Литература, раздвигающая все границы
статья на тему
Размышления , насколько литература необходима в жизни подрастающего поколения. Понять - значит принять. Вернуть книгу современному читателю, научить оживлять художественные образы - сложная задача.
Но если интерес к литературе в наших детях возродится повсеместно, то не сомневаюсь, что нас ждет достойное будущее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Литература,раздвигающая границы... | 19.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература, раздвигающая все границы
«Началом всего стало разумение жизни.» Л.Н. Толстой
Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного (письменного человеческого) языка.
В основном именно так трактуется определение литературы в современных словарях. Вместе с тем литературе посвящена масса научных работ и статей.
Но несмотря на их множество, попробуем разобраться с вами, намеренно опуская научные определения, в этом явлении – литература, попытаемся понять насколько она необходима в жизни подрастающего поколения.
Совершенно очевидно, что на сегодняшний день практически невозможно найти на земле ни одного народа, её населяющего, не имеющего в своём историческом багаже литературных творений. Издревле человечество искало путь коммуникативного общения со своими историческими потомками. «Эклог», «Парцифаль», «Илиада», «Одиссей», «Калевала», «Слово о полку Игореве» - с самых давних времён авторы разного рода повествований пытались узорами букв, сложенных в слова и предложения, донести до потомков свой опыт, опыт жизни своего племени или целого народа.
И уже тогда литература стала явлением, не знающим и не признающим границ. Даже огромные расстояния между континентами не смогли остановить распространение по мировому пространству легенд, былин и эпосов.
Что же содержали в себе древние носители информации в виде свитков из пергамента и тонко выделанной кожи? Знакомясь с творчеством авторов, облик которых дошёл до нас стараниями художников, мы приходим к выводу, что фундаментальной темой литературных произведений и тогда были общечеловеческие ценности. Властители легендарных государств и представители знати, выходцы из среднего слоя общества и простолюдины, всем им находилось место на «страницах» древних творений, и все были подвержены страстям и переживаниям. Верность и предательство, отвага и трусость, любовь и ненависть – вот неполный перечень качеств, влекущих человека на его деяния и поступки. И всегда авторы ставили во главу угла положительные качества, позволяющие их героям всегда оказываться на высоте.
Несомненно, что земля, на которой живет автор (читай – Родина) диктует жанровые особенности его творчества. Но, несмотря на это, обращение литературных авторов к людям всегда находит отклик и понимание читателей, несмотря на их место проживания или языковую принадлежность.
Можно смело утверждать, что литературный язык – явление уникальное и универсальное. Столпы русской литературы, например, такие как: Пушкин, Чехов, Достоевский, Толстой - настоящие дети земли Русской. При этом сложно встретить на земле ту страну, где вы не найдёте хотя бы томика одного из перечисленных авторов. В свою очередь российский читатель с удовольствием откроет и прочитает гениальные, талантливо-краткие и в тоже время глубоко-мудрые рубаи Омара Хайяма, написанные вязью дари. Это может служить ярким доказательством того, что, работая над своими произведениями, авторы обращались не только к своим соотечественникам, но и к человечеству в целом и цели своей достигали.
На этом фоне нельзя не сказать, что существует масса примеров, когда автор, находясь вдалеке от Родины, продолжает быть носителем родной культуры, традиций своего родного края. Достаточно вспомнить таких писателей, как Тургенев и Куприн, Горький и Цветаева, Брюсов и Бунин, Набоков, которые достаточно длительное время находились вне России и при этом продолжали быть выразителями общечеловеческой нравственной концепции, но с явным русским оттенком. Фёдор Достоевский часто посещал своего брата, живущего в Ревеле, и этот факт прослеживается на страницах его романов.
Хочется отметить, что в Эстонии не просто очень хорошо знакомы с творчеством Фёдора Ивановича, но и продолжают внимательно изучать его произведения, которым посвящают конференции.
