Читательская конференция по рассказу З. Биишевой «Мастер и Подмастерье»
план-конспект по теме

Янгильдина Велора Ишмухаметовна

Цель читательской конференции – глубоко и всесторонне проанализировать содержание одной книги. Читательская конференция – это коллективное размышление над книгой, совместные поиски верных решений и ответов. В нем на равных правах участвуют все присутствующие. Каждый вопрос ведущего будоражит мысль, рождает различные предположения, сталкивает мнения. Хорошее обсуждение становится своего рода увлекательным умственным упражнением. В него незаметно вторгается элемент творческой игры.

Читательская конференция позволяет развивать способность самостоятельно анализировать прочитанное; формировать у детей навыки публичных выступлений; пропагандировать лучшие произведения разных видов и жанров. Главная особенность читательской конференции – наличие проблемы, четко сформулированной чаще всего в теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Читательская конференция по рассказу «Мастер и Подмастерье»

Цель конференции:

познакомить с личностью и творчеством З.А. Биишевой

Задачи:

 1. привить любовь к родной литературе

2. привлечение к чтению, формирование коллективного читательского мнения, воспитание у  воспитанников умения глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защищать собственное мнение, если оно отличается от коллективного.

Оборудование:

·         презентация о жизни писателя,

·         выставка его книг,

·         презентация к эпизодам произведения,

·         выставка рисунков воспитанников

Методические приемы:

·         рассказ библиотекаря и учителя

·         использование компьютерной презентации

Цель читательской конференции – глубоко и всесторонне проанализировать содержание одной книги. Читательская конференция – это коллективное размышление над книгой, совместные поиски верных решений и ответов. В нем на равных правах участвуют все присутствующие. Каждый вопрос ведущего будоражит мысль, рождает различные предположения, сталкивает мнения. Хорошее обсуждение становится своего рода увлекательным умственным упражнением. В него незаметно вторгается элемент творческой игры.

Читательская конференция позволяет развивать способность самостоятельно анализировать прочитанное; формировать у детей навыки публичных выступлений; пропагандировать лучшие произведения разных видов и жанров. Главная особенность читательской конференции – наличие проблемы, четко сформулированной чаще всего в теме.

Ход конференции:

Библиотекарь:

Слайд:1

Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые учителя!

Сегодня мы собрались на необычное занятие – читательскую конференцию и мы с большим удовольствием открываем читательскую конференцию.

Слайд: 2

Читательская конференция это беседа и размышление о прочитанной книге, а прочитанной книгой стал рассказ «Мастер и подмастерье», которую написала Зайнаб Биишева и сейчас мы с вами приступим к ее обсуждению, поговорим о героях рассказа, увидим презентацию, рассмотрим иллюстрации, которые приготовили ребята.

Слайд: 3

Зайнаб Биишева – известная писательница Башкортостана, которая всем своим творчеством служит народу.

Слайд: 4

Зайнаб Абдулловна - родилась в Республике Башкортостан в Кугарчинском районе в 1908 году и в этом году,  2013  ей исполнилось бы 105 лет со дня рождения.

Зайнаб Биишева рано осталась сиротой. Когда ей было три года, умерла мать, в одиннадцать - не стало и отца. Несмотря на  жизненные трудности Зайнаб Биишева смогла окончить школу,  и выучиться на профессию учителя. Она мечтала работать в школе, обучать сельских детей.  

В течение своей жизни ей пришлось работать учительницей, работать редактором  в редакциях газет и журналов, в книжном издательстве, на радиовещании.

Зайнаб Биишева всегда  увлеклась литературой, очень много читала книг, и ее первые стихи появились, когда она училась еще в младших классах. Любовь к чтению, к литературе сделали ее писательницей. Ею написаны множество стихотворений,  поэм. рассказов, повестей, стихотворений. Наиболее известным ее книгам относятся «Кюнхылыу», «Странный человек», «Где ты, Гюльниса?», «Думы, думы», «Любовь и ненависть», «Униженные».

В своем творчестве она писала о народе, о проблемах и интересах народа, о борьбе народа за счастливую жизнь.

Ее произведения – это целый мир, где светлое всегда побеждает, всегда утверждается.

Зайнаб Биишева была прекрасным переводчиком, ею переведены произведения Николая Гоголя, Ивана Тургенева, Аркадия Гайдара, Льва Кассиля, Антона Чехова, Алексея Толстого, Сергея Аксакова и Максима Горького.

Зайнаб Биишева вела большую общественную работу, избиралась членом правления Союза писателей Республики Башкортостан. Награждена тремя орденами «Знак Почета». В 1990 ей было присвоено почетное звание «Народный писатель Башкортостана».

В жизни Зайнаб Биишева была сердечным человеком, и близко воспринимала беды и проблемы простых людей. Была очень откровенной, острой на язык, не боялась напрямую высказывать свои мысли и суждения.

Слайд 5

Вместе с мужем Газизом Аминевым воспитали троих сыновей.

