Примеры применения технологии РКМ на уроках русского языка и литературы.
учебно-методический материал на тему

Алексеева   Наталья Владимировна

Главная привлекательность технологии развития критического мышления через чтение и письмо, на мой взгляд, заключается в том, что в них практически отсутствуют интуитивные варианты поиска решения, а основной упор перенесён на осознанные операции мышления. Данная технология позволяют не только умело овладеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить, применить. 

Проанализировав свою работу в данной технологии, я выделила несколько эффективных приемов для уроков русского языка и литературы. Более того, у меня сложилась своя система использования этих приемов на каждом из этапов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примеры применения  технологии РКМ на уроках русского языка и литературы.

Главная привлекательность технологии развития критического мышления через чтение и письмо, на мой взгляд, заключается в том, что в них практически отсутствуют интуитивные варианты поиска решения, а основной упор перенесён на осознанные операции мышления. Данная технология позволяют не только умело овладеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить, применить. 

Проанализировав свою работу в данной технологии, я выделила несколько эффективных приемов для уроков русского языка и литературы. Более того, у меня сложилась своя система использования этих приемов на каждом из этапов.

Первая стадия – «Стадия вызова» на каждом уроке обязательна. На данной стадии также можно использовать прием «Верные - неверные утверждения», составление  кластера.

Прием “Верные и неверные утверждения” («Да- Нет»)

Фрагмент урока русского языка в 8 классе.

Тема « Основные группы односоставных предложений».

Этап: рефлексия.

Учебник: Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2014 г.,

Цель использования приема на данном этапе: соотнесение информации и имеющихся знаний; выработка собственной позиции; оценка своих знаний.

Предлагаю следующее задание:

Выбрать из данных утверждений  верные.

  1. Односоставные предложения делятся на именные и глагольные.
  2. Односоставные предложения – это предложения с одним главным членом – подлежащим или сказуемым.
  3. Смысл односоставных предложений понятен только в контексте.
  4. Односоставные предложения бывают определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно- личные, безличные, назывные.
  5. Вид односоставных предложений зависит от его значения и грамматических характеристик главного члена.
  6. В определенно-личных предложениях выражается действие определенного лица, в неопределенно- личном – действие неопределенных лиц.
  7. Односоставные обобщенно-личные предложения обозначают действие группы лиц.
  8. Сказуемое в безличном предложении всегда выражается безличным глаголом.
  9. Назывные предложения – это предложения с одним главным членом – подлежащим, которое чаще всего выражается именем существительным в форме именительного падежа.
  10.  Назывные предложения не изменяются по временам.

При возникших затруднениях учащиеся могут обратиться к материалу изученного параграфа.

Прием «верные - неверные утверждения».

Фрагмент урока русского языка в 9 классе.

Тема «Сложноподчиненные предложения с придаточными  изъяснительными»

Этап: вызов.

Учебник:  учебник для 9 кл. С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др., 2015)

Цель использования приема на данном этапе: повышает мотивацию к изучению нового материала, при работе в парах учащиеся активизируются.

Такая работа с информацией позволяет рассматривать ее вдумчиво, критически, а также делать выводы о точности и ценности данной информации.

 Ребенок ставит перед собой вопрос по данной теме, формируется представление о том, чего он не знает «Что хочу знать?»

На каждой парте распечатка с утверждениями:

1. Дополнение – отвечает на вопросы кто? что?

2. Что, как, будто, чтобы, ли – это союзные слова.

3. Союзное слово так же, как и союз не является членом предложения.

4. Определение отвечает на вопрос чей?

5. Части сложноподчиненного предложения соединены только союзами.

6. На письме части сложноподчиненного предложения отделяются запятой.

Задание: индивидуально рассмотрите «верные и неверные утверждения», произведите на местах их правку. Если вы не согласны с данным утверждением, напишите слово «да», если нет – «нет».

- Прочитайте все верные утверждения.

-Все согласны с данными утверждениями?

-Прочитайте все неверные утверждения, исправьте их, аргументируйте свой выбор.

-Все согласны с данными утверждения?

Можно дать задание: установить, верны ли данные утверждения, и обосновать свой ответ.

Очень важно, чтобы учащиеся усвоили материал в форме деятельности, а учитель при этом максимально использовал возможности, знания, интересы самих учеников. Этим требованиям соответствует игра «Да – нетка».

 Я загадываю нечто (слово, словосочетание, предложение), ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые отвечающий может сказать только «да» и «нет» или «и да и нет». Игра универсальная, ее можно использовать на любом уроке.

