«Символизм. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности».
методическая разработка (11 класс) на тему
А.А. Блок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dlya_kursov.docx | 32.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «Символизм. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности».
Автор | Кретова И.В. - учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 133 |
Предмет | литература |
Класс | 11 |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Технология урока | Педагогическая мастерская |
Тема | Символизм. Образный мир символизма, принципы символизации, приемы художественной выразительности. (записана на доске) |
Цель | Предметные – получить представление о символе как важнейшей эстетической категории символизма, как средстве передачи «тайных смыслов», разобраться в природе символа; попытаться проникнуться мироощущением поэтов-символистов, их взаимоотношениями с миром, почувствовать, что они противопоставляют хаосу, бездне, какой считают основу мира; способствовать развитию умения понимать информацию, воспроизводить её, а также создавать на её основе собственные выводы и обобщения Метапредметные: Регулятивные – перерабатывать информацию; самостоятельно выполнять задания и делать выводы; ставить цели и задачи, составлять таблицы, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач Познавательные – проводить наблюдение и ставить проблему, анализировать; решать задачи; работать со словом, с образом-символом; погружаться в ткань стихотворения, владеть ключевыми понятиями, связанными с символизмом, строить логическое рассуждение Коммуникативные – развитие навыков активного слушания и построения высказывания в ходе диалога; задавать вопросы и формулировать собственное мнение и позицию, работать в паре; приобретение навыков эпатийного общения Личностные – освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; развитие воображения, формирование психологической грамотности и мотивации к учебной деятельности, культуры мышления и поведения; умение принимать решения с опорой на морально-нравственные принципы, осознавать ценность общения с другими людьми, понимать ценность выстраивания отношений в диалоге. |
Эпиграф | Испепеляющие годы! Безумья ль в вас Надежды ль весть? А.А.Блок |
Оборудование и способы | Музыка С.Рахманинова (2 концерт) Живопись (портреты К.Бальмонта, Д.Мережковского, А.Блока) Компьютер и мультимедийная презентация Написание текстов-эссе Работа индивидуальная и работа в паре Бумага и наборы для рисования (краски, карандаши, фломастеры) Составление таблиц Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint, mp 3. Приложения (стихи и цитаты) Таблица оценок |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формирование умений |
Организационный | Приветствие. Выявление отсутствующих. | Готовность к уроку | Воспитываются дисциплинированность и собранность, готовность сотрудничать с учителем и друг с другом |
Мотивирующее введение в тему Индуктор Поиск ответов на задания репродуктивного и проблемного характера Рефлексия промежуточных результатов работы | Звучит 2 концерт С.Рахманинова (1-2 мин), учитель читает стихотворение К.Бальмонта «Ломаные линии». Задание: Нарисуйте то, что вы услышали. Пока рисуют, учитель кладет каждому на стол текст данного стихотворения. Задание: Перечитайте стихотворение, рассмотрите свои рисунки и поместите себя внутрь этого пространства. Задание: Опишите свои ощущения, ответьте на вопрос: как я себя чувствую в царстве «ломаных линий»? Фронтальная беседа: Давайте попытаемcя понять, почему возникли такие ощущения (картина, слова, образы, настроение поэта; что воздействовало, что вызвало такие ощущения) Задание: Можно ли выбраться из царства «ломаных линий». Предложите свои варианты письменно (социализация это задания пройдет на другом этапе урока) | Прослушивание. Рисование. Чтение. Осмысление задания. Создание текста. Рефлексия. Социализация. Обмен мнениями, ощущениями, выход к слову, словосочетанию (ломаные линии), ассоциациям, которые заставили проникнуться настроением стихотворения (поэта) Создание небольшого текста или рисунка. | Развитие воображения, умение слушать и выделять из текста слово-образ Составление письменного ответа, логического рассуждения Участие в диалоге, умение слушать чужое мнение, оспаривать его или находить отклик своим размышлениям |
