Эффективность урока - результат организации активной деятельности учащихся.
Эффективность урока во многом зависит от того, насколько активно участвуют школьники в учебном процессе. Знания, полученные в результате активной познавательной деятельности, как правило, оказываются более глубокими, прочными и осознанными.
Д.Б. Кабалевский говорил: «Скука нестерпима, а тем более на уроках музыки». Но это он говорил о совершенно здоровых детях, а для наших детей, у которых ведущим нервной деятельности является патологическая инертность нервных процессов, нарушение их подвижности, их неполноценность, это выражение должно звучать в геометрической прогрессии.
Чтобы активизировать деятельность ребят, привлечь их внимание, надо пробудить интерес к изучаемому материалу. Для младших наших школьников – самый доступный вид деятельности – игровой. Потому ребята 1-2 классов очень старательно поют вместе с кошечкой, зайчиком, играют на металлофоне, а в это время идёт работа над мелкой моторикой, над коррекцией речи, над чистотой интонирования, над чувством ритма. Ребята 3-го класса знают, что они должны сначала речевой зарядкой. В обычных школах этот этап урока бывает лишь эпизодическим, но в нашей школе это - постоянная работа. И если на уроках логопедии ребята просто учатся правильно произносить слова, то на уроках пения они учатся понимать дирижерский жест, уметь правильно сформировать фразу, слышать других детей, говорить вместе с ними.
Очень часто речевая зарядка идёт с упражнениями на мелкую моторику рук: «Где ладошки», «Апельсин», «Мама», «Пять пальцев».
Следующий этап – распевание. Ребята 2-4 классов не распеваются, а играют в игры:
«Пальчики» - дети рычат и одновременно шевелят пальчиками – это, так называемый, штробас – самое естественное смыкание связок.
«Ракета» - связки активизируются от самых низких до самых высоких звуков.
«Пугательная» - на формирование округлого звучания и зарядка для мышц связок.
«Эхо» - настройка унисонного звучания.
Этап разучивания песни – обязательно идёт показ песни и беседа о содержании. Это может быть и беседа с учителем и показ эпизода из фильма или мультфильма. Надо чтобы песня ребёнку понравилась, чтобы он понял её содержание, тогда разучивание будет идти гораздо быстрее и качсственнее. Разучивание текста песен, это не просто проговаривание хором, а соревнование команд, причём проговорить надо в соответствии с дирижёрским жестом, выполнить требования музыкальной фразировки.
Ребята с удовольствием проговаривают текст пиано или стаккато, то есть я говорю с ними итальянскими терминами на языке музыки. Это повышает их самооценку, стимулирует их внимание.
На этапе закрепления ребята могут петь по желанию – группами, соло с микрофоном. Если песня позволяет, то возможно закрепление с двигательными импровизациями, с танцевальными движениями, что также очень активизирует двигательную деятельность школьников. Следующий этап урока – слушание. Очень трудно сидеть и слушать музыку, поэтому для оптимизации внимания необходимо давать детям интересные задания: а) рассматривание иллюстраций и не просто рассматривание, а с выбором более подходящих к данному музыкальному произведению., например: звучи т менуэт Боккерини и ребятам предлагается 2 иллюстрации – Фрагонари « Бокал лимонада» и и Микеланджело « Пьетта». Звучит «Осенняя песня» П.И. Чайковского – и репродукции картин Левитана «Золотая осень» и Репина «Осень».
б) Сочинение своих фантазий на прослушанную музыку.
в) Рисование образов, возникших при прослушивании мелодий.
Ребята с удовольствием играют в «Поле чудес», то есть угадывают фамилии композиторов, названия произведений. Играют два ученика или две команды.
При озвучивании нот ребята с удовольствием отгадывают музыкальные ребусы и пробуют их составлять сами.
Очень часто на этом этапе слушания идёт игра на каких-либо музыкальных инструментах: металлофон, бокалы, ложки, бубны, фортепиано.
Ребята с удовольствием играют на фортепиано « Море и небо» Л.Хересько, загадывают друг другу звуки высокие и низкие. Один ребёнок играет – другой отгадывает. Учитель прохлопывает ритм – учащиеся повторяют. Учитель играет определённую ритмическую последовательность аккордами, а ребята её прохлопывают, а затем учитель играет, а дети имитируют игру на фортепиано вместе с ним, играют в ансамбле с учителем несложные пьесы: А.Островский «Спят усталые игрушки», «Звукоряд» и др.
При слушании музыки возможны двигательные импровизации: П.И. Чайковский «Новая кукла» - девочке предлагается представить, что ей купили новую куклу и она кружится с ней под музыку. П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» - ребята маршируют на парте пальчиками.