Сценарий калмыцкого праздника "Цаган Сар