«Символизм. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности».
методическая разработка (11 класс) на тему

Кретова Ирина Владимировна
Испепиляющие годы!
Безумья ль в вас
Надежды ль есть?
     

        А.А. Блок

                  

 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dlya_kursov.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока «Символизм. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности».

Автор

Кретова И.В.  -  учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 133

Предмет

литература

Класс

11

Тип урока

Урок открытия нового знания

Технология урока

Педагогическая мастерская

Тема

Символизм. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности. (записана на доске)

Цель

Предметные – получить представление о символе как важнейшей эстетической категории символизма, как средстве передачи «тайных смыслов», разобраться в природе символа; попытаться проникнуться мироощущением поэтов-символистов, их взаимоотношениями с миром, почувствовать, что они противопоставляют хаосу, бездне, какой считают основу мира;  способствовать развитию умения понимать информацию, воспроизводить её, а также создавать на её основе собственные выводы и обобщения

Метапредметные:

Регулятивные – перерабатывать информацию; самостоятельно выполнять задания и делать выводы; ставить цели и задачи, составлять таблицы, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Познавательные –   проводить наблюдение и ставить проблему, анализировать; решать задачи; работать со словом, с образом-символом; погружаться в ткань стихотворения, владеть ключевыми понятиями, связанными с символизмом,  строить логическое рассуждение

Коммуникативные – развитие навыков активного слушания и построения высказывания в ходе диалога; задавать вопросы и формулировать собственное мнение и позицию, работать в паре; приобретение навыков эпатийного общения

Личностные – освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; развитие воображения,  формирование психологической грамотности и мотивации к учебной деятельности, культуры мышления и поведения; умение принимать  решения с опорой на морально-нравственные принципы, осознавать ценность общения с другими людьми, понимать ценность выстраивания отношений в диалоге.

Эпиграф

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас

Надежды ль весть?

                   А.А.Блок

Оборудование и способы

Музыка С.Рахманинова (2 концерт)

Живопись (портреты К.Бальмонта, Д.Мережковского, А.Блока)

Компьютер и мультимедийная презентация

Написание текстов-эссе

Работа индивидуальная и работа в паре

Бумага и наборы для рисования  (краски, карандаши,  фломастеры)

Составление таблиц

Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint, mp 3.

Приложения (стихи и цитаты)

Таблица оценок

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование умений

Организационный

Приветствие.  Выявление отсутствующих.

Готовность к уроку

Воспитываются дисциплинированность и собранность, готовность сотрудничать с учителем и друг с другом

Мотивирующее введение в тему

Индуктор

Поиск ответов на задания репродуктивного и проблемного характера

Рефлексия промежуточных результатов работы

Звучит 2 концерт С.Рахманинова (1-2 мин), учитель читает стихотворение К.Бальмонта «Ломаные линии».

Задание: Нарисуйте то, что вы услышали.

Пока рисуют, учитель кладет каждому на стол текст данного стихотворения.

Задание: Перечитайте стихотворение, рассмотрите свои рисунки и поместите себя внутрь этого пространства.

Задание: Опишите свои ощущения, ответьте на вопрос: как я себя чувствую в царстве  «ломаных линий»?

Фронтальная беседа: Давайте попытаемcя понять, почему возникли такие ощущения (картина, слова, образы, настроение поэта; что воздействовало, что вызвало такие ощущения)

Задание: Можно ли выбраться из царства «ломаных линий». Предложите свои варианты письменно (социализация это задания пройдет на другом этапе урока)

Прослушивание.

Рисование.

Чтение. Осмысление задания.

Создание текста.

Рефлексия.

Социализация.

Обмен мнениями, ощущениями, выход к слову, словосочетанию (ломаные линии), ассоциациям, которые заставили проникнуться настроением стихотворения (поэта)

Создание небольшого текста или рисунка.

Развитие воображения, умение слушать и выделять из текста слово-образ

Составление письменного ответа, логического рассуждения

Участие в диалоге, умение слушать чужое мнение, оспаривать его или находить отклик своим размышлениям

Работа в паре

Целеполагание

Образ, слово, ассоциации помогают нам проникнуть в ткань стихотворения, приобщиться к «тайнопии неизреченного», какою считал поэзию поэт-символист В.Иванов.