Слайд 6

Cкончалась писательница 24 августа 1996 года в Уфе. В 1998 году Кугарчинским районом была учреждена ежегодная премия имени Зайнаб Биишевой.

Слайд 7, 8, 9,10,11, 12, 13.

Ее имя носят крупнейшее в Башкортостане книжное издательство «Китап», улицы в Кировском районе города Уфы и деревне Ключи Снежинского городского округа в Челябинской области, средняя школа в селе Мраково. На родине Зайнаб Биишевой в Кугарчинском районе действует ее дом-музей.

Слайд 14

Зайнаб Биишеву многие башкирские писатели уважительно называют своим учителем.

Вот такая биография Зайнаб Биишевой.  Ее называют дочерью башкирского народа, так как в своем творчестве она пишет о народе, восхищается красотой своей родины. Кто желает подробно познакомиться советую прочитать книгу, которая так и называется «Зайнаб Биишева»

Сейчас перейдем к обсуждению рассказа «Песнь о мастере и Подмастерье», для того, чтобы узнать чему учит нас этот рассказ, что хотела писательница донести до нашего сознания, написав этот рассказ.

И первый вопрос такой:

1. Кто является рассказчиком в этом произведении? Хасбулат олатай

Кого называют олатай? Слайд 15

2.  О чем рассказывает Хасбулат олатай? Слайд 16, 17

Разгадывание кроссворда.

3. Назовите главных героев рассказа.  Мастер и подмастерье, два соседа, которые выросли и жили  в одном ауле Слайд 18

4. Каким ремеслом они занимались? Они занимались одним ремеслом, из одной и той же глины делали посуду. А людей этой профессии как называют? Гончарами

5. Герои рассказа делали посуду из глины, но почему-то одного назвали мастером, а другого подмастерьем. Как вы думаете, почему героя назвали мастером. Потому что он профессионально изготавливал посуду из глины

А почему  его соседа, тоже гончара назвали подмастерьем? Что означает это слово? Подмастерье – это ученик, человек который учиться у мастера. Подмастерьем назвали, так как он не смог стать профессионалом своего дела

Как получались у него кувшины? Плохо, они разбивались

6. Мастер, наблюдая за тем, как у подмастерья кувшины получаются некачественные, быстро разбиваются, стал переживать, что односельчанам приходится пользоваться такими некрасивыми, грубыми  кувшинами, и он сделал предложение подмастерью. Какое предложение он сделал? Ответы детей. Давайте послушаем отрывок из текста.

7. Подмастерье принял предложение мастера? Нет. А почему? Потому что разбитые кувшины людей были выгодны подмастерье.  Люди постоянно покупали кувшины, и подмастерье зарабатывал деньги. Потому что подмастерье был ленивым.

8.  То есть подмастерье трудился, чтобы заработать деньги, а мастер для чего трудился? Мастер от всей души стремился дарить людям радость.

И ему не важны были деньги.

Что считал он наградой за свой труд? Доброе слово людей. Он говорил так: «Разве радость моих односельчан, их благодарность не есть самая высокая награда за труд?» Наверное, поэтому в сделанных им пиалах чай становился необыкновенно душистым, а вода в его кувшинах хранил свою свежесть и прохладу.

А подмастерье думал иначе, ему не нужна была благодарность людей, ему нужны были только деньги.

Он считал что: «Благодарностью сыт не будешь? Ноги босые обуешь?»

9. Как вы думаете, почему однажды Мастер решил взяться за изготовление кувшинов. Ответы детей. Прочитать отрывок.

Люди решили, что незачем покупать уродливые посудины, которые делает Подмастерье если есть чудесные, легкие кувшины Мастера. Односельчане перестали покупать кувшины Подмастерье, и в его дом пришла нужда. У него не стало денег. Ему не на что стало жить.  И  хитрый Подмастерье сделал предложение Мастеру. Расскажите об этом.

Подмастерье предложил продавать кувшины Мастера и вырученные деньги отдавать Мастеру.  

Как принял Мастер это предложение?

Мастер был глубоко потрясен добротой своего соседа. Зачитать: «Какие, однако, добрые люди бывают на свете. Ты же живя с ними бок о бок, можешь покинуть этот мир, даже не узнав об этом».

 

10. Ребята, а на самом деле Подмастерье желал добра Мастеру? Нет, Подмастерье думал о себе, он желал таким образом разбогатеть.

Слайд 19

11. Подмастерье  заставлял работать Мастера, Мастер с утра до ночи работал, продолжая лепить необыкновенно красивые кувшины. А продавал их Подмастерье и вскоре стал самым богатым человеком в ауле, и как пишет Зайнаб Биишева похожим на ястреба-могильника. Если Мастер  вначале был  рад этой сделке, так как полностью отдавался своей любимой работе, не думая о куске хлеба, то потом  он стал грустить. Ему не понравилась эта сделка. Почему? Ответы детей. Прочитать отрывок. Стр.29, Стр.30

12. Сердце Мастера не выдержало таких грустных мыслей, он ослаб и умер.