 На уроке выполняется синтаксический разбор предложения «Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!» В качестве дополнительного задания предлагаю ребятам отгадать выбранное мною слово из данного предложения с целью повторения сведений разных разделов языка. Мне задают вопросы:

  1. В этом слове два слога? (да)
  2. Это служебная часть речи? (нет)
  3. Это слово спрягается? ( нет)
  4. Это слово употреблено во второй части предложения? ( да) и т.д.
  5. Ребята, ориентируясь на мой ответы, в конце концов находят решение проблемы.

Прием «Верные – неверные утверждения» является удачным и интересным и для уроков литературы при знакомстве с биографией поэта или писателя.

Фрагмент урока литературы в 8 классе.

Тема «Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Комедия «Ревизор». История создания комедии и ее первой постановки».

Этап: вызов.

Учебник: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Литература. 8 класс. Учебник-хрестоматия в 2-х частях. - М.: Просвещение,

2014».

Цель использования приема на данном этапе: активизация учеников, систематизация раннее изученной информации.

 На уроке знакомства с биографией Н. В. Гоголя в 8 классе предлагаю ряд утверждений (тема еще не изучена). Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт, знания или просто угадывая. Независимо от того, каким способом учащиеся выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют её ключевые моменты. А сам момент угадывания вносит элемент соревнования, заинтересованности, которая не покидает учеников до конца урока.

Примеры утверждений записываются на доске.

1. Н. В. Гоголь родился в Москве.

2. Учась в Полтавском уездном училище, Гоголь принимал участие в спектаклях, играл комические роли, в том числе и Простакову в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

3. Одно из первых произведений Гоголя «Ганц Кюхельгартен» было напечатано в 1829 под псевдонимом Н.Г.

4. Сюжет комедии «Ревизор» был подсказан  В.Жуковским.

5. По пьесе Гоголя «Ревизор» снят фильм «Инкогнито из Петербурга».

6. Н.В.Гоголь всю свою жизнь прожил в России.

7. Н.В.Гоголь в начале творческого пути писал романтические произведения.

          Далее учащиеся знакомятся со статьей учебника, или слушают лекцию, или смотрят презентацию учителя. После знакомства с новым материалом  спрашиваю: что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило?

         На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Неверные утверждения стираются с доски.

Прием   «Кластер» («грозди»).

Фрагмент урока русского языка в 5 классе.

Тема «Фонетика. Гласные звуки».

   Этап - вызов

Учебник:Русский язык. 5 класс. Учебник . для  общеобразовательных. учреждений.  В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015.

При изучении в 5 классе темы «Фонетика» составляем с ребятами кластер.  Этап Вызов.

Цель: актуализация и систематизация знаний, полученных раннее.

Вторая стадия – «стадия осмысления содержания»

Наиболее приемлемым на уроках русского языка  считаю такой прием, как чтение с пометами  - «инсерт» и маркировочная таблица.

Фрагмент урока русского языка в 9 классе.

Тема «Сложноподчиненные предложения с придаточными  определительными»                             Этап : вызов.

Учебник:  учебник для 9 кл. С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др., 2015)

Цель использования приема: прием «инсерт» и таблица делают зримыми процесс накопления информации, путь от старого знания к новому, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение, отслеживается собственное понимание материала.

Предлагает каждому ученику прочитать статью учебника и сделать в тексте пометки (10 минут). Далее предлагаю  продолжить работу с маркировочной таблицей и  индивидуально.

Придаточные определительные (ПО)

“V” ЗНАЛ

“+” УЗНАЛ

“-” ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ

“?” ХОЧУ УЗНАТЬ

Толстые и тонкие вопросы

ПО отвечает на вопрос КАКОЙ, ЧЕЙ.

ПО поясняет существительное.

ПО указывает на признак предмета.

ПО присоединяется к главному при помощи союзных слов КОТОРЫЙ, КАКОЙ,ЧЕЙ, ЧТО, КУДА, ГДЕ,КОГДА

Указательные слова служат для выделения определяемого существительного.

ПО всегда стоят после определяемого слова.

 

Только ли союзными словами присоединяются ПО к главному?

Почему ПО стоит только после главного предложения?

Только ли на признак предмета указывают придаточные определительные?

Можно ли придаточную часть СПП с ПО заменить  причастным оборотом? Всегда ли это возможно?  

Затем  предлагаю  обсудить данные, записанные в ходе самостоятельной работы в таблицу.

  • Какая информация вам была уже известна?
  • Все согласны с этой информацией?
  • Какую информацию вы узнали только сейчас? Какая информация у вас вызывают сомнение? Какие толстые вопросы вы поставили? Можем ли мы на них ответить сейчас?
  • Что вам хотелось бы узнать по этой теме?
  •  Как вы думаете, из каких источников мы можем об этом узнать? (учащиеся предлагают свои варианты).

