интегрированный урок по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"
план-конспект урока (11 класс) на тему
Интегрированный урок литература и психология "Роль семьи в воспитании детей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
ЦЕЛЬ: Обратить внимание учащихся на вечные проблемы человечества, сформировать правильное представление о семье.
ПЛАН:
I.Беседа с элементами диспута по роману и современным взглядам на семью.
II.Выступление психолога и результаты анкетирования.
III.а) Правила построения крепкой семьи
б) Сценка Л.Ленча «плохое воспитание»
в) Анализ ситуации.
IV.Итоги урока.
ХОД УРОКА:
I.Учитель.
Человек приходит в мир… Великое таинство рождения свершилось. Малыша ждёт так много впереди. Каким он будет, какие ценности усвоит, как потом построит свою семью? Сколько всего впереди? А пока его просто любят за то, что он есть, любят отец и мать, стремятся дать ему все лучшее, доброе, светлое. Семья – та колыбель, с которой начинается дорога в жизнь.
Какой она должна быть, как её строить, как воспитывать детей – это и будет разговором нашего урока.
Есть такие выражения: «Учись у классиков», «Литература – учебник жизни». Верно ли это? Посмотрим на семью глазами великого Л.Н.толстого и выскажем своё мнение.
В жизни каждого человека наступает особая пора: он находит свою вторую половинку, а из двух половинок получается единое целое – семья. Какой её видел Л.Н.Толстой?
/звучит заранее подготовленный ответ о семье в понимании Толстого. Основные положения см. в учебнике литературы./
Учитель.
Как истинный художник, Толстой верен своему жизненному кредо. В романе «Война и мир» кроме «мысли народной» не менее важное место занимает мысль семейная. Сколько героев, сколько характеров, сколько стилей отношений! Остановимся на нескольких типах семей, представленных в романе. В Наташе Ростовой Толстой показал идеал женщины. Почему? /ответы учащихся/
Вывод учителя: Вы верно отметили простоту, женственность, доброту, самоотверженность Наташи. На её жизненной истории Толстой показал развитие женского чувства:
– детская влюблённость-подражательство – Борис Друбецкой,
– первая любовь, любовь-трепет – Андрей Болконский,
– минутное увлечение, чувственное увлечение – Анатоль Курагин,
– созревшее осознанное чувство, которое всегда жило в её душе, – Пьер Безухов.
Семья Пьера и Наташи – идеал по Толстому, но есть и другие семьи – созданные по расчёту. Кто они? /Ответы о семье Веры и Берга, Жюли Карагиной и Бориса Друбецкого./ Можно ли эти браки назвать семьёй? /Ответы учащихся о современном понимании этого вопроса.
Учитель.
У Толстого нет в них добра, уважения, взаимопонимания, а главное – любви. А ведь на ней всё строится.
«В душе померк бы день и тьма настала б вновь,
Когда бы из неё изгнали бы любовь.
Лишь тот блаженство знал,
Кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви,
Тот всё равно что не жил».
(Мольер)
Но может ли случится так, что семья состоится, хотя брак заключён не по любви, а по взаимной симпатии, по уважению? Есть ли подобный пример в романе? /ответы – собственное мнение о семье Марии Болконской и Николая Ростова. Разность характеров, взглядов на жизнь, разный духовный уровень. Николай Ростов – несколько грубоватый от армейской жизни, законопослушный – и Мария Болконская – женщина, чья душа сразу читается в её прекрасных, чистых, лучистых глазах. Их история – это любовь, уважение/
Учитель. И так, какие типы семей представлены?
Ученики. Семья, основанная на любви, уважении, по расчёту.
Учитель. Но что в жизни взять за основу, где искать образцы? Многие берут пример со своих родителей и строят семью по их образцу. Если в семье нежные, высокодуховные отношения, значит и твоя семья состоится, а если во главе лицемерие, ложь, разврат – результат на лицо. Есть ли в романе подобные семьи? /Ответ о семье Ростовых и Курагиных/
Учитель. Таким образом, основой семьи по Толстому является духовность, любовь, уважение, взаимопонимание.
Рассмотрим теперь ваш взгляд.
II.А.А.Галушко – психолог. Выступление.