Что случилось с Подмастерье?  Он стал лепить кувшины, и люди заметили, что кувшины похожи на кувшины Мастера. А на это у Подмастерья тоже был ответ готов: «Я давно знал секрет изготовления этих волшебных кувшинов. Просто я не хотел отбирать кусок хлеба у Мастера»

13. Подмастерье говорил правду или обманывал? Обманывал. Он не умел так искусно лепить кувшины как Мастер.

14. Подмастерье стал известен во всей стране. Как сложилась у него жизнь? Он стал жить во дворце у Шаха. Шах построил ему дворец и мастерскую. Целыми днями он проводил  время в пирах, на охоте, и в других развлечениях.

Слайд 20

15. Подмастерью было хорошо и удобно жить во дворце шаха. А работой он занимался? У него была мастерская он там работал, и работал только ночью.

Почему работал ночью, объясните? Только ночью к нему приходило вдохновение.

16. Прожив много лет в почете и уважении, Подмастерье умер, на памятнике золотыми буквами написали, что это самый скромный и великий человек. Что установили на его могиле? Кувшин.

Могила его долгие годы  считалась святым местом.  И вот однажды паломники собрались почтить память Подмастерья, они увидели неожиданные перемены в кувшине.

Что случилось, расскажите.  В этот день кувшин выглядел очень ярким, нарядным, он искрился разноцветными лучами. И на кувшине исчезла  подпись Подмастерья, засветилась подпись Мастера.

Подмастерье коварно обманул. Слайд 21

Оказывается, при жизни Мастера он не все кувшины продавал, а прятал их. И по ночам он закрашивал подпись Мастера, и писал Подмастерье.

Таким образом, его обман раскрылся.

 Как вы думаете, почему в конце рассказа обман Подмастерья раскрылся? Потому что добро должно победить над злом.

Поэтому в рассказе Зайнаб Биишева приводит пословицу «У лжи ноги коротки». Что это означает? Обман, ложь долго не скроешь, все равно обман быстро раскроется.

17. Кто олицетворяет добро, а зло?

Мастер был добрым человеком и желал добра людям. А Подмастерье, не научился совершать добрые поступки, не научился работать и дружить. Быть человеком не научился.

18.  Вы бы ребята так поступили как Подмастерье? Почему?

19.  Сейчас,  в сегодняшней жизни, в нашем обществе  есть ли такие  люди  как Мастер или как  Подмастерье? И сейчас в обществе встречаются люди как Мастер и Подмастерье.

 А каких людей  ценят и уважают? Как Мастер.

20. Кого из этих героев можно назвать трудолюбивым? Мастера или подмастерье? Почему вы так считаете? Слайд 22

Мастер никогда не сидел без дела, он старался создать необыкновенно красивый кувшин, найти прочный состав глины, нестираемые краски, а для этого он много путешествовал по лесам и по горам. Прочитать отрывок. Стр.23

21. Чему учит этот рассказ, и какие  выводы вы сделали для себя.

Человек должен быть трудолюбивым, честным, порядочным. Человеком с большой буквы. И не когда не должен обманывать.

Слайд 23

Библиотекарь: Ребята! Обратите внимание на книжную выставку, где представлены книги писательницы и книги, в которых вы можете узнать о жизни и творчестве Зайнаб Биишевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательская конференция по рассказу Константина Симонова "Третий адъютант" для учащихся 10-11 классов

Обсуждение рассказа помогает донести до каждого ученика важность и ценность жизненных позиций, воспитывает ответственность за все окружающее. Урок сопровождается презентацией "Жизнь и творчество К. Си...

разработка урока по сказанию Зайнаб Биишевой "Мастер и Подмастерье "

Разработка урока по сказанию Зайнаб Биишевой" Мастер и Подмастерье"...

Читательская конференция по рассказу К. Воробьёва "Немец в валенках"

Конспект читательской конференции по книге К. Воробьева "Немец в валенках"Тема: "Человек и война" Цел: подвести к пониманию того, что люди, относящиеся к двум  враждующим во время войны стор...

Зайнаб Биишева «Мастер и Подмастерье» (урок по государственному башкирскому языку)

Тема: З.Биишева «Һѳнәрсе менән Ѳйрәнсек»Маҡсат:Уҡыусыларҙы З.Биишеваның тормош юлы, ижады менән таныштырыу. Әҫәр тураһында фекерҙәрен, образдарға мѳнәсәбәттәрен асыҡлау. Тасури  телмәр күнекмәләр...

Читательская конференция по рассказу А. И. Куприна "Изумруд"

Сценарий читательской конференции по рассказу "Изумруд" Куприна А. И, проведенной в 6 классе во время Недели детской книги...

Читательская конференция по рассказу В. Кожевникова «Март – апрель»

Читательская конференция по рассказу В. Кожевникова «Март – апрель»...

Мастер-класс по произведению З.Биишевой "Мастер и подмастерье"

Мастер - класс по произведению З.Биишевой "Мастер и подмастерье"...