Эффективность урока - результат организации активной деятельности учащихся
учебно-методический материал на тему
М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер предлагают следующие методы обучения в зависимости от дидактических целей урока и от содержания проходимого материала. Дана структура каждого метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnost_uroka_-_rezultat_organizatsii_aktivnoy_deyatelnosti_uchashchihsya.docx | 26.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективность урока - результат организации активной деятельности учащихся
Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу в сравнительно короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, Т.е. разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали б'ы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества.
При написании планов-конспектов уроков порой затрудняешься в выборе методов обучения или называешь методы из различных классификаций. Возникает проблема выбора единой классификации. Для формирования любых понятий должен учитываться характер познавательной деятельности учащихся, а процесс обучения любому предмету должен базироваться на потребностях учащихся.
Таким образом, например, М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер предлагают следующие методы обучения в зависимости от дидактических целей урока и от содержания проходимого материала:
./ объяснительно-иллюстративный метод информирует о новых элементах знаний данной науки, темы;
./ репродуктивный метод формирует навыки отношений между элементами знаний;
./ проблемный метод ориентирует на осознанное усвоение, воспитывает определённый тип мышления;
./ проблемный, эвристический, исследовательский методы развивают творческие
способности.
Но всё это возможно, если учитель учитывает активизацию познавательной деятельности учащихся в процессе учения, а также факторы, положительно влияющие на мотивы учащихся.
Рассмотрим структуру каждого метода.
Объяснительно - иллюстративный метод обучения
- Цель урока: знакомство с готовыми знаниями и образцами деятельности
- Задачи учителя:
Разъяснить
Добиться восприятия Добиться понимания
3. Приёмы преподавания: Беседа
Формулировка фактов
Сообщение
Объяснение
Показ действия
4. Потребности ученика
Овладеть способом применения по образцу
Запомнить материал
Понять материал
5. Приёмы учения
Просмотр информации Прочтение информации
Прослушивание информации
Участие в восприятии информации
Репродуктивный метод обучения
- Цель урока: усвоение готовых знаний
- Задачи учителя:
- Подобрать упражнения на запоминание информации
- Умение учащихся перевести в разряд навыка
5.Приемы преподавания
- Устный опрос раннее изученного материала
- Предложение учащимся упражнений в различных видах, реализующих цель:
запоминание рассмотренного материала
- игра
- Потребности ученика
- Много раз воспроизвести знания
- Запомнить информации., необходимую для решения упражнений 12.Приёмыучения
13.Решение заданий по образцу
14.Повторение информации.
Проблемное изложение
- Цель урока: обучение учащихся элементам творческой деятельности
- Задачи учителя:
Организация адекватных действий учеников
3. Приёмы преподавания:
Постановка проблемы
Создание проблемной ситуации
Разрешение проблемной ситуации (поиск)
Анализ полученного решения
4. Потребности ученика Сравнивать
Анализировать
Выделять главное
5. Приёмы учения
Выполнение логических операций
Воспроизведение знаний и способов деятельности .
Рассказ
Осмысление учебного материала;
Составление плана
Восприятие информации
Частично-поисковый (информационно-эвристический) метод обучения
- Цель урока: обучение учащихся элементам творческой деятельности
- Задачи учителя:
Проблемный подход в сообщении материала
3. Приёмы преподавания:
Эвристическая беседа
Самостоятельная работа с элементами исследования ./
Игра
4. Потребности ученика
Стремление к выявлению смысла изучаемого содержания
Познание связей между явлениями
Овладение способами применения знаний в изменённых условиях
5. Приёмы учения
Самостоятельные обобщения по частным вопросам
Решение познавательных задач
Составление плана самостоятельной работы
Участие в эвристической беседе
Частичный мыслительный эксперимент
Исследовательский метод обучения
- Цель урока: целенаправленное обучение поисковой деятельности
- Задачи учителя:
Минимум информационных функций
Максимум управленческой деятельности
8. Приёмы преподавания:
./ Сопоставление с новыми фактами
./ Консультации
./ Анализ
./ Оценка
./ Эксперимент
./ Анализ известных фактов
./ управление исследовательской деятельностью
9. Потребности ученика
./ Стремление применить знания в новой ситуации
./ Потребности в процессе самостоятельной работы разрешить учебную проблему
10. Приёмы учения
./ Осознание учебной проблемы
./ Самостоятельное выдвижение гипотезы по решению задачи
./ Соотнесение полученных результатов с выдвинутым предположением
./ Обобщение по проблеме в целом
Воспитание у наших выпускников самостоятельности, инициативы, активности требование наших дней. Вследствие этого возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, его методы и организационные формы, вносить элементы новизны в способы и ход выполнения учебных задач. Не получая всех знаний в готовом виде, учащиеся должны на основе принципиальных установок преподавателя приобретать значительную их часть самостоятельно в ходе поисковых заданий, решения проблемных ситуаций и другими средствами, активизирующими познавательную деятельность.
Повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными.
Активные формы и методы обучения способствуют формированию у учащихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков.
Сегодняшний арсенал активных методов обучения весьма разнообразен. Сюда относятся проблемные лекции, различные формы программированного контроля, обучающие алгоритмы, анализ конкретных ситуаций и метод разыгрывания ролей, тематические дискуссии, всевозможные олимпиады и деловые игры.
В соответствии с классификацией методы активного обучения при меняются на
- имитационных и неимитационных видах занятий. Неимитационными чаще всего являются традиционные виды занятий (лекции, лабораторные работы и другие). Основная особенность имитационных видов занятий - имитация изучаемого процесса или деятельности. Основными видами активного обучения на неимитационных занятиях являются:
- Проблемная лекция. Она отличается от обычной прежде всего отсутствием монологического, информационного характера сообщения готовых знаний и выводов. Особенность проблемного изложения в том, что учитель не все знания дает в готовом виде, а в ходе лекции ставит вопросы, создает проблемные ситуации, направляет внимание учащихся на их сущность и необходимость решения, добивается вовлечения их в активную учебную деятельность по решению выдвинутых проблем. То есть проблемная лекция активна, если в ходе ее обеспечивается самостоятельная творческая работа учащихся контролирующими вопросами, обсуждением и другими способами.
- Семинары, тематические дискуссии. Приемлемы как форма обсуждения какого-либо сложного вопроса, проблемы, по которым нет единого мнения. Они заставляют участников тщательно продумывать, обосновывать свою точку зрения, собственное понимание материала, развивают навыки критического суждения, формируют умение выступать публично.
- Групповая консультация. Активна, если весь коллектив вовлекается в творческое обсуждение поставленных вопросов.
- Рецензирование предложенного учителем материала. Можно предложить детям следующие варианты работы с текстом:
найдите и исправьте в тексте фактические ошибки;
опровергните предложенную информацию;
проверьте предложенную информацию справочной литературой; предложите своё, более точное, определение;
догадайтесь, что имел в виду автор в данном отрывке.
Имитационные методы активного обучения подразделяются на неигровые и игровые. Игра - один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. «Мы придаем такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, мужскую или женскую, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов», - писал к,д. Ушинский.
Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшней педагогической науки. В современной педагогике идет постоянный поиск новых форм и методов, обеспечивающих прогрессивный характер взаимоотношений учителей и обучающихся.
Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, Т.е. она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует одновременно две цели - игровую и учебную. С одной стороны, это средство моделирования окружающей действительности, а с другой - методический прием обучения. Обладая игровой задачей, правилами, действиями и другими структурными компонентами любой игры, она также имеет учебную цель и некоторые условия и средства ее реализации. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей. В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, который ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.
Необходимо учитывать также возраст школьников: чем они младше, тем игра для них нужнее. Не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, - это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути.
В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым для учащегося, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие, важные психологические эффекты игры.
к организации игр для детей предъявляются определенные требования:
- Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
- Игра должна быть доступной, цель игры - достижимой, а оформление - красочным, разнообразным.
3. Обязательный элемент каждой игры - ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
4. В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда при водит к усилению самоконтроля учащихся, четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся.
В таких играх завоевание победы, выигрыш - очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность урока черчения – результат организации активной деятельности обучающихся
Материал содержит доклад и презентацию по теме "Эффективность урока черчения - результат организации активной деятельности обучающихся"...
Эффективность урока - результат организации активной деятельности учащихся.
Эффективность урока - результат организации активной деятельности учащихся. Эффективность урока во многом зависит от того, насколько активно участвуют школьники в...
Организация активной деятельности учащихся при использовании проектной деятельности.
Проектное обучение - это полезная альтернатива классно-урочной системы....
Организация активной деятельности учащихся на уроках химии
Учитель не должен преподносить ученику истину, он должен учить находить ее. ( Дистервег) Я ознакомилась с материалами по научным основам проблемного обучения. Благодаря этим работам и курсам повышен...
Выступление на педсовете «Организация активной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы».
Выступление на педсовете...
Эффективность урока - результат организации активной деятельности учащихся с разными учебными возможностями.
Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся с разными учебными возможностями...
«Организация активной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы».
laquo;Организация активной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»....