Тема любви волнует человечество на протяжение всей его истории. И очень многое о ней мы знаем из литературы. Любовь была и благом, и злом, и счастьем, и страдание, и горечью, и радостью. Но никогда она не была для людей чем-то безразличным и ненужным. Необходимой и отчаянно личной она осталась и для тех, кто ещё только вступает в страну любви, и только лишь готовится к встрече с этим прекрасным чувством, и наши юноши и прекрасные девушки нетерпеливо ждут любви, жадно ищут её в окружающих, готовы идти на край земли лишь бы найти любимого или любимую.
Что же такое любовь? Обратимся к истории, воспользуемся древней восточной формулой чувств из трактата «Ветви персика». Согласно этой формуле влечения человека имеют три источника: ум, душу, тело. Влечение ума порождает уважение, влечение души порождает дружбу, влечение тела порождает желание. Слияние же трёх влечений порождает любовь. Если же нет слияния этих трёх источников, это не любовь, а только влюблённость.
Вот поэтому приняв влюблённость за любовь многие семьи распадаются. Социологи в Москве провели исследование: 47% семей распались только потому, что считали любовь – это когда их любят, а не взаимная любовь. Так называемая потребительская любовь – семья по расчёту.
Неслучайно Л.Н.Толстой определял любовь как «деятельное желание добра другому», а Стендаль – как соревнование между мужчиной и женщиной за то, чтобы доставить друг другу как можно больше счастья.
Современные психологи и социологи, исследуя семьи, придерживаются также этой точки зрения.
А какой точки зрения придерживаетесь вы? Мы провели анкетирование по 9 вопросам. Какие же результаты?
1. В каком возрасте нужно вступать в брак?
Для девушки: для юноши:
с 18 – 20 лет – 7 чел. 21 – 25 – 11 чел.
2. В брак надо вступать:
по любви – 13 чел.
по любви и по расчёту – 4 чел.
по любви, по расчёту и по согласию родителей – 1 чел.
3. Какой должна быть современная семья?
Полная (муж, жена, дети)
Взаимоотношения в семье: дружелюбие, теплота, взаимопонимание, любовь, мир, согласие, хороший достаток.
4. Каким вы видите своего мужа?
Заботливым, внимательным, добрым, отзывчивым, высокий рост, трудолюбивым, богатым, благородным, ласковым.
Какой вы видите свою жену?
Трудолюбивой – 4 чел., доброй, ласковой, красивой – 4 чел., любящей женой и матерью – 2 чел., умной – 2 чел., женственной – 1 чел.,
5. Кто должен быть главой семьи?
Муж – 11 чел. (но не должен командовать)
Оба (муж и жена) – 4 чел.
Жена – 1 чел.
6. Будут ли у вас дети, сколько?
12 чел. – 2 детей (мальчик и девочка)
5 чел. – 3 ребёнка
7. Кто должен заниматься воспитанием детей?
13 чел. – оба родителя
3 чел. – отец воспитывает сына
3 чел. – мать
8. Влияет ли материальное положение на взаимоотношения в семье?
«да» – 9 чел.
«нет» – 4 чел.
«не очень» – 3 чел.
«была бы любовь, а всё остальное приложится» – 1 чел.
9. Как вы считаете, что такое любовь?
8 чел. – духовная и физическая близость, взаимопонимание, доверие
3 чел. – высокое чувство
2 чел. – идеальные отношения
1чел. – не знаю
Рассказ по результатам анкеты. Отмечены зрелость суждений, зачитываются наиболее интересные ответы. Оглашаются общие результаты.
III. Выступление учащейся
1.Очень часто молодые семьи не знают элементарных правил создания крепкой семьи. Усвойте их, может, они вам пригодятся в будущем. /Учащаяся оглашает и развешивает на доске правила создания семьи/
Правила построения крепкой семьи
- Грубость – злокачественная опухоль, пожирающая любовь. Будьте вежливы и нежны в обращении с женой (мужем).
- Цветы – язык любви. Вы хотите сохранить счастливую семейную жизнь – проявляйте чуточку внимания каждодневно.
- Не надо пытаться «в корне» переделать своего мужа (жену). Помните, что для успеха в семейной жизни нужно самому быть подходящим мужем (женой).
- Ни в коем случае не придирайтесь по мелочам. Придирки, нападки, упрёки, как укусы кобры – всегда уничтожают и убивают.
- Не критикуйте бесплодно свою жену (мужа), тем более в присутствии других. Одна из причин разводов – бессмысленная критика, разбивающая сердца вдребезги.
