Классный час "Учитель! Быть тебе звездою во Вселенной"
классный час (10 класс) на тему
Классный час, посвященный юбилею У.У. Очирова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_po_teme_u.u._ochirov.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Яшкульская средняя общеобразовательная школа»
Классный час
Тема: «Учитель! Быть тебе звездою во Вселенной!»
Учитель: Гаряева Марина Надбитовна,
классный руководитель 11 «б» класса
МОУ «Яшкульская СОШ»
Яшкуль, 2011г.
Классный час по теме «Учитель! Быть тебе звездою во Вселенной!»
Цели и задачи:
1. Познакомить учащихся с автобиографией ученого Очирова Уташа Улазгановича.
2. У учащихся воспитывать чувство патриотизма к родному языку, истории и культуре родного края, традициям и обычаям калмыцкого народа.
Вступительное слово учителя: Сегодня мы посвящаем классный час нашему земляку Очирову Уташу Улазгановичу - ученому, кандидату филологических наук, доценту КГУ.
У нас в гостях учителя калмыцкого языка, которые у него учились, будучи студентами калмыцкого отделения КГУ. Они сейчас работают в нашей школе (представить).
Из биографии Очирова У.У. 1-й ученик.
Уташ Улазганович Очиров родился 25 декабря 1911 года в селе Чилгир в многодетной семье. Рано лишившись своих родителей, воспитывался у своего родного дяди, а затем был отдан в Астраханский детский дом № 4.
Из детского дома он был направлен в интернатскую школу крестьянской молодежи, которую окончил в 1929 году.
В сентябре 1930 года У.У. Очиров поступает на педагогический факультет Саратовского Государственного университета. После окончания которого работает заведующим Приморским районо Калмыцкой автономной области.
В последующие годы он работает директором Элистинской образцовой средней школы, заведующим учебной частью института повышения квалификации кадров народного образования.
В июле 1941 года закончил аспирантуру научно-исследовательского института школы РСФСР в Москве. Впереди были величественные перспективы, много задумок таилось в голове молодого ученого. Но он не мог приступить к их осуществлению, когда шла кровопролитная война. Уташ Очиров рвался на фронт. После нескольких заявлений отправить на фронт, настоятельная просьба была удовлетворена в октябре 1941 года. Молодой ученый воевал на фронтах Великой Отечественной до мая 1944 года. Был демобилизован после тяжелого ранения и сослан в Сибирь.
Тринадцать ссыльных лет прошли в Омской области. Все эти годы до возвращения на Родину У.У. Очиров работал преподавателем и завучем средней школы Омской железной дороги на станции Иссык – Куль.
2 ученик.
Семья Очировых одна из первых вернулась на Родину. Восстановленной республике нужны были квалифицированные кадры по всем вопросам. Особенно не хватало учителей, знатоков родного языка, культуры и истории. У.У. Очиров был одним из инициаторов создания при Карачаево-Черкесском педагогическом училище отделения для обучения студентов из Калмыкии. Выпускники данного училища (1-ый выпуск был в 1959г.) стали первыми дипломированными специалистами в Калмыкии после возвращения из ссылки. Именно они сделали много по обучению детей, работая в исключительном большинстве в отдаленных совхозах, на фермах.
В это же время (в 1957г.) совместно с профессором Б.К. Пашковым, И.М. Мацаковым, У.У. Очиров организовал калмыцкое отделение Ставропольского пединститута. После открытия Калмыцкого пединститута в 1964 году и его преобразования в университет, Уташ Улазганович работал деканом, преподавателем филологического факультета, крупным ученым – исследователем и методистом, им были разработаны учебники родного языка с 1 по 10 классы средней общеобразовательной школы. У.У Очиров первый автор учебника по синтаксису для студентов Калмыцкого университета. У него около 300 научных трудов, им подготовлены сотни преподавателей родного языка, которые успешно работают во всех уголках нашей республики.
3 ученик.
Известны его статьи о жанровых особенностях устного народного творчества, о развитии калмыцкого литературного языка. Значительным вкладом являются послесловия к сборникам «Калмыцкие сказки», «О языке произведений Н. Манджиева», «О языке перевода произведений А.С. Пушкина», «О творчестве поэтов Г. Даваева и Ц. Леджинова». Кроме этого У. Очиров занимался переводческой деятельностью, редактировал учебники и пособия. Много нового внес в создании сопоставительной грамматики.
За большие заслуги в развитии средней и высшей школ У.У. Очирову было присвоено почетное звание заслуженного учителя школ калмыцкой АССР, он награжден значком «Отличник народного образования», «Отличник высшей школы. А за свои ратные подвиги на фронтах войны У.У. Очиров награжден орденами Отечественной войны 1 и 2 степеней, 10-ю боевыми медалями.