Работа в паре Целеполагание | Образ, слово, ассоциации помогают нам проникнуть в ткань стихотворения, приобщиться к «тайнопии неизреченного», какою считал поэзию поэт-символист В.Иванов. Раздаю цитаты. Задание: обсудите в паре, какие цели мы должны поставить перед собой, чтобы проникнуть в ткань стихотворения, и какие задачи помогут нам добиться данной цели, составьте таблицу: Я узнал(а), Я хочу узнать и как я могу это знание получить. Учитель записывает варианты ответов на доске. | Чтение цитат и обсуждение в паре. Составление таблицы. Социализация (попытаться увидеть, услышать, включить воображение, наполнить ассоциациями, найти ключевые слова, слова-образы, символы, интуитивно догадаться и т.п.) | Умение сотрудничать со своим сверстником, находить пути взаимодействия, отстаивать свою позицию и слышать позицию другого. Умение составлять таблицы, ставить цель и преобразовывать ее, самостоятельно анализировать условия достижения цели, планирование путей достижения, самостоятельно получать представления о новых ключевых понятиях |
Освоение знаний | Задание: Вернемся к заданию, которое было предложено вам к стихотворению К. Бальмонта «Ломаные линии» - как выбраться из царства «ломаных линий». Каковы ваши варианты? Учитель записывает на доске варианты выхода. Задание: Прослушайте стихотворение одного из представителей старших символистов, или как еще принято их называть – декадентов, Д.С.Мережковского «Гимн красоте» (читаю дважды: первый раз для прослушивания, второй раз для работы с ним) После 1 чтения задание: разделите лист на 2 графы: «Звуки» и «Образы». Внесите в соответствующие графы наиболее повторяющиеся звуки и запомнившиеся вам слова-образы, символы. Прочитайте их. Задание после заполнения таблицы и второго прослушивания: Обсудите в паре, что воспевает поэт и что противопоставляет хаосу (возможно изображение в схеме или рисунке) Обратимся к эпиграфу урока: этот блоковский вопрос будоражит мысль, подталкивает к размышлениям… | Чтение своих вариантов или демонстрация своих рисунков. Прослушивание. Слушают и заполняют таблицу. Социализация. Обсуждение, составление устного ответа или представление рисунка, схемы. (Хаос усмиряется, ликует вся земная тварь, сам Тучегонитель склоняется, всё подвластно Красоте. Красота, любовь - вот главная идея мира, его основа, но если у Достоевского красота спасает мир, то у Мережковского красота и хаос, противоборствуя, сливаются в единое целое. | Уметь принимать решения в проблемной ситуации, находить эффективные способы разрешения проблемы Умение выделять частное из общего, проникать в ткань стихотворения, в его звукопись развивать речевой слух
Работать в паре, слушать и слышать чужое мнение, сопоставлять со своим, анализировать и делать выводы, развивать воображение |
Написание текста | Задание: прочитайте стихотворение А.А. Блока – представителя младшего поколения символистов – «Предчувствую Тебя…» Напишите небольшой рассказ в стихах или прозе о том, кто или что Она для поэта и что вам помогло прийти к этому выводу. | Самостоятельное чтение стихотворения. Написание текста Социализация. | Пользоваться механизмами чтения (читательской деятельности) Строить речевое высказывание в связи с поставленной задачей |
Итог урока. Рефлексия | Увлекла или нет работа и на каком этапе? Выполнены ли поставленные цели? | Социализация. | Оценивать достигнутый результат и адекватно его сформулировать |
Оценивание | Какую оценку вы бы поставили себе, своему партнеру по работе | Выставление оценки в таблицу оценок | Умение адекватно оценивать свои действия и работу, а также работу партнера |
Домашнее задание | Найти материал об эстетике символизма и основных чертах, присущих символизму. | Запись в дневник д/з | Умение самостоятельно искать материал и перерабатывать информацию |
Примечание: данный урок был не один раз предложен разным учащимся 11 классов. Все предполагаемые ответы в графе «Деятельность ученика» - это реальные ответы учеников моих классов.
В Презентации я предлагаю портреты поэтов-символистов, музыку Рахманинова с его портретом, тексты стихотворений и цитаты.
Стихотворение Д.С.Мережковского
Гимн красоте
Слава, Киприда, тебе, —
Нам – в беспощадной борьбе
Жизнь красотой озарившая,
Пеной рожденная,
Mиp победившая,
Непобежденная!
