Встреча с "дедушкой" Крыловым
методическая разработка (5 класс) на тему

Нуртдинова Нурия Гильмутдиновна

Открытое внеклассное мероприятие по литературе к районному семинару декабрь 2013 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_po_literature.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе

«Встреча с «дедушкой» Крыловым»

Цели:

- ознакомить с биографией и творчеством И.А. Крылова, с жанровыми признаками басни;

- развить умения понимать иносказательный подтекст басни, выразительного чтения, творческие и коммуникативные способности учащихся.

Оборудование: портрет баснописца, рисунки учащихся, кроссворд по басням, предметы обихода, словарь Крылова.

Словарная работа: баснописец, драматург, издатель, басня, мораль, крылатые слова, эпиграф.

Эпиграф: Его притчи - достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа. Н.В. Гоголь.

Ход мероприятия:

  1. Тема.
  2. Эпиграф.
  3. Представить жюри, гостей, команды.
  4. Мое вступительное слово о Крылове.
  5. Выступление ассистентов по биографии писателя.
  6. Интересные факты из жизни драматурга.
  7. Литературные викторины.
  8. Конкурс чтецов басен.
  9. Конкурс: 5 вопросов - 5 ответов.
  10. Работа со словарем.
  11. Слово библиотекарю.
  12. Решение кроссворда.
  13. Комментирование рисунков учащихся.
  14. Толкование крылатых выражений.
  15. Рефлексия.
  16. Подведение итогов.

ПРИЛОЖЕНИЯ

СЛОВАРЬ ЯЗЫКА БАСЕН КРЫЛОВА

АЛЬТ - музыкальный смычковый инструмент, немного больше скрипки. («Достали нот, баса, альта, две скрипки». Басня «Квартет»).

АНБАР - то же, что амбар, строение для хранения зерна, муки, припасов. («Мышей в анбаре половить». Басня «Щука и Кот»).

БАС - контрабас или виолончель, музыкальный смычковый инструмент, формой похожий на скрипку, но значительно больше. (Басня «Квартет»).

БАТРАК - наёмный работник, часто в деревне для полевых работ. («Старик Крестьянин с Батраком шёл под вечер леском». Басня «Крестьянин и Работник»).

ВПРОК - то, что может пойти на пользу, или про запас. («А проку на волос нет в них». Басня «Мартышка и очки»).

КАМЗОЛ - короткая поддёвка, фуфайка без рукавов. («Хоть носит он кафтан такой, которого длиннее и камзолы». Басня «Тришкин кафтан»),

КАФТАН - старинная мужская долгополая верхняя одежда. (Басня «Тришкин кафтан».КВАРТЕТ - ансамбль из четырёх музыкантов, музыкальное произведение для четырёх исполнителей. ( «А всё-таки квартет нейдёт на лад». Басня «Квартет»),

КУНСТКАМЕР А - музей, собрание редкостей, диковинных предметов. ( «Где ты был? В кунсткамере, мой друг!» Басня «Любопытный»).

ЛЕСТЬ, ЛЬСТИТЬ - угождать, хвалить, иногда незаслуженно и с целью угодить человеку, расположить его к себе. ( «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна ... » Басня «Ворона и Лисица»),

МУРАВА - молодая трава. («До того ль голубчик, было? В мягких муравах у нас ... ». Басня «Стрекоза и Муравей»).

НЕИМЕТ - не имеет («Хоть видит око, да зуб неймёт» Басня «Лисица и Виноград»).

ОВЧАРНЯ - хлев, помещение для овец («думая залезть в овчарню, попал на псарню». Басня «Волк на псарне»),

ПЛУТОВКА, ПЛУТ - ловкий обманщик, нечестный человек, особенно в мелочах («с ним была плутовка такова». Басня «Ворона и Лисица»).

ПОЛДЮЖИНЫ - половина дюжины - 6, а дюжина - 12 («очков с полдюжины она себе достала». Басня «Мартышка и очки»).

ПРОК - выгода, польза.

РДЕЛИСЬ, РДЕТЬ - резко выделяться красным цветом, отливать красным цветом, краснеть. («В нём винограду кисти рделись». Басня «Лисица и виноград»).

УДРУЧЕНА - огорчена, опечалена. («Злой тоской удручена». Басня «Стрекоза и Муравей»).

ФАЛДЫ - задняя пола мужской одежды, снизу разрезана. («О, Тришка, малый непростой! Обрезал фалды он и полы». Басня «Тришкин кафтан»),

ЯХОНТЫ - старинное название рубина и сапфира, рубин - красный, сапфир - синий или голубой. («Кисти сочные, как яхонты, горят». Басня «Лисица и виноград»).

Литературная викторина по басням И.А.  Крылова

Назовите басни Крылова о:

  1. Лисе («Ворона и Лисица», «Лисица и виноград», «Волк и Лисица», «Добрая Лисица», «Лиса», «Лисица и Осёл»)
  1. Волке («Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Лев и Волк», «Волк и Кот», «Волк и Пастухи», «Волки и Овцы»)
  2. Медведе («Квартет», «Медведь у пчёл», «Пустынник и Медведь», «Крестьянин и Работник»)
  3. Обезьяне («Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и очки», «Обезьяны», «Обезьяна», «Квартет»)
  4. Людях («Крестьянин и Работник», «Кот и Повар», «Ларчик», «Любопытный», «Демьянова уха», «Крестьянин и Змея», «Два мальчика» )

Кому принадлежат слова?

  1. «Голубушка, как хороша! ну что за шейка, что за глазки!» (Лисице и басни «Ворона и Лисица»)
  2. «Всё про очки лишь мне налгали; А проку на волос нет в них». (Мартышке из басни «Мартышка и очки»)
  3. «Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум ... » (Волку из басни «Волк на псарне»)
  4. «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой ... » (Стрекозе из басни «Стрекоза и Муравей»)
  5. «Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите» (Мартышке из басни «Квартет»)

К кому обращены эти слова?

1. «Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище» (к Соловью из басни «Осёл и Соловей»)

2. «Смотри-ка, - говорит, - кум милый мой! Что это там за рожа? (к Медведю из басни «Зеркало и Обезьяна»)

3. «Кумушка, мне странно это: Да работала ль ты в лето? (к Стрекозе из басни «Стрекоза и муравей»)

4. «Соседка, перестань срамиться, - Её шавка говорит, - тебе ль с Слоном возиться?» (к Моське из басни «Слон и Моська»)

5. «Соседушка, я сыт по горло» (к Демьяну из басни «Демьянова уха»)

Вспомните пропущенное слово в названии басни.

  1. «Лягушка и ... » (вол)
  2. «Волк на ... » (псарне)
  3. « ... и Ягненок» (Волк)
  4. «Кот и ... » (Повар)
  5. «Крестьянин и ... » (змея), (работник)
  6. «Свинья под         » (дубом)
  7. «Бумажный         » (змей)
  1. « ... кафтан» (Тришкин)

В какой басне:

  1. «Кому-то принесли от мастера Ларец ... » («Ларчик»)
  1. «Шли два приятеля вечернею порой, и дельный разговор вели между собой» («Прохожие собаки»)

3. «Зубастой щуке в мысль пришло за кошачье приняться ремесло» («Щука и Кот»)

  1. «Кошка ... попалась в когти льву ... » («Мышь и Крыса»)

«Голодная кума залезла в сад ... » («Лисица и виноград»)

КРЬIЛАТЬIЕ СЛОВА

«Басни Крылова - это наше детств, наше отрочество, наша зрелость; образы этих басен, мораль их, отдельные выражения вошли в нашу культуру, влились в язык и мышление нашего народа, и мы даже сами как следует не учитываем, до какой степени они организовали нам наше сознание ... ».

М.ШАГИНЯН

Мы часто произносим «Ларчик просто открывался» или «А Васька слушает, да ест», даже не думая, что слова эти произнесли впервые герои Крылова. Таких фраз, ставших крылатыми словами, у Крылова очень много. Вот некоторые из

них:

  • «Да только воз и ныне там»
  • «У сильного всегда бессильный виноват»
  • «Сильнее кошки зверя нет! »

Величайший знаток русского слова, И.А.  Крылов обогатил наш литературный язык многими образными выражениями, ставшими пословицами и поговорками. Их используют в спорах, так как подтвердить ими свою мысль  лучше, чем длинными рассуждениями:

«Видит око, да зуб неймёт»

«Борона в павлиньих перьях»

«Попрыгунья стрекоза»

«Тришкин кафтан»

«Мартышкин труд»

«Медвежья услуга»

«А ларчик просто открывался»

«А Васька слушает, да ест»

«Свинья под дубом»

А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь».

Инсценировка по мотивам басни «Стрекоза и муравей»

Попрыгунья Стрекоза
Четверть це
лую пропела,
Оглянуться не успела,
Уж кан
икулов пора!
Пому
тнели ясны очи:

Ведь теперь ни дня, ни ночи
Ей не хватит для
того,
Чтобы выучить всего.

По предметам двоек стаи.

Г оре, мука настает.
Стрекоза уж не поет,

И кому же в ум пойдет
Песни петь, коль дума мает.
З
лой тоской удручена,

К Муравью ползет она:

«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой.
И контрольные мои

Ты возьми и мне реши».
«Ты, кума, не заболела?
Ты учиться не хотела!»-
говорит ей Муравей.

«До того ль, голубчик, было?
В жизни школьной-то у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило».
«Ах, так ты ...
» - «Я без деши
Четверть целую всю пела».-
«Ты всё пела? Это дела:

Так поди же попляши!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия "Вечер встречи. Встреча с юностью, встреча с детством"

Сценарий мероприятия "Вечер встречи. Встреча с юностью, встреча с детством" посвящен вечеру встречи с выпускниками в год олимпиады в Сочи....

«Встреча с юностью, встреча с детством»

Сценарий вечера-встречи выпускников....

Сценарий вечера встречи выпускников " Встреча с юностью, встреча с детством"

Сценарий школьного вечера встречи с выпускниками....

«Душевная встреча друзей!» Сценарий праздника, посвященный встрече бывших сотрудников детского сада в Международный День пожилых людей.

Воспитание у детей  уважительного отношения к людям зрелого возраста: обеспечить пожилым людям участие в культурной, трудовой и духовной жизни, необходимый уход со стороны подрастающего поколения...

Фотоальбом о встрече со Змеул А.Н. "За нашу советскую Родину" Встреча с участником ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС

При подготовке к написанию исследовательской работы о наших - земляках - участниках ликвидации событий 1986 года в Чернобыле, мы с ребятами встретились с жителем села Пустозёрово (ныне покойном) - Зме...