Методическая разработка уроков литературы по изучению "Петербургских повестей" Н.В.Гоголя
план-конспект урока по литературе (9, 10 класс) на тему

Разработка представляет собой конспекты двух уроков: "Художественный мир Н.В.Гоголя .Столкновение мечты и реальности в "Петербургских повестях" Н.В.Гоголя." и "Акакий Акакиевич- бедный человек или бедный чиновник". Разработка дополнена презентацией

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Художественный мир Н.В.Гоголя. Столкновение мечты и реальности в «Петербургских повестях »

Слайд 2

Художественный мир Н.В.Гоголя «О, как отвратительна действительность! Что она против мечты! » ( «Петербургские повести», художник Пискарев )

Слайд 3

Гротеск- основа художественного мира писателя Умышленное искажение границ правдоподобия, смешение реального и фантастического, доведение изображаемого до абсурда с целью выявить уродливо-комические формы жизни и осмеять нравственные и социальные пороки http://www.gogol-dikanka.narod.ru/chert3.jpg

Слайд 4

Литературные направления в творчестве Гоголя Романтизм мечта об идеальном устройстве мира Реализм художественное осмысление действительности, основанное на принципе жизнеподобия

Слайд 5

Основные этапы жизненного и творческого пути Детство и годы учебы Родился в 1809г в местечке Великие Сорочинцы в Украине 1818 г учеба в Полтавском уездном училище 1820-27 г.- обучение в гимназии г. Нежин, мечта о Петербурге

Слайд 6

Основные этапы жизненного и творческого пути Петербургский период 1828 г. Гоголь прибыл в северную столицу, где столкнулся с первыми разочарованиями и неудачами 1829г.- Гоголь служит чиновником в Департаменте государственного хозяйства

Слайд 7

1831 г.-знакомство Н.В.Гоголя с А.С.Пушкиным

Слайд 8

1831-1842г-необычайный творческий подъем 1831 г. «Вечера на хуторе близ Диканьки» «Как изумились мы русской книге, которая заставляла нас смеяться, мы, не смеявшиеся со времен Фонвизина » А.С.Пушкин

Слайд 9

1835г.- написана комедия «Ревизор» «Ну и пьеска, всем досталось, а мне больше всех» Николай I

Слайд 10

1833-1842 г.- написана повесть «Тарас Бульба»

Слайд 11

«Петербургские повести»- произведения, написанные в разный период времени, объединенные образом Петербурга, темой «маленького человека», авторской позицией «Невский проспект»(1835) «Записки сумасшедшего» (1835) «Портрет»(1835) «Нос»(1836) «Шинель» (1842)

Слайд 12

Повесть «Нос» ( 1836)

Слайд 13

«Невский проспект»( 1835) «Пушкин чувствовал какой-то изъян в Петербурге… Но странность этого города была по- настоящему понята, когда по Невскому проспекту прошелся такой человек, как Гоголь…» В.В. Набоков

Слайд 14

Основная тема повести Основная тема повести — жизнь Петербурга и судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. Вместе с основной раскрываются темы равнодушия людей, подмены духовности меркантильными1 интересами, продажности любви, пагубного влияния наркотиков на человека.

Слайд 15

Домашнее задание: 1. Прочитать повесть «Шинель» Н.В.Гоголя. 2. Доказать , что сюжет повести основан на сочетании реального и фантастического. Привести примеры гротеска в повести. 3.Выписать из текста все эпитеты, связанные с описанием шинели Индивидуальные задания 1 группа. Прокомментировать речь главного героя. Как речь отражает внутренний мир Акакия Акакиевича 2 группа .Тема мечты в повести. Как мечта характеризует духовный мир героя. 3 группа. Тема чиновничества .В чем сходство Акакия Акакиевича и «значительного лица»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Акакий Акакиевич: бедный человек или бедный чиновник ( по повести Н.В.Гоголя «Шинель»)

Слайд 2

Как же должен был выглядеть чиновник в России, какие требования предъявлялись к форменной одежде Самсон Вырин- герой повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

Слайд 3

Акакий Акакиевич Башмачкин- герой повести Н.В.Гоголя «Шинель»

Слайд 4

Какие эпитеты подбирает автор для характеристики чина и шинели? “ вечный титулярный советник”, “ вечная идея будущей шинели” Шинель- «подруга на теплой вате на крепкой подкладке без износу» Капот-домашнее женское платье свободного покроя

Слайд 5

«… он служил ревностно, — нет, он служил с любовью »

Слайд 6

«…в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир »

Слайд 7

Что преображает героя? Как меняется внешний вид, поведение героя с мечтой о новой шинели? “ С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность — словом, все колеблющиеся и неопределённые черты”. Изменяется характер: “...сделался как-то живее, даже твёрже...” Изменяется сама жизнь: “...существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился...”