Далее проводится работа с дополнительной информацией (научная статья).

(Распечатки статьи на каждой парте.)

Дополнительные значения придаточных определительных.

Определительные придаточные предложения могут присоединяться к главному при помощи союзных слов который, какой, кой (устар.), чей, что, где, куда, откуда, когда и союзов чтобы, как, словно, как будто, как если бы.

В сложных предложениях, выражающих определительные отношения, наиболее общее значение определительности вносится союзным словом который, например: Бричка, въехавшая во двор, остановилась перед небольшим домиком, который за темнотою трудно было рассмотреть. В качестве союзного слова, равнозначного слову который, может употребляться относительное местоимение кой, имеющее архаическую окраску, например: Слезы эти отчасти вызваны были пуншем, коего вытянул он три стакана. Союзное слово какой вносит в значение придаточной части дополнительный оттенок уподобления, сравнения: На девственном снегу пустынной лесной дороги вился под ним извилистый, нечеткий след, какой оставляет зверь. Союзное слово чей вносит дополнительный оттенок принадлежности, например: Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба.

 Относительное местоимение что, как и который, служит показателем общего определительного значения. Например: А раньше жили в том посеревшем от времени флигеле, что прячется за домом.

Однако наряду с этим оно, как и союзное слово какой, может сообщать придаточной части оттенок уподобления (при наличии указательных слов в главной). Союзное слово что в таком употреблении приобретает разговорную окраску: В уста ее, в очи и в плечи седой чародей целовал и те же ей сладкие речи, что милый о свадьбе, шептал. Местоименные наречия где, куда, откуда, выступающие в роли союзных слов, обычно вносят в определительную придаточную часть пространственный оттенок значения. Например: Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Мария Ивановна должна была выехать, и там проститься с ней в последний раз. Союзные слова где, куда, откуда возможны только при именах существительных, заключающих в себе пространственное значение.

Определительные придаточные с союзным словом когда осложняются оттенком временного значения и допустимы только при именах существительных того же значения, т.е. значения времени: Настанет год, России черный год, когда царей корона упадет. Значительно реже определительные придаточные присоединяются к главной посредством союзов как, чтобы, придающих предложению разговорную окраску, а также словно, как будто, будто, как если бы, точно. Союз как вносит оттенок временного значения: Нет уж дней тех светлых боле, как под каждым ей листком был готов и стол и дом. Союз чтобы – целевой оттенок: Не было у меня такого уговору, чтобы дрова таскать. Союзы словно, будто, как будто, точно вносят в значение придаточной части оттенок сравнения: Комната имела такой вид, будто ее обстреляли из пулемета.

Задание:

  • Прочитайте самостоятельно статью и пополните записи в маркировочной таблице.
  • На какие вопросы вы получили ответы?

Домашнее задание: поработать с разными источниками информации и найти ответы на вопросы, на которые не смогли найти ответ в статье.

 «Письмо с дырками».

Фрагмент урока русского языка в 5 классе.

Тема «РР. Текст».

Этап Вызов

Учебник:Русский язык. 5 класс. Учебник для  общеобразовательных. учреждений.  В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015.

При знакомстве в 5 классе с понятием «текст», предлагаю ребятам восстановить древний пергамент. В котором, к сожалению, некоторая информация оказалось утраченной:

Текст – связанное __________ на определенную _________. В большинстве случаев текст состоит из нескольких _____________, связанных между собой _______ и посвященных одной __________.

Основные признаки текста.

  1. Единство ___________ темы.
  2. Наличие _____________ мысли текста.
  3. Относительная ______________ текста.
  4. Определенный ______________ предложений.
  5. _________________связь предложений в тексте.

 Если у детей минимальный уровень подготовки, то необходимо помочь ребятам, т.е. подготовить слова для справок.

На стадии рефлексии  использую такие  приемы, как перекрестная дискуссия, синквейн, кластер, логические цепочки.

Дискуссия – одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии и с речевыми шаблонами, помогающими ребятам выражать свои мысли.

    Основные задачи дискуссии:

-обмен первичной информацией;

-выявление противоречий;

-переосмысление полученных сведений;

-сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.

Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения.

Фрагмент урока литературы в 9 классе.

Тема «Виновен ли Печорин в смерти Бэлы?».

Этап:  Вызов.

Учебник: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. под ред.   Коровиной В.Я. и др. М.: Просвещение, 2016 г.