У.У. Очиров, несмотря на свою занятость, находил время для общественной работы. Он был членом Совета старейшин при бывшем Министерстве просвещения республики.
2. На нашем классном часе присутствуют учителя калмыцкого языка и литературы Учителем которых был Очиров У.У. Они пришли поделиться своими воспоминаниями. А их только в нашей школе трудится 4 человека.
Слово предоставляется Очировой В.Б., 27 лет работает учителем калмыцкого языка и литературы, Почетный работник Общего образования.
«Я поступила в КГУ в 1976 году. И помню первую встречу с Уташ Улазгановичем. Он был очень обаятельным, вежливым, аккуратным во всем. Внешне был всегда подтянут, в неизменном своем берете и с портфелем в руках. Когда он улыбался, вокруг становилось светло. Человеком был мягким, добрым, никогда не повышал голоса, и даже когда сердился. Уташ Улазганович – один из организаторов высшего образования. Он внес большой вклад в сохранении и развитии калмыцкого языка. И мы, учителя, калмыцкого языка, хотели бы быть похожими на своего учителя Уташ Улазгановича и продолжить дело его жизни – возрождение калмыцкого языка и культуры нашего народа. Как гласит калмыцкая пословица «Алтн шорад даргддго, Алдр кумнд даргддго», - таким человеком является Уташ Улазганович».
Гаряева М.Н., учитель калмыцкого языка и литературы.
«Я закончила КГУ калмыцкое отделение в 1990 году. Примечательным было то, что Уташ Улазганович был научным руководителем моей дипломной работы по теме «Наречие». Помню его ценные советы, неспешные размышления как лучше написать работу, какими источниками надо пользоваться. Никогда не ругался, не сердился, даже не повышал голоса. Был очень интеллигентным, добрым, порядочным человеком. И до сих пор Уташ Улазганович для меня является Учителем с большой буквы, примером во всем. Он никогда не хвалился своим положением, наградами, не считал нужным рассказывать о себе. Я считаю, что Уташ Улазганович болел всей душой за родной язык и сделал все для этого. Он был Учителем! В общении с ним мы, студенты, получали только положительные эмоции и поддержку. Также я горжусь тем, что я тоже уроженка с. Чилгир, как и Уташ Улазганович, и родилась в один день 25 декабря, и являюсь учителем родного языка, а значит, продолжаю его дело».
Носонова Б.Э., учитель калмыцкого языка и литературы.
«У меня до сих пор в памяти лекции, практические занятия Уташ Улазгановича, Дорджи Антоновича, Розы Пюрвеевны, Андрея Васильевича и многих других наших дорогих учителей. Это люди преданные своему делу. Были строги и в то же время добры и справедливы. Мне, кажется, они с особой любовью оберегали, понимали нас. Придя в школу, мне пригодились знания, опыт моих учителей. Вспоминаю о них с большой благодарностью и признанием».
Мутулова М.Г., учитель калмыцкого языка (работала директором школы п. Эрмели). Ныне находится на пенсии. Мы с ней связались по телефону и вот что она рассказала.
«В 1994 году 1 октября по инициативе Мушаева Григория Болхаджаевича – бывшего директора п. Эрмели и по ходатайству педагогического коллектива, Эрмелинской средней школе было присвоено имя У.У. Очирова. В комнате Памяти хранились его личные вещи, которые любезно предоставили нам его родные. Школа все годы поддерживала тесную связь с родными Уташа Улазгановича – супругой Харкой Аршиевной, дочерьми – Эллой Уташевной и Нелли Уташевной. Там проходили классные часы, вечера Памяти, «Очировские чтения», ученические конференции, поднимались вопросы о проблемах калмыцкого языка.
Во время подготовки о присвоении именем ученого Очирова У.У. Эрмелинской средней школе, я как-то приехала в университет и зашла на кафедру, чтоб обговорить этот вопрос.
Помню за столом сидел Дорджи Антонович Павлов. Услышав, что я имею в виду, он сказал: «Как я по-доброму завидую Уташу! Его нет, а его земляки помнят и ценят Уташа. Молодцы! Я полностью одобряю это предложение. Интересно, вспомнят ли меня яшалтинцы?». И тут же собрались все члены кафедры, стали бурно обсуждать, как лучше сделать, давали советы. Все приехали на торжественное открытие комнаты-памяти. Уташ Улазганович – Учитель, Ученый, наставник, наш земляк, которым, несомненно, мы должны гордиться!»
- А сейчас прозвучат стихотворения, посвященные Очирову Уташу Улазгановичу.
Дарван Петр, бичәч
(Очра Уташин 85-гч җилин өөнд нерәдсн шүлг)
Хальмг дундан - хәәлсн тосн
Хортнд хату – таш.
Орн-нутгтан одн болсн
Ончта Очра Уташ.