Слайд 10

«…потом потянул и осадил ее рукой сзади; потом драпировал ею Акакия Акакиевича несколько нараспашку»

Слайд 11

«..скоро потянулись перед ним пустынные улицы.. Теперь они сделались еще глуше и уединеннее»

Слайд 12

Прокомментируйте слова Э. Ведепяниной: “Чтобы пробудилось его сознание, Акакия Акакиевича надо было унизить дважды: как чиновника и как человека”

Слайд 13

Бедный- -малоимущий , малообеспеченный человек; -несчастный, вызывающий сочувствие

Слайд 14

Домашнее задание 1. Письменный ответ на вопрос «Какие нравственные проблемы поднимает Гоголь в повести «Шинель»? 2.История создания поэмы «Мертвые души», стр.169-177



Предварительный просмотр:

                                          Акентьева Людмила Алексеевна
МБОУ «Гимназия № 29»,
г. Уссурийска

                                                       Аннотация

      Разработка двух уроков литературы по изучению творчества Н.В.Гоголя предполагает знакомство с художественным миром писателя через обзор «Петербургских повестей». Содержание этого урока строится на работе со статьей учебника и на самостоятельной работе учащихся по ознакомлению и осмыслению сюжетов повестей с точки зрения идеи столкновения мечты и реальности как одной из основ художественного мира писателя. Первый урок – «Художественный мир Н.В Гоголя. Столкновение мечты и реальности в «Петербургских повестях»- является своеобразной экспозицией для второго урока, готовит учащихся к знакомству с  повестью «Шинель».
     
Второй урок - «Акакий  Акакиевич:  бедный человек или бедный чиновник.  (По повести Н.В.Гоголя «Шинель»)» - предполагает не столько знакомство с сюжетом произведения, сколько поиск ответа на вопрос: «в чем истинная причина бедственного положения героя повести Гоголя» с опорой    на  анализ  важных, с точки зрения темы урока, эпизодов произведения.  Также для более целостного представления образа главного героя, учащимся будет предложена небольшая исследовательская работа по сопоставлению образов маленького человека в произведениях Пушкина и Карамзина и небольшой экскурс в историю форменной одежды российских чиновников.
      Итогом обоих уроков будет являться сочинение-миниатюра. Дополнением к урокам является презентация.  

 

Художественный мир Н.В.Гоголя.
Столкновение мечты и реальности в
«Петербургских повестях»
Н.В.Гоголя

Тип урока: урок  получения новых знаний  

 Цели:

Обучающая:

  •  познакомиться  с историей жизни писателя;
  •  систематизировать имеющиеся знания о художественном мире писателя;
  • познакомиться со своеобразием «Петербургских повестей» всемирно известного писателя

Развивающая:

  • развивать умение  работать со статьей учебника;
  • развивать навыки речевого общения.

Воспитательная:

  • воспитывать уважительное отношение к  чужому мнению.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Оргмомент

 Актуализация знаний

Слово учителя:

уже стало традицией каждый год знакомиться с творчеством Н.В.Гоголя. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите имя этого всемирно известного писателя?

Как вы думаете, какие цели и задачи мы поставим на  сегодняшнем уроке, исходя из его темы?

Учитель корректирует и помогает структурировать цели и задачи, предложенные учащимися

Примерный план урока:

1.Знакомство с биографией писателя
- детство;
- Гоголь – гимназист;
- Гоголь в Петербурге;
- знакомство Гоголя с А.С.Пушкиным.

2. Художественный мир  Н.В.Гоголя.

3. Художественный мир «Петербургских повестей». (Обзор повестей «Нос» и «Невский проспект»)

 

2. Работа по плану урока

 Знакомство с биографией писателя

( 1 группа учащихся)

-Как вы думаете, какие значимые факты биографии писателя важны для нас с точки зрения понимания его мировоззрения?

-Чем интересна и одновременно сложна была жизнь писателя в Петербурге? 

