"Говорите правильно"
рабочая программа (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Программа
элективного курса для учащихся 10-х классов
«Говорите правильно»
2014 г
Аннотация
Программа элективного курса подготовки рассчитана на учащихся 10-х классов. Освоение данных тем позволит учащимся более глубоко освоить программу по русскому языку.. Программа курса “Говорите правильно” рассчитана на 17 часов. Результативность курса – выступление перед аудиторией в соответствии с нормами ораторского искусства, понимание детьми взаимосвязи профессии и культуры речи.
Пояснительная записка
Программа элективного курса рассчитана на учащихся 10-х классов, выбирающих гуманитарный, филологический, художественно-эстетический профили обучения. Содержание материала можно рассматривать и как надпредметное, поэтому курс может быть интересен и учащимся, выбирающим другие профили обучения.
Повышать культуру речи необходимо каждому, если ему приходится выступать на сцене, по радио, на кафедре, да и просто общаться. Необходимо умение точно и логически ясно передавать свою мысль, грамотно строить фразу, заботиться об увеличении своего словарного запаса. Грамотная устная речь способствует быстроте, легкости общения между людьми, придает речи коммуникативное совершенство. Невозможно стать истинно культурным человеком, невозможно овладеть богатством мысли, не овладев культурой речи.
Точность выбора слова, правильное сочетание его с другими словами, а при необходимости и умение заменить, перефразировать ранее сказанное другими словами являются основными признаками понятия “знание языка”, “владение языком”.
Внедрение в процесс общения компьютерных технологий вытесняет постепенно устную коммуникацию. Это делает особенно актуальным сохранение и развитие культуры речи.
Новизна программы заключается в том, что многие аспекты культуры речи недостаточно затрагиваются в курсе русского языка основной школы, например, психология воздействия ораторской речи, вопрос воспитания и развития голоса путем сознательного овладения процессом дыхания, голосоведения и произношения. Ограниченное количество часов обычно не позволяет детально рассмотреть вопросы, связанные с лексикой русского языка и фразеологией, особенностями грамматических форм и конструкций.
Цель программы:
- Помочь учащимся в выборе гуманитарного, филологического, художественно-эстетического профилей обучения.
- Способствовать совершенствованию коммуникативных устных компетенций.
Задачи:
- Освоить технику ораторского искусства.
- Выработать четкую, ясную дикцию и правильное произношение.
- Развивать выразительность речи, орфоэпически правильную речь учащихся.
- Повысить культуру речи.
- Научить учащихся ориентироваться в мире профессий.
Программа данного курса рассчитана на 17 часов. Из них 6 часов – теоретические, 10 часов – практические, 1 час – итоговый контроль.
В результате изучения курса “Говорите правильно” учащиеся должны
знать:
- понятия “риторика”, “культура речи”, “орфоэпия”,
- синонимические обороты русского языка,
- фразеологические обороты, сращения, единства;
- профессии, требующие высокого уровня владения культурой речи.
уметь:
- по содержанию и внешним стилистическим признакам определять принадлежность речи к определенному роду, воспроизводить основные мысли;
- пользоваться нормативной речью и богатством русского языка, находить в чужой и своей речи ошибки, связанные с нарушением норм, пользоваться нормативными словарями;
- анализировать речь с точки зрения уместности образных средств для создания ассоциаций и словесной наглядности, создавать свои выступления с привлечением тропов;
- готовить и произносить речь с учетом психологии воздействия;
- ориентироваться в мире профессий
По усмотрению учителя количество часов, предполагаемое на изучение каждого раздела может быть изменено.
О результативности проведения курса свидетельствуют такие показатели:
- правильное произношение слов;
- грамотное построение фразы;
- выступление перед аудиторией в соответствии с нормами ораторского искусства (риторические каноны в приложении),
- понимание взаимосвязи профессии и культуры речи.
Формы организации занятий:
- экскурсия;
- дискуссия;
- лекция;
- практикум.
Виды самостоятельной работы учащихся:
- составление проекта собственного словаря фразеологизмов и крылатых выражений;
- репетиция эпизодов из грамматико-стилистических этюдов;
- составление информационной дикторской программы;
- подготовить собственное исследование, посвященное какому-либо крылатому выражению по схеме.
