Метод осмысленного письма
статья по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Метод осмысленного письма
Как повысить грамотность учащихся? Этот вопрос постоянно волнует каждого учителя-словесника.
Проблема изучения русского языка в средней школе состоит, на мой взгляд, в том, что учащиеся не видят ошибкоопасное место и не могут успешно применять изученные правила в силу ряда причин (мало читают, не имеют языкового чутья, обладают неразвитой речью и т.д.).
Разработанный мною метод осмысленного письма должен, как показывает практика, помочь учащимся старшего и среднего звена систематизировать полученные знания и повысить грамотность.
Метод осмысленного письма состоит в системном повторении орфографических и пунктуационных правил блоками. Учащиеся не только отрабатывают изученные правила, но и четко разделяют слова по частям речи и морфемам, при повторении пунктуации составляются схемы предложений, дается их краткая характеристика.
К рассмотрению предлагается десять блоков правил, сгруппированных с учетом особенностей строения орфографии и пунктуации русского языка, его исторического развития, состава тематических групп словарных слов.
Блоки правил:
- Правописание безударных гласных в корнях слов, проверяемых ударением (с учетом сильных и слабых позиций, редуцированных гласных);
- Правописание непроверяемых безударных гласных в корнях слов (с учетом тематических групп слов);
- Правописание чередующихся гласных в корнях слов (о//а, е//и);
- Правописание приставок (не изменяемых на письме; пре – при; приставок на з –с);
- Правописание мягкого знака в словах различных частей речи;
- Правописание не с различными частями речи;
- Дефис в словах различных частей речи;
- Н - нн в словах;
- Исторически обусловленные написания в системе современного русского языка ( жи – ши, ча – ща, чу – щу; буква и после ц; о-е после шипящих);
- Повторение пунктуации, составление схем.
Несколько правил, не вошедших в систему блоков, повторяются «попутно» в составе словосочетаний.
Повторять правила блоками рекомендуется путем написания объяснительного диктанта на доске. Некоторые слова при этом разбираются по составу. Отвечающий ученик не только находит и проговаривает правило, но и называет слова-исключения. Таким образом, учащиеся к 8 – 9 классу не только знают все орфографические и пунктуационные правила «назубок», но и без затруднения находят буквы-орфограммы в словах и быстро выбирают верное написание.
Составить объяснительный словарный диктант при подготовке к уроку несложно. Для этого надо выбрать блок правил для повторения; подобрать словосочетания, в которых встречается это правило (с учетом всех изученных частей речи); выбрать слова для морфемного разбора и «попутного» повторения.
Система повторения правил блоками позволяет выработать грамотное осмысленное письмо, что является залогом успешной сдачи тестовой и творческой части экзамена по русскому языку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/04/picture-95280-1378300977.jpg)
Методы обследования нарушений чтения и письма у детей
Чтение и письмо с точки зрения нейропсихологииЗадачи диагностикиОбзор методики Фотековой, Ахутиной...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-112266-1483975143.jpg)
ОБЖ и ФГОС - метод.письмо
Методическое письмо "О преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в условиях введения введения ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/08/picture-153659-1357636990.jpg)
Формирование навыков чтения и письма глобальным методом у дошкольников с проблемами в развитии.
В статье представлен опыт работы по обучению письменной речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Кратко охарактеризованы особенности подхода к формированию навыка чтения глобальным и послого...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/12/picture-240947-1365740383.jpg)
Методы и приемы коррекции нарушения письма у детей младшего школьного возраста.
В материале представлены основные направления в работе и различные упражнения...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/17/picture-322095-1568750391.jpg)
Теоретическое осмысление проблемы сценического волнения и методы ее решения.
Взаимовлияние исполнителя и слушателя всегда проявляется в каждом выступлении.Свидетельством этого является эстрадное волнение, которое испытывают все выступающие - от ученика музыкальной школы до мас...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/06/picture-517794-1415303677.jpg)
Технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Групповое обучение: метод мозгового штурма.
Сегодня обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они могут адекватно выполнять свои функции, отл...