(2 группа учащихся)

Художественный мир  Н.В.Гоголя

( 3 группа учащихся)

Сочетание реальной жизни и мечта об идеальном устройстве мира нашло свое воплощение не только в ранних произведениях писателя. Это вечное несоответствие станет основой и «Петербургских повестей».

 

Художественный мир «Петербургских повестей». (Обзор повестей «Нос» и «Невский проспект»)

(4 группа учащихся)

3. Подведение итогов урока.

 Сочинение - миниатюра «Художественный мир Н.В.Гоголя- это…».

4. Домашняя работа.

- Прочитать повесть «Шинель» (стр.135-166), в. 4-7, стр. 167-168 (по учебнику под редакцией Чернтова)

Индивидуальные задания.

  1. -Вспомнить историю Самсона Вырина из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»;
    -образ Лизы из рассказа Карамзина «Бедная Лиза», отмечая типичность образа «маленького человека».
  2. -Сообщение   о форменной одежде  российских чиновников

в 19 веке  

Возможно, вспоминают   произведения писателя, прочитанные ранее: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Трас Бульба», «Вий» и т.д

Предлагают свои пути рассмотрения темы урока

 

На основе статей учебника и дополнительных источников вопросы освещают подготовленные заранее учащиеся.

Основные тезисы:

- детство связано с Украиной, именно украинские сказки и предания сформировали вкус будущего писателя к литературе;

- сосредоточенность на внутреннем мире и  чувстве одиночества в детстве;

- начальное образование в Полтавском уездном училище затем в лицее князя А.А.Безбородко в городе Нежине;

-участь изгоя и  объекта  для насмешек  в гимназии;

-вскоре стал душой компании, успешен на театральном поприще;
- мечта о Петербурге.

Основные тезисы:

- разочарования и неудачи в первые недели пребывания в Петербурге;

-служба в Департаменте гос.хозяйства и публичных зданий;

-знакомство с А.С.Пушкиным, выход «Вечеров на хуторе близ Диканьки»

Вопрос рассматривает    группа учащихся, проанализировавшая статьи учебника литературы за 7-9 классы, посвященные проблеме художественного мира писателя.

Основные тезисы:

-романтизм и реализм как две составляющие художественного мира писателя на примере прочитанных произведений («Вечера…», «Вий», «Тарас Бульба»);

-гротеск как один из основных художественных приемов в творчестве писателя  (примеры из произведений)

Вывод: изображая картины реальной жизни, Гоголь не перестает мечтать об идеальном устройстве мира и положительном герое. Поэтому в его творчестве гармонично сочетались и романтизм и реализм.

Основные тезисы:

  1. История цикла «Петербургские повести». (Повести написаны в разное время, первоначально не планировались автором как цикл повестей, но  образ  Петербурга, общность главных героев повестей, авторская позиция позволили объединить все произведения в один цикл).
  2. Сюжет и идея столкновения мечты и реальности в повестях «Нос» и  «Невский проспект»

Тема: Акакий Акакиевич:  бедный человек или бедный чиновник.  (По повести Н.В.Гоголя «Шинель»)

Тип урока: урок изучения литературного произведения

 Цели:

Обучающая:

  • учить анализировать текст через предметные детали;
  • закреплять представления учащихся о сюжете, композиции, эпизоде, гротеске.

Развивающая:

  • развивать умение определять границы эпизода;
  • находить причинные связи между эпизодами;
  • развивать навыки речевого общения.

Воспитательная:

  • воспитывать чувство ответственности за свои поступки;
  • воспитывать уважительное отношение к себе и окружающим.

Ход урока:

1.Оргмомент

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Слово учителя

«Мы все вышли из  «Шинели »Гоголя - сказал когда-то Ф.М.Достоевский, высоко оценивая талант, мастерство, возможность остро реагировать на все злободневные проблемы современности. Были и другие оценки главного героя и сюжета повести. Нам, современным  читателям, порой непросто заглянуть в творческую мастерскую писателя, понять, что его волновало, что не давало покоя, какой урок он преподнес своим произведением современникам и потомкам. Но мне кажется, что вместе мы сможем найти ответы на любые вопросы, в том числе и на вопрос, который определяет тема сегодняшнего урока.

2.Актуализация знаний

Как вы думаете,  какая информация, связанная с историей написания произведения, его особенностями, образом главного героя  для нас сегодня будет важна с точки зрения темы урока?