Учебный план.
№ | Содержание раздела, темы | Всего часов | Из них |
| Форма контроля |
Лекц. | Практ. | ||||
1 | Значение культуры речи в области профессий. Богатство русского языка и культура речи | 1 | 1 |
|
|
2 | Совершенствуем дикцию | 3 | 1 | 2 | Выразительное прочтение стихотворения и быстрое произношение 20 скороговорок Отчет |
3 | Культура ораторской речи | 4 | 1 | 3 | Итоговое обобщение результатов дискуссии
Дневник наблюдений |
4 | Какую роль играют фразеологические обороты, крылатые слова и пословицы в речи? | 2 | 1 | 1 | Подготовить собственное исследование, посвященное какому-либо крылатому выражению, по схеме (в содержании программы) и выступить. Презентация собственного словаря фразеологизмов и крылатых выражений |
5 | Для чего нужны синонимы? | 1 | 1 |
| Собеседование |
6 | Механизмы речи в действии | 1 |
| 1 | Диалог: слушающий-говорящий |
7 | В гостях у орфоэпии. | 4 | 1 | 3 | Защита собственной информационной дикторской программы |
8 | Итоговый контроль по следующим проблемам:
| 1 |
|
| Зачет |
Содержание программы
Тема 1. Значение культуры речи в области профессий: человек-человек (актера, диктора, журналиста, лектора и др.) (1час)
1.1.Богатство русского языка и культура речи. Правильность речи. Важнейшие качества хорошей речи. Нормы литературного языка
1.2. Изобразительно-выразительные средства. Использование тропов в речи.
1.3. Суждения писателей, ученых, общественных деятелей о богатстве русского языка.
Тема 2. Совершенствуем дикцию. (3часа, из них 1 час на экскурсию, 2 часа – практическая работа).
2.1.Строение речевого аппарата. Голосовые связки, резонаторы (небо, полость носа, зубы, лицевой костяк, лобная пазуха). Голосовая и дыхательная функция. Межреберные мышцы и диафрагма. Техника речи. Дыхание, голос, дикция.
2.2.Гласные и согласные звуки. Правильность произнесения гласных и согласных звуков.
2.3. Воспитание и развитие голоса. Развитие силы и чистоты звука. Гибкость, послушность, выразительность. Умелое использование своего голоса и целесообразное его применение.
2.4. Экскурсия на местное телевидение.
- Знакомство с диктором.
- Наблюдение за подготовкой диктора к передаче.
- Просмотр передачи и анализ.
- Беседа о выборе профессии.
2.5. Выразительное прочтение стихотворения. Прочтение скороговорок.
Тема 3. Культура ораторской речи. (4 часа, из них 1 час на экскурсию,2 часа – практическая работа).
3.1. Проблема ораторской речи в античных риториках. Известные ораторы.
Виды ораторской речи. Академическое, социально-политическое, судебное, социально-бытовое, духовное красноречие.
3.2.Композиция речи. Начало речи, введение; главная часть речи, содержание; заключение.
3.3.. Психология воздействия ораторской речи. Особенность восприятия речи. Речевая компетентность. Различные виды памяти в процессе восприятия ораторской речи. Убеждение, внушение.
3.4.Коммуникативно-контактные элементы речи. Адресация и авторизация речи. Этикетные речевые формулы.
3.5. Ассоциативность ораторской речи. Логические и образные ассоциации.
3.6. Экскурсия в театр (или посещение научной конференции).
- Знакомство с актерами.
- Наблюдение за игрой актеров. Обсуждение впечатлений.
- Посещение костюмерной комнаты.
- Беседа о выборе профессии.
3.7. Дискуссия на тему: «Как должен говорить современный актер (лектор)»
(требования к проведению дискуссии в приложении)
Тема 4. Какую роль играют фразеологические обороты, крылатые слова и пословицы в речи? (2 часа, из них 1 час на практическую работу)
4.1.Употребление фразеологических оборотов, крылатых слов и пословиц.