- Никогда не отказывайте в искренней признательности своей жене (мужу). Помните: для того, чтобы жена нашла счастье в своём муже, нужно, чтобы он проявлял ей свою настоящую признательность и преданность!
- Интимные отношения являются одной из удовлетворяемых в супружеской жизни потребностей, но если эти отношения не в порядке, ничто другое не будет в порядке.
2.Правила правилами, а в жизни порой происходят такие ситуации…
Перед вами молодая семья. Не всё у них получается. Посмотрите сценку и проанализируйте, какие правила ими нарушены?
Сценка Л.Ленча «Плохое воспитание»
ДЕЙСТВУЮТ
Он.
Она.
Она сидит за столом. Входит Он.
Он. Пожевать дай что-нибудь!
Она. Ты бы хоть «добрый вечер!» сначала сказал.
Он. Я голоден как собака, между прочим. Добрый вечер!
Она. Садись, стол накрыт!
Он садится и ест, громко чавкая.
Она. Коля, как ты некрасиво ешь. Соседи слышат как ты чавкаешь!
Он. Не любо – не слушай, а чавкать не мешай. Я дома, а не на банкете (Ест)
Она. Воспитанный человек и дома и на банкете ведёт себя одинаково. Как ты нож и вилку держишь!
Он. В руках. Не в зубах же их держать!
Она. Ты их держишь не в руках, а в кулаках. Как людоед какой-то! Нож в правом, вилка в левом!
Он. Правильно! Надёжно и прочно!
Она. Но некрасиво! Так не принято. Смотри, как надо держать нож и как вилку.
Он. Знаешь, как говорится, я «не из графьёв», но, по-моему скромному разумению, графиня Бобринская не так, как ты, орудовала этими инструментами! И вообще… что это такое! Любимый, но голодный муж пришёл с работы и получает от любимой жены на первое – нотацию, на второе – проработку и на сладкое – строгий выговор с предупреждением. Спасибо за угощение!
Она. Не сердись. Я же в твоих интересах делаю тебе замечание. Так приятно, когда рядом с тобой сидит воспитанный человек. Чаю налить?
Он. Давай.
Она. Не «давай», а «налей, пожалуйста»!
Он. Налей…пожалуйста.
Она наливает ему чай, он берёт стакан и опрокидывает его на скатерть.
Он. Ой! Как он у меня выскользнул!
Она. (резко). Скатерть только что из стирки! Коля, нельзя быть таким медведем!
Он. Между прочим, воспитанная женщина сделала бы вид, что не заметила моей оплошности.
Она. Вся скатерть мокрая. И от чая пятно. Как это можно не заметить?
Он. Представь, что тебя пригласили на ответственный дипломатический банкет. И вдруг какой-нибудь там военно-морской атташе опрокинул…миску с компотом…из ананасов на скатерть. Наверное, ты сделала вид, что ничего не заметила!
Она. Во-первых, военно-морской атташе никогда не опрокинет миску с компотом, слышишь – ни-ког-да! А во-вторых…там же на столе не моя скатерть.
Он. Убийственная логика! Но я это к тому, что воспитанный человек должен одинаково вести себя и дома и на банкете.
Она. Ещё чаю?
Он. Нет…пожалуйста!
Пауза.
Она. Между прочим, воспитанный человек благодарит хозяйку дома за ужин.
Он. Спасибо!
Она. Поблагодари как следует. Встань…подойди ко мне и поблагодари!
Он встаёт, подходит к ней, она резким движением подносит свою руку к его лицу для поцелуя.
Он. (отшатнувшись) нельзя ли поосторожней! Что ты руку суёшь?!
Она. А почему ты сам руку не целуешь?
Он. Это уже моё дело. Хочу поцелую, хочу не поцелую. Учишь других хорошим манерам, а сама… (махнув рукой, садится, берёт газету).
Она. Очень мило! Сидит с женой…с дамой, на худой конец. И никакого внимания. Положи газету, развлекай меня!
Он. Муся, ты здорова?
Она. Вполне.
Он. А психически?
Она. Ну придумай что-нибудь. Ты же не только муж, а ещё и мужчина…Ты обязан быть находчивым, интересным, изобретательным. Ну, пригласи меня хотя бы потанцевать.
Он. Пожалуй, можно размяться. После ужина это полезно!
Она. «Размяться». «после ужина полезно». Не много ты изобрёл! Встань и пригласи на танец.
Он. Только ты руку не тычь. Я сам поцелую, не беспокойся, но ты пожалуйста не упреждай событий, слышишь!
