Статья на тему "Традиции мордовского народа".
статья на тему
Материал о традициях и обычаях мордовского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traditsii_mordvy.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 1»
Из опыта работы учителя мокшанского языка
Давыдовой Светланы Максимовны
Статья на тему
« Традиции мордовского народа»
2015 год
В старину, как свидетельствуют документы, мордва не имела больших поселений, а жила рассеянно в дремучих лесах по берегам рек, ручьев, озер. Отсюда и название населённых мест, составленные из личных имен с прибавлением слов «ляй» («речка»), «кужа» («поляна»), «эрьхке» (озеро») и т.д. До середины 17 века встречались деревни, служившие поселениями отдельного рода, от имени которого выступал его глава – куд-азор (глава дома).
Улиц не было. Жили порядками по родству. В дни поминаний по усопшим все члены рода приходили на общее кладбище.
Свои дома мордва ставила посредине обширных дворов, обнесённых кругом высоким забором или тыном. Дом мордвина состоял из избы и сеней, прочие хозяйственные постройки строились отдельно. Каждая деревня имела особую ограду из жердей.
Мордовские избы отличались от русских изб. Она выходила на улицу обычно одним окном, прорезанным ближе к переднему углу. Окна прорубались в тех стенах, которые выходили на двор. На крыше дома обычно прилаживали скворечник, а под стрехой почти у каждого находился улей в надежде на прилётный рой.
Семьи были очень большими: 30-40 человек. Жили в 2 или 3 избах, но хозяйство считалось неразделённым. Мужчины, женщины и дети обедали отдельно.
Помимо земельного надела вблизи села до 17 века у мордвы были также бортные ухожаи, располагавшиеся иногда на значительном расстоянии от дома. Там были: бортные деревья, охотничьи и рыболовные угодья, сенные покосы, а также «пашенные поля». Мордовские «зимницы» - однодворные поселения в лесу. Состоящие из одной избы и хозяйственных построек, ко двору примыкали обрабатываемая пашня.
Мордва издавна занималась хлебопашеством, пчеловодством и охотой на пушных зверей и птиц. Из злаков мордва выращивала: рожь, пшеницу, просо, ячмень, овес и гречиху, а из технических культур – коноплю, лён. По общему мнению, которое отражено в письменных свидетельствах того времени, культура земледелия была заметно выше, чем у русского крестьянина. «Назем да лесок – мордве уголок» - говорил русский сосед мордвина.
По степени материального благосостояния мордва значительно превосходила русских. Это объясняется неутомимым трудолюбием мордвы, многотягловым хозяйством, неразделенностью землевладения и землепользования. «Сними обруч – и вода из бочки потечёт» - так отвечали мордвины В.К. Майнову (исследователь-этнограф из Русского географического общества) на предложение разделиться и вести самостоятельное хозяйство.
Материальное благосостояние мордвы вызывало зависть её русских соседей, которые, не понимая его причин, объясняли это тем, что мордва колдует.
С давних пор зажиточная мордва стала обращать на себя внимание царских чиновников. Вострые писари и большие бояры, о которых упоминается в одной мордовской песне, беззастенчиво пользовались добродушием, миролюбивым характером, бесправием и культурной отсталостью мордвы, запугивая и грабя сельских жителей. Т.И. Шишкин писал, что особенно выгодным считалось поручения следствия в богатой мордовской деревне, где можно было обогатиться так, что «незачем и в Калифорнию отправляться».
Мордва издавна занималась лесным пчеловодством – бортничеством. Мёд был по качеству очень хорошим. И медом мордва в дальнейшем платила подати. С 18 века с вырубкой лесов и сокращением незаселенных земель бортничество сменяется пчеловодством.
В середине 16 века немецкий дипломат и путешественник С. Герберштейн писал о мордве: «… Это очень сильные люди, ибо они часто храбро отражали от себя даже разбои татар, почти все они пехотинцы, замечательны своими длинными луками и отличаются опытностью в стрельбе». «Человека не бойся, а бойся его оскорбить» - гласит мордовская пословица. Впрочем, за нанесённые обиды мордвины жестоко и единодушно мстили.
Чувство коллективизма, взаимопомощи было чрезвычайно развито у мордвы. «Первое дело – соседское дело» - считал мордвин. По каждому случаю устраивались «помочи».
При заключении договора (устного, были неграмотные) произносили важную в их глазах формулу: «Бог нас связал, пусть он нас и отвяжет» («Шкайсь минь сотнемазь, катк сон минь и юкссамазь»). Причем связывались поясами друг с другом, а в некоторых местах выдергивали по 2 волоса из головы и сплетали их вместе.
Уголовные преступления редко встречались у мордвы: пойманного на месте преступления жестоко избивали или сразу убивали. Об этом поется во многих мордовских песнях: «Ульяна» и т.д. Вечером вызывали на «Орамонь куд» и жестоко расправлялись с преступником. «ломанень парши салат – манда (байдек) палат» - учит мордовская пословица. («Чужое добро украдешь – палку поцелуешь»). В суд мордвины почти никогда не обращались.
За трудолюбие и честность мордвинов как работников высоко ценили окрестные земледельцы, которые при подрядах и покупках руководствовались таким правилом: с пригородными русскими крестьянами и мещанами дела не иметь, татар обязывать «Строгими условиями на законных основаниях», а мордвину – верить на слово.
Мордва с радушием и щедростью угощала как знакомых, так и незнакомых. О таком хлебосольстве мордвы, которая «каждого гостя и поит, и кормит, и на руках носит», наслышаны были её русские соседи. В дни церковных и народных праздников, а также на свадьбу и поминки съезжались русские люди из окрестных деревень. В.А.Ауновский. Мордвин, отмечал он, не может жить без песен и поет в любых условиях.
Пристрастие к еде. «Посмотрите на нашего мордвина на ярмарке, - писал священник одного мордовского прихода, - он не заглядится, как русский крестьянин, ни на комедию, ни на наряды, один только калач да соленый лещ могут обратить его внимание на себя».
Русское присловье «Уписывает, как мордвин!» в прошлом веке было хорошо известно в России.
Источниками получения продуктов питания у мордвы было земледелие, животноводство и рыболовство. Дополнительные продукты питания давали птицеводство и охота, а также сбор грибов, ягод, орехов и дикорастущих трав. Употребление в пищу зайчатины.
Большое значение у мордвы имели напитки, приготовленные из меда. Самым любимым напитком у мордвы было пуре – сычёное пиво и брага (поза).Недавно П.М. Мезин опубликовал один старинный рецепт изготовления пуре: на 1 ведро напитка 1 фунт ячменя и 4 фунта жидкого мёда; хмеля 30 г на ведро. Сначала варили пиво из ячменя и мёда, а затем добавляли хмельной отвар. Пуре наливали в горшок, обмазывали тестом и ставили в тёплую печь.