Фразеологические сращения, единства, сочетания, выражения.
Стилистическая функция фразеологизмов.
4.2. Эмоционально-экспрессивная окраска слов и фразеологизмов.
4.3.Межстилевые фразеологические обороты.
Фразеологические обороты разговорно-бытового характера.
Фразеологические обороты книжного характера.
Фразеологические архаизмы и историзмы.
4.4. Крылатые слова и выражения. Пословицы и поговорки.
4.5.Исследование, посвященное какому-либо крылатому выражению.
Схема:
- указать источник его возникновения;
- дать трактовку его первоначального значения;
- проиллюстрировать его употребление в публицистике, художественных произведениях более позднего времени;
- указать на варианты трансформации данного выражения в современной речи;
- придумать самим предложения с данными выражениями.
4.6.Составление словаря фразеологизмов и крылатых слов.
4.7. Презентация собственного словаря фразеологизмов и крылатых слов.
Тема 5. Для чего нужны синонимы? (1 час)
5.1.Синонимы и синонимические обороты русского языка.
Синонимические ряды.
5.2.Лексические, стилистические, синтаксические синонимы.
5.3.Употребление синонимов в речи.
Тема 6. Механизмы речи в действии. (1 час)
6.1.Человек говорящий. Основные закономерности построения текста.
Цельность текста. Выбор степени детализации наименования. Учет сходств и различий при выборе наименования.
6.2.Человек слушающий.
Общие условия восприятия наименования. Членение наименования. Вероятностный прогноз и восстановление цельности текста.
Тема 7. В гостях у орфоэпии. (4часа, 3 часа на практическую работу)
7.1.Орфоэпическая система русского языка.
Понятие об орфоэпии и об орфоэпических нормах.
Компоненты интонации. Основные функции интонации.
7.2.Выбор и употребление отдельных слов, грамматических форм и конструкций.
Особенности отдельных грамматических форм.
7.3.Рассмотрение и анализ грамматико-стилистических этюдов.
7.4.Орфоэпический разбор стихотворения Козьмы Пруткова (и еще двух стихотворений по выбору учителя).
7.5.Анализ наблюдения прослушанных информационных дикторских программ.
Защита своей информационной программы.
Учебно-тематическое планирование
№ | Темы уроков | Количество часов | Форма организации | Форма контроля | |
Лекц | Практ | ||||
1 | Значение культуры речи в области профессий. Богатство русского языка и культура речи. Суждения писателей, ученых, общественных деятелей о богатстве русского языка | 1 | Лекция | ||
2 | Совершенствуем дикцию. Строение речевого аппарата. Голосовые связки, резонаторы. Гласные и согласные звуки | 1 | Практикум | Выразительное прочтение стихотворения и быстрое произношение 20 скороговорок | |
3 | Воспитание и развитие голоса. Умелое использование своего голоса и целесообразное применение. | 1 | Практикум | Отчет | |
4 | Экскурсия на местное телевидение. | 1 | Экскурсия | ||
5 | Культура ораторской речи. Проблема ораторской речи в античных риториках. Композиция речи. | 1 | Лекция | Итоговое обобщение результатов дискуссии | |
6 | Психология воздействия ораторской речи. Коммуникативно-контактные элементы речи. | 1 | Практикум | Дневник наблюдений | |
7 | Экскурсия в театр. | 1 | Экскурсия | ||
8 | Дискуссия на тему: «Как должен говорить современный актер» | 1 | Дискуссия | ||
9 | Какую роль играют фразеологические обороты, крылатые слова и пословицы в речи? | 1 | Лекция | Подготовить собственное исследование, посвященное какому-либо крылатому выражению, по схеме (в содержании программы) и выступить. | |
10 | Презентация собственного словаря фразеологизмов и крылатых слов. | 1 | Практикум | Презентация | |
11 | Для чего нужны синонимы? Употребление синонимов в речи. | 1 | Лекция | Собеседование | |
12. | Механизмы речи в действии. Человек говорящий и человек слушающий. | 1 | Диалог: слушающий-говорящий | ||
13 | В гостях у орфоэпии. Орфоэпическая система русского языка. | 1 | Лекция | ||
14. | Рассмотрение и анализ грамматико-стилистических этюдов. Орфоэпический разбор стихотворений. | 1 | Практикум | Анализ и разбор | |
15. | Анализ наблюдения прослушанных дикторских программ. Защита своей информационной программы. | 1 | Практикум | Защита собственной информационной дикторской программы | |
16 | Повторение | 1 | Собеседование | ||
17 | Итоговый контроль по следующим проблемам:
| 1 | Зачет |
Литература (для преподавателей)
- Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов
общеобразовательных учреждений/ Авт.: О.ИЛепилкина и др.-М., 2006.
