«Я пришел, как суровый мастер…» (Изучение творчества Сергея Есенина как средство воспитания патриотизма)
статья по литературе по теме
В статье рассказывается о роли школьного музея С. А. Есенина в образовательном процессе, о формах работы с учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_denisovoy_t._a.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Я ПРИШЕЛ, КАК СУРОВЫЙ МАСТЕР…»
(Изучение творчества Сергея Есенина как средство воспитания патриотизма)
Музей Сергея Александровича Есенина, великого русского поэта, в школе №1238 с углубленным изучением английского языка создан в 2000 г. Мы поставили перед собой задачи воспитания патриотизма, гордости и уважения к прошлому своего народа, приобщения детей к национальной духовной культуре.
В русской культуре творчество Сергея Александровича Есенина занимает особое место. «Со времени Кольцова земля русская не производила ничего более коренного, естественного, уместного и родового, чем Сергей Есенин… Вместе с тем, Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовем высшим моцартовским началом, моцартовскою стихией», - так писал о поэте Борис Пастернак. Именно поэтому Есенин – популярнейший у русского народа поэт.
В своей работе мы используем традиционные формы, такие, как экскурсии, литературные вечера, конкурсы.
Но для нашего музея особыми праздниками являются те, когда к нам в гости приходит директор Есенинского центра в Москве, народный артист РФ Сергей Петрович Никоненко. Впервые в наш музей он пришел в 2000 году и оставил в книге отзывов запись, порадовавшую нас: «Давайте дружить музеями». Наша дружба продолжилась. Было еще несколько встреч-концертов. Например, в октябре 2010 года, когда все любители поэзии отмечали 115-летие со дня рождения С.Есенина. Ученики старших классов исполнили композицию по творчеству поэта, звучали стихи, песни, были инсценированы фрагменты из поэмы «Анна Снегина». А после них этот замечательный артист подарил слушателям многие минуты счастья от соприкосновения с прекрасным. Все – учителя, ученики, родители – благодарны С.П.Никоненко за его любовь к поэту, умение так передать тайну русской печали, русского счастья и русского торжества, что эти встречи с ним становятся незабываемыми для всех.
Но что бы мы ни организовывали в школе, все равно самые сильные и яркие эмоции испытывают учащиеся, когда они посещают родное село С.Есенина – Константиново. Некоторые ученики ездят туда по несколько раз. И каждый раз – это незабываемые впечатления. Дети оказываются в русском селе начала XX века. Сейчас это заповедник, охраняемый государством. Место историческое, отмеченное божественным талантом гения. Александр Солженицын писал: «Я иду по деревне этой, каких много и много, где и сейчас все живущие заняты хлебом, наживой, честолюбием перед соседями, - и волнуюсь: небесный огонь опалил однажды эту окрестность, и еще сегодня он обжигает мне щеки здесь… Какой слиток таланта метнул Творец сюда, в эту избу, в это сердце деревенского удачливого парня, чтобы тот, потрясенный, нашел столькое для красоты…».
Когда в Константиново наблюдаешь за детьми, удивляешься, как чутки они к красоте, восторгаются Окой, лугами, лесом на другой стороне реки, голубым бездонным небом. Начинают понимать строки:
Гой ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.
1914 г.
О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
1916 г.
Пять музеев: «Домик матери Татьяны Федоровны Есениной», «Литературно-художественный музей», «Земская школа», «Музей «Анна Снегина» и «Дом священника И. Я. Смирнова» - дают так много информации, что ребята уезжают домой с чувством глубокой благодарности к тем, кто работает в этом заповеднике, выполняя высокую миссию – хранить память о великом поэте Земли Русской.
Знаменательным событием в школе являются литературные конференции, посвященные творчеству С.Есенина. Например, мы провели конференцию «Пламенное сердце России». В ней участвовали учащиеся 8-х -11-х классов. В своих докладах ученики отметили пронзительную искренность поэзии С. Есенина, ее исповедальность.
Яблоневым цветом брызжется душа моя белая,
В синее пламя ветер глаза раздул.
Ради Бога, научите меня, и я что угодно сделаю,
Сделаю что угодно, чтобы звенеть
В человечьем саду.
( Поэма «Пугачев», 1921 г. )
Учащиеся заметили: о чем бы ни писал поэт, все его стихи, по сути, об одном – о дорогой его сердцу Руси. И конечно же, о себе, о том, что больше всего волнует, о своих чувствах, надеждах, любви.
Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь…
( «Исповедь хулигана», 1920 ).
Привлекает школьников своей необычностью цикл «Персидские мотивы». Эти стихи – стилизация под Восток, поэзию которого Есенин внимательно изучал. Поэт создает прекрасный мир, полный гармонии и любви. Но и здесь, в этой сказке, герой-путешественник не забывает о родной земле, о дорогих людях:
Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
Потому, что я с севера, что ли.
О «рязанских раздольях» с их трудной исторической судьбой размышляет Есенин в поэме «Анна Снегина» ( 1925 г. ) Это произведение тоже не могло не заинтересовать старшеклассников: эпическая тема ( крестьянская вражда, мировая война, революция, война гражданская ) тесно связана здесь с темой лирической, нежной «сиреневой» темой первой любви, юности, цветения.
Готовясь к конференции и выступая на ней, учащиеся учатся анализировать, делиться своими мыслями с теми, кому интересна поэзия. Поэтому эту форму работы музея мы считаем удачной.
Музей принимал участие в Международных Рождественских чтениях. Мы выступили с композицией «Чую радуницу Божью». Феномен С. Есенина состоит еще и в том, что благодаря православному мировоззрению, которое в 20-е годы XX в. еще не было утеряно в русском народе, он соединял, по выражению писателя-эмигранта Г.Иванова, «два полюса искаженного и раздробленного революцией русского сознания, между которыми, казалось бы, нет ничего общего…». Да и сегодня Сергей Есенин объединяет расколотое по экономическому положению и политическим взглядам русское общество своим творчеством, поэзией, которая «есть Бог в святых мечтах земли» ( В.А. Жуковский, 19 в. ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пришел увидел победил
Патриотическое внеклассное мероприятие "Пришёл, увидел, победил" для 10 - 11 классов...
Переходный возраст: Ждали?.. Я пришел! (памятка для родителей)
Переходный возраст - это самая трудная пора для родителей и конечно же для классного руководителя. Чтобы пройти это время без особых потерь, предлагаю для родителей 7-8 классов памятку. Поверьте моему...
Урок внеклассного чтения «Легенда сурового края» по роману Юрия Рытхэу «Сон в начале тумана»
Урок внеклассного чтения«Легенда сурового края»по роману Юрия Рытхэу«Сон в начале тумана»...
«Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»»
Цель урока:выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль».Задачи урока: Образовательные:-рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;- отметить особенно...
Классный час в музее на тему "Шумел сурово Брянский лес"
Разработка классного часа "Шумел сурово Брянский лес" для учащихся 11 класса. Место проведения: краеведческий музей.Цель: - расширить знания учащихся о героической истории нашего народа, е...
День профилактики «Если в школу ты пришел, помни – в школе есть закон!»
Материалы по проведению Дня профилактики «Если в школу ты пришел, помни – в школе есть закон!»...
Сценарий народного праздника "Пришел мороз - береги ухо да нос"
Этот праздник знакомит с народными традициями и играми....