Учебно-методическое пособие." Интегрированный урок. Родной язык и технология."
учебно-методическое пособие (5 класс) по теме
учебно-методическое пособие "Интегрированный урок Родной язык и литература" Интегрированный урок. Родной язык и технология.
Цели:
- Ознакомить со стихотворением И.Иргит «Тыва оомге», историей возникновения валяния войлока и видами валяния.
- Изучить стиль тувинского народного творчества.Изучить лечебные и технологические свойства войлока.
- Научить подбирать гармоничные цветовые сочетания.
- Работать с войлоком, выполнять основные приёмы, закрепить практические знания и умения.
- Формирование и развитие познавательного интереса к родному языку, рукоделию, развитию самостоятельности.
- Формирование навыков культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов. Развитие устной речи у учащихся
- Привить любовь к родному языку и уважению к истории народа.
Задачи:
Познавательные:
- систематизировать и обобщить теоретические знания по родному языку, закрепить практические умения по разделу "Валяние из войлока";
- научить учащихся применять полученные ранее знания при решении смысловых и технологических задач.
Развивающие:
- развивать коммуникативные умения через групповую деятельность;
- активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе решения смысловых технологических задач;
- способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса учащихся;
- уметь анализировать, делать выводы
Воспитательные:
- способствовать формированию толерантного отношения друг к другу;
- развивать умения и навыки, необходимые для групповой работы.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Межпредметные связи:родной язык-знание о тувинских писателях, технология-умение изготовления войлока,история – сведения о культуре и традициях наших предков, черчение – работа с чертежными инструментами, понятия эскиза; изо– цветовое решение изделия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lola_salchak_urok.docx | 1015.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок. Родной язык и технология.
Разработала: Салчак Лола Игоревна, учитель родного языка и литературы
Место работы: МБОУ СОШ с.Сосновка Тандинского кожууна
Не губи ты жизнь бездельем,
Занимайся рукодельем!
Результат – на радость нам,
Нашим близким и друзьям!
Цели:
- Ознакомить со стихотворением И.Иргит «Тыва оомге», историей возникновения валяния войлока и видами валяния.
- Изучить стиль тувинского народного творчества .Изучить лечебные и технологические свойства войлока.
- Научить подбирать гармоничные цветовые сочетания.
- Работать с войлоком, выполнять основные приёмы, закрепить практические знания и умения.
- Формирование и развитие познавательного интереса к родному языку, рукоделию, развитию самостоятельности.
- Формирование навыков культуры труда: точности, аккуратности, экономного расхода материалов. Развитие устной речи у учащихся
- Привить любовь к родному языку и уважению к истории народа.
Задачи:
Познавательные:
- систематизировать и обобщить теоретические знания по родному языку, закрепить практические умения по разделу "Валяние из войлока";
- научить учащихся применять полученные ранее знания при решении смысловых и технологических задач.
Развивающие:
- развивать коммуникативные умения через групповую деятельность;
- активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе решения смысловых технологических задач;
- способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса учащихся;
- уметь анализировать, делать выводы
Воспитательные:
- способствовать формированию толерантного отношения друг к другу;
- развивать умения и навыки, необходимые для групповой работы.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Межпредметные связи: родной язык-знание о тувинских писателях, технология-умение изготовления войлока, история – сведения о культуре и традициях наших предков, черчение – работа с чертежными инструментами, понятия эскиза; изо – цветовое решение изделия.
Оборудование урока и материалы:
Инструменты и принадлежности для работы:
- Образцы изделий.
- Шерсть для валяния
- Иглы для валяния, иглопробивное устройство
- Губка
- Цветная бумага и картон
- Ножницы, линейка, клей
- Технологические карты
- Компьютер
- Проектор
- Учебник
- словарь
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, я рада приветствовать вас на нашем интегрированном уроке по теме «Открытка из войлока». Сегодня мы с вами познакомимся с новым стихотворением И.Иргита «Огге йорээл»,также с историей возникновения валяния, выполним открытку из шерсти способом сухого валяния . Ты входишь в мир, как в двери мастерской. Ты можешь сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А радость твоего творения обязательно почувствуют те, кто будет это творение смотреть. Современные дизайнеры одежды, аксессуаров, игрушек с большим интересом обратились в последнее время к войлоку, дающему огромные возможности для создания креативных и практичных предметов. Войлок – особого рода полотно, получающееся путем спутывания между собой волокон шерсти. О технике фальцевания (холодном, сухом способе валяния) наш сегодняшний урок.