(ребятам предлагается в тетрадях записать те положения, которые они считают важными с точки зрения предложенного вопроса, таким образом выстраивается дальнейший возможный план урока)

-На страницах какого произведения тема «маленького человека» нами уже рассматривалась? (индивидуальное задание группе ребят)

 (Провести параллель между Самсоном Выриным и Акакием Акакиевичем,     обратить внимание на то, что первый — чиновник 14-го класса, тогда как Акакий Акакиевич — 9-го (титулярный советник). Случайно ли такое повышение по службе?)

Чиновники в России считались “благородным” сословием, а знаком принадлежности к нему была шинель — форменное пальто. В повести все чиновники (в том числе и значительное лицо) носят шинель.

-Как же должен был выглядеть чиновник в России, какие требования предъявлялись к форменной одежде

 ( сообщение учащегося)

Итак, мы понимаем, что шинель – это не просто предмет гардероба, это знак принадлежности к «благородному сословию»

-Какие эпитеты подбирает автор для характеристики чина и шинели?

( СЛАЙД)

-

-Как выглядит форменная одежда А.А? Какое определение дают ей Гоголь и чиновники, окружающие А.А.

Почему герой мечтает о новой шинели?

-Давайте вспомним, каким предстает перед нами А.А в начале повести.

-Есть ли грань между службой и личной жизнью?

-Что преображает героя?

Как меняется внешний вид, поведение героя с мечтой о новой шинели?

--Как происходит преображение?

Что изменилось с приобретением шинели? Как меняется самооценка героя?

(Начался духовный процесс присоединения к классу чиновников)…

Шинель изменяет не только самооценку Акакия Акакиевича, но и привычный ход его жизни. Так, дома после службы он ничего не пишет, позволяет себе немножко “посибаритствовать” (слово из лексикона “благородных” людей). Он выходит на улицу вечером (чего не было “уже несколько лет”). А там Акакий Акакиевич открывает для себя новый мир, глядя на красивых дам, бобровые воротники мужчин, на лихачей в малиновых шапках, с лакированными санками, на витрину магазина с картиной, где была изображена женщина, обнажившая “очень недурную” ногу. Герой не просто смотрит вокруг, он видит мелочи, детали, сродни молодому чиновнику, который “заметит даже, у кого на другой стороне тротуара отпоролась внизу панталон стремешка”. Придя в гости к помощнику столоначальника, Акакий Акакиевич выпивает два бокала шампанского, а возвращаясь домой, вдруг бежит “неизвестно почему, за какою-то дамою”, сам дивясь потом “неизвестно откуда взявшейся рыси”.

Этот вечер Акакий Акакиевич проводит подобно тем чиновникам, чьи вечерние развлечения Н.В. Гоголь описывает в начале повести, противопоставляя их времяпрепровождению “тогдашнего” Башмачкина. Теперь же герой близок к общепринятой норме, почти такой, как все.

-Чем с точки зрения идеи повести и образа главного героя важен для нас эпизод поиска пропавшей шинели

Именно в этот момент — увы, только перед смертью — Акакий Акакиевич освобождает от чиновничьего мундира свою душу. В герое пробуждается поруганное человеческое достоинство, становится видно страдающее человеческое лицо.

-Как бы вы могли  прокомментировать слова Э.Веденяпиной:

 “Чтобы пробудилось его сознание, Акакия Акакиевича надо было унизить дважды: как чиновника и как человека”

-Можно ли значительное лицо считать двойником Башмачкина?

 Сходство героев можно наблюдать на разных уровнях. Их портретные характеристики примечательны повтором приставки не-. Речь генерала, представляющая собой “какие-то односложные звуки” в обществе, где люди были ниже чином, близка манере Акакия Акакиевича, который “изъяснялся большею частью предлогами, наречиями... частицами”.

 В гостях у младших чиновников значительное лицо, подобно Акакию Акакиевичу на вечере у помощника столоначальника, скучает и не знает, “как ему быть”. Генерал и Башмачкин побывают в схожих ситуациях перед потерей шинели: оба выпьют шампанского и вдруг проявят интерес к дамам. Одинаков и результат тех душевных изменений, что производит в них кража шинели.