Бичкн цагасн өнчәр үлдәд,
Бийән номар ачлач.
Билгин уңг – йорал малтад,
Багшин эрдмән даслач.
Дәәнә зальд чигн орад,
Дәәлдәд, диилвр бәрләч.
Дәәнә хөөн әрә торад,
Дәәвләд, гертән ирләч.
Шорад даргдшго алтн болҗ,
Хальмг келән шалһлач.
Шин арһ - зөөринь олҗ,
Хальмг улсан дасхлач.
Ода найн тавдгч өөндән,
Одн мет, аснач
Олна сана-седкл көндән,
Омглх зөв өгнәч!
Шугран Вера, шүлгч
Уташ багшин санлд
Кемр хальмг кел
Кергләд теегтм дасхла,
Насн-җирһлән нерәдхлә,
Нерм геедршго, Әмдв!
Кемр хальмг келн
Күмнд тусан күргхлә,
Күслд җивр урһахла,
Кесм үлдх, Әмдв!
Амулңг дурдсн зөөрәсн
Автн цугтан. Күрттхә.
Хальмг келнәм герл
Хәәҗ йовснднь тустха!
Бадм-Хаалһин Иван, шүлгч
Багшин санлд.
Оюткн цагас ном шинҗлҗ
Онц хөвүр багшнран залҗ,
Оньдин әмтнә сә хәәдг,
Оньгта хәләцәр кишг дурддг,
Оюн билгәр тачал делддг,
Ончта кевәр күслән олдг,
Очра Уташ – номт болдг.
Отг-нутгтан нернь туурла,
Олн дунд тоомср эзллә,
Ооср – җолаһан булагддго гилә,
Очр чолушг герлтә билә.
Очра Уташин нертә
Эрмелин дундын школ (дун, А. Борисенкова, учитель родного языка и литературы).
Цаһан чолун школнь
Цәәҗ холас үзгднә.
Хойр давхр гернь
Хотна дунд дүңгәнә.
Өрүн болһн бичкдүднь
Адһҗ школурн темцнә.
Еңсг дуута хоңхнь
Әмтиг сергәҗ җиңннә.
Сарул у классмуднь
Седкл авлҗ байрлулна.
Сәәхн һольшг күүкдүднь
Сурһуль-эрдмән делгрүлнә.
Очра Уташин нериг
Оньдин зүркндән хадһлый!
Төрскн келән дасҗ
Таңһчдан түшг болый!
Вывод:
1. Сделать краткий анализ стихотворений.
Ребята, из выступлений учащихся, презентации учеников, воспоминаний учителей какой след оставил Очиров У.У. в истории своего народа, образовании, науке?
- Какие калмыцкие пословицы подчеркивают его величие, добродушие, целеустремленность, любовь к родным и близким?
- В стихотворениях писателя и поэтов П.Дарваева, В. Шуграевой, И. Бадма-Халгаева каким вы его видите?
- Мягким, как масло с земляками; твердым с врагами; победителем в войне, сверкающим - как золото среди людей, ярким - как звезда;
- живущий в памяти людей, внесший неоценимый вклад в сохранении и развития калмыцкого языка;
- ученый, прославивший свое имя, всегда помогавший людям, близким и родным, прошедший жестокую, суровую школу жизни, мужественно перенесший все тяготы судьбы, сохранив при этом свое лицо и достоинство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Зажги свою звезду"
Классный час "Зажги свою звезду" был разработан и проведен в рамках конкурса "Лучших классных руководителей" и имел высший балл....
Классный час на тему "Звезда космического счастья"
Классный час посвящён Валентине Терешковой – первой женщине, покорившей космическое пространство.Цель классного часа воспитание чувства гордости за своё Отечество, за свой народ; знакомство с историей...
Методическая разработка классного часа «Земля – слезинка на щеке Вселенной»
Цель: вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание взаимодействовать с природой Задачи: - воспитать у детей стремление к познанию экологических знаний и личному участию в пр...
Классный час "Быть современным - быть толерантным"
Беседа о толерантности...
Сценарий классного часа "Быть современным, значит быть толерантным!"
Классный час "Быть ссовременным, значит быть толерантным!" , приурочен к Всемирному дню толерантности, ориетирован на обучающихся 9 -х классов....
Воспитательная концепция классного руководителя " Быть или не быть"
Воспитательная система-это сценарий личностного становления учащихся. Целью ее является развитие качеств личности на основе нравственных и духовных ценностей способствующих формированию активной жизне...
Классный час ко Дню Космонавтики: Покорители Вселенной
Классный час ко Дню Космонавтики «Покорители Вселенной».Тип урока: изложение нового материалаФорма: игра и информационно - познавательная лекция.Цель: Формирование знаний- организация рабо...