Раздаю цитаты.

Задание: обсудите в паре, какие цели мы должны поставить перед собой, чтобы проникнуть в ткань стихотворения, и какие задачи помогут нам добиться данной цели, составьте таблицу: Я узнал(а), Я хочу узнать и как я могу это знание получить. Учитель записывает варианты ответов на доске.

Чтение цитат и обсуждение в паре. Составление таблицы.

Социализация (попытаться увидеть, услышать, включить воображение, наполнить ассоциациями, найти ключевые слова, слова-образы, символы, интуитивно догадаться и т.п.)

Умение сотрудничать со своим сверстником, находить пути взаимодействия, отстаивать свою позицию и слышать позицию другого.

Умение составлять таблицы, ставить цель и преобразовывать ее, самостоятельно анализировать условия достижения цели, планирование путей достижения, самостоятельно получать представления о новых ключевых понятиях

Освоение знаний

Задание: Вернемся к заданию, которое было предложено вам к стихотворению К. Бальмонта «Ломаные линии» - как выбраться из царства «ломаных линий». Каковы ваши варианты?

Учитель записывает на доске варианты выхода.

Задание: Прослушайте стихотворение одного из представителей старших символистов, или как еще принято их называть – декадентов, Д.С.Мережковского «Гимн красоте»

(читаю дважды: первый раз для прослушивания, второй раз для работы с ним)

После 1 чтения задание: разделите лист на 2 графы: «Звуки» и «Образы».

Внесите в соответствующие графы наиболее повторяющиеся звуки и запомнившиеся вам слова-образы, символы. Прочитайте их.

Задание после заполнения таблицы и второго прослушивания: Обсудите в паре, что воспевает поэт и что противопоставляет хаосу (возможно изображение в схеме или рисунке)

Обратимся к эпиграфу урока: этот блоковский вопрос будоражит мысль, подталкивает к размышлениям…

Чтение своих вариантов или демонстрация своих рисунков.

Прослушивание.

Слушают и заполняют таблицу.

Социализация.

Обсуждение, составление устного ответа или представление рисунка, схемы. (Хаос усмиряется, ликует вся земная тварь, сам Тучегонитель склоняется, всё подвластно Красоте. Красота, любовь - вот главная идея мира, его основа, но если у Достоевского красота спасает мир, то у Мережковского красота и хаос, противоборствуя, сливаются в единое целое.

Уметь принимать решения в проблемной ситуации, находить эффективные способы разрешения проблемы

Умение выделять частное из общего, проникать в ткань стихотворения, в его звукопись развивать речевой слух

 

Работать в паре, слушать и слышать чужое мнение, сопоставлять со своим, анализировать и делать выводы, развивать воображение

Написание текста

Задание: прочитайте стихотворение А.А. Блока – представителя младшего поколения символистов – «Предчувствую Тебя…»

Напишите небольшой рассказ в стихах или прозе о том, кто или что  Она для поэта и что вам помогло прийти к этому выводу.

Самостоятельное чтение стихотворения.

Написание текста

Социализация.

Пользоваться механизмами чтения (читательской деятельности)

Строить речевое высказывание в связи с поставленной задачей

Итог урока. Рефлексия

Увлекла или нет работа и на каком этапе? Выполнены ли поставленные цели?

Социализация.

Оценивать достигнутый результат и адекватно его сформулировать

Оценивание

Какую оценку вы бы поставили себе, своему партнеру по работе

Выставление оценки в таблицу оценок

Умение адекватно оценивать свои действия и работу, а также работу партнера

Домашнее задание

Найти материал об эстетике символизма и основных чертах, присущих символизму.

Запись в дневник д/з

Умение самостоятельно искать материал и перерабатывать информацию

  Примечание: данный урок был не один раз предложен разным учащимся 11 классов. Все предполагаемые ответы в графе «Деятельность ученика» - это реальные ответы учеников моих классов.

В Презентации я предлагаю портреты поэтов-символистов, музыку Рахманинова с его портретом, тексты стихотворений и цитаты.