Поза варился из солода, приготовленного изо ржи. Солод смешивали с мукой (теперь с резанной сырой или заранее высушённой свеклой), заливали холодной водой и ставили в печь на 2-3 дня. Затем раствор сливали в большую кадушку, перед тем положив на дно кадушки солому или мезгу.
В настоящее время, когда переосмысливаются исторические пути развития нашего общества, с особой остротой встает проблема нравственного воспитания. Что воспитывать? Как воспитывать?
Интересы общества диктуют необходимость нового подхода к воспитанию и обучению, предполагающего формирование духовности. Это влечет за собой изменения содержания, методов, средств и форм приобщения к действительности.
Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого лежит приобщение к отечественной истории и национальному культурному наследию. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, музыке, играх, впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей.
Воспитывать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - в настоящее время задача особенно актуальная и сложная. И сегодня эта задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Каждый народ имеет свою культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной культуры. Национальная культура отражает конкретные особенности группы людей, живущих достаточно продолжительное время на одной территории и говорящих на одном языке.
Национальная культура находится в гармонии с национальным характером; она психологически адекватно выражает и реализует его в художественной форме. Но, только глубоко вникнув в какую-то одну культуру, человек может воспринимать и по достоинству оценивать другие. Родная культура входит в сознание человека так, как гены отца и матери входят в его тело, - на правах порождающего начала. С культурой других народов, по мнению критика и литературоведа М.М. Бахтина, человек вступает в диалог, взаимодействуя с ними с позиций одной, уже «усвоенной» культуры, опираясь на её духовные ценности и категории.
Мордовское народное искусство представляет собой яркое, самобытное явление. Среди искусств других народов и народностей, входящих в состав Российской Федерации, художественное творчество мордвы выделяется своими особенностями, что и отражает неповторимость национального характера.
Традиции мордовского народного творчества корнями восходят к глубокой древности. В них исток и корень национальной культуры. Она развивалась в тесном взаимодействии с культурами других народов, и прежде всего, с русской культурой. С ее великими достижениями, при этом, веками оттачивая, кристаллизуя свой образ мира, свое чувство красоты. Это своеобразие определялось окружающей природой, лесными просторами между Волгой, Окой и Сурой, историческими событиями, переживаемыми народом.
Человек и природа, искусство и природа веками жили во взаимосвязи. Природа будила воображение, обогащала наблюдениями, оттачивала чувство красоты, и все это формировалось в процессе труда.
На образном соответствии природного и человеческого формировались народные традиции. В их содержании выражались коллективные представления о мире, коллективные переживания главных событий в жизни человека: сев, жатва, покос, первый выгон скота; свадьба, похороны, праздники.
В настоящее время в процессе становления дети должны испытывать духовное влияние своей нации, её культуры, быта, обычаев и традиций. Однако в реальной практике образования не всегда учитывались и учитываются культурно-национальные особенности места проживания детей, недостаточно полно реализуются воспитательные и развивающие возможности этнокультурной среды.
Этнокультурное развитие детей через использование традиционных форм народного творчества (народных подвижных игр, устно-поэтического и музыкального фольклора, игрушек и изделий прикладного искусства и т.д.) – в образовательном процессе одно из условий повышения национального самосознания.
Если не развивать в детях тягу к своему национальному искусству, не воздействовать на них всем опытом народной педагогической культуры, выработанной тысячелетиями и бытующей в народе до наших дней, то тем самым мы формируем людей, не помнящих своего родства, своей истории, людей бездуховных, не способных противостоять растлевающему влиянию. Интересы и внимание к истории А.С. Пушкин расценивал как один из признаков высокой культуры не только отдельной личности, но и всего народа. «Дикость, подлость и невежество не уважают прошедшего» - писал он уже в то время. Проблема обостряется и социально-экономическими факторами, падением духовности в нашем обществе. И в этих условиях, может быть, именно обращение к традициям, народной педагогике окажется самым действенным образовательным средством.
В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях ведется значительная работа по ознакомлению детей с культурным наследием, традициями, обычаями, обрядами мордвы и других народов, проживающих в Мордовии. Детей стали знакомить с произведениями устно-поэтического творчества мордовского народа (песнями, сказками, загадками, прибаутками, дразнилками, пестушками и другими малыми формами детского фольклора); с произведениями детских писателей Мордовии, с национальными играми; с народным декоративно-прикладным и изобразительным искусством мордвы. Детям даются историко-географические и природоведческие знания, они обучаются одному из мордовских языков в кружке или в группе.
Приобщение детей к мордовской культуре, традициям нужно начинать с раннего детства.
Рассмотрим, какой смысл вкладывается в понятия «обычай», «обряд», «традиция».
Обычай - норма поведения людей в обществе, передаваемая от
поколения к поколению и являющаяся привычной для её членов.
В настоящее время обычаи сохранились в сфере морали, быта, гражданской обрядности.
Обряд – выражение обычая в символических действиях, совокупность условных, традиционных действий, служащих символом определенных социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления.
Традиции - это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений: идеи, взгляды, вкусы, образ действий и т.д. Традиционными могут быть обычаи, обряды.
Обычаи, обряды мордвы можно разделить на 3 группы:
1.Обряды и обычаи семейного воспитания:
- воспитания трудолюбия, уважение к старшим;
- участие во всех семейных обрядах;
- воспитание младших детей старшими.
2. Обычаи и обряды физического и трудового (профессионального) образования.
3. Обычаи и обряды по воспитанию общественного и социального поведения.
В связи с годичной повторяемостью хозяйственной деятельности и её календарной приуроченностью обряды, в отличие от семейных, принято называть календарными. Обрядовые действия могут быть магическими, символически-демонстративными или игровыми. Сопровождались у многих народов с заговорами и присловьями.
Под физическим и трудовым воспитанием понималась прежде всего забота и сохранении добрых народных традиций, передаваемых из поколения в поколение, развитие трудовых навыков; физическом развитии молодого поколения. Устойчивые традиции ставили детей в такие условия, в которых физическое развитие становилось организованным, целенаправленным и осознанным.
С чего следует начинать эту работу по ознакомлению детей с традициями мордовского народа?
Прежде всего, с оформления дошкольного учреждения предметами декоративно-прикладного и изобразительного искусства, создания уголков национальной культуры, музеев быта, краеведческих музеев и т.д.
Кроме того, в доступной форме детей необходимо знакомить с некоторыми элементами мордовской культуры. При этом сочетать знакомство с мордовской культурой с ознакомлением детей культурой других народов Республики Мордовия.
Чтобы вести такую работу, воспитателю необходимо прежде всего самому глубоко знать историю, культуры, традиции народов нашей республики. Для этого нужно много читать, посещать театры, музеи, выставки, бывать на концертах и т.д.
