Методы преподавания татарского языка и литературы в школе
статья на тему

Хайрутдинова Эльвира Рифкатовна

Успех преподавания иностранных языков в первую очередь определяется его методиками. Покажу это на примере обучения иностранным языкам рядового человека в советское время.

Люди изучали иностранный язык в школе, техникуме, институте. Тогда в основу методики преподавания было положено изучение грамматики иностранного языка. Их учили переводить тексты иностранных статей на русский язык, которые состояли из многих тысяч слов. В результате они плохо-хорошо научились переводу, но слушать радио, понимать собеседника и разговаривать с ним не могут.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы преподавания татарского языка и литературы в школе

                  Зиннурова Э.Р., учитель татарского языка и литературы.

                           МБОУ «Лицей №1 Зеленодольского муниципального района РТ»

                     города Зеленодольск, Ресрублики Татарстан.

Успех преподавания иностранных языков в первую очередь определяется его методиками. Покажу это на примере обучения иностранным языкам рядового человека в советское время.

Люди изучали иностранный язык в школе, техникуме, институте. Тогда в основу методики преподавания было положено изучение грамматики иностранного языка. Их учили переводить тексты иностранных статей на русский язык, которые состояли из многих тысяч слов. В результате они плохо-хорошо научились переводу, но слушать радио, понимать собеседника и разговаривать с ним не могут.

На мой взгляд, в русских школах сначала детей нужно учить разговаривать на татарском языке, ограничив при этом изучение грамматики татарского языка. Тем более что сейчас и 50% татар не знают этой грамматики. Необходимо привить вкус к языку и после дать минимум грамматики.

Метод обучения, используемый в нашей стране, базируется в основном на получении информации с помощью зрения. У татар в процессе познания большую роль играет получение информации через слух. Это отражается в словах и терминах. Например, у русских: "вода падает - водопад", а у татар "вода шумит - шарлама", "ворона каркает - карга"... Татарский язык очень информативен. Это язык компьютеров!

Обучение татарскому языку в русскоязычной школе имеет свои особенности. Цели и задачи проставленные в работе - это формирование первичных умений и навыков устной речи, включать обучающихся в диалог культур разных национальностей, ознакомить их своеобразием: дать понять, что именно через родной язык человек познает мир. Родной язык является связывающим звеном сохранить самобытность народа, культуру, обычаи.

Когда я применяю элементы развивающего обучения на уроках опираюсь на следующие позиции, которые отражают движение к раскрытию способностей каждого школьника:

- понимание взаимосвязей и взаимностей изучаемых объектов, явлений, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, меж – и внутрипредметного);

- реализацию типов проблемных заданий, требующих от обучающегося самостоятельной поисковой деятельности, развитие важнейших умений информационной эпохи: коммуникативной грамотности, информационной культуры, исследовательского поведения;

-  возможность выбора: задания из числа сходных, форма выполнения заданий (парная, групповая, индивидуальная), источников получения знаний, он может влиять на ход урока;

- условия для решения воспитательных задач, эстетического развития ребенка, для формирования интеллектуальных умений и навыков;

Использование данных технологий формирует и развивает учебно-познавательные компетенции, усиливает мотивации к изучению предмета. У обучающихся повышается уровень обученности, развиваются коммуникативные способности. Высокий уровень обученности позволяет многим обучающимся успешно участвовать в олимпиадах, конкурсах по татарскому языку и литературе.

Ссылки на электронные ресурсы

  1.  Юлдашев А. Зачем нам татарский язык // Республика Татарстан: общественно-политическая газета. - Выпуск: № 36-37 (25112) - [Электронный ресурс]. URL: http://www.rt-online.ru/aticles/rubric-77/54616/ (дата обращения:18.11.2012).

  2. Назмутдинова Р.С. Инновационные формы и методы преподавания татарского языка и литературы в школе // Первое сентября: издательский дом.[Электронный ресурс].URL: http://festival.1september.ru/articles/574546/ (дата обращения: 18. 11. 2012).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерной технологии при преподавании татарского языка и литературы

Использование компьютера при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес ребенка. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он делае...

Использование компьютерной технологии при преподавании татарского языка и литературы

Успешное обучение возможно только в том случае, если преподавателю  удается пробудить интерес к изучаемому предмету и не только пробудить, но и систематически поддерживать его. В связи с эт...

Информационно-коммуникативные технологии в преподавании татарского языка и литературы

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в средней школе. Это не только технические средства, но и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной цел...

Приоритетные направления преподавания татарского языка и литературы на современном этапе

Татар телен чит тел буларак өйрәтүнең сыйфатын күтәрүдә яңа технологияләр куллану зур әһәмияткә ия.Укыту-тәрбия процессында электрон чаралар (мультимедиа,интерактив әсбаплар) рус телендә сөйләшүче бал...

Статья."Приоритетные направления в преподавании татарского языка и литературы"

Статья "Приоритетные направления в преподавании татарского языка и литературы" . Обозначены основные цели работы.Приведен пример из авторской разработки....

Использование современных инновационных подходов к преподаванию татарского языка и литературы

Подобное обучение для меня – это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, взаимоконтролю, приемам исследовательской деятельности, что является ...

Инновационные методы преподавания татарского языка и литературы

Выступление в региональной научно-практической конференции...