- ГатинД.Ю. Словарь публичной речи. Самара, 2005.
- Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1998.
- Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. М., 1982.
- Русский язык: Текст. Грамматика. Культура речи. 11 кл.: Учеб. для нац. образоват.
учреждений гуманит. профиля / Т.С.Кудрявцева, Р.А.Арзуманова, Р.М.Нефедова;
Под ред. т.С.КудрявцевоЙ. - М.: Дрофа, 2002. - Саричева Е. Работа над словом. М., 1980.
- Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. М., 1995.
- Скворцов Л.И. Правильно ли мы говорим по-русски? М.,1980.
- Царева Р.Ш. Развивающее учебное взаимодействие как условие профиссиональной
подготовки будущих учителей. - Автореф.дис.д-ра пед.наук. - Казань, 1997. - Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. Пособие для учителя.
М., «Просвещение», 1975.
- Язовекий Е.В. Говорите правильно. М.,1964 ..
Литература (для учащихся)
- Ожегов С.И.., Шведова Ю.Н. Толковый словарь русского языка. М., 1993.
- Словарь синонимов русского языка / Под ред. З.Е.АлександровоЙ. М., 1969.
- Словарь-справочник «Новые слова и значения». М., 1984.
- Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. М., 1985.
Приложение
В помощь учителю
Тема 1. Значение культуры речи в области професеий: человек-человек (актера, диктора, журналиста, лектора и др.) Богатство русского языка и культура речи.
Цель:
Показать необходимость культуры речи в мире профессий (актера, диктора, журналиста, лектора).
Показать детям, что русский язык - один из самых богатых языков мира. Пользуясь его богатством, говорящий может выбрать точные и нужные слова для ясной передачи мысли.
Дополнительный материал к уроку:
Умение говорить и писать красиво издавна считается отличительной чертой культурного, образованного человека.
Важнейшие качества хорошей речи - это правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство речи, ее уместность, соответствие стилевому назначению.
НОРМЫ литературного языка:
1) орфоэпические - единые правила произношения отдельных звуков и их сочетаний, то есть регулируют выбор произношения и ударения;
2) лексические правила, созданные с употреблением отдельных слов и словосочетаний в соответствии с их смысловым значением;
3) грамматические нормы, то есть строго определенные правила изменения и сочетания слов
для построения простых и сложных предложений;
4) стилистические - особые приемы и средства, помогающие наиболее точному и яркому выражению мысли;
- орфографические нормы регулируют правила написания слов;
- пунктуационные нормы определяют правила постановки знаков препинания;
- морфологические - регулируют выбор вариантов формы слова (инженеры, а не «инженера») и вариантов ее сцепления с другими (можно: много дел, нельзя: «много делов»);
8) синтаксические нормы регулируют выбор вариантов построения словосочетания и
предложения (нельзя: «Подъезжая к станции, у него слетела шляпа»)
Некоторые суждения писателей:
«Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца, - писал Н.В.Гоголь, - легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, Так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».
И С. Тургенев: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками ... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
А.М.ГоркиЙ считал русский язык могучим орудием культуры. Заканчивая свою статью о языке, он писал: «Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено - тем оно победоносней» .
Тема 2. Совершенствуем дикцию.
Цель:
Выработать четкую, ясную дикцию и правильную речь учащихся.
Дополнительный материал к уроку:
В речи важно «акустическое» поведение - громкость, высота тона, темп, паузирование, ритмика. Главное - правильно е речевое дыхание, хорошая дикция, интонация и т.д.