Не сильно всё изменилось и на сегодняшний день. К примеру, в той же Эстонии, проживающий там Игорь Северянин, пишет о России. Пишет он и о Эстонии. Богатые традиции этих стран неизменно проявляются в творчестве этого удивительного поэта. Татьяна Толстая написала своего, ставшего популярным, «Кыся», находясь в США.
Михаил Веллер предпочитает жить и работать в Таллинне, но это не мешает ему писать про Ленинград (теперь уже Санкт-Петербург) – город, в котором автор учился.
Так или иначе, литературным авторы, независимо от их расовой, территориальной, конфессиональной, политической или иной принадлежности всегда старались строить свои произведения на фундаменте правильного понимания непреходящих человеческих ценностей. Это любовь к Родине, чувство патриотизма, уважения к родителям, женщине, матери. Прослеживается постоянное акцентирование на добродетели и порицание греховности, равно, как и наказуемость последней.
Далее я выражу своё собственное мнение и Ваше право согласиться с ним или нет, но к моему глубокому сожалению сегодня мы находимся под воздействием массированной атаки некоей сублимированной поп-культуры, плоды которой, подчас, далеки от высокоморальных канонов, на которые могли бы опереться в своем становлении наши дети. Порой просто обескураживает то количество низкопробщины, с которой приходится, волей или неволей, сталкиваться неокрепшей психике нашего подрастающего поколения.
В этих условиях на нас лежит большая ответственность за то, чтобы в наших детях жил и никогда не угасал интерес к литературе - последнему оплоту основ правильного осмысления жизни и своём предназначении в ней. За то, чтобы следующее нам на смену поколение научилось правильно расставлять жизненные приоритеты, определять для себя истинные, а не ложные ценности. Ведь именно эти мотивы, в своё время, заставляли людей брать в руки стилус, гусиное перо или карандаш.
Пальцы писателей – художников, исповедующих нравственность, ложились на клавиши пишущей машинки, а сегодня замирают над клавиатурой ноутбука. Посмотрите внимательно на наших детей – наш долг перед ними заключается и в том, чтобы им открылся удивительный мир поэзии Ахматовой и Тютчева, чтобы им стала понятна и близка сатирическая атмосфера уездного города Салтыкова-Щедрина. Пусть они проживут вместе с Марком Твеном целую жизнь на Миссисипи, или посидят у костра с героями Джеймса Фенимора Купера.
И пусть только на страницах замечательных литературных произведений они познают горечь расставания, что в свою очередь научит их по-настоящему ценить радость встреч. Литература научит их, как ничто другое, умению сопереживать, без прикрас даст определение подлости и предательству, воспоёт самые лучшие человеческие качества, на примере всем известных героев. И тогда к нашим детям придёт истинное понимание предназначение человека и его места в жизни.
Умение услышать, понять автора сформирует умение понять и принять другого человека, в каком бы далеком мире не проживал собеседник.
И если мы справимся с этой задачей, если интерес к литературе в наших детях возродится повсеместно, то не сомневаюсь, что нас ждет достойное будущее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Минимальная граница ЕГЭ по математике в 2011г.
Минимальная граница ЕГЭ по математике. Рособрнадзор определил минимальную границу по математике 6 июня в ЕГЭ по математике участвовало 740 тыс. человек. 15 июня на заседании комиссии по шкалирова...
урок в 6кл. "Морские границы России"
методическая разработка...
Проект к языковому фестивалю "Мир без границ" - Знаменательная дата в русской литературе
"A significant date in the Russian Literature"...
Конспект открытого урока литературы в 9 классе "Границы выразимого в слове и чувстве" (по произведению В.А.Жуковского "Невыразимое")
Цель урока: формирование понимания роли выразимого в слове и чувстве человека....
Открытый урок по литературе в 9 классе на тему: «Границы выразимого в слове и чувстве» (по произведению В.А.Жуковского «Невыразимое»)
Сценарный план урока Комплексная дидактическая цель: формирование представления о роли природы в жи...
Литература без границ
Грамота 1 место...
Литература без границ
Почётная грамота...