Между «Надо» и «Нельзя», или поразмышляем вместе об УУД
методическая разработка на тему
- Садись, «2»! Докатился! или – Садись, «5»! Молодец!
Традиционно учителя готовили свои уроки, ориентируясь, прежде всего, на предметные результаты. Новые стандарты ставят перед педагогами задачу формирования универсальных учебных действий (далее – УУД) учащихся. Опыта такого рода у учителей нет, их нужно к этому готовить. Предлагаю поразмышлять вместе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skrin_stati_mezhdu_nado_i_nelzya_statya.docx | 31.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Между «Надо» и «Нельзя», или поразмышляем вместе об УУД
Автор: Меллес Юлия Аркадьевна, методист по русскому языку и литературе ГБОУ ИМЦ Выборгского района Санкт-Петербурга |
- Садись, «2»! Докатился! или – Садись, «5»! Молодец!
Традиционно учителя готовили свои уроки, ориентируясь, прежде всего, на предметные результаты. Новые стандарты ставят перед педагогами задачу формирования универсальных учебных действий (далее – УУД) учащихся. Опыта такого рода у учителей нет, их нужно к этому готовить. Предлагаю поразмышлять вместе.
Чтобы изжить беликовское «как бы чего не вышло», перестать метаться между «Надо» и «Нельзя», прежде всего необходимо как обучающему, так и обучающемуся понять: сам процесс обучения не должен заключаться в запоминании различных полезных сведений и фактов, отработке практических навыков (всех знаний, которые могут потребоваться после школы, не выучить и всех навыков не отработать), он должен стимулировать развитие понятийного мышления, которое и позволяет человеку самому разобраться в любой жизненной ситуации, преодолевая разного рода нововведения, но уже не блокирующие отныне его сознание.
Свободное понимание вовсе не означает «как хочу, так и понимаю». Почему? Да потому что понимать так называемую общую реальность надо вместе. На обоих концах коммуникационной линии (Учитель-Ученик) должно быть одно и то же идейное содержание. И если оно будет обретено, то станет расширяться, постоянно требуя еще большего расширения. Вот тогда-то ученик (да не всякий!) почувствует свою причастность к процессу, у него появится интерес, готовность постигать.
С.Е. Ефимов, составитель справочника по грамматике «Основы русского языка: свободное понимание», представляет такой путь решения проблемы с УУД на уроках русского языка и литературы:
считать наш язык своеобразной кодовой системой, необходимой для передачи информации.
Пожалуй, соглашусь. Если попросить учеников с хорошим словарным запасом дать определение ряду еще не изученных ими понятий, а потом вместе с ними рассмотреть их на конкретных примерах, попросить привести свои теперь уже осмысленные примеры, то недопонимание, ограниченное понимание или просто его отсутствие исчезнут. Но сколько времени, терпения понадобится на другую часть класса ((
У предмета должна быть четко обозначенная цель, и она должна быть известна | О русском языке надо писать на русском, а не на языке «языкознания», и обеспечивать воспроизведение информации | Необходимо давать каждому понятию простое определение, прежде чем объяснять материал с использованием этого понятия | В изложении данных должна присутствовать постепенность |
Даже ленивый задумается над вопросом «В какую сумму вообще обходится человеку его некомпетентность?» | «Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог!» (Л.Н. Толстой) | Как Вы справляетесь, например, с такой ситуацией? В русском языке шесть падежей. Падеж определяется по вопросам (далее идет таблица) А что вообще такое падеж? См. Ваши пособия. | Пирамида – любая система знаний, любая наука Цель – вершина Основание – базовые принципы Итог – упорядоченная область знаний |
Писатель, эксперт в сфере образования, новатор англичанин Кеннет Робинсон в своей новой книге «Элемент» считает, что «сегодняшний школьный день в большинстве случаев – это чреда 50-минутных уроков. Немного математики – звонок – затем пение. Если бы вы вот так дробно, к примеру, занимались бизнесом, вы через неделю обанкротились бы! Я – сторонник того, чтобы ставить перед детьми задачу, решение которой может потребовать знаний из разных областей. Это меняет угол зрения, придает динамизма мышлению».
Директор Квам Янгнан «Школа 42»в Париже, первой во Франции школы, где нет экзаменов, преподавателей и расписания занятий, учит вместе со своим педагогическим коллективом студентов работать «на заказ», т.е. учит тому, что позднее им придется делать всю профессиональную жизнь. Педагоги в школе есть, но они на заднем плане. Ученику даются ключи для поиска информации, очень часто дело заканчивается тем, что педагог оказывается ненужным: студенты сами находят то, что в обычной школе им рассказали бы в начале урока.
В этом и заключается новаторский подход!
Действительно, чтобы Сегодня запустить «старт-ап» компанию и добиться успеха Завтра, вам нужна команда, способная мыслить и действовать оригинально. Не так, как все! Это редкость, даже при хорошем образовании. Почему? Да потому что образование у нас – кастовое. Ученики и учителя принадлежат к определенному кругу, ходят на работу и учебу в определенные школы, где учат жить и думать определенным образом, выбирая межу «надо» и «нельзя».