Сценическое мастерство и мастерство слова на эстраде не может быть совершенным без высокой речевой и голосовой техники (вопрос воспитания голоса и речи путем сознательного овладения процессом дыхания, голосоведения и произношения)
Артикуляционная гимнастика:
«Раскрытие рта».
«Упражнение для нижней челюсти».
«Упражнение для языка».
«Упражнения для губ». Растянуть губы в улыбке без обнажения зубов. Плотно сомкнутые губы вытянуть вперед. Попеременно чередовать: вытянуть губы в трубочку - растянуть и в улыбке - вытянуть губы в трубочку и др.
Дыхательные упражнения.
- Взять дыхание и на выдохе произносить цифры, сначала считать на одном выдохе до 5, потом до 10, до 15. При длинном ряде цифр в промежутке один или два раза добрать воздух.
- Взять дыхание и на выдохе произносить звуки ф, с, ш, х. Каждый из этих звуков должен идти при выдохе плавно и на каждый из них должно быть дано одинаковое количество дыхания.
- Взять дыхание и на выдохе произносить какую-либо пословицу и др.
Экскурсия на местное телевидение с целью знакомства с профессией диктора.
Практикум:
- Выразительно прочитать стихотворения(по выбору). Определить, какие слова в
тексте подсказывают интонацию и громкость чтения. - Найти дополнительные материалы по совершенствованию дикции. Выступить с
сообщением. - Выучить наизусть и научиться быстро произносить не менее 20 скороговорок.
Тема 3. Культура ораторской речи.
Цель: Освоить технику ораторского искусства.
Научить готовить и произносить речь с учетом психологии воздействия.
Дополнительный материал к уроку:
Познакомить детей с проблемами ораторской речи в античных риториках (Аристотель, Сократ, Демосфен, Эсхил, Цицерон). Роды и виды ораторской речи (академическое красноречие, социально-политическое, судебное, социально-бытовое, духовное). Композиция речи (начало речи, введение; главная часть речи, содержание; заключение). Психология воздействия ораторской речи (особенности восприятия речи, проблемы ее понимания и оценки аудитории, внимание, интерес, речевая компетентность, различные виды памяти в процессе восприятия ораторской речи, убеждение, внушение).
Знакомство с коммуникативно-контактными элементами в речи (адресация и авторизации речи, этикетные речевые формулы). Ассоциативность ораторской речи (логические и образные ассоциации, роль тропов и ассоциативных связей в построении композиционно- речевых блоков).
Риторические каноны (правила риторики, подробный и тщательно продуманный
механизм перевода внутренней речи во внешнюю, превращений мыслей в слова):
- инвенция (изобретение, нахождение), необходимо подобрать материал к
выбранной теме и определиться с типом речи. Обычно оратор произносит речь с
целью убедить слушателя в чем-то, поэтому он выбирает тип речи - рассуждение; - диспозиция (расположение). Она определяет композицию речи, традиционно
состоящую из трех частей - введения, основной части и заключения; - элокуция - подбор слов и выражений, в том числе тропов, грамотное
использование которых украсит выступление.
Главная задача - сделать так, чтобы слушали (привлечь внимание, удержать его, заинтриговать слушателя следующей встречей).
Практические советы, которые помогут глубже понять задачи, стоящие перед каждым
оратором, и даже раскрыть секрет успеха, выпадающего на долю тех, кто сознательно
стремится овладеть мастерством устной речи:
- Хорошая публичная должна быть прежде всего содержательной, целенаправленной.
- Хорошая публичная речь должна быть абсолютно грамотной как в области
произношения, так и в области грамматического выражения мысли.
- Хорошая публичная речь меньше всего похожа на декламацию, высшее ее качество
непринужденный разговор (беседа) со слушателями на интересную
животрепещущую тему.
- Важнейшая особенность публичной речи - тесный контакт ( общение) со
слушателями, желание поделиться с ними своими мыслями и соображениями.