 В генерале, как и в Акакии Акакиевиче, побеждает человеческое, а не чиновничье достоинство: “Он даже реже стал говорить подчинённым: “Как вы смеете...”; если же и произносил, то уж не прежде, как выслушавши сперва, в чём дело”

И в Башмачкине и в значительном лице иногда проявляется человек, а лишь потом чиновник.

-Итак, подводя итог сегодняшнему разговору, к какому выводу пришли вы , говоря о герое Гоголя: кто перед нами – бедный человек или бедный чиновник?

Если выбирать первое значение,

то Акакий Акакиевич — бедный чиновник, ибо неимущим человеком его всё-таки назвать нельзя.

 Если же использовать второе значение (в повести именно ему Н.В. Гоголь отдаёт предпочтение) - Акакий Акакиевич — бедный человек, ибо настоящая беда его заключается не в потере шинели (настоящего горя для чиновника), не в плохом отношении к нему окружающих (это не всегда верно) и не в малом жаловании (вспомним, что он “с четырьмястами жалованья умел быть довольным своим жребием”), а в позднем осознании своего человеческого достоинства, без которого невозможно становление личности, без которого мы видим не людей, а безликую толпу. Проблема гуманизма (традиционная точка в анализе произведения), конечно, присутствует, но всё же она не самая главная, ибо гуманное, человечное отношение к другим появится только тогда, когда в самом себе ты сможешь обнаружить человека

В свете вышесказанного центральной кажется нам проблема осознания человеком приоритета личного, индивидуального перед официальным, должностным, казённым, иначе — проблема пробуждения истинно человеческого в застёгнутом на все пуговицы мундира чиновнике, мельчайшей государственной статистической единице, которая всё же есть человек. Эту проблему Н.В. Гоголь ставит уже в начале повести, описывая щемящую жалость к Акакию Акакиевичу одного молодого чиновника, увидевшего в герое не предмет для насмешек, но человека. Этому посвящены и дальнейшие наблюдения чиновника о том, “как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости в утончённой, образованной светскости”. Культура и такт предполагаются только в обращении с равными и теми, кто выше тебя по чину, но только не в отношении с низшими.

Домашнее задание:

1.Письменный ответ на вопрос: «Какие нравственные проблемы поднимает Н.В.Гоголь в повести «Шинель»?

2. История создания поэмы «Мертвые души»

Ученики оформляют возможные записи в тетрадях

-История написания произведения

( в основе сюжета анекдот о потерянном ружье);

-Повесть входит в цикл «Петербургских повестей»- произведений, написанных в разный период времени, объединенных образом Петербурга, темой «маленького человека», авторской позицией»;

-Образ Акакия Акакиевича…., история его службы в департаменте, и т.д…

Сообщение, подготовленное дома

Комментируют историю Самсона Вырина из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»; образ Лизы из рассказа Карамзина «Бедная Лиза», отмечая типичность образа «маленького человека»

Сообщение учащегося о форменной одежде чиновников.

Учащиеся провели наблюдение над текстом при подготовке к уроку:

Н.В. Гоголь  подбирает к чину и шинели один и тот же эпитет — “вечный”, то есть “неизменный” (“вечный титулярный советник”, “вечная идея будущей шинели”), словно постулируя неразрывную связь службы и формы, в которую должен облекать себя подчиняющийся человек

У форменной одежды Акакия Акакиевича “отнимали даже благородное имя шинели и называли её «капотом”, тем самым отрицая и его право считаться настоящим чиновником, быть среди “избранных”. Потому мечта о новой шинели и её приобретение изменяют не только поведение Акакия Акакиевича, но и его духовный мир.

В начале повести перед нами внешне ничем не примечательный человек, что

Н.В. Гоголь сразу открыто заявляет (“нельзя сказать чтобы очень замечательный”). В тусклом облике героя отсутствует нечто запоминающееся, особенное, бросающееся в глаза. Отсюда в словесном портрете повторы неопределённого “несколько”, которое обозначает малое количество чего-то, уменьшительный суффикс -еньк-, отрицающая большое приставка не-.

Безликость внешности Башмачкина словно компенсируется трепетным отношением к службе. Акакий Акакиевич живёт только своей работой: “Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью”. Занятия писаря он не оставляет и дома, спать ложится, “улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлёт переписывать завтра?” Даже на насмешки чиновников герой реагирует лишь тогда, когда они мешают ему “заниматься своим делом”.

Таким образом, переписывание — это не только приятное занятие для Акакия Акакиевича. Это его духовный мир и, более того, мир внешний, ибо “Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всём свои чистые, ровным почерком выписанные строки”.

