Практические советы по работе с детьми с девиантным поведением
статья на тему

В последние годы в обычных общеобразовательных школах перед учителями все чаще встает задача социализации детей с девиантным поведением.

Если еще 5 лет назад основную массу девиантов в школе составляли подростки, то теперь девиантность стремительно молодеет. Все больше учеников уже в начальной школе проявляют признаки девиантного поведения.

Я проработала 7 лет в Специальной общеобразовательной школе для детей с девиантным поведением. Мои выводы основаны на личных наблюдениях и опыте моих коллег. Надеюсь, что, изложенные в статье практические советы помогут учителям, сталкивающимся с подрбными проблемами. 

  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_poslednie_gody.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

В последние годы в обычных общеобразовательных школах перед учителями все чаще встает задача социализации детей с девиантным поведением.

Девиантность - явление социальное, поэтому термин "девиантное поведение" можно применять к детям не младше 5 лет. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определеннвх санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителей). С точки зрения медицины - это, чаще всего, пограничное состояние.

Если еще 5 лет назад основную массу девиантов в школе составляли подростки, то теперь девиантность стремительно молодеет. Все больше учеников уже в начальной школе проявляют признаки девиантного поведения.

Я проработала 7 лет в Специальной общеобразовательной школе для детей с девиантным поведением. Мои выводы основаны на личных наблюдениях и опыте моих коллег. Надеюсь, что, изложенные в статье практические советы помогут учителям, сталкивающимся с подобными проблемами. 

Практические советы по работе с детьми с девиантным поведением

Организация работы на уроке:

  1. Хорошее начало – половина дела.

Очень важно правильно организовать начало урока. Оно должно быть четко обозначенным, иметь определенную форму, которая помогает учащимся собраться и ясно дает понять, что урок начался. Вместе с тем, приветствие не должно быть затянутым.

 Собственно начало урока постарайтесь сделать ярким, захватывающим, приковывающим внимание даже  абсолютно незаинтересованных учеников. Это может быть необычный вопрос, видеоролик, картинка-загадка, схема или график.

В начале урока постарайтесь избежать замечаний, «не заметьте» мелкие недочеты в поведении, не обращайте внимания на попытки привлечь к себе внимание и тем самым  отвлечь всех от урока.

2.  Каждый урок – с чистого листа.

Забудьте, что было вчера. Если ситуация накануне была критической, постарайтесь отвлечься, хорошо отдохнуть. Поможет встреча с друзьями, поход на любое мероприятие (спектакль, концерт, выставка), занятия спортом и прогулки на свежем воздухе, домашние проблемы и  хлопоты. Желательно как следует выспаться.

Бывает, что после сорванных уроков учителю страшно входить в класс. Сосредоточьтесь на собственно уроке, на том чему  Вы должны помочь детям научиться. Как правило,  после «бури» наступает «затишье».

 Гораздо опаснее ситуация «локального успеха». Это очень хорошо, но не надо обольщаться, что теперь всегда все будет хорошо, и можно «почивать на лаврах». Обязательно предполагайте «откат» и будьте к нему внутренне готовы.

  1. Умный в гору не пойдет…

 Если ситуация на уроке обостряется и вы теряете контроль,  уходите от решения конфликта «в лоб». Возьмите паузу, посчитайте про себя хотя бы до 5. Эти секунды позволят Вам успокоиться и не сорваться на крик, а найти более достойный выход.

Для «разрядки напряженности» переведите все в шутку, смените тему, переключите внимание на других учеников.

Не поддавайтесь на провокации, игнорируйте их. В таких случаях Ваше равнодушие к нападкам ученика поможет спасти ситуацию.

В острые моменты не поворачивайтесь спиной и контролируйте ситуацию.

Хорошо помогают «притчи». Когда вдруг вместо нотаций Вы начинаете рассказывать историю, исподволь объясняющую суть проблемы. Например, про бабочку «Все в твоих руках», или про подарок «С кем останутся твои оскорбления?», или про двух волков «Победит тот, которого ты кормишь!».

  1. Отдых – смена деятельности.

Дети с девиантным поведением отличаются неустойчивой психикой, быстрой утомляемостью, неспособностью концентрировать внимание, поэтому на уроке рекомендуется менять виды деятельности как можно чаще.

В середине урока необходима релаксационная пауза. Она должна быть неординарной, оригинальной и разной для разного типа уроков и видов деятельности.

 Переводя знакомую всем с детства рифмовку «Мы писали, мы писали» на английский язык, я получила оригинальный текст, который можно использовать после выполнения письменных упражнений, чтения, аудирования и напряженной любой работы. Знакомый ритм легко узнается, перевод понятен, а слова быстро запоминаются. Рифмовка проговаривается стоя и сопровождается соответствующими упражнениями для пальцев и кистей рук, глаз, шеи и т.д.

Поскольку сегодня аудитория представлена учителями разных предметов, то я представляю русскоязычные версии – производные от «Мы писали…»:

           Мы читали, мы читали,

Наши глазоньки устали!

Мы немного отдохнем

И опять читать начнем!

Говорили, говорили,

Языки мы утомили!

Пусть немного отдохнут

Лучше говорить начнут!

                        Слушали мы, слушали –

                        Утомили уши мы!

                        Пусть немного отдохнут,

                        Слушать лучше вновь начнут!

Последняя рифмовка представлена на следующем слайде.

Формирование особого подхода:

  1. Индивидуальный подход

Не секрет, что к особенным детям необходимо уделять особенное внимание. Причем, будучи, как правило, обделенными вниманием в семье, такие дети просто требуют и добиваются Вашего повышенного внимания всеми доступными им средствами и способами.

При работе с такими детьми хорошо подойдут индивидуальные задания, которые им по силам, как в классе, так и в качестве домашней работы.

Разноуровневые самостоятельные, проверочные и контрольные работы позволяют слабым и немотивированным ученикам «заработать» свою «3». Установив минимальное количество баллов за положительный результат, следует настоять на выполнении простейших заданий, разрешив использовать дополнительное время и даже источники информации. Реальность достижение этого барьера на «3» служит стимулом в выполнении работы.

Если мы не хотим снизить успеваемость класса в целом и затормозить прогресс сильных мотивированных учеников, надо постараться вывести решение проблем слабых и немотивированных за пределы урока, т.е. на уроки бесплатного дополнительного образования.

Приведу пример. Ученик 2класса Павел Н. в прошлом году посещал дополнительные занятия по английскому языку, и за счет этого мне удавалось отрабатывать с ним материал урока индивидуально. В этом году такой возможности нет и результаты Паши намного хуже.

Для детей с девиантным поведением необходимо дополнительное время для занятий индивидуально. Причем в достаточном количестве. Желательно не менее 1 урока в неделю на параллель.

  1. Вместе – мы сила! 

Проблемы трудных детей не под силу решить одному

 учителю. Здесь необходима консолидированная работа  всех возможных сторон:

- родителей и других родственников.

- классного руководителя

- администрации

- психолога

- социального педагога.

Используя свои методы и средства, но работая в команде, можно добиться гораздо больших результатов, нежели действуя разобщено.

В начальной школе есть ученик Алеша Х. Запущенный мальчик во всех отношениях: академическая запущенность, логопедия, проблемы в семье, и, как результат, нежелание учиться. Английский язык в таких случаях является дополнительным камнем преткновения. Работая в тесном контакте с учителем начальной школы, психологом, администрацией и, по возможности, с родителями, порой удается добиваться локальных результатов. Работу следует планомерно продолжать.

Ребенок должен чувствовать, что не может безнаказанно вытворять, что ему вздумается. Такие дети не будут проявлять себя при свидетелях. Они изворотливы и не постесняются оговорить учителя, если этого никто не может опровергнуть.

Существует английская поговорка о воспитании детей “You should to be cruel to be kind”. Что в переводе гласит: «Вам следует быть жесткими, чтобы быть добрыми». Иногда приходится прибегать к экстренным мерам. Одна из них – «2» в четверти.

Наши дети зачастую  пребывают в состоянии полной безнаказанности. «Мне все равно ничего за это не будет» - основной лозунг, который, к сожалению, очень часто работает. Этим мы своими же руками разлагаем не только «трудных» детей, но и всех остальных заодно.

Приведу еще один пример. Володя Л. из корпуса  4 класса после получения неудовлетворительной оценки начал не только стучать по парте и биться о стены, но и разговаривать, и даже какое-то время работал на уроках и посещал дополнительные занятия.

  1. Я спокоен, я совершенно спокоен.

Если ситуация накануне была критической, постарайтесь отвлечься, хорошо отдохнуть. Поможет встреча с друзьями, поход на любое мероприятие (спектакль, концерт, выставка), занятия спортом и прогулки на свежем воздухе, домашние проблемы и  хлопоты. Все средства хороши: от аутотренинга до религии. Желательно соблюдать режим и как следует высыпаться.

Порой, чтобы выдержать напряжение момента, необходимо напомнить себе: «Я взрослый, разумный, добрый человек, профессиональный учитель. Я буду тверд и спокоен в любой ситуации. Передо мной всего лишь ребенок. Пусть неуправляемый и дерзкий, но чаще всего просто несчастный. У меня хватит сил понять и простить его».

Работая с детьми с девиантным поведением необходимо проявлять твердость и последовательность, выдерживать установленные правила, стараясь в тоже время, гибко обходить острые конфликты, проявляя чуткость и внимание.

  1. Конец – делу венец

Хочется процитировать текст за кадром из фильма «Двенадцать мгновений весны».

“Запоминается последняя фраза. Теперь, если Мюллера спросят, зачем к нему заходил Штирлиц, тот обязан ответить – за скрепками”.  

Так и в отношениях с детьми: любой разговор, обсуждение, урок постарайтесь закончить на позитивной ноте, оставляя ребенку возможность сделать выводы и проявить себя с лучшей стороны. Самооценка у таких детей, как правило, занижена. Мы должны всегда оставлять шанс. Порой кроме учителя им, к сожалению, больше и не на кого надеяться.

Дайте детям почувствовать, что мы, несмотря ни на что верим в них, и все наши усилия сводятся лишь к искреннему желанию помочь и поддержать.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ШАГ НАВСТРЕЧУ (Из опыта работы с детьми с девиантным поведением учителя истории)

Статья (Из опыта работы с детьми с девиантным поведением учителя истории)...

Доклад "Работа с детьми с девиантным поведением"

В помощь классному руководителю...

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Основываясь на общегосударственной технологии работы с детьми, требующими особого внимания, представленной в текстах важнейших международных и российских законов ( « Конвенция ООН о правах ребенка», 1...

Важность создания ситуаций успеха в работе с детьми с девиантным поведением.

Это небольшая статья призвана поддержать социальных педагогов, психологов и классных руководителей на сложном пути в работе с детьми "группы риска". Ситуация успеха - источник внутренних сил...

Программа работы с детьми с девиантным поведением

Программа направлена на профилактическую и коррекционноразвивающую работу с детьми асоциального поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические техноло...

Работа с детьми имеющими девиантное поведение

Доклад Работа с детьми имеющими девиантное поведение...