Метод осмысленного письма
статья по русскому языку по теме

Свиридова Светлана Сергеевна

Статья по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_osmyslennogo_pisma.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Метод осмысленного письма

     Как повысить грамотность учащихся? Этот вопрос постоянно волнует каждого учителя-словесника.

     Проблема изучения русского языка в средней школе состоит, на мой взгляд, в том, что учащиеся не видят ошибкоопасное место и не могут успешно применять изученные правила в силу ряда причин (мало читают, не имеют языкового чутья, обладают неразвитой речью и  т.д.).

     Разработанный мною метод  осмысленного письма должен, как показывает практика, помочь учащимся старшего и среднего звена систематизировать полученные знания и повысить грамотность.

     Метод осмысленного письма состоит в системном повторении орфографических и пунктуационных правил блоками. Учащиеся не только отрабатывают изученные правила, но и четко разделяют слова по частям речи и морфемам, при повторении пунктуации составляются схемы предложений, дается их краткая характеристика.

     К рассмотрению предлагается десять блоков правил, сгруппированных с учетом особенностей строения орфографии и пунктуации русского языка, его исторического развития, состава тематических групп словарных слов.

     Блоки правил:

  1. Правописание безударных гласных в корнях слов, проверяемых ударением (с учетом сильных и слабых позиций, редуцированных гласных);
  2. Правописание непроверяемых безударных гласных в корнях слов (с учетом тематических групп слов);
  3.  Правописание чередующихся гласных в корнях слов (о//а, е//и);
  4. Правописание приставок (не изменяемых на письме; пре – при; приставок на  з –с);
  5. Правописание мягкого знака в словах различных частей речи;
  6.  Правописание  не  с различными частями речи;
  7.  Дефис в словах различных частей речи;
  8. Н  - нн   в словах;
  9. Исторически обусловленные написания в системе современного русского языка  ( жи – ши, ча – ща, чу – щу; буква и  после  ц;  о-е после шипящих);
  10.  Повторение пунктуации, составление схем.

Несколько правил, не вошедших в систему блоков, повторяются «попутно» в составе словосочетаний.

     Повторять правила блоками рекомендуется путем написания объяснительного диктанта на  доске. Некоторые слова при этом разбираются по составу. Отвечающий ученик не только находит и проговаривает правило,  но и называет слова-исключения. Таким образом, учащиеся к 8 – 9 классу не только знают все орфографические и пунктуационные правила «назубок», но и без затруднения находят буквы-орфограммы в словах и быстро выбирают верное написание.

    Составить объяснительный словарный диктант при подготовке к уроку несложно. Для этого надо выбрать блок правил для повторения; подобрать словосочетания, в которых встречается это правило (с учетом всех изученных частей речи); выбрать слова для морфемного разбора и «попутного» повторения.

     Система повторения правил блоками позволяет выработать грамотное  осмысленное письмо, что является залогом успешной сдачи тестовой и творческой части экзамена по русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы обследования нарушений чтения и письма у детей

Чтение и письмо с точки зрения нейропсихологииЗадачи диагностикиОбзор методики Фотековой, Ахутиной...

ОБЖ и ФГОС - метод.письмо

Методическое письмо "О преподавании учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»   в условиях введения введения ФГОС...

Формирование навыков чтения и письма глобальным методом у дошкольников с проблемами в развитии.

В статье представлен опыт работы по обучению письменной речи детей с ограниченными возможностями здоровья. Кратко охарактеризованы особенности подхода к формированию навыка чтения глобальным и послого...

Методы и приемы коррекции нарушения письма у детей младшего школьного возраста.

В материале представлены основные направления в работе и различные упражнения...

Теоретическое осмысление проблемы сценического волнения и методы ее решения.

Взаимовлияние исполнителя и слушателя всегда проявляется в каждом выступлении.Свидетельством этого является эстрадное волнение, которое испытывают все выступающие - от ученика музыкальной школы до мас...

Технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Групповое обучение: метод мозгового штурма.

Сегодня обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Именно они могут адекватно выполнять свои функции, отл...