В процессе ознакомления детей с культурным наследием мордвы следует активнее включать родителей воспитанников, Воспитатель вместе с родителями готовит праздники и развлечения, оформляет помещения группы предметами народного декоративно-прикладного и изобразительного искусства, организуют встречи со знаменитыми людьми Мордовии, рекомендует соответствующие возрасту и развитию детей произведения для домашнего чтения и т.д.
В группе, методическом кабинете детского сада важно иметь соответствующую краеведческую, а также детскую художественную литературу, отражающие старинный и современный быт мордовского народа, его культуру, традиции.
Экскурсии детей старших групп в Республиканский краеведческий музей дают первые представления об истории мордовского края, знакомят с материалами археологических раскопок. В Республиканском Музее изобразительных искусств имени С.Д.Эрьзи дети получат представление о творчестве художников Мордовии, о национальной одежде мордвы, соприкоснутся с великими скульптурами С.Д.Эрьзи. Важно при этом отметить, что все творчество Эрьзи проникнуто чувством глубокого патриотизма. Живя подолгу в разных странах, он всегда помнил о своей Родине и народе и горячо любил их. Эта любовь выразилась и в выборе псевдонима, происходящего от названия народа, к которому принадлежал скульптор, и в создании галереи национальных типов: «Эрзянка», «Голова мордовки», «Старик-мордвин», «Крестьянин-мордвин», «Мордвин с папиросой» и другие.
Можно де5тям доступно сообщить такой факт из биографии скульптора: Эрзя безвозмездно передал свыше 200 скульптур своей стране и своему народу.
Большую роль по ознакомлению детей с традициями мордовского народа играет устное народное творчество. Познавательное значение фольклора, прежде всего в том, что он дает знания не только об истории общественных отношений, труде и быте, о природе края, но главным образом – о духовной жизни. Устно-поэтические произведения отличаются большим художественным мастерством, воспитывают чувство прекрасного. Идейно-воспитательное значение устно-поэтического творчества состоит и в том, что оно вдохновлялось высокими прогрессивными идеями, любовью к Родине, гордостью за свой народ. Произведения народного творчества несут в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные детям. В них явственно сформированы понятия народа о добре и зле, верности и справедливости, правде и красоте. Они воспитывают уважение к труду, родителям; учат любить свой край, все живое, помогают видеть, понимать и защищать прекрасное. Фольклор вводит ребенка в жизнь и всюду сопровождает его, учит, развлекает, приобщая к труду и красоте, честности и мудрости.
Жанры детского мордовского фольклора
1. Произведения, специально созданные для детей: колыбельные песни, потеки, пестушки, прибаутки, сказки.
- Произведения, перешедшие из репертуара взрослых в детский: загадки, скороговорки, игры, заклинки, приговорки, коляды.
- Произведения, создаваемые самими детьми:дразнилки, поддевки, считалки.
Главным образом детей надо знакомить с малыми формами фольклора.
Пестушки - сопровождают различные движения ребенка, помогают ему научиться подтягиваться, ходить, крепко сидеть. Потешки – забавы взрослых с ручками, пальчиками и другими частями тела ребенка, сопровождаемые словесными текстами. Прибаутки – это шуточные песенки чаще всего сюжетного характера, не связанные с игрой. Заклички – стихотворные обращения к солнцу, дождю, ветру, временам года. Приговорки – это небольшие песенки-обращения к различным представителям животного мира. Особенно детей надо знакомить с обширным разделом народного творчества – сказкой. Самая главная ценность мордовских сказок заключается в предметной образной передаче нравственных начал: понятия добра, зла, честности, справедливости представляют в конкретно воспринимаемых образах. Людей, зверей, растений и т.д. Удачно сделанные иллюстрации знакомят с предметами быта,
одежды, пищи, обстановки. Прежде чем прочитать или рассказать сказку, воспитатель должен уяснить, какие из них доступны пониманию детей и соответствуют их возрастным особенностям. (В данном варианте им поможет программа «Валдоня» («Светлячок»): Программа и методические рекомендации. – Саранск, 2001).
Когда-то давно сказки рассказывались на посиделках, во время домашних работ, вечерами дома. Соберутся внуки вокруг дедушки или бабушки и просят рассказать что-то необычное. И взрослые, и дети верили, что Вирява – хозяйка леса, Ведява – хозяйка воды, Паксява – хозяйка поля, урожая (по-мокшански), Норовава – хозяйка поля, урожая (по-эрзянски), Пургинепаз – божество неба, грома (эрзя), Атям – гром (мокша), Ёндол – молния, Варма – ветер. И т.д. С детьми проводили различные игры, театрализованные «посиделки», «спектакли» по мотивам сказок.
Поэтому в детских садах при проведении таких праздников и развлечений нужно воссоздавать ту старинную обстановку, может даже частичную имитацию форм таких детских праздников, как «Колядки», «Масленицы», «Веснянки», «Посиделки» и других.
Обряды, отражающие быт крестьянской деревни и явления природы, передающие труд людей и отношения взрослых и детей, наиболее ярко представлены именно в народных праздниках.
Мордва, как и другие народы в старину, была очень суеверна. Многое происходящее объясняла проявлением сверхъестественных сил, большое значение придавала различным суевериям и приметам. Были приметы – предупреждения, обереги. Таким относятся приметы о беременности, родах, вестях, гостях, дороге, болезни и другие. Есть приметы – запреты. Они обычно связаны с поведением человека. Такие приметы-запреты являлись частью воспитательной системы, предостерегали человека от неправильного поведения. «А эрявить лыкавтомс столь ало пильгтнень – берянь ули» - «Не качай ногами под столом – плохо будет» (эрзя). «Кда розарят нармонень пиза – кулат или кудце палы» - «Если разоришь птичье гнездо – умрешь или ваш дом сгорит» (мокша). «Шра лангс аф озсихть – аф парс». «На стол не садятся - не к добру» (мокша) и другие.
Устно-поэтическое творчество каждого народа имеет тесную связь с другими видами народного искусства: музыкой, пением, плясками, игрой. Как известно, фольклорное произведение отличает от литературного три особенности: устность бытования, коллективность творческого процесса, вариативность.
Мордовское устное народное творчество по содержанию и этико-эстетическому назначению делится на обрядовую и необрядовую части. Обрядовая поэзия сопутствовала человеку на всем его пути от рождения до смерти и своеобразно выражает его душу, украшает его повседневную жизнь. Во всех его жанрах отразились древнейшие взгляды людей на природу и желание магически воздействовать на нее. Обрядовые, или приуроченные песни исполнялись в определенное время, при определенных обстоятельствах и представлены следующими жанрами:
1.Рождественские песни – циклы обрядовых песен, приуроченных к периоду зимнего солнцеворота. Колядки (Калядамань морот).
2.Весенние песни и заклички (Тундань морот и пиземонь серьгядемат)
3.Пазморот (эрзя), Шкайморот (мокша) – песни, исполнявшиеся на молениях (озксах), приуроченные к календарным и семейным праздникам.