Максимальное сближение личной жизни и службы оборачивается равнодушием к себе.

 

Преображает героя мечта о новой шинели. С появлением её изменяются неприметная внешность и поведение Башмачкина:

 “С лица и с поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность — словом, все колеблющиеся и неопределённые черты”. Изменяется характер: “...сделался как-то живее, даже твёрже...” Изменяется сама жизнь: “...существование его сделалось как-то полнее, как будто бы он женился...”

Когда же мечта превращается в действительность, когда Акакий Акакиевич наконец надевает на свои плечи шинель, тем самым словно приобщаясь к “настоящим” чиновникам, соответствие “благородному” званию становится одним из ведущих критериев его поведения.

Учащиеся на основе составленного плана комментируют процесс преображения героя:

- надежда на то, что шинель можно «поправить», разговаривает с портным «умоляющим голосом»;

- планирует приобретение новой шинели, строго ограничивая себя во всем;

- Акакий Акакиевич каждый месяц “хотя один раз наведывался к Петровичу, чтобы поговорить о шинели”. Они вместе “заходили в лавки применяться к ценам;

-после покупки шинели замечает вдруг вокруг себя то, чего не видел раньше;

-проводит время на вечеринке по поводу приобретения шинели; и т.д

   

Начинает проявляться протест против несправедливого отношения к Акакию Акакиевичу.:

- он «начал кричать» на будочника, что тот не видит, как грабят человека ;

-«раз в жизни захотел показать характер и сказал наотрез», придя на прием к частному приставу;

- решился на визит к «значительному лицу»

 И  смог высказать своё суждение: “...секретари того... ненадёжный народ...”

 

 Кража шинели — первое унижение, крик генерала — второе. Нам кажется, что после ограбления, вновь надев старый капот, Акакий Акакиевич всё ещё чувствует себя оскорблённым чиновником, на мундир которого некто решил посягнуть. К генералу Акакий Акакиевич идёт по доброму совету одного чиновника, то есть в некотором роде как к своему собрату-чиновнику, минуя формальные правила. Однако, надеясь на помощь генерала, он получает вместо неё окрик и требование понять, кто с ним говорит, то есть проникнуться той большой пропастью, что лежит между Акакием Акакиевичем и значительным лицом. Тогда-то Акакий Акакиевич из “чиновника” превращается в человека, которому не просто отказали в просьбе, но и унизили.

 Представление работ групп, которые работали с текстом дома по следующим направлениям:

- что объединяет портретные характеристики героев;

- как ведет себя Акакий Акакиевич и «значительное лицо» на вечере у столоначальника;

 

 

Литература

1.Барановская О. «Вечная шинель»; Издательство «Первое сентября», журнал «Литература», № 7,2010г.

2.Богданова Л. «Бедный человек или бедный чиновник». Издательство «Первое сентября», журнал «Литература»,№ 10,2008г.

3.Вишнякова Н. «Понятие» маленького человека у Гоголя». Издательство «Первое сентября», журнал «Литература»,№ 2, 2008г.

4.Золотусский И. По следам Гоголя. М.,1988.

5. Ибрагимова С. «Бедный человек или бедный чиновник ». Урок по повести Н.В.Гоголя «Шинель». Издательство «Первое сентября», журнал «Литература», № 9,2002г.

6.Изучение творчества Н.В.Гоголя в школе: Пособие для учителя. Киев,1989.

7.Уроки литературы: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение»,2013.

8.Чертов В.Ф. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы по теме: "Духовная литература. "Поучение Владимира Мономаха", 8кл.

В рамках реализации рабочей программы по предмету «Литература» в 8-м классе предусмотрено 7 часов на изучение раздела «Древнерусская литература. Духовная литература». Данная тема не нова для восьмикла...

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Художественный образ ночи в повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница». (Интегрированный урок литературы и ИЗО)

Цель урока: обогатить восприятие литературного произведения путем приобщения к художественной культуре Задачи: -формирование образного восприятие по средствам музыкального, изобразительного искус...

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе «Образ Петербурга в классической литературе XIX века» (с применением сингапурской технологии)

Название проблемы: Каким предстает образ Петербурга в классической литературе XIX века? Какое влияние оказал  этот город на судьбы литературных героев?Результат обучения: создание и защита постер...