Проблемно- поисковый подход в обучении
учебно-методический материал (6 класс) на тему

Дедова Людмила Алексеевна

Проблемно- поисковый подход в обучении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemno-_poiskovyy_podhod_v_obuchenii.docx48.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №  14»

Проблемно-поисковый подход

в обучении

Выступление на

педагогическом совете

учителя русского языка

и литературы

Дедовой Л. А.

             

                    Новомосковск, 2013 г.

(Слайд 1) Основные проблемы современного педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием системы образования, направленным на развитие творческой личности школьника. По мнению психологов, главным показателем всесторонне развитой личности является не сама по себе сумма знаний, а знания в синтезе с творческими способностями.

Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки. (Слайд 2)

Задачи проблемного обучения: (Слайд 3)

Учить мыслить логично, научно, творчески.

Сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся, формировать не просто знания, а знания-убеждения, что служит основой для формирования научного, диалектико-материалистического мировоззрения.

(Слайд 4). Содействовать формированию прочных знаний, так как сведения, самостоятельно добытые учащимися, прочно сохраняются в памяти, а если забываются, то их легко восстановить, повторив ход рассуждения, доказательства, аргументации.

Воздействовать на эмоциональную сферу школьников, формируя такие чувства, как уверенность в своих силах, удовлетворение от напряженной умственной деятельности.

(Слайд 5). Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.

Формировать и развивать положительное отношение, интерес как к данному учебному предмету, так и к учению вообще.

Для целенаправленного и систематического развития интеллекта и творческого мышления учащихся применяются современные педагогические технологии, направленные на активизацию и интенсификацию деятельности учащихся. Одной из приоритетных задач системы образования является развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности.

Для того чтобы постоянно поддерживать и развивать у учащихся интерес к русскому языку как к средству общения и как к учебному предмету, стимулировать развитие их творческих способностей, используются различные методы и приемы.

Умелое использование проблемно-поисковых методов на уроке русского языка позволяет создать систему работы, направленную на воспитание у школьников познавательного интереса к изучаемому материалу, активизацию их мыслительных способностей, на поиск и нахождение ответов на вопросы, возникающие в ходе усвоения новых языковых закономерностей, важных для овладения устной и письменной русской речью.

(Слайд 6) Сущность проблемно-поискового подхода заключается в создании проблемных ситуаций, в результате которых возникают и формируются учебные проблемы, в решении проблем учащимися путем самостоятельного поиска знаний и способов их приобретения, в осознании и принятии этих проблем учащимися, в овладении обобщенными знаниями и принципами решения проблемных задач и проблемных вопросов.

(Слайд 7) В рамках этого подхода ученик должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он воспринимает образовательный процесс как процесс осуществления субъективного открытия еще неизвестного, но манящего знания. Учебная деятельность осознается учеником как личностная ценность, что развивает познавательную мотивацию, интерес к предмету. В ходе нее он имеет возможность строить некоторые гипотезы, проверять их, искать верное решение из различных вариантов.

(Слайд 8). При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание.  Процесс учения, учебная деятельность уподобляется научному поиску и отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска.

(Слайд 9). Этапы, уровни проблемного обучения:

Подготовка к восприятию проблемы.

2. Создание проблемной ситуации.

3. Формулирование проблемы. Гипотеза.

4. Процесс решения проблемы. Средства решения. Эксперимент.

5. Доказательство правильности избранного решения.

Результаты поиска.

(Слайд 10) Действия учителя и ученика на разных этапах проблемного обучения:

Действия учителя

Действия ученика

1. Создает проблемную ситуацию.

2. Организует размышления над проблемой и ее формулировкой.

3. Организует поиск гипотезы – предположительного объяснения обнаруженных противоречий.

4. Организует проверку гипотезы.

5. Организует обобщение результатов и применение полученных знаний.

1. Осознает противоречия в изучаемом явлении.

2. Формулирует проблему.

3. Выдвигает гипотезы, объясняющие явления.

4. Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т.д.

5. Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания.

(Слайд 11) Достоинства проблемного обучения: развивает мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы. Недостатки: не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя; требует много времени, в силу чего проблемное обучение в полном виде используется нечасто.

(Слайд 12).  Методические приёмы создания проблемных ситуаций:

Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его решения;

Столкнуть противоречия в практической деятельности;

Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

Предложить классу рассмотреть проблему с различных позиций;

Побуждать школьников делать сравнения , обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты.

Для организации образовательного процесса в рамках проблемно-поискового подхода существуют следующие технологические приемы:

  • создание в пространстве деятельности ученика значимой
    для него познавательной проблемной ситуации;
  • вычленение противоречий в исследуемом объекте и доведение их до сознания ученика для осознания проблемы;
  • формулирование задачи творческого типа, вытекающей из этой проблемы.

(Слайд 13) В качестве критериев результативности применения такого подхода в образовательном процессе выступают:

а)        наличие положительного мотива деятельности в проблемной ситуации («хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться, смогу ли разрешить проблему»);

б)        наличие положительных изменений в эмоционально-
волевой сфере («испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно...»);

в)        переживание учеником субъективного открытия («Я сам
получил этот результат, я сам справился с этой проблемой, я вывел закон...»);

г)        отношение к новому знанию как к личностной ценности
(«мне это очень нужно, мне важно научиться решать эти ситуации, эти знания мне пригодятся в жизни»);

д)        овладение обобщенным способом решения проблемных
ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез, проверкой
их правильности, получением результата деятельности.

(Слайд 14) При проблемно-поисковом подходе используются методы проблемного изложения, исследовательские и частично-поисковые.

   Очень эффективно применение изложения информации учащимися при ролевой игре или диалоге «я - составитель правила», «я - автор деформированного текста». Идёт работа по анализу и синтезу уже известного, формулируется эвристический вопрос, пробуждающий интерес учеников. Составивший карту по правилу с наиболее точным, кратким и запоминающимся  текстом получает задание изложить информацию так, как объяснил бы правило своим ученикам. Такой вид работы имеет и большой дисциплинирующий эффект, так как опережающее изучение позволяет самостоятельно знакомиться с новым учебным материалом и излагать его так, чтобы понятно было остальным. Такой метод позволяет открыть дорогу творчеству и самостоятельности, а также дает возможность попробовать себя в работе с аудиторией, что, конечно, пригодится в будущей учебе в высших и средних учебных заведениях.

(Слайд 15) Исследовательские методы позволяют детям преобразовать информацию в знание: сначала учащиеся наблюдают над определенным материалом, сравнивают, выявляют проблему (или противоречие), обнаруживают общее и различия у языковых единиц, выявляют существенные признаки понятия, обобщают и делают вывод, то есть формулируют (как бы самостоятельно, при ненавязчивой помощи учителя) определение. Сравнение выведенного понятия с формулировкой, данной в учебнике, показывает, что ученики могут самостоятельно делать выводы. Осваивая исследовательскую деятельность, школьники через определенное время уже самостоятельно справляются с выведением целого ряда понятий.

(Слайд 16-17) Частично-поисковый метод обучения предполагает:

  • включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;
  • задание учащимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного учителем;
  • задание учащимся на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче;
  • наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;
  • задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;
  • организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;
  • задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;
  • показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей с учеником;
  • задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем;
  • демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;
  • выделение цветом части схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы.

Существуют разные способы решения задач поискового характера, в том числе и универсальные – обобщенные, которые включают целую систему логико-лингвистических операций. Поскольку поисковая деятельность учащихся может осуществляться на уроках по изучению разных грамматических тем, для заданий поискового характера при изучении, например, морфологии таким обобщенным способом решения будет следующий.

Обобщенные способы решения ПЗ при изучении морфологии

I. Операции, характерные для анализа морфологических явлений

1.

2.