II. Изучение нового материала.
- Словесно-иллюстрационный рассказ.
- Стихотворение И.Иргит «Тыва оомге».
Игорь Иргит «Тыва оомге».
Шаг шаа-биле оскерлиш чок
Чангыс черге кайын турар.
Ынчалза-даа элдеп чуве:
Ынааларлыг,хараачалыг,баганалыг,
Олбук,кудус,ширтектерлиг тыва оовус
Ол-ла хевээр,бурун олчаан туруп калган.
Бажын-балгат тыва огну солупканда,
Багай оовус уттундуруп чидер часты.
«Эрги шагнын артыышкыны-
Элбер-самдар кидис огнун кончуун!»-дижип,
Бодувус-ла чурттап келген тоогувусту
Бодал чокка куду коруп турдувус чоп.
Ам кээп богун частырыывыс миннир-дир бис:
«Аа богда,ол дег коя чуве кайдал!».
-Уруглар,богун кичээлге И.Иргиттин шулууннун сайгарылгазын кылып корээлинер.
-Шулуктун темазын тодарадып корээлинер.Чунун дугайында-дыр?
-Шулуктун темазы:тыва огнун дугайында.
-Идеязы чунун дугайында-дыр?
-Тыва огнун дугайында.Тыва ог шаандан тура бистин огбелеривистин чурттап чораан оран-савазы-дыр.Ол чунун-биле онзагайлыгыл?
--Тыва ог чурттааарынга дыка таарымчалыг кылдыр кылдынган бооп турар.Тывалар шаандан тура кошкун амыдыралдыг чораан болгаш,огну база кожуп хонарынга таарымчалыг кылдыр чогааткан.Ону дургени-биле чыыптар,дургени-биле чыып тургузуптар.
-Бо шулукте кошкун амыдыралдан сууржун чуртталгаже шилчээш,хой кезии кижилер ону уттуп,бажыннарга чурттап чанчыга бергеннер.Олар огбелеринин чагыын уттуп бар чытканнар. «Огну эрги шагнын артыышкыны –элбер-самдар кидис огну кончуун»-деп чугаалап турганнар.Ынчалза-даа уе кижини ооредир дээни ышкаш,тыва ог тыва кижинин амыдыралынга эн чугула кол черни ээлеп турар деп чуул амгы шагнын кижилеринин мээ-медерелинге чедип келген деп чуулду бо шулукту ооренип коргеш,ылап тода чугаалап болур-дур бис.
-Бо шулукте силерге утказы билдинмейн баар хире состер таварышкан боор.Оларнын кыска утказын сайгарып коруптээлинерем.
-Шаг-уе
-Ынаа(улун)-хана биле хараачаны тудуштурар узун ыяштар.
-Хараача-огнун устунде тогерик кезээ,ынаалар сугар уттерлиг болур.
-Багана-хараачаны быжыглаар усту адыр ыяш.
-Олбук-кидистен кылган олут.
-Кудус-хой дугунден кылган чадыг(шывыг).
-Ширтек-огнун адаанга черинге салыр чадыг.
(состернин кыска сайгарылгазын кылыр).
-Ынчангаштын огнун дерилгези болгаш огнун бодун кылган материалынын дугайында чугаалажыптаалынар.
-Кудус,ширтек,олбук база ог кандыг материалдан кылдынганыл?
-Кидистен.
-Шын-дыр.Кидис кылдынган.
-Ам биче кадында кидис дугайында чугаалажыптаалыптаалынар.Кидисти чуден кылырыл?
-Дуктен.Хойнун дугунден.
-Шын-дыр.Ам кидистин кижинин кадыынга кандыг эки салдар чедирип турарынын дугайында чугаадан кылыптаалынар.
-Баштай кидистен чуну кылырыл?
-Кидис идик,огнун дериг-херекселдери (кудус,ширтек.олбук),аъттын эзер-чонаа,эр болгаш херээжен улустун идик-хеви …
-Ам кидистин шынарларынын дугайында чуну чугаалап болур силер?
О свойствах и пользе войлока.