Увы, современная школа, Наша Школа, осваивающая ФГОС, строится на принципе передачи информации детям, которые затем по-прежнему должны зачастую осваивать ее в индивидуальном порядке в силу различных обстоятельств, то есть наедине с собой. Да, это идет вразрез с требованиями современного информационного обмена, но факт остается фактом.
Как же школе 21 века уйти от стереотипов?!
Выстроить нужные партнерские комбинации. Что для этого нужно? Разумная свобода, необходимые ресурсы, единомышленники. В идеале – союз свободных умов, ставка на инновации, смычка между школой и рынком, большая самостоятельность учеников. Мечта? В реалии на практике эти принципы воплощаются слабо.
Единый учебник по русскому языку и единый учебник по литературе, как единый экзамен по этим двум предметам не повлияют на умение грамотно писать и говорить среди школьников.
Предлагаю Вашему вниманию умную беседу в программе «Тем временем» Александра Архангельского на канале «Культура» с Игорем Реморенко, ректором Московского городского педагогического университета; Михаилом Шнейдером, директором гимназии №45; Сергеем Волковым, учителем литературы, членом Общественного совета Министерства образования РФ; Алексеем Варламовым, писателем; Натальей Свириной, профессором, научным руководителем Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга и Максимом Кронгаузом, руководителем центра социолингвистики РАНХ и ГС при Президенте РФ.
Журнал «Директор школы» :: Блоги :: Терешатова Екатерина. Ролик.
Что делать? Работать на уровне, работать на совесть. Сказать свое слово в образовании, разработав в Вашем ОУ собственные программы на основе ФГОС с учетом примерных программ!
Я как методист ГБОУ ИМЦ по русскому языку и литературе работаю всегда для Вас, учителей района, и только вместе с Вами!!! А по сему рекомендую познакомиться с несколькими технологическими картами, которые были выполнены в качестве зачетной работы по нашему предмету на краткосрочных курсах ГБОУ ИМЦ «Основы содержания современного образования: ФГОС» для председателей МО учителей русского языка и литературы (36 часов).
Конечно, там обязательно будут наличествовать «заветные» УУД.
Итак, технологические карты уроков по русскому языку для учащихся 5-ых классов
(Из опыта работы)
Технологические карты уроков по литературе для учащихся 5-ых классов:
(Из опыта работы)
Первый заместитель министра науки и образования РФ Наталья Третьяк предлагает в рамках УУД принять активное участие в работе, обсуждении
Общественных консультаций по примерной образовательной программе основного общего образования.
Оптимизируйте предметные и надпредметные модули! Еще не поздно всем миром доработать новые стандарты, регламентирующие не только урочную деятельность, но и другие стороны школьной жизни. Выберем между «Надо» и «Нельзя» «Жизненно нужно», «Жизненно необходимо»!
Вспомнилось: «В жизни вообще могут быть только две проблемы: не знать, чего хочешь, и знать, чего хочешь, но не знать, как этого добиться!» УУД Вам в помощь! Мы хотим и знаем, любим и можем!
- Работаем дальше, а?!
- Да!
Шаблон технологической карты урока по русскому языку и литературе для учащихся 5-11-ых классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Детей не надо воспитывать, с детьми надо дружить».
Девиз: «Ребята, давайте жить дружно!»Цель: Подвести итоги года, сплотить детей и родителей, дать советы детям и родителям как уважать и слушать друг друга.Собрание проводится вместе с детьми.Под...
КВН "Мы вместе!" между учащимися I вида (посвящен 22 зимним олимпийским играм).
О мероприятии: Цель мероприятия: пропаганда здорового образа жизни, расширение представлений об Олимпийских играх и зимних видах спорта с оречевлением материала. В игровой форме закреплялись знания уч...
над этим можно поразмышлять
восприятие информации... восприятие себя......
"Вместе жить, вместе и умирать"? Урок-дискуссия по творчеству А.С. Пушкина между учащимися 9 и 11 классов.
Цель этого урока - развитие коммуникативной и дискуссионной культуры. На примере произведений А.С. Пушкина учащиеся попытаются обсудить актуальность семейных ценностей сегодня....
«Нельзя» и «надо» в жизни ребенка.
Слово «нельзя» в жизни ребенка играет важную роль. Запреты нужны, чтобы показать ребёнку, как можно себя вести в обществе и как нельзя, что может быть опасно для него и окружающих....
Поразмышляйте о своей жизни и своих целях: Что для меня бесконечно ценно? Что я хочу делать бесконечно долго? Что я хочу достичь в масштабах бесконечности?
Международный день бесконечности (International Infinity Day). г. Москва, Восточный округ.АНО ОО "Русская Международная Школа" ....
Нельзя забыть, нельзя простить…
сочинение о зверствах фашизма...