целью - определение качества подготовки школьников и отбор наиболее подготовленных учеников для поступления дальше в вузы.Введение ЕГЭ показало необходимость измен...
Презентация к уроку изобразительного искусства 5 класс Человек и земля-кормилица
Презентация к уроку ИЗО в 5 классе по программе Т.Я. Шпикаловой "Человек и Земля кормилица" 1 урок 2 четверти...
Земля- кормилица, земля- источник конфликтов.
Литературный турнир по повести П.В.Кучияк «В долине дьявола (Аза- Îалан)»...