Войлок-это натуральный материал,подаренный нам природой.О полезных свойствах войлока люди узнали уже давно.Сегодня у войлока второе рождение,т.к.ценители экологичных и натуральных материалов все чаще обращаются к этому уникальному материалу.
Свойство войлока:
1.ВОЗДУХОПРОНИЦАЕМ.Натуральная овчинная шерсть из которой получается войлок,имеет между ворсинками миллионы воздушных пузырьков,что приводит к свободной циркуляции воздуха и исключает перегревание и переохлаждение организма-сохраняется только температура тела человека,предупреждая тем самым возникновение простудных заболеваний.
2.МИКРОМАССАЖ. Шерсть нежно массажируют нервные окончания тела человека на капиллярном уровне,что улучшает кровообращение и нормализирует давление.
3.ШЕРСТЬ ГИДРОСКОПИЧНА.
Шерсть способна впитывать влагу до 33% от собсвенного веса и пропускать ее через себя в атмосферу,оставаясь на ощупь сухой.
Литература:
1.Г.Д. «Мир детства кочевой Азии».Кызыл-2009.
2.М.С.Байыр-оол «Тывалар».Кызыл-2010.
3.М.Кенин-Лопсан «Тыва чанчыл».
4.Ч.Чульдум «Улусчу педагогиканын ужук достери».Кызыл-2002.
5.К.О.Шактаржык,В.А.Биче-оол «Тыва дугайында чугаалар».
6.Журнал «Башкы».Кызыл-2004. №4.
4.ШЕРСТЬ НЕЙТРАЛИЗУЕТ ЯДОВИТЫЕ ВЕЩЕСТВА.
Уже век назад знаменитый исследователь свойств шерсти,профессор Йегер,установил,что шерсть может нейтрализовать кожные испарения.Шерсть-это натуральный, гидрофобный белок т.е. каждая шерстинка неподмачиваема водой.Этот белок состоит из аминокислот,имеющих свойства нейтрализовать одной частью углекислоту,другой аммиачные соединения-ядовитые вещества.Сегодняшние исследования гигиены сна могут подтвердить,что овечья шерсть,состриженная с живого животного,нейтрализует ядовитые вещества.
Приложение1.
| ||
Рис. 1 |
| Рис. 2 |
.
(рис 3) (рис 4) (рис 5)
2. Ознакомление учащихся с выставкой вещей, выполненных в технике сухого и мокрого валяния.
3. Ознакомление учащихся с материалами и инструментами, используемыми при валянии.
Существуют два способа валяния: сухое и мокрое. При сухом валянии используют специальные иглы. Иглы имеют специальные насечки, благодаря которым они подцепляют и смешивают (спутывают) волокна шерсти (рис. 6). Все насечки на игле расположены в одном направлении, противоположном направлению втыкания, благодаря этому иглу можно легко вынуть из шерсти.
Валяние - процесс получения из непряденых шерстяных волокон спрессованной массы, используемой для производства таких материалов, как войлок и фетр. В ручном валянии применяется шерсть в мотках, изготовленная в фабричных условиях путем камвольного прядения шерсти мериносовой овцы и шелка, а также пряжа из ангоры и кашемира. В магазинах для рукоделия широко представлен ассортимент различных сортов мериносовой шерсти. Рекомендации по выбору материала можно давать лишь условно, так как требования, предъявляемые к готовой работе, отличаются. Процесс ручного валяния успешно осуществляется с помощью мыльного раствора.
Можно комбинировать различные виды шерсти, но только при условии, что речь идет о 100%-й шерсти высокого качества. Не рекомендуется смешивать шерсть с микроволокном или полиамидом.
Рассказ учителя сопровождается показом образцов пряжи, игл, иглопробивного устройства.
Две необходимые и достаточные для сухого валяния вещи – шерсть и иглы. Техника очень простая и состоит в том, что непряденую шерсть многократно протыкают специальными иглами с зазубринами, волокна спутываются (сваливаются), формируя необходимый объем.
В процессе валяния используются специальные иглы с зазубринами различных размеров. Помимо размера иглы различаются длиной лезвия: иглы с удлиненным лезвием – №70, 50; иглы с коротким лезвием – №90, 75, 60, 45.
| ||
Рис. 6 |
Чтобы не испортить поверхность стола, на котором вы будете сваливать шерсть, используйте кусок плотного поролона. Подойдет и большая автомобильная губка, чем плотнее она будет, тем дольше прослужит.
Шерсть для валяния
Шерсть для валяния представлена в следующем ассортименте
(здесь можно более подробно рассмотреть цвета)
5360001 | 5360002 | 5360005 | 5360009 | 5360008 | 5360013 | 5360016 | 5360019 |
5360020 | 5360025 | 5360029 | 5360034 | 5360038 | 5360039 | 5360079 |
Сухим способом обычно делают объемные вещи: игрушки, броши, бусы
Мокрое валяние
Это классический способ. Основная хитрость состоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон шерсти используют мыльный раствор, который значительно уменьшает трение между волосками, и под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии.
Помимо этого в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются – таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые "замочки" их крепко держат, что и позволяют войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму. Уваливать изделия надо не менее 40 раз. Таким образом изготавливаются и плоские войлочные изделия (ковры, панно, картины, ткани для одежды), и полуобъемные войлочные изделия, изготавливаемые с применением плоских форм-макетов (очёчники, сумки, обувь).
4. Изучение санитарно-гигиенических требований и правил охраны труда при валянии
- На рабочем столе ножницы располагают справа, с сомкнутыми лезвиями.
- Свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди
- Иглы для валяния нельзя накалывать на одежду и брать в рот.
- Сломанные иглы не оставлять на рабочем месте.
Соблюдать осторожность со специальными иглами для валяния, так как они очень острые
III. Практическая работа
Задание 1. По предложенным картинкам и технологической карте подобрать цветовую гамму шерсти, выложить фон картины и элементов открытки
Учитель делает целевые обходы, следя на первом этапе и корректируя выбор цвета и правильность выполнения работы.
Рассмотрим основные этапы работы на примере валяния. Волокна шерсти для работы не режутся ножницами, а отрываются очень маленькими прядками.
1. Первоначальное заваливание объема осуществляется иглами №60 или №70.
2. Когда игла в процессе работы начнет пробивать шерсть с сильным напряжением, а лезвие угрожающе изгибаться, необходимо перейти на более тонкие иглы №50.
3. При втыкании иглы в одно и то же место, шерсть уплотняется и вдавливается вовнутрь; этот прием используется для придания заготовке желаемой формы.
4. На последнем этапе используется самая тонкая игла №45, с коротким лезвием. С ее помощью поверхность выравнивается, заглаживается и уплотняется.
5. Удары иглой наносятся под прямым углом к поверхности и лишь иногда под более острым, в зависимости от конкретно стоящей задачи.
Скоро праздник матери. И мы решили сделать мамам подарки. Кроме всех этих красивых и нужных вещей можно из войлока самим сделать маме открытку. Используем сухое валяние. Для этого нам нужны : иглы для валяния, поролон или губки, цветная бумага, ножницы, шерсть цветная, клей и немного фантазии. Вот примерно такой она будет
Технологическая карта
1.приготовить основу для открытки из цветной бумаги или картона.(размер13x20).
2.вырезать окошечко(7x6)
3свалять фон рисунка и далее основной рисунок
4.готовый рисунок приклеить к окошечку.
5.свнутренней стороны наклеить цветную бумагу в размер открытки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русский язык + образовательная технология «ИнтеллекТ» по теме «Повторение и обобщение по теме: «Союз» (7 класс)
Образовательными целями урока является уточнение и расширение представлений по теме «Союз»; формирование умений определять роль союзов в предложении; закрепление навыков пра...
Интегрированный урок английского языка и технологии
Интегрированный урок для 6 класса по теме "Разговор о здоровом питинии"...
Интегрированный урок английского языка и технологии
Разработка интегрированного урока для 6 класса по теме "Разговор о здоровом питании"...
Интегрированный урок «Английский язык и Технология» Тема: «The birthday party of Magadan» класс 4
Интегрированный урок "Английский язык и Технология", посвященный юбилею города Магадана...
конспект интегрированного урока (родная литература и технология)
конспект интегрированного урока...
конспект интегрированного урока (родная литература и технология)
конспект интегрированного урока...
Интегрированный урок родного языка и родной литературы "Золото, золото, сердце народное"
. Собранный материал неоднократно использовался как на уроках русского языка, литературы, так и во внеурочной деятельности. Классный час, разработанный на основе этих документов, стал победителем реги...