Приложения

Стихотворение Д.С.Мережковского

Гимн красоте

Слава, Киприда, тебе, —

Нам – в беспощадной борьбе

Жизнь красотой озарившая,

Пеной рожденная,

Mиp победившая,

Непобежденная!

 

Из волны зеленой вышла ты, стыдливая,

И воздушна, как мечта,

Тела юного сверкала нагота

Горделивая!

Укротительница бурь,

Улеглась у ног твоих стихия злобная, —

Нектару подобная,

Вкруг тебя кипела, искрилась лазурь...

Как от розы – благовоние, —

Так от тела твоего

Веет силы торжество,

Счастье и гapмония!..

Все ты наполняешь, волны и эфир,

И как пахарь в ниву – семена несметные,

Ты бросаешь в мир

Солнца искрометные!..

Ступишь – пред тобою хаос усмиряется,

Взглянешь – и ликует вся земная тварь,

Сам Тучегонитель, Громовержец-царь

Пред тобой склоняется...

Все тебе подвластно, все – земля и твердь;

Ты одной улыбкой нежною,

Безмятежною

Побеждаешь Смерть!

 

Слава, Киприда, тебе, —

Нам в беспощадной борьбе

Жизнь красотой озарившая,

Пеной рожденная,

Мир победившая,

Непобежденная!..

1889, на Черном море

А.А.Блок

И тяжкий сон житейского сознанья

                Ты отряхнешь, тоскуя и любя.

                            Вл. Соловьев1

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,

И молча жду,— тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду — и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

 Стихотворение Бальмонта К. Д. 


«Ломаные линии»

Ломаные линии, острые углы.
Да, мы здесь — мы прячемся в дымном царстве мглы.

Мы еще покажемся из угрюмых нор,
Мы еще нарядимся в праздничный убор.

Глянем и захватим вас, вбросим в наши сны.
Мы еще покажем вам свежесть новизны.

Подождите, старые, знавшие всегда
Только два качания, только нет и да.

Будет откровение, вспыхнет царство мглы.
Утро дышит пурпуром... Чу! Кричат орлы!



« Символ всегда превосходит задуманное автором. »

                                                                                                          Альбер Камю.

Символ есть центр, из которого расходятся бесчисленные радиусы, — образ, в котором каждый, со своей точки зрения, усматривает нечто другое, но в то же время все уверены, что видят одно и то же.


                                                                                                       Артур Шопенгауэр

Символ — это совершенное совпадение языка и идеи.


                                                                                                      Ханс Георг Гадамер

Символ заставляет задуматься, он зовет к интерпретации.


                                                                                                     Поль Рикер

Символ — это не образ, это сама множественность смыслов.
Ролан Барт

Мир покрыт знаками, нуждающимися в расшифровке.


                                                                                                     Поль Мишель Фуко

Под грубою корою вещества

 Я прозревал нетленную порфиру,

                                                                                                    В.Соловьев

Ф.Сологуб:  «Символ – окно в бесконечность».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Средства художественной выразительности. Инверсия в художественном произведении"

Данная методическая разработка направлена на повторение отработку умения определять средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, метафору, олицетворение) и ознакомление с инверсией, её...

Методические приемы обучения выразительному чтению учащихся адаптивной школы VIII вида.

Во 2-6 классах объяснительное чтение, представляющее собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведения, ...

Методические приемы обучения выразительному чтению учащихся адаптивной школы VIII вида.

Во 2-6 классах объяснительное чтение, представляющее собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведения, ...

"Аппликатурно-позиционные принципы как средство достижения художественной выразительности"

Работа "Аппликатурно-позиционные принципы как средство достижения художественной выразительности" посвящена одному из самых сложных вопросов в исполнительской практике музыкального искусства...

Методическая разработка "Принципы и приемы презентации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы"

Современный педагог дополнительного образования - это человек, владеющий различными компетенциями, присущими предпринимателю. Для того, чтобы творческое (техническое и пр.) объединение было востребова...

Основные понятия технологии дифференцированного обучения, его принципы и приемы.

Основные понятия технологии дифференцированного обучения, его принципы и приемы....


 

Комментарии

Яшина Александра Михайловна

Добрый вечер. В эпиграфе к уроку допущена ошибка: ИспепЕляющие годы.