- Хорошая публичная речь не может быть хаотичной. Она должна быть
последовательной и разумной во всех отношениях. - Овладевая искусством речи, надо помнить, что научиться можно не только
правильному произношению, но и правильному упорядоченному мышлению.
- Упорство, настойчивость и терпение - вот что прежде всего необходимо оратору.
- Тема вашего выступления обязательно должна быть интересной для вас и для
ваших слушателей. - Готовясь к выступлению, прочтите не одну статью, а несколько, сопоставьте между
собой точки зрения различных авторов. Побеседуйте с учителем или с
окружающими вас людьми. Используйте, если это необходимо, словари и.
справочники.
- Составьте ясный и стройный план вашей речи по схеме: введение, главная часть,
заключение.
- Не стремитесь блеснуть своими знаниями, избегайте лишних подробностей -
берите для речи только самое существенное.
- Избегайте скачков и пропусков, договаривайте мысль до конца.
- Заботьтесь о внешней стороне речи. Не увлекайтесь жестикуляцией. Говорите не
торопясь. - Развивайте свои голосовые данные. Упражняйте и совершенствуйте речевой
аппарат. Добивайтесь отчетливой и ясной дикции.
- Пользуйтесь случаем послушать хорошего оратора.
- Упражняйтесь в произнесении речей на самые разнообразные темы.
Экскурсия в театр с целью знакомства с профессией актера (или посещение научной конференции).
Практикум:
- Выбрать одну из предложенных учителем тем и, пользуясь полученными знаниями, .
подготовить выступление на 5-7 минут. Выступить с ним перед одноклассниками. - Подготовить и провести дискуссию на тему: «Как должен говорить современный
актер» (можно пригласить школьных преподавателей, деятелей культуры, актеров
театра и кино)
Композиция дискуссии:
- Вступительная часть. Обозначение проблемы.
- Процесс дискутирования. Публичное обсуждение проблемы.
- Заключительный этап. Подведение итогов.
В дискуссии четыре роли (ролевая технология Р.Ш.Царевой):
- Докладчик отличается высоким уровнем компетентности как предметной, так и
общекультурной, в его функции входит содержательное обеспечение работы
группы (обычно эта роль дается учащемуся с хорошим логическим мышлением, с
развитой речью).
- Понимающий обладает эмпатийными способностями, создает благоприятный эмоциональный фон для работы (можно не обладать отличными знаниями по теме дискуссии, но при этом поддерживать визуальный контакт с докладчиком, поддерживать его выступление невербальными и вербальными способами: кивок головой, заинтересованное выражение лица, слова: «Я согласен с докладчиком», «Мне нравится, как ты излагаешь» и т.п.)
- Конструктивный критик оценивает работу группы в соответствии с ролью, а также сам процесс взаимодействия (при этом цель играющего данную роль заключается не в том, чтобы про контролировать течение дискуссии, а в том, чтобы уметь извлекать позитивное зерно из каждого выступления, поддерживать движение к решению проблемы).
- Организатор должен обеспечить условия для конструктивного диалога (ввести в тему, предоставить слово каждому, контролировать время обсуждения и т.д.)
Тема 4. Какую роль играют фразеологические обороты, крылатые слова и
пословицы в речи?
Цель:
Познакомить с фразеологическими оборотами, пословицами, поговорками и крылатыми
выражениями. Показать цель использования в речи.
Дополнительный материал к уроку:
Знакомство с группой фразеологических словосочетаний с целью сделать речь детей более меткой, образной и эмоциональной:
1) фразеологические сращения - выражения, смысл которых не зависит от лексического значения слов, входящих в его состав (диву даться, сломя голову, вверх тормашками, съесть собаку, сесть в калошу и др.)
2) фразеологические единства - связанные словосочетания, являющиеся образными выражениями, смысл которых может быть выведен из значений отдельных слов, входящих в это сочетание (не ударить лицом в грязь, держать камень за пазухой, кровь с молоком, ни слуху ни духу, дать по рукам, делать из мухи слона и др.)