4. Погребальные, поминальные и свадебные причитания (явсемат, аварьфнемат (мокша), лайшемат (эрзя).
5. Свадебные песни. (Свадьбань морот).
Наряду с жанрами обрядовой поэзии в мордовском народном устном творчестве большое место занимают необрядовые – пословицы, присловья, загадки, предания, легенды, былички, сказки. Особой разновидностью присловий (прибауток) являются приговорки: пестушки, считалки, скороговорки.
Пословицы и поговорки: Весна богата солнцем, осень – хлебом. Придет май – о долгом сне не вспоминай. Человек не гриб, за день не вырастет. (Сказание о мордве. Пословицы, поговорки, загадки. – Саранск, 1997).
Загадки: Над нами сплошная вода, под нами сплошной мост; испокон веков вода льется – никогда не разольется. (Небо). В середине поля горшок с маслом кипит (Солнце). За одну ночь весь мир обойдет и нигде ногой не коснется (Луна). День ясный – она за мной гонится, день обычный - она от меня прячется (Тень).
Устно-поэтическое творчество являлось действенным средством воспитания детей. Яркие фольклорные образы увлекают детей не меньше, чем литературно-художественные.
Большую роль в жизни мордовской деревни играли народные подвижные игры. Народные игры корнями уходят в далекое прошлое. Они самобытны, поскольку отражали формы общественных отношений и хозяйственной деятельности.
Мордовские подвижные игры, с точки зрения народной педагогики, решают задачи совершенствования физических и духовных качеств, двигательных навыков и умений ребенка, способствуют укреплению мышц, выработке правильной осанки, формированию скелета ребенка. Весенне-летние и осенние игры проходили в основном на свежем воздухе. Дети всегда с большим удовольствием ждали наступления тепла. «Крестьянские дети, - отмечал Покровский, - только тем и живы, только тем и поддерживают свое здоровье, что беспрепятственно живут и играют на воздухе». Это нашло отражение в пословицах, поговорках: «Ару кожфсь – урмань шави» («Чистый воздух – губитель болезней»); «Вирьге якат-шяят – шумбраши няят» («По лесу часто ходишь – здоровым будешь»); «Коса яла эряй ши, тоса яла шумбраши» («Где всегда солнышко, там всегда и здоровье») (Пословицы мокшанские. Включить эрзянские).
Ребенок играет с колыбели. В процессе игры он учится мыслить, воспроизводит и осваивает многие действия взрослых. Игры детей младшего возраста сопровождались потешками, пестушками и приговорками. С их помощью они получали первоначальное физическое развитие: учились садиться, вставать, ходить, бегать. А такие игры, как «В журавлей», «Голубей», «В изгнание свиней», «В базар», «В чижик», развивают двигательную активность детей, смышленость, глазомер, силу, выносливость, умение владеть игровым материалом. Надо отметить, что многие игры возникли в недрах мордовских обрядов и праздников, в которых активное участие принимали дети. Дети часто участвовали в семейных обрядах. В ритуальном смысле ребенок считался существом чистым, обладающим магической силой. Поэтому и другие дети были обязательными участниками многих церемоний. Так в обрядах, связанных с первым укладыванием в колыбель, «разрезанием пут», первой стрижкой, присутствие детей считалось магическим благоприятным средством. На свадьбах дети участвовали как символическое пожелание новобрачным потомства.
Особенные обряды мордва исполняла при заключении браков между молодыми, хотя оно традиционно являлось не столько делом молодых, сколько их родителей и родственников. Эти обряды делились на предсвадебные, послесвадебные и обряды, исполняемые непосредственно на свадьбе. Выбрав сыну невесту, родители приглашали к себе родственников и объявляли им об этом. После тщательного обсуждения всех обстоятельств выбора, молили богов оказать поддержку в задуманном деле. Затем к родителя невесты для предварительных переговоров посылался кто-то из ближайших родственников жениха. Эти предварительные переговоры назывались «инголи якама» - по-мокшански, «икеле якамо» - по-эрзянски.
Второй этап сватовства – «ладяма» (мокша), «ладямо» (эрзя). Во время него договаривались о расходах на свадьбу, количестве приданого и т.д. В качестве приданого родители обычно давали одежду, постельные принадлежности, а также по молодой матке от каждой породы скота. В доме невесты собирались родственники, каждый из них приносил каравай хлеба, а уходя, они брали с собой хлеб, испеченные в доме невесты. После сватовства невеста переставала ходить на посиделки и начинала готовить подарки к свадьбе, хотя большая часть подарков была уже готова. Необходимо было приготовить 10-20 вышитых женских рубах, приблизительно столько же мужских, головных уборов, полотенец, платочков, поясков и т.д. Одаривались и дети, которые принимали самое активное участие в подготовке к свадьбе и на самой свадьбе.
Последним этапом сватовства являлось назначение для свадьбы: «шинь ладяма» (м.), «чинь ладямо» (э). С этого дня до самой свадьбы невеста должна была причитать, прощаясь с родным домом, с вольной девичьей жизнью. Причитания невесты отличались поэтичностью и богатством содержания. В них девушка светлыми красками рисовала жизнь в родном доме и в мрачных тонах – будущее замужество.
Много обрядов и обычаев мордва проводила во время свадьбы, так и после нее. Это было своего рода театральное представление, в котором участвовали и взрослые, и дети.
Своеобразие мордовской свадьбы заключалось в том, что определенную нагрузку по организации свадьбы брали на себя ближайшие родственники жениха и невесты. В первый день гуляли не только в доме жениха, но всю компанию приглашали родственники: примерно в 3-4 дома. На второй день соответственно всё было также, но со стороны невесты.
Интересным и самобытным обрядом мордовской свадьбы был обряд «лемдема» - обряд наречения невесты другим именем, которое она носила до самой смерти. Этим именем её называли младше её дети и родственники. Старшие родственники называли её с этого времени именем «рьвяня» - невестка или по имени мужа, прибавляя к имени слово «рьвяня»: Иван – Иванорясь, Стёпа – Стёпарясь и т.д.
Имён, которые давали молодым женщинам, было много до наших дней осталось несколько. Красивую девушку называли Мазава (Мазы ава – красивая женщина), хорошую, добрую девушку называли Парава (Пара – шорошо, хорошая, ава – женщина), богатую невесту - Сырнява (Золотая женщина), младшую будущую сноху – Вежава и другие названия. Мордва-мокша обращались так: Мазай, Вяжяй, Тязяй, Павай и т.д.
При наречении невесты участие детей было обязательным, так как именно они в большинстве своем обращались к невесте, как самые младшие. В последний день свадьбы поднимали над головой невесты каравай хлеба и спрашивали у участников свадьбы: «Как назовем невесту? Тязяй или Мазай (есть другие варианты). А дети и взрослые, заранее зная, как нужно её величать, кричали: «Мазай! Мазай!» Тут же бросают что-то бьющееся на пол, как бы закрепляя имя и в пожелании счастье, пляшут, кричат, а потом объявляли всем имя невесты.