Она. Слышу, слышу!
Он подходит к ней, церемонно раскланивается. Музыка. Они танцуют. Она наступает ему на ногу.
Он. Ой!...(Трёт ногу, прыгая на одной ноге.) Нельзя быть такой медведицей, Муська. Всей ступнёй прямо на пальцы.
Она. Как будто я нарочно. Между прочим, если уж ты считаешь себя воспитанным человеком, то должен сделать вид, что не заметил моей оплошности. Представь, что ты попал на дипломатический бал…
Он. (перебивая её) Пошёл танцевать с женой военно-морского атташе, и она валенком наступила мне на мозоль? Жена военно-морского атташе никогда, слышишь – никогда не наступит на ногу своему кавалеру.
Она. Ты сам во всём виноват! Ты же элементарно не умеешь танцевать. И к тому же груб, как дореволюционный дворник. Тебе только с метлой и танцевать.
Он. С метлой, во всяком случае, безопаснее, чем с тобой. Хоть ноги будут целы!
Тяжёлая пауза. Он и она садятся порознь. Она встаёт, подходит к нему.
Она. Коля!
Он. Ну что ещё?
Она. Без «ну». Просто: «Что, Мусенька?»
Он. Видит Бог, я терпелив. Что, Мусенька?
Она. Давай всё-таки станем воспитанными. Это так хорошо.
Он. Пробовали. Не выходит!
Она. А мы с тобой каждый день будем тренироваться. И понемножку втянемся. Хорошо, милый? Скажи, что ты согласен!
Он. Ну согласен!
Она. Без «ну», милый просто: «Я согласен».
Он. Я согласен, милая. (Целует ей руку).
Она. Налить тебе чайку?
Он. Давай…то есть налей, пожалуйста!..
Она наливает чай. Он берёт стакан и…снова опрокидывает на скатерть. С ужасом смотрит на неё.
Он. Ой, он опять…
Она. (С очаровательной улыбкой) А я ничего не заметила!
Он. Мерси, данке , сэнкью, спасибо!
Она. (С той же улыбкой) На здоровье, милый!
ЗАНАВЕС.
3. Анализ ситуации.
Итак, со времени появления романа Л.Н.толстого прошло больше столетия. Изменились ли наши взгляды на семью?
Конечно, сколько людей и сколько мнений. Но основа всего – любовь. И надо беречь это чувство, тогда можно вынести любые беды, создать крепкую счастливую семью. И я согласна с мнением Р.Рождественского «Всё начинается с любви». /Звучит стихотворение/.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
ЛИТЕРАТУРА И ПСИХОЛОГИЯ
«Изображение семьи в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» и современный взгляд на неё»
Учитель МОУ СОШ №1 г.Приморско-Ахтарска Краснодарского края Носова М.Г. Психолог Галушко А.А. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературы по роману А.Н.Толстого "Пётр Первый" и истории в 11 кл.
Тема урока: "Личность Петра и петровская эпоха". Урок обобщения рассчитан на 2 часа. В начале урока ставятся проблемные вопросы: 1. Почему личность Петра привлекает внимание, и спор...
Интегрированные уроки по зарубежной литературе и истории: Авраам Линкольн и роман Маргарет Митчелл "Унесённые ветром"
Интегрированные уроки с привлечением учителя английского языка, с тестами и творческими заданиями...
Интегрированный урок литературы и истории в 10 классе на тему «Гроза двенадцатого года…» (по историческим материалам и роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)
Предлагаемый урок поможет учащимся сравнивать взгляды историков и писателей, проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю. Основная цель работы – разв...
Интегрированный урок МХК и литературы на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)
Цели урока: расширить познания в области архитектуры русского барокко и классицизма; познакомить с архитектурой Петербурга; помочь учащимся увидеть Петербург Достоевского; показать, ...
Интегрированный урок "Символика цвета и пространства в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание"
На интегрированном уроке литературы и изобразительного искусства рассматривается символика цвета и пространства в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание" (1 часть)....
Интегрированный урок русского языка и литературы«Комплексный анализ текста И.А.Бунина «Роман горбуна»
Презентация к интегрированному уроку в 7 классе...
Интегрированный урок по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"
Тема: Деятельность Андрея Болконского в комитете Михаила Сперанского. Реформы Сперанского. Цель урока: познакомить учащихся с поисками князя А...