Цель дискуссии на стадии рефлексии:   возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию

диалогичности общения, становлению самостоятельности.

Подготовка к дискуссии начинается с краткого обмена мнениями по вопросу: виновен ли Печорин в смерти Бэлы?

 Предлагаю записать в тетрадях и положительные, и отрицательные аргументы по предложенному вопросу.

Печорин виновен

Печорин не виновен

Печорин превратил Бэлу в орудие своих эгоистических целей, в лекарство от скуки., она для него игрушка.

С юридической т.зрения он не виноват.

Печорин вырвал девушку из родной среды, лишил дома, отца.

Виновато общество, воспитавшее Печорина.  Молодые люди вынуждены были «состариться в бездействии», они жили в праздности и скуке, без цели.

Печорин ничего не делает для того, чтобы перестать доставлять страдания Бэле, он холоден с ней.

Лермонтов сам не дает однозначного ответа.

Печорин-разрушитель.

Печорин не виноват, что не может полюбить Бэлу.

Рано или поздно Печорин все равно бросил бы девушку.

Бэла сама виновата: она дала понять Печорину свое желание соединить с ним свою судьбу. И Печорин действует не из своего эгоизма, а из желания девушки.

Он разрушил жизнь горцев, по его вине Азамат вынужден бежать, его отец убит, Казбич потерял коня, Бэла лишена возможности вернуться домой.

Печорин виноват, но косвенно.Нельзя забывать о б особенностях нравов горцев, об их горячности и страстности в поступках.

Печорин идет на поводу у своих желаний.

Лермонтов сам судит своего героя.

Печорин эгоистичный индивидуалист. Увидел, приручил, заставил полюбить себя и почти бросил.

История с Бэлой показала ему, что он напрасно искал счастья, он несчастлив с девушкой. А он надеялся, что любовь к ней принесет ему исцеление от тоски.

Дискуссия проводится следующим образом:

высказывается тезис «за», потом заслушивается тезис «против».  

 Обмен тезисами продолжается до тех пор, пока не закончатся аргументы. После окончания дискуссии нужно принять однозначное решение и записать его в тетрадь под таблицей.

В зависимости от ответа  учащиеся делятся на группы, обсуждают результаты перекрестной дискуссии, отбирают значимые аргументы и контраргументы, которые впоследствии оглашаются.

По результатам полемики учащиеся пишут сочинение-миниатюру с одним из предложенных вступлений:

«Да, Печорин виновен, потому что…»;

«Нет, Печорин не виновен, потому что…»;

«Я не могу дать однозначного ответа, потому что…».

Дискуссия не даёт единственно верного решения проблемы, однако, в коллективном поиске истины стимулируется процесс нравственной оценки и самооценки, анализа и самоанализа, уясняются нравственные основные принципы, соотносятся ценности учащихся с общечеловеческими ценностями.  

Проверить уровень усвоения любой информации, логичность ее расположения помогает прием «Логические цепочки».

На уроках развития речи при подготовке к сочинению или изложению обязательно составляется план. Я предлагаю ребятам план, пункты которого намеренно меняю и прошу проверить правильность изложения информации. Такая работа не только позволяет еще раз повторить основные сведения, но  и учит ребят быть последовательными.

Фрагмент урока русского языка в 5 классе.

Тема «Фонетический разбор слова».

  Этап Вызов

Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для  общеобразовательных. учреждений.  В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015.

План фонетического разбора.

  1. Записать слово буквами и указать их количество
  2. Затранскрибировать слово.
  3. Произнести данное слово. Подсчитать количество слогов и обозначить ударение.
  4. Произнося слово в вслух, последовательно охарактеризовать каждый звук.

После восстановления последовательности действий при фонетическом разборе слова обязательно спрашиваю обучающихся о том, с какой цель мы проводили эту работу?

Творческая форма рефлексии – Синквейн.

Фрагмент урока русского языка в 8 классе.

Учебник: Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская. - М.: Просвещение, 2014 г.,

Так, после знакомства в 8 классе с текстом, посвященным В.В. Виноградову,

Учащиеся представили организатора отечественной филологии следующим образом:

Виктор Владимирович Виноградов.

Образованный. Осведомленный.

Исследовал, создавал, редактировал.

Знаток и любитель русской словесности.

Ученый.

Фрагмент урока русского языка в 5 классе.

Тема «Синонимы».

Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для  общеобразовательных. учреждений.  В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2015.

Однако, как показывает практика, синквейн можно успешно применять и для выражения отношения к языковым явлениям. При знакомстве с синонимами в 5 классе. предложила ребятам эту формулу работы – получилось следующее:

Синоним.