3) фразеологические сочетания - соединения слов, в которых одно из них связано в своем употреблении и встречается только в данном обороте (вороний конь, карие глаза, перочинный нож, неизгладимое впечатление, плакучая ива, сиплый голос, закадычный друг, щекотливый вопрос, таращить глаза, отказаться наотрез, плакать навзрыд) Особую меткость и выразительность нашей речи придают вовремя и к месту употребляемые крылатые слова, имеющие своим источником высказывания отдельных лиц или персонажей литературных произведений. Крылатые слова дают нам возможность заменять пространственные объяснения кратким выразительным предложением или словосочетанием (а ларчик просто открывался, над головой его повис дамоклов меч и др.) Знакомство с пословицами и поговорками с целью незаменимого вспомогательного
материала для любого высказывания.
Эмоционально-экспрессивная окраска слов и фразеологизмов.
Эмоциональный основанный на чувстве, вызываемый эмоциями. В составе эмоциональной лексики можно выделить следующие три разновидности:
- Слова с ярко выраженным оценочным значением (однозначные). К ним принадлежат слова-характеристики (провозвестник, подхалим), а также слова, содержащие оценку факта, явления, признака, действия дивный, нерукотворный, напакостить).
- Многозначные слова, употребляемые в переносном значении (о человеке говорят: шляпа).
- Слова с суффиксами субъективной оценки, передающие различные оттенки чувств (солнышко, детина).
Экспрессия - выразительность. Относятся слова, усиливающие выразительность речи.
Часто одно нейтральное слово имеет несколько экспрессивных синонимов, различающихся по степени эмоционального напряжения (не люблю - ненавижу, презираю, питаю отвращение).
Эмоционально-экспрессивная окраска фразеологизмов.
Две группы:
- Фразеологизмы с положительной эмоционально-экспрессивной окраской - высокие, торжественные (до последнего дыхания), одобрительные (золотые руки).
- Фразеологизмы с отрицательной эмоционально-экспрессивной окраской неодобрительные (без царя в голове), пренебрежительные (мелкая сошка).
Практикум:
Составление списка фразеологизмов и крылатых слов: исторических, библейских, из греческой и славянской мифологии, из произведений А.С.Пушкина и И.А.Крылова. Выяснение с помощью словаря значение пословиц с устаревшими словами.
Тема 5. Синонимы и синонимические обороты русского языка.
Цель: Познакомить с синонимами и синонимическими оборотами русского языка.
Показать красоту употребления синонимов в устной речи.
Дополнительный материал к уроку:
Высшее достоинство говорящего - различать синонимы и выбирать из них наиболее точный и уместный.
Синонимические средства русского языка: лексические синонимы употребляются в научной, деловой и общественно-публицистической речи; стилистические в художественной и разговорно-бытовой.
Синонимические ряды в зависимости от их эмоциональной окраски: нейтральное, торжественное, грубое, просторечное, официальное, возвышенно-поэтическое, устарелое, ироническое.
Синонимические ряды образуются в зависимости от их эмоциональной окраски: спать (нейтральное), почивать (торжественное), дрыхнуть (грубое, просторечное).
Синонимы могут различаться по принадлежности к тому или иному историческому отрезку времени (челобитная, прошение, заявление) или по грамматической форме (политика мира и мирная политика). Кроме того, существует группа слов, употребляющихся только в устойчивых словосочетаниях (насупить брови, расквасить нос, карие глаза).
Тема 6. Механизмы речи в действии.
Цель:
Научить строить текст, слушать собеседника, совершенствовать коммуникативную
устную компетенцию.
Дополнительный материал к уроку:
Итог работы речевых механизмов говорящего - построение наименования ситуаций, т.е.
текста.
Основные закономерности построения текста:
- цель высказывания - оказать с помощью созданного текста какое-то воздействие на
другого человека, или на других людей, на самого себя; - цельность текста - это логическое развитие одной мысли, идеи, доведение ее до
логического конца;
- роль ассоциаций в создании текста;
- детализация наименования (любое наименование состоит из двух частей: родовой и
дифференцирующей (уточняющей)) - механизм обратной связи (прежде всего слушающий должен услышать то, что ему
говорят, не услышал - значит, коммуникация не состоялась).
Говорящий не может описать ситуацию во всех деталях, так и слушающий не может во всех деталях представить себе эту ситуацию. И здесь действуют те же законы экономии и надежности: стараться выделять деталей не больше и не меньше, чем это нужно для того, чтобы с необходимой степенью точности понять, о чем идет речь.
Тема 7. В гостях у орфоэпии.
Цель:
Научить детей умению выбирать и употреблять в речи наиболее точные и нужные слова.
Развивать выразительность речи, орфоэпически правильную речь учащихся.
Дополнительный материал к уроку:
Рассмотрение и анализ грамматико-стилистических этюдов:
«Неопытные ораторы», «Как быть с тортом», «Сколько апельсин роздали детям?»,«Сойти или выйти на остановке?», «Одеть или надеть?», «Отчего и почему», 1 «Мужественен или мужествен», «Ехали - поехали», «Трагедия с падежами», «Трудные («Фамилии», «Неожиданный вопрос», «Обида по недоразумению». ,
«Неопытные ораторы».
«Обида по недоразумению»:
- Вы последний? - обратилась к стоящему в очереди у книжного прилавка хорошо одетому человеку студентка университета.
- В нашей стране нет последних! - услышала она в ответ. - вы хотели спросить: кто крайний?
- Нет, - сказала студентка. - Я спрашиваю: кто последний?
- В таком случае, последняя это вы, - обиделся покупатель.
Но студентка оказалась довольно настойчивой и, несмотря на явное раздражение хорошо
одетого человека, объяснила, что в русском литературном языке слово крайний имеет три
значения:
- расположенный на краю (крайний дом, на Крайнем Севере)
- конечный, предельный (крайний срок, на крайний случай)
- чрезмерный в проявлении тех или иных свойств ( крайний эгоист, крайний реакционер). Обращение с вопросом «Кто крайний?» к человеку, занимающему конечное
положение в ряду, в очереди, бессмысленно, так как начинающего ряд или очередь называют первым, а понятию первый противопоставляется понятие последний, имеющие и
другие значения: 1) только что появившийся (последние известия, последняя мода); 2) окончательный (последнее слово, последнее решение); 3) никуда не годный (последнее дело)
Практикум:
- Про наблюдать, как дикторы произносят сложносокращенные слова. Записать их по образцу: вуз /вус/ - высшее учебное заведение.
- Подготовиться к чтению шуточного стихотворения Козьмы Пруткова. Сделать орфоэпический разбор.
Осень. Скучно. Ветер воет,
Мелкий дождь по окнам льет.
Ум тоскует; сердце ноет;
И душа чего-то ждет. ,
И в бездейственном покое
Нечем скуку мне отвесть ...
Я не знаю: что такое?
Хоть бы книжку мне прочесть!
- Прослушать одну-две информационные дикторские программы радио или телевидения. Как дикторы произносят краткие прилагательные, глаголы, местоимения, в которых могут быть ошибки в ударении. Записать свои наблюдения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для подготовки к ЕГЭ (ОГЭ)"Говори правильно"
Некоторые орфоэпические правила в системе норм ударения, подлежащие проверке на едином государственном экзамене по русскому языку....
Мультимедийная обучающая программа "Развитие речи.Учимся говорить правильно".
Обучающая программа для развивающей и коррекционной работы с детьми старшего дошколього и младшего школьного возраста.Программа состоит из четырёх разделов по этапам развития речи:от неречевых звуков ...
Говорим правильно
Статья о правильном произношении слов...
Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....
Говори правильно!!! (Часть 1)
Учителя математики постоянно следят за правильностью и точностью речи учащихся-верным употреблением терминов,склонением числительных и т.п.Примеры и пояснения презентации помогут учащимся 5 класса в о...
Говори правильно!!! (Часть 2)
Учителя математики постоянно следят за правильностью и точностью речи учащихся-верным употреблением терминов,склонением числительных и т.п.Примеры и пояснения в презентации помогут учащимся 6 класса в...
«Учимся говорить правильно и красиво»
Проект«Учимся говорить правильно и красиво»Цель:· Воспитание культуры общения· Создание благоприят...