Из волны зеленой вышла ты, стыдливая,
И воздушна, как мечта,
Тела юного сверкала нагота
Горделивая!
Укротительница бурь,
Улеглась у ног твоих стихия злобная, —
Нектару подобная,
Вкруг тебя кипела, искрилась лазурь...
Как от розы – благовоние, —
Так от тела твоего
Веет силы торжество,
Счастье и гapмония!..
Все ты наполняешь, волны и эфир,
И как пахарь в ниву – семена несметные,
Ты бросаешь в мир
Солнца искрометные!..
Ступишь – пред тобою хаос усмиряется,
Взглянешь – и ликует вся земная тварь,
Сам Тучегонитель, Громовержец-царь
Пред тобой склоняется...
Все тебе подвластно, все – земля и твердь;
Ты одной улыбкой нежною,
Безмятежною
Побеждаешь Смерть!
Слава, Киприда, тебе, —
Нам в беспощадной борьбе
Жизнь красотой озарившая,
Пеной рожденная,
Мир победившая,
Непобежденная!..
1889, на Черном море
А.А.Блок
И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнешь, тоскуя и любя.
Вл. Соловьев1
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду — и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
Стихотворение Бальмонта К. Д.
«Ломаные линии»
Ломаные линии, острые углы.
Да, мы здесь — мы прячемся в дымном царстве мглы.
Мы еще покажемся из угрюмых нор,
Мы еще нарядимся в праздничный убор.
Глянем и захватим вас, вбросим в наши сны.
Мы еще покажем вам свежесть новизны.
Подождите, старые, знавшие всегда
Только два качания, только нет и да.
Будет откровение, вспыхнет царство мглы.
Утро дышит пурпуром... Чу! Кричат орлы!
« Символ всегда превосходит задуманное автором. »
Символ есть центр, из которого расходятся бесчисленные радиусы, — образ, в котором каждый, со своей точки зрения, усматривает нечто другое, но в то же время все уверены, что видят одно и то же.
Артур Шопенгауэр
Символ — это совершенное совпадение языка и идеи.
Ханс Георг Гадамер
Символ заставляет задуматься, он зовет к интерпретации.
Поль Рикер
Символ — это не образ, это сама множественность смыслов.
Ролан Барт
Мир покрыт знаками, нуждающимися в расшифровке.
Поль Мишель Фуко
Под грубою корою вещества
Я прозревал нетленную порфиру,
В.Соловьев
Ф.Сологуб: «Символ – окно в бесконечность».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Средства художественной выразительности. Инверсия в художественном произведении"
Данная методическая разработка направлена на повторение отработку умения определять средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, метафору, олицетворение) и ознакомление с инверсией, её...
Открытый урок по русскому языку в 5 классе на тему : « Авторская оценка в художественном описании. Средства её художественной выразительности» с использованием приёмов технологии критического мышления и ИКТ технологий.
Постановка цели урока: сегодня мы попытаемся заглянуть в тайны созданияхудожественной и поэтической речи, посмотрим и увидим , г...
Методические приемы обучения выразительному чтению учащихся адаптивной школы VIII вида.
Во 2-6 классах объяснительное чтение, представляющее собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведения, ...
Методические приемы обучения выразительному чтению учащихся адаптивной школы VIII вида.
Во 2-6 классах объяснительное чтение, представляющее собой целую систему учебных занятий, в процессе которых у учащихся совершенствуется техника чтения, развивается умение анализировать произведения, ...
"Аппликатурно-позиционные принципы как средство достижения художественной выразительности"
Работа "Аппликатурно-позиционные принципы как средство достижения художественной выразительности" посвящена одному из самых сложных вопросов в исполнительской практике музыкального искусства...
Методическая разработка "Принципы и приемы презентации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы"
Современный педагог дополнительного образования - это человек, владеющий различными компетенциями, присущими предпринимателю. Для того, чтобы творческое (техническое и пр.) объединение было востребова...
Основные понятия технологии дифференцированного обучения, его принципы и приемы.
Основные понятия технологии дифференцированного обучения, его принципы и приемы....
Комментарии
Блок
Добрый вечер. В эпиграфе к уроку допущена ошибка: ИспепЕляющие годы.