Определение части речи, к которой относится данное слово, и ее признаков

Определение особенностей словоизменения, подбор разных форм слова

II. Ход анализа морфологического явления

Связь с другими разделами

1.

Определение лексического значения слов и выражений

Лексика и фразеология

2.

Определение морфемного состава слова

Словообразование

3.

Определение средств и способов словообразования

Словообразование

4.

Выявление связей слов в предложении

Синтаксис

5.

Выявление синтаксической роли части речи

Синтаксис

6.

Выявление смыслового значения словосочетаний и предложений

Синтаксис

III. Выявление роли части речи в речевой практике

Итак, для решения поисковой задачи учащимся необходимо привлечь знания, полученные из разных разделов курса «Русский язык», что позволяет показать тесное взаимодействие языковых единиц разных уровней, обучить школьников правилам использования этих единиц в речи, стимулировать интерес к русскому языку.

(Слайд 18) Приведу примеры упражнений с использованием проблемно-поискового подхода на определение функции местоимений в речи. Такие задания не только развивают творческую самостоятельность, но и способствуют формированию языковой компетенции учащихся как основы для формирования их коммуникативных умений:

(Слайд 19) 1. Чтобы определить, к какой части речи относятся выделенные слова, школьник сначала выяснил, какими членами предложения они являются. Как вы думаете, почему?

  1. Луговая речка бежит по ровной долине или по широкому лугу. Извилистые берега ее обрастают местами лозняком, вербою и ольхой, а местами осокой и другими береговыми травами; дно ее ровно и гладко, и глубина почти везде одинакова. (Аксаков).

  1. Отважные зимовщики два года провели на берегу пустынного Таймырского озера, только два месяца в году освобождающегося ото льда. Живя на берегу озера, я особенно любил заходить к зимовщикам в их маленький теплый домик, возле которого, свернувшись клубками в снегу, обычно спят ездовые собаки... (По Соколову-Микитову).

  (Слайд 20)   Это задание направлено на осмысление слов, совпадающих по звучанию и написанию, но имеющих разные морфологические признаки и выполняющих разную синтаксическую роль, а также на особенности их анализа (анализ нужно начинать с выявления синтаксической роли слова).

(Слайд 21) 2. На вопрос: «К какой части речи относятся выделенные слова в указанных предложениях?» - школьники дали два ответа. Как вы думаете, почему?

Наступление весны

И все-таки это была весна. Она шла с юга по мощному слою снега, покрывавшему все земное, ее атаковали северные ветры, небо обильно сорило снегом, но это была весна, ее поступь, ее животворное дыхание. (Маленький).

Новым для школьников является то, что местоимения могут соотноситься со словами других частей речи и выступать в роли разных членов предложения.

3. Выделенные слова являются определением, дополнением, обстоятельством. К какой части речи они относятся? Объясните.

В осеннем лесу

Старый бор с утра полон влаги. Земля его остро пахнет палым листом, слежавшейся хвоей и грибами. Под хвоей и листьями прячутся грузди. Их нелегко найти. Грибник, натыкаясь на их молочно-белые, мясистые шляпки, похожие на слегка расплющенные воронки, радуется им больше, чем боровикам. Груздь – чистый гриб, его не точат ни черви, ни улитки, не ест белка. (Капица).

Если задания используются в классах, где учащиеся владеют языковым материалом в разной степени, возможна формулировка всего комплекса заданий (от репродуктивного – к частично-поисковому – к поисковому) на основе одного текста.

(Слайд 22) Поисковые упражнения могут использоваться как для индивидуальной, фронтальной, так и для коллективных (парной, групповой, межгрупповой) форм организации учебного пространства.

Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.

(Слайд 23) На  уроке русского языка в 5 классе проводим лингвистическую конференцию на тему: “Что такое язык? Из чего он состоит?” Дети получают задание назвать языковые единицы и ответить на вопрос, какие разделы языкознания изучают эти языковые единицы. Идет индивидуальная работа, потом обсуждение в группах, выступления и совместное составление таблицы языковых единиц и разделов.

В начале изучения раздела “Морфология” возможно составление сопоставительной таблицы “Части речи и члены предложения”. При составлении задаю такие вопросы: почему ЧР выполняют разные роли в предложении? Почему ученые разделили все слова на ЧР? Вопросы такого характера помогут не повторить, а обобщить, сопоставить, выявить существенные и несущественные признаки изучаемых явлений.

При изучении лексики спросим у детей: как проникли к нам иностранные слова? Что появилось раньше: многозначность или переносное значение слова? Для детей это вполне проблемная задача. Чтобы понять лексическое значение слова, составим предложение, например, со словом вуз. Антонимы изучим на примере пословиц, синонимы найдём в собственной речи.

Знания не даются в готовом виде. Широко используем блоки, составление схем, составление слов, предложений по схемам, творческое письмо, задания с изменением грамматики (например, запись текста с изменением времени глагола), несколько заданий одновременно, что стимулирует мышление.

 Так, при изучении темы «Причастие» в 7 классе на основании самостоятельных выводов учащихся составляем таблицу, отражающую сходство причастия с глаголом и прилагательным.

http://festival.1september.ru/articles/418632/img1.gif

При изучении темы целесообразно предложить детям следующие проблемные задания.

 1. Как могут “встретиться” в одном слове:

а) существительное, прилагательное?

б) прилагательное, глагол?

 2. Почему причастия настоящего времени (действительное и страдательное) образуются лишь от глаголов несовершенного вида, а от глаголов совершенного вида не образуются?

             3. Почему действительные причастия образуются от глаголов переходных и непереходных, а страдательные только от переходных?

 4. От каких глаголов можно образовать лишь одно причастие и почему?

 5. Найти лишнее слово. Объяснить, почему оно лишнее

  • придуманный, прочитанный, приглашенный, снежный;
  • рассказанная, основанная, черная, организованная;
  • умное, рожденное, связанное, внесенное.

(Слайды 24-32 ). Примеры проблемных ситуаций на разных этапах урока.

(Слайд 33) Итак, проблемно-поисковый подход в обучении – это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности, осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ « РАСТВОРИМОСТЬ ВЕЩЕСТВ. ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ. ЭЛЕКТРОЛИТЫ И НЕЭЛЕКТРОЛИТЫ» 9 КЛАСС.

Данный урок позволяет сформировать у учащихся понятие об электролитах и неэлектролитах и их поведении в водных растворах; научить записывать уравнения диссоциации веществ в водных растворах; раскрыть ...

«Проблемно-интегрированный подход в обучении при внедрении ФГОС»

Технология интегратор как разновидность технологий на основе дидактического усовершенствования и реконструирования учебного материала...

Субъектно-субъектное взаимодействие учителя и ученика как необходимое условие реализации проблемно - проектного подхода в обучении.

Субъектно-субъектное взаимодействие учителя и ученикав процессе обученияна основе положительного эмоционального фона активизирует познавательную деятельность учащихся.Невозможно работать в русле данно...

Реализация проблемно-интегративного подхода в обучении химии

Химия-интегральный школьный предмет, синтезирующий знания из области естественных и математических наук.Он представляет широкие возможности для развития различных аспектов личности ребенка, его саморе...

(ФОРСАЙТ - 2019) Проблемно - проектный подход в обучении как способ активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка. Из опыта работы.

Основной принцип этого направления – в центре обучения находится ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Эти методы, прежде всего, повышает активность школьников на урока...

Проблемно - проектный подход в обучении как способ активизации речемыслительной деятельности на уроках английского языка. Из опыта работы.

Эти методы, прежде всего, повышают активность школьников на уроках, т.к. истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. Успешное обучение вообще, и иност...

Реализация проблемно-интегративного подхода в обучении химии

Данная статья включена в с Сборник " Роль естественно-математических и технологических предметов в формировании профессиональных знаний"Материалы сборника освещают приоритетныенапрвления раз...