Разные, но близкие.

Обогащают, заменяют, помогают.

Позволяют избежать повторов в речи.

Слова-заменители.

«Ромашка Блума»

Фрагмент урока русского языка в 7 классе.

Тема «Закрепление и обобщение по теме «Причастие»»

Этап- рефлексия                                                        

Учебник: Русский язык. 7 класс. Учеб. для  общеобразоват. учреждений.  В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2016. 

 «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:

  • простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию (Причастие – это самостоятельная часть речи?);
  • уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал (Причастие – это самостоятельная часть речи?);
  • интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей (Почему причастия не имеют формы будущего времени?);
  • творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза (Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?);
  • оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов (Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?);
  • практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой (Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?).

Стратегия «Концептуальная таблица».

Прием “Концептуальная таблица” используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам.

Предлагаю учащимся 5 класса сравнить самостоятельные части речи

                                                Части речи

Части речи.

Вопросы

Имя существите льное

Имя прилагательное

Глагол

1. Общее значение

2. Морфологические признаки

3.Синтаксическая роль

В зависимости от уровня класса можно давать дифференцированные задания по составлению таблицы. Такая таблица может быть составлена как учениками 5 класса, так и учащимися 10 класса (в 5 класса можно взять меньше линий сравнения).

Использование стратегии «Концептуальная таблица» на уроке литературы в 6 классе.

Жилин и Костылин: разные судьбы

Образы.

Вопросы

Жилин

Костылин

1. Значение фамилии героев

2. Разница в характерах в сцене нападения татар

3. Различие в сцене торга

4. Поведение в плену

5. Лучшие качества Жилина и худшие качества Костылина в сцене первого побега

6. Человек сам отвечает за свою судьбу

Прием «Тематический алфавит» помогает при систематизации знаний.

Готовясь к ЕГЭ  (задание 24) необходимо повторить изобразительно-выразительные средства русского языка. Данное задание является одним из самых сложных: необходимо не только знать термины, обозначающие средства выразительности, и суть самих средств, но и уметь работать с ними в тексте.

Задание: заполните таблицу по теме «Средства художественной выразительности»

А

Б

В

Г

аллитерация

аллюзия

анафора

восклицание

гипербола

градация

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

инверсия

ирония

контекстные синонимы

антонимы

литота

метафора

метонимия

Н

О

оксюморон

олицетворение

П

парцелляция

перифраз

повтор

Р

риторический вопрос

С

сравнение

синтаксический параллелизм

Т

У

умолчание

Ф

фразеологизм

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Э

эпитет

эпифора

Ю

Я

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, чтобы ученику урок был и в радость, и приносил пользу. И, может быть, на моих уроках, как говори Цицерон, «зажгутся глаза слушающего и глаза говорящего».

Уроки русского языка и литературы представляют огромные возможности для использования технологии критического мышления;

  • во-первых, сама технология нацелена на развитие чтения и письма.
  • во-вторых, на уроках мы работаем с текстами, и технология критического мышления предлагает оригинальные приемы и методы работы с текстами, позволяющие развивать мыслительные операции.
  • в-третьих, тексты классической литературы заставляют думать, спорить, высказывать свою точку зрения.
  • в-четвертых, главная цель любого урока – воспитание личности, умеющей думать, анализировать прочитанное, самостоятельно анализировать факты, имеющей свой взгляд на мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Примеры использования ведущих приёмов технологии РКМЧП на уроках русского языка и литературы

Практический материал, который может использовать учитель-словесник при подготовке к уроку с применением ТРКМЧП....

Пример из комплекса организации работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы в процессе реализации компетентностного подхода к обучению

Пример из комплекса организации работы по формированию коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы в процессе реализации компетентностного подхода к обучению...

Методические рекомендации по проектированию учебно-познавательной деятельности школьника на этапе целеполагания (на примере уроков русского языка и литературы).

В числе педагогических проблем современного школьного образования особое место занимает проблема целеполагания.Проблема целеполагания актуальна для учащихся, потому что впереди их ждет жизнь, нап...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...

Примеры заданий по развитию читательской грамотности на уроках русского языка и литературы в 8-9 классах

1) Разработанное задание направлено на формирование читательской грамотности, а именно на формирование читательской стратегии изучающего, аналитического чтения;2) Задание составлено на основе текстов ...

Проект "Использование современного метаязыка на уроках русского языка и литературы на примере мемов"

Проблема заключается в том, что между учителями и учениками имеется огромный разрыв в уровне использования всемирной сети Интернет. Современное поколение детей имеют доступ в сеть с рождения.  По...