Послесвадебные обряды по своему содержанию призваны были укреплять отношения между родами жениха и невесты, закрепить вступление новобрачной в группу женщин и переход в род мужа. В дошкольном учреждении нецелесообразно проводить весь свадебный обряд, но импровизация отдельных его частей, особенно предсвадебные действа: сватовство, девичьи гуляния, плачь девушек вместе с невестой, украшение ее свадебного покрывала, помощь в изготовлении подарков и т.д. проводить можно.
Мордовские крестьянские семьи традиционно были многодетными. Считалось: чем больше детей, тем счастливее семья: «Кто с детьми живет – радуется, а без детей – горюет»; «Дом с детьми - счастливый дом» - говорится в пословицах. Основным арсеналом воспитательных средств была система взаимоотношений, многограняя деятельность, соблюдение нравов, обычаев, традиций. Традиции органично вплетались в процесс жизни, способствовали передаче знаний и навыков из поколения в поколение и тем самым осуществляли воспитание как бы в реальном контексте трудовой деятельности семьи и общины.
У каждого народа вырабатывался свой самобытный нравственный уклад, своя духовная культура, которая проявлялась и в отношении взрослых к воспитанию детей. Мордва в понятие «воспитание» вкладывала широкий смысл. Это забота о здоровом быте детства с целью достижения нормального физического развития, забота о теле, одежде; постепенное приучение к труду; наставление и контроль с целью формирования у детей определенного мировоззрения и характера.
Множество обрядов исполнялось мордвой при постройке и заселение нового жилища. Чтобы жизнь в доме была счастливой, тщательно выбирали участок земли. Счастливым считалось место, где играли дети или пасся скот. И наоборот, не подходящим был участок, где произошло какое-то несчастье: совершилось убийство, ударяла молния, где перекрещиваются дороги и т.д.
Одним из условий успешного строительства жилья считался правильный выбор времени. Строительство начинали весной или осенью, после уборки урожая. Специалисты-плотники приглашались лишь при выполнении сложных работ. Основные же работы производились «помочью», то есть коллективным трудом родственников и односельчан.
Основным строительным материалом было дерево: дуб, сосна, береза. Осина использовалась для строительства редко, так как она обладает большой теплопроводностью, быстро гниет, легко впитывает сырость и дым. Вот как пелось об этом в одной старинной мордовской песне:
Ки путы пичень кудо Кто строит сосновый дом,
Кадык мери кудо марто сон. То пусть скажет, что он с домом.
Верде лиси качамозо, Поверху идет дым из дома,
Алдо туи пси парозо. Низом идет его тепло.
Ки путы поень кудо, Кто строит осиновую избу,
Кадык мери кудовтомо сон. Пусть скажет, что он без дома.
Верде лиси пси парозо, Поверху идет тепло его,
Алдо туи качамозо… Низом идет дым его… (Уточнить)
Возведение дома всегда было торжественным событием и сопровождалось различными обрядами, которые частично сохранились до нашего времени. Около места строительства сажали рябину (оберег от злых сил) или березу, считавшуюся символом плодородия.
Особые обряды мордва соблюдала при рождении ребенка. Уже первые обряды, совершавшиеся над новорожденными, имели цель передать ему физические и духовные качества родителей. Ребенка после рождения заворачивали в рубаху отца, если рождался мальчик, и в рубаху матери, если рождалась девочка. Новорожденную девочку парили березовым веником, чтобы росла красивой, мальчика – дубовым, чтобы рос сильным.
Мордовские женщины чаще всего рожали дома, на сеннике, в бане, и очень часто – в поле. Повивальная бабка неотлучно находилась рядом, не допуская никого к роженице. Приняв роды, повитуха совершала ряд обрядов: обмывала роженицу водой, заговоренной на шестке через ухват, на порог бани или дома бросала куриный помет и т.д. Затем она выходила и объявляла отцу и родственникам о рождении младенца.
Даже после христианизации младенцам давали, кроме христианского имени, свое мордовское имя, учитывая обстоятельства его рождения. Ребенку, родившемуся в поле, давали имя Паксяль (пакся – поле), во время жатвы хлебов – Нуяль (нумс – жать), и т.д. Если долго не было детей, а потом рождался, называли Учай или Учашке (учемс – ждать). У мордвы был также обычай давать новорожденным имена птиц или других животных. Нвапример: Торай (гусь), Цянав (ласточка) и другие. И этот обычай соблюдался очень долгое время.
Весь цикл мордовских праздников и обрядов можно разделить на три большие группы: зимние праздники и обряды, весенне-летние и осенние.
Зимние праздники и обряды
Зимние календарные праздники приурочивались к декабрьскому солнцестоянию и следующим за ним дням. Основной темой этих праздников и обрядов было предугадывание и обеспечение нового урожая, предстоящей судьбы людей на будущий год; забота о здоровье и рождаемости детей, об увеличении поголовья скота.
Гадания переплетались с обрядами, имевшими, имевшими значение почина – так называемая магия первого дня. В первый день Нового года совершали сытная еда с набором ритуальных блюд (каша, хлеб, пироги, свиная голова). Вера в магию первого дня проявлялась и в представлениях о том, что первый гость приносит счастье или несчастье. С первым днем сходен ритуал колядования.
В конце декабря, во время начала солнцеворота, устраивались моления в честь Юрхтавы (Юрхтава – двор, ава – женщина) или Юрхтатя (Атя – дед). Делались во дворе жертвоприношения в зависимости от богатства и количества людей (забивали корову, свинью, гуся, курицу). Для детей женщины пекли различные угощения, в том числе готовили «пяштенят» («орешки»). В последние дни декабря мордва, как и другие народы, праздновала также Коляду (Калядань ши – день колядования). Коло – дом, колядование – хождение по домам.
Накануне Нового года (25 декабря), а в старину во время начала солнцеворота, устраивались моления в честь Юрхтавы (Юрхта - двор, дом, ава- женщина). Делались жертвоприношения: забивали свинью, корову, гуся (в зависимости от богатства и количества людей). В каждом дворе был камень или большая чугунная плита. Под этот камень сливали кровь жертвенного животного. Женщины пекли разные пирожки и блинчики, а особо – «орешки»- (пяштенят).
Голову свиньи клали на колоду и говорили Юрхтаве (Юрхтате): «Вот мы принесли тебе голову свиньи. Сделай так, чтобы у нас было много скота, птицы. Чтобы они не болели, не умирали, а плодились и приносили много дохода». Некоторые семьи устраивали моленья в честь лошадей. А затем целый день катались на лошадях. Во всех этих празднествах и развлечениях активное участие принимали и дети.
Мордва никогда не имела особых храмов для совершения богослужения. Ни в летописях, ни в других письменных источниках и памятниках нет ни малейшего упоминания о них. У самой мордвы не сохранилось о них даже преданий. Нет даже слова, означающего храм. Мордва свои моления устраивала на лесных полянах, так называемые священные рощи, деревья в поле, под большим деревом или около реки, на кладбище. Куда люди приходили со своими семьями, иногда целым родом. Там же делали жертвоприношения. Колядование первыми начинали пастухи, потом дети, за ними – парни и девушки. Дети брали мешочки с зерном, хмелем, подходили гурьбой к дому, стучали палкой по дверям и ставням. Выходили хозяева, которые заранее готовили для детей угощения: орешки, блинчики, пряники, пирожки, свиные ножки и т.д. Дети пели песенки про хозяев, колядки. После принятия христианства эти песенки стали называть рождественскими колядками. Если хозяева были щедрыми и угощали детей хорошо – дети про них пели приятные, хвалебные песни. Если же хозяева были скупые, давали детям мало, то про них исполнялись песни другого содержания. Вот одна из таких песенок на мокшанском языке:
Сашендсь Калядась Приходила Коляда
Роштувань карша. Перед Рождеством.
Кие максы пяряка Кто даст пирога
Сянди калдаз жувата. Тому полный двор скотины.
Утом пяшксе сёра. Полный амбар зерна.
Шачеза сянь цёрац. И чтобы у него родился сын.
Кда аф максы пяряка - Кто не даст пирога –
Цёраняц шачеза, Пусть у тех сын родится
Ошкс парьти ваяза. И в лохани утонет.
Многие элементы праздника Коляды составили позднее бытовое содержание праздника Рождества Христова, который сопровождался разными обрядами, увеселительными играми. Особое место на Рождество занимали игры ряженых. Надевали маски различных животных: медведя, лисы, волка, свиньи, собаки. Накидывали на себя вывороченные шубы, приделывали из бытовых отходов хвосты, рога. Наиболее распространенной была маска «медведя», который являлся символом здоровья, благополучия, добродушия. Исполнителем роли «медведя» мог быть любой ребенок – мальчик или девочка. Внешний вид зверя передавался специальным костюмом: вывернутая наизнанку шуба, шапка,…. Большие сапоги, валенки, лапти. Шуба подпоясывалась веревкой или цепью. Лицо густо мазалось сажей. Ряженые в сопровождении большой группы детей ходили по селу, устраивали «медвежьи пляски», в которых показывали повадки и характер зверя, целовали зрителей, при этом старались вымазать их сажей.
В тыкве вырезали различные страшные маски, ставили внутрь свечку и ночью пугали этим детей и взрослых. Заходили в дома и просили угощение у хозяев, смотрели, сколько пряжи наткали, напряли девушки. Если пряжи было мало, то этих девушек валяли в снегу. Про них пели песни как о нерадивых людях. Проверяли также и парней. При входе в избу требовали у хозяев показать, что они сделали за зиму: у хозяина и его взрослых сыновей смотрели, оценивали лапти, дуги, кадушки, сбрую и т.д. Если хозяева заслуживали их высокую оценку, про них исполняли песни, в которых желали хозяевам благополучия, хорошего урожая, славили самих хозяев:
Тия кудонь атятне Этого дома старики
Мазы карень кодытне. Красивые лапти плетут.
Те кудосонь церытне Этого дома парни
Мазы чиркень менитне. Красивые дуги гнут.
Сядо лишмень кильдитне. Сто лошадей запрячь смогут.
Те кудосонь аватне Этого дома женщины
Мазы какань тритне. Красивых детей растят.
Ош калацянь панитне. Городские калачи пекут.
Те кудосонь бабатне Этого дома старушки
Ламо коцтонь шердитне. Много холста прядут.
Те кудосонь тейтертне Этого дома девушки
Конев котонь кодытне. Хорошие чулки вяжут.
Мазы артумс викшнетне, Красиво вышивают,
Мазы моронь морытне, Красивые песни поют.
Пек мазысте якитне. Очень красиво одеваются.
Во время рождественских праздников парни и девушки собирались группами в домах. У молодежи каждой улицы был свой дом, который назывался «Роштувань куд» - «Рождественский дом». В этом доме устраивались рождественские посиделки, игрища, гадания, розыгрыши и т.д. Активными участниками в этих играх и забавах были дети. Любимой игрой и многими проводимой была игра «изгнание поросят» («Тулевксэнь панема»). Один из парней надевал чапан – крестьянский верхний тулуп из самотканной шерсти с большим воротником, чтобы казаться толще, под чапан совали солому и подпоясывали кушаком. Парень ложился на пол, притворяясь опоросившейся свиньей. Ребятишки – поросята лезли под лавки и кровать. С улицы заходил другой парень с кнутом или палкой в руках, тушили свет и начинал выгонять поросят. Все эти действа можно свободно разыгрывать со старшими детьми детского сада.
Накануне Нового года всегда гадали. Были особые приметы, которые соблюдали все. Например, гадали по отпечаткам на снегу. Выйдут поздно вечером на улицу и ложатся на снег, а утром выходят и смотрят на отпечатки. Если по отпечатку ходили – целый год не будет счастья. Часто молодые люди наблюдали за девушками и специально оставляли следы на отпечатках, что давало простор для розыгрышей. Есть и другие виды гадания.
Гадание на воске. Растапливали в ложке воск и разом выливали в воду. По форме воска люди определяли свою судьбу на год.
Гадание по зеркалу. После 12 часов ночи девушки в ночной сорочке, с распущенными волосами ставили на стол зеркало, а перед зеркалом – зажженную свечу. Кого девушка видела в зеркале, тот и был суженый.
Гадание по трем шапкам. Под одну шапку клали гребешок, под другую – кольцо, третья – пустая. Девушки не глядя берут шапки и определяют свою судьбу: Гребешок – к богатству, кольцо – к замужеству, ничего нет – значит, ничего и не случится. Были и другие варианты.
На Рождество Христово гадали об урожае на снопах. На ночь выставляли на колья снопы ржи, проса и других культур и оставляли их до утра. На каждой культуре больше инея, та в этом году даст больше урожая. Или на гумне из копен вытаскивали колосья. Причем, колос надо было вытащить зубами за стебель. Чем больше колос, тем урожайнее эта культура.
Мордва Новый год стала отмечать уже после Октябрьской революции. Славяне Новый год (в смысле: начало нового трудового цикла сельскохозяйственных работ) отмечали в марте. Оживала природа, солнце освещало и грело землю. Природа готовилась к тому, чтобы дать новый урожай, траву для скотины, простор для детей и взрослых. То есть, приход весны знаменовал собой начало нового цикла плодородия, обновления. Человек тоже чувствовал прилив новых сил, с надеждой обращался к силам природы, прося их благосклонности к труду рук его.
Потом пришло церковное празднование новолетия – 1 сентября. И только после реформы Петра 1 с 1700 года Новый год официально стали праздновать с 1 января.
После Рождества Христова по православному календарю наступает Крещение. И в дохристианские времена, и после крещения мордва праздновала его как праздник, посвященный охране домашнего скота и особенно – лошади. Считался он семейным праздником, и называли его «Алашань озкс» («Моление о лошадях»). Сначала всей семьей молились дома, а потом шли в конюшню. Приносили брагу, пироги, блины, ели не только сами, но и давали и животным. Оставляли фигурки животных Юрхтаве, Юрхтате. Днем катались на лошадях.
С принятием христианства в ночь на Крещение вырубали прорубь в виде креста, круга, лестницы. После освящения проруби люди купались в ней. После Крещения 12 дней не положено было стирать в речке бельё, считали воду священной.
Большие моления устраивались и посвящались выгону скота. Устраивали очищающий огонь для животных. Лошадей, коров, , овец прогоняли через огонь. Вот как это делала саратовская мордва. Ставили 4 столба, устанавливали 4 перекладины, покрывали липовыми ветками, а на них сыпали землю. По обе стороны столбов зажигал огонь. Животных прогоняли через этот огонь. Так, по мнению мордвы, они очищались от порчи, злых духов. У мокши божество скотного двора называлось Калдаз-кирди, Калдаз-ава(азор), у эрзи – Калдаз- сярко.
Еще одним зимним праздником является масленица. Этот праздник олицетворял пробуждение природы от зимней спячки, означал начало подготовки к весеннему севу. Масленицу празднуют и по сей день. Прощались с зимой, встречали весну. Основное гуляние происходило на масленичной горе – «масленицань пандо» (эрзя). Последний раз катались с гор, устраивали битвы снежками, сжигали чучело Зимы, ели блины. Любимой игрой детей и подростков была игра «Взятие горы».
Во время Масленицы крёстные отцы и матери ходили с подарками к своим крестникам, даже если они и стали взрослыми.
Весенне-летние праздники и обряды
Весенне-летний цикл праздников не менее богат обычаями, чем праздники зимнего периода. Это объясняется, что первооснова всех календарных праздников – труд земледельца, а весна и лето – самый важный период для сельских жителей. Именно в это время совершаются главные работы земледельца – вспашка поля, посев, высадка рассады. Поэтому и весенне-летний период люди еще более тщательно, чем зимой, наблюдали за явлениями окружающей природы, старались приспособиться к ним, чтобы сделать свой труд более успешным. Чувствуя свою зависимость от природы, люди стремились всеми доступными средствами обезопасить себя и свой труд от стихийных явлений.
Весенний цикл начинался с призыва тепла, солнца, прилета птиц. Для этого выпекались из теста «жаворонки» или «ласточки», с которыми дети поднимались на горки или крыши домов и пели веснянки:
Жаворонкат, кулемасть, Жаворонки, услышьте нас,
Сяда курок няемасть! Скорее заметьте нас!
Сяда курок лиеда, Скорее прилетайте,
Тундань лямбе тиеда. Весеннее тепло делайте. !!!
Тялось мяленьконь ни мольфтьсь, Нам зима уж надоела,
Сон кшибяленьконь ни порьфтьсь. Все запасы хлеба съела.
Тялонь щамоньке ни каладсть, Зимняя одежда уже износилась, теенть седиеньке таладсть. О вас мы соскучились.
Жаворонкат, лиеда, Жаворонки, прилетайте,
Тяза пизот лиеда, Гнездышко свивайте,
Лама алнят нарвада, Много яиц насидите,
Ламонь лефскат касфтода. Много птенцов вырастите.
Надо отметить, что весенние песни исполнялись вплоть до пасхи. Они посвящались лично кому-то из молодых людей, характеризуя их с положительной или отрицательной стороны:
Минек Коля – чочко, Наш Коля – бревно,
Яхим Иван – очко! Яхим Иван – корыто!
Илька - пиче Илька - сосна
Цёранзо ичи! Сыновей лупит!
Исполнялись также танцы, посвященные общественному и семейному быту, обновляющейся природе, труду, любви. Они психологически готовили человека к сельскохозяйственным работам, воспевали трудолюбивых и добросовестных, высмеивали неумелых и ленивых.
В Вербное воскресенье молодежь ходила по домам, ударяя спящих людей веточками вербы. Это делалось с целью передачи силы растения человеку, так как у многих народов есть поверия, что верба обладает магическими свойствами. Она будто бы предохраняет людей от козней злых духов, охраняет скот и посевы от всяческих бедствий и т.д. Поэтому освященную вербу хранили дома целый день, ею выгоняли скот в поле, вешали её ветки на скотных дворах. Это поверье перешло и в христианство. Может быть, возникло оно в связи с тем, что именно верба первой среди других растений оживает после зимней спячки природы.
Вот как пел эрзянские парни и девушки о вербе, ударяя спящих людей:
О, удодо, удодо! О, спите, спите!
Илядо пель стямдо! Не бойтесь Проснуться!
Вербинесэ чавтадызь, Вербой мы вас побьем,
Омбонть шкас правтадызь! До другого года здоровья дадим!
Обойдя все дома, участники праздника направлялись на берег речки, становились группами на её берегах и, попеременно перекликаясь, пели песни, обращенные к богине ветра Вармаве, просили теплого ветра, чтобы скорее пришла весна.
Большая группа обрядов совершалась на Пасху. Есть сведения, что мордва устраивала «встречи» и «проводы» пасхи. В её роли выступала нарядно одетая девушка (в некоторых места это был обеленный сединами старик), которая появлялась с восточного края деревни. Вместе с ней её подруги. Они всю неделю ходили по деревне, обходили дома, желали хозяевам здоровья, благополучия, большого урожая, много скота. «Провожали» Пасху всем селом. Она «уходила2 на запад. Взрослые провожали её до околицы, а девушки, парни и дети провожали её дальше, до леса, рощи или до речки. Здесь все останавливались, угощали друг друга яйцами, блинами, пирогами, украшали полюбившуюся березку разноцветными ленточками. А потом все возвращались домой.
Во время проводов Пасхи часто совершались обряды, связанные с огнем. Сбрасывали в реку копны горящего сена, спускали с гор горящие колеса. Эти ритуальные огни являлись как бы олицетворением солнца. Поэтому они зажигались в даты солнечного календаря: зимнего и летнего солнцеворота, весеннего и осеннего равноденствия, а также в начале даты, открывающей Новый год. Возможно, что до христианизации мордва отмечала «Великий день» - Очижи (мокша), Инечи (эрзя) именно в день весеннего равноденствия, который у многих народов считался и наступлением Нового года. В этот период начинало сильнее греть солнце, расцветала природа, начинался сев. Недаром же мордва молилась в этот праздник своему верховному богу – Шкаю (Шкай – по-мокшански Бог, Вяре Шкай -Верховный Бог) Пазу (Паз – по-эрзянски Бог, Вере пазу – Верховному Богу) которого нижегородская мордва называла еще Чи Паз – Солнечный Бог.
Дни перед началом сева были очень насыщены различными обрядами. Устраивали «кереть озкс» - «моление плуга». После обеда назначали день сева и выбирали человека, который должен был выехать первым. Этот человек должен быть трудолюбивым, честным, с «легкой рукой».
В день сева соблюдалось множество запретов, которые должны были обеспечить благополучную погоду, хороший урожай, здоровье людям и скоту. Благополучие. Съезжая со двора, по мере возможности старались не оглядываться. Не возвращаться назад, избегать встреч со скупым человеком, никому не давать ничего взаймы.
Кульминацией всей весенне-летней обрядности был сам праздник ТРОИЦЫ, который впитал дохристианские обычаи, связанные с почитанием растительности, которая в это время распускалась и цвела. Зеленью и цветами украшали дома, улицы, церкви. Девушки во время всей троицкой недели ходили на гулянья в венках из листьев и цветов или просто втыкали цветы в волосы над ушами, вплетали их в косы.
Центральным предметом Троицкого цикла была украшенная березка. За березкой ходила молодежь накануне Троицы. Её несколько раз окунали в речку, а потом проносили по всей деревне. Перед каждым домом тоже «сажалось» по несколько березок. В Мордовии до сих пор сохранился обычай на Троицу украшать свои дома березками. В конце недели устраивали традиционный массовый праздник – проводы Весны. Главным персонажем здесь также выступала Весна – девушка с большим венком на голове. Иногда этот венок или большой букет несли на шесте или прикрепляли к верхушке березы. В некоторых местах вместо березки несли девочку, наряженную платками, цветами. Заканчивался обряд на ржаном поле или у речки. На поле девушки разбрасывал свои кольца. Таким образом они стремились передать земле свою молодую силу, что должно было способствовать хорошему урожаю. Если же церемония останавливалась у речки, то девушки бросали свои венки в воду и смотрели, как они плывут. Если венок тонул, значит - хозяйке этого венка надо было ждать беду. Если венок плыл дальше, значит - та девушка выходила замуж.
На поляне около леса устраивались хороводы, пляски, ели блины, яйца, пили брагу. В заключение Весна дарила каждому участнику что-нибудь из своих украшений, а венок передавала самой маленькой девочке с пожеланием поскорее вырасти, быть красивой и здоровой.
Во время этих праздников проводились различные игры, в которых принимали активное участие, как взрослые, так и дети. Среди подростков широко были распространены метание мелких камней на дальность и цель, стрельба из лука, борьба. Борьба служила средством испытания силы, ловкости, смелости. Состязания в борьбе происходили обычно во время праздников, сенокоса. Борьбу, как правило, начинали дети, потом к ним присоединялись подростки и парни. Собравшиеся зрители подзадоривали игроков, сильнее накаляли обстановку. Победителя ожидало всеобщее признание, популярность среди сверстников.
Осенние праздники и обряды
В осеннем цикле самое важное место занимали обряды, посвященные началу и окончанию уборочных работ и сбора урожая. Первым осенним праздником был Яблочный Спас. В этот день каждый хозяин брал яблоки для освящения в церкви, а потом в своем доме, как повелось исстари, совершал моление в честь покровителя яблонь.
Устраивались моления в честь богини Земли – Мода-авы, поля – Пакся-авы, плодородия – Норов-авы. После окончания жатвы проводили «тарваз озкс» - «моление серпа». Богиня поля, по представлениям мордвы, жила во ржи, поэтому каждый хозяин оставлял для неё специально несжатую полосу. Перед ней стелили белое полотенце, клали на него хлеб-соль, втыкали в землю серпы и все присутствующие садились на снопы. Старшая из жниц благодарила Пакся-аву за хороший урожай:
Милостивая Пакся-ава,
Дала ты нам много зерна,
Не обижая наши сердца.
Колосья ржи полны
Серебряным, золотым зерном…
Одним из самых торжественных и многолюдных обрядов осеннего цикла был большой трёхдневный праздник «велень озкс» - «моление всего села». По-другому его называли «паронь пандома» - «плата за добро». Это делалось с целью отблагодарения богов за полученный урожай как в настоящем, так и в будущем.
После 14 октября – Покрова – начинались посиделки. Девушки и женщины начинали прясть. Прясть обычно ездили в соседнее село к родственникам, и там находились около месяца. Часто кончалось тем, что девушки находили здесь себе суженых и потом выходили замуж.
Мордовские прялки, как и прялки других народов, были богато изукрашены магическими символами: прежде всего, на прялках изображались солнечные символы - изображение «белого света», который противостоит всему злому и темному и выгоняет его. В средней или нижней части прялки часто изображалась вспаханная земля - в виде заштрихованных ромбов.
27 октября день Параскевы Пятницы. С этого дня начинали мять лен. Работы со льном начинались с вымачивания и молотьбы с помощью бельевых вальков. Затем его мяли, трепали, очищали стебли от жесткой костриги. Из волокон пряли нити, а из ниток ткали полотно.
На полотенцах вышивали богиню урожая Макоши. Весной её изображали с раскинутыми руками вверх, к небу – источнику тепла и влаги, летом – вниз, к земле, новому урожаю. Впоследствии Макоши совпало с днем Параскевы-Пятницы.
Таким образом, народные обычаи мордвы были тесно связаны с её жизненным укладом. Они привлекали не только своим магически-утилитарным назначением, но и зрелищностью, интересом к определенному сюжету, желанием каждого человека повеселиться, показать свои способности в плясках, хороводах, песнях, труде, в общественной жизни.
Литература
- Образцы мордовской народной словесности.
- А.А.Шахматов. Мордовский этнографический сборник.
- А.И. Маскаев. Мордовская народная сказка.
- К.Т. Самородов. Мокшень ёфкст. Эрзянь ёвкст.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация курсовой работы "Традиции и культура мордовского народа на уроках трудового обучения"
...
Урок ИКМК для 7 класса "Материальная и духовная культура мордовского народа в XVIII веке.
Материал посвящен изучению материальной и духовной культуре мордовского народа в 18 веке....
Тема мордовского народа в творчестве М.Горького
Урок внеклассного чтения в 7 классе....
Самоанализ урока "Тема мордовского народа в творчестве М.Горького"
Самоанализ урока...
1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства
Материалы для оформления стенда в кабинете истории...
М. Е. Евсевьев - выдающийся ученый, историк, этнограф, просве-титель мордовского народа
Исследовательская работа, посвящённая жизни и деятельности выдающегося мордовского учёного и просветителя М. Е. Евсевьева....
Консультация для родителей."Мордовский фольклор как средство развития детей" (в рамках проектной деятельности "Традиции и обычаи мордовского народа")
Мордовский фольклор как средство развития детей....