Мини-исследовательская работа аржаана "Дархи"
творческая работа учащихся (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Мини-исследовательская работа аржаана "Дархи". Исследование своего родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buyan_proekt.docx | 24.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хову-Аксынская средняя общеобразовательная школа»
МИНИ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
АРЖААНА «ДАРХИ»
Выполнил: ученик 8 «А» класса
Кунгаа Буян
Руководитель: учитель тувинскогоо языка
и литературы
Кунгаа Д.К.
Хову-Аксы 2014г.
Введение
Актуальность выбранной темы. Каждое лето мы всегда отдыхаем на природе. В прошлом году я поехал с родителями в аржаан «Дархи» в Эрзинском районе неподалеку от с.Качык. В этом аржаане отдыхали мои родители, бабушки и дедушки. Мне много интересного поведали, и тогда мне стало интересно узнать историю этого аржаана.
Перед собой поставил определенную цель : изучить аржаан «Дархи».
Задачи. ВЫЯСНИТЬ:
1)этимологию слова «аржаан»;
2)посещение и ритуалы аржаана;
3)истории и легенды аржаана.
Предмет исследования: история и развитие аржаана «Дархи».
Методы исследования: беседа, наблюдения, опрос, чтение литературы, исследование.
В географическом центре Азии, там, где берет начинало могучий Енисей и где проходит один из крупнейших в мире водоразделов – хребты Танну – Ола и Сенгилена, - лежит древняя страна аратов – кочевников – Тыва (Тува).
Природа горной республики неповторима тем, что здесь в вековечном экологическом равновесии сосуществуют почти все природно – климатические зоны Северного полушария – от высокогорной тундры до знойной пустыни. Отсюда и разнообразие природных источников, озер, издревле используемых местным населением в лечебных целях.
Лечебные источники называются аржаанами. Слово «аржаан» уходит корнями в древний санскритский язык и означает – святая или целебная вода. В традиционном быту тывы культ аржаанов был велик: с ними связывали здоровье тела и духа как отдельного человека, так и рода в целом.
Аржааны почитали и бережно хранили. Ежегодно в каждом аале (стойбища тыва кочевников – скотоводов, ведущих родо – племенной образ жизни), в каждом арбане проводили Дни Аржаана: Аржаан дагыыры – освящение источника, Аржаан ажаары – ритуал ухода за ним, Аржаан чалаары – «приглашение» аржаана. Последнее – это особый ритуал отбора воды источников в посуду, которую приносили с собой страждущие. С него начинался «аржаанный сезон». Вот как это описывается в одной легенде – были:
«Праздник «приглашения» аржаана был одним из больших празднований, сопровождавшихся народными гуляньями, скачками, хурешом. Проводился он в середине лета, когда, по словам стариков, аржаан «созревал» и набирал целебную силу. На закате солнца весь аал, весь арбан собирался на поляне перед Кара-Дагом, где пробивался из толщи земли вожделенный источник. На большие черные камни складывали лакомые кусочки мяса, другой снеди и возжигали огонь. Это - сан-салыры – было подношением духу аржаана, который являлся шаманам в образе человека. Каждый аржаан имел своего духа – женщину или мужчину. Присутствующие, сидя на коленях, молитвенно сложив руки и закрыв глаза, монотонно покачиваясь, про себя воздавали хвалу аржаану, его духу и испрашивали исцеления для себя, родных и близких, для своего рода. Затем каждый привязывал к веточкам деревьев или кустарников, росших около источника, белые, красные или голубые ленточки – чалама. После этого девочка, заслужившая звание самой прилежной и трудолюбивой в этих местах, набирала воду аржаана в серебряный ковшик и разливала всем присутствующим. Посуда могла быть самой разной, но каждая семья старалась держать для этой цели серебряную донгу – высокий чеканной работы чайник».
Традиция народа тывы лечиться на аржаанах сохранилась по сей день. Ежегодно с середины июля по вторую половину августа (время «созревания » аржаанов) тысячи людей отдыхают и лечатся на целебных водах, в основном «диким», стихийным образом. Этот феномен сохранился практически только в Тыве, чему способствовали прочность традиции, экологическое благополучие природной среды и, конечно же, экологическая чистота вод природных источников. Курс лечения прост и традиционен: он занимает от 7 до 9 дней, реже до 14 и 21 дня, и включает питье, полоскание, душ, ванны.
В Эрзинском районе одним из популярных лечебных источников является аржаан Дархи. Расположен он примерно в 17 км к северо-востоку от села Качык, в межгорном ущелье. Вода источника сочится из скальных трещин и собирается в небольшие ручейки, стекающие по отвесному склону.
Аржаан активно посещается местным населением и нам приходилось, уважая традиции, испрашивать разрешения у духов источников, и только затем посещать источник. По возвращении с них необходимо было выполнить ритуал благодарения – повязать на веточки деревьев ленточки – чалама. В основном лечатся (принимают душ), а также «приглашают» аржаан для лечения дома, т.е. доставляют, кто как может, аржаан домой.
По свидетельству местного населения аржаан используется при лечении парализованных больных, сердечно – сосудистой системы, лечит остеохондроз, ангину.
Тыва богата природными лечебными водами. Использование аржаанов в лечебных целях происходит в основном стихийным образом. Многие аржааны, в том числе и аржаан «Дархи» имеет уникальное свойство и находится в особом природно – климатическом условии.
С этого года начались исследования аржаанов и отдыхающих. В каждом аржаане присутствует медицинская служба(исследователи). Разрабатывается проект составления «Кодекса аржаанного этикета и поведения» в республике Тыва.
Мы видели древние наскальные рисунки, которые изображены 4 человека ,семья: родители и дети. Нам рассказывали старики, что эти рисунки являются хозяевами аржаана.
Таким образом наша Тыва уникальна. В каждом уголке нашей республики есть лечебные аржааны. Также вы можете посетить аржаан «Дархи» в Эрзинском районе с. Качык.
Использованная литература:
- Ондар Б.К. Топонимический словарь Тувы. – Кызыл.-2007
- Ондар Б.К. Тувинская топонимия.- Кызыл.-2008
- Аракчаа К. Слово об аржаанах Тыва. – М., 1995.
- Аракчаа К.Д., Эрдыниева Л.С. Медико- социологические исследования стихийного народного лечения на некоторых пресных аржаанах Тувы// Вестник ТувГУ. –Вып.2.Химия.-Кызыл, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»
в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод проектов...
Рабочие программы для профессии 270802.09 Мастер общестроительных работ:ОП.03 Основы строительного черчения. ОП.04.Основы технологии общестроительных работ. ПМ.03 Выполнение каменных работ.
Рабочие программы предназначены для обучения по профессии 270802.09 Мастер общестроительных работ...
ПОЛОЖЕНИЕ о выпускных квалификационных работах (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа)
В Данном Положении прописана нормативная база, на которую мы опираемся, требования к оформлению и содержанию выпускной квалификационной работы обучающихся техникума по направления начального профессио...
Мини-исследовательская работа Синоп
История России 8 класс...
Приказы Управления образования "Об организации работы предметных жюри муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников в 2012-2013, 2014-2015 учебных годах о работе по проверке работ". Работа в жюри различных конкурсов .
Работа в жюри различных конкурсов...
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.02 Социальная работа с семьей и детьми МДК 02.03. Технологии социальной работы с семьей и детьми для студентов специальности 39.02.01 Социальная работа
методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ по профессиональному модулю Социальная работа с семьей и детьми для студентов специальности 36.02.01 Социальная работа в СП...