Сергей Есенин. Поговорим о писателе
статья (11 класс) на тему
Такой большой мастер, каким был Сергей Есенин, часто обращался к источнику словесно-изобразительных средств. Использование художественных средств подчинено одной цели -показать свое духовное возрождение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s.esenin_npk.docx | 16.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Обратимся теперь к творчеству Сергея Есенина. Вполне естественно, что такой большой мастер, каким был Сергей Есенин, часто обращался к источнику словесно-изобразительных средств. Глубоко национальная и народная поэзия С.Есенина органически вплела в свою ткань довольно значительное количество устойчивых словесных блоков. Возьмем цикл «Москва кабацкая»:
Шуми левкой и резеда.
С моей душой стряслась беда.
С душой моей стряслась беда.
Шуми левкой и резеда.
На кой мне черт,
Что я поэт
Ах, метель такая, просто чёрт возьми.
Забивает крышу белыми гвоздьми.
В стихах 1924 – 1925 годов, воспевающих Русь Советскую мы уже не встретим «бранных» фразеологизмов. Лексика «Москвы кабацкой» сменяется «другими, новыми фразеологизмами»:
И жизнь кипит,
Вокруг меня снуют
И старые и молодые лица.
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь»
Я говорю:
Настал наш срок,
Давай, Сергей,
За Маркса тихо сядем…»
Своё новоё мироощущение, новые чувства, попытки разобраться в самом себе Есенин стремится выразить в более интимных произведениях такого жанра, как письма в стихах. «Письмо к матери», «Ответ», «Письмо к женщине», «Письмо деду», «Письмо сестре» - автобиографические стихотворения этих лет.
В стилистике этого жанра – исповеди – устойчивые образования также играют немаловажную роль. «Письма» легко вбирают в себя разговорно-бытовую фразеологию, с помощью которой поэт делится своими огорчениями, сокровенными думами и радостью.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
…Чтоб Вас измучила
Моя шальная жизнь,
Чтоб Вам пора задело приниматься,
А мой удел –
Катиться дальше, вниз.
Я знаю –
Время даже камень крошит…
Такой простор,
Что не окинешь оком.
Немало просторечно-бытовых фразеологизмов вложено и в уста матери поэта. Есенин как бы со стороны, глазами матери, оценивает свою жизнь. Устойчивые словесные сочетания призваны здесь выполнить оценочно-характеристическую функцию по отношению к самому себе:
Но ты детей
По свету растерял,
Свою жену
Легко отдал другому,
И без семьи, без дружбы,
Без причал
Ты с головой
Ушёл в кабацкий омут.
Теперь сплошная грусть,
Живём мы, как во тьме.
У нас нет лошади.
Но если б был ты в доме,
То было б всё…
Отличительной особенностью использования фразеологических единиц в «Письмах» является наличие в них устойчивых штампов, принадлежащих к сугубо эпистолярному жанру. В стилистику стихов они входят органически, придавая всему повествованию подлинное звучание письма:
И вот теперь
Я сообщить вам мчусь,
Каков я был
И что со мною сталось!
В целом можно сказать, что использование фразеологических единиц в «Письмах»
Подчинено Есениным одной главной цели: показать своё духовное возрождение, то ощущение радости бытия, которое он стал испытывать в эти годы.
Итак, обращение Есенина к опыту национальной русской поэзии способствовало тому, что поэт удивительно по художественной выразительности, ёмким, пластичным языком передал своё мироощущение, великую любовь к Родине. И здесь среди других художественно-изобразительных средств определенную роль играли фразеологические единицы с различной стилистической окраской.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы на тему "Сергей Есенин и Айседора Дункан"
В презентации помещен материал о непростых отношениях двух известных людей: поэта Сергея Есенина и танцовщицы Айседоры Дункан....
Презентация "Сергей Есенин.Жизнь и творчество"
Эту презентацию можно использовать на уроке литературы при изучении жизни и творчества Сергея Есенина....
Литературно-музыкальная композиция "Знакомый ваш, Сергей Есенин"
Композиция апробирована в МОУ "СОШ ст. Курдюм". Создана для учащихся 11 класса и при их непосредственном участии. Цель: 1. Продемонстрировать богатство лирики поэта С.А. Есенина. 2. Воспитать у ребят ...
Урок в 11 кл. на тему: "Сергей Есенин - национальный поэт".
Урок в 11 кл. с использованием технологии критического мышления....
Литературная гостиная "Певец России - Сергей Есенин"
Есенин и Россия. Эти два понятия неразделимы. Есенинские строки о природе, о родных просторах пронизаны любовью к России...
Сочинение "Сергей Есенин – мой любимый поэт"
Конкурсное сочинение, посвященное юбилею С.А. Есенина "Сергей Есенин - мой любимый поэт"...
классный час "Сергею Есенину посвящается..."
Классный час в 9 классе посвящается великому поэту России Сергею Есенину. Это заключительное мероприятие после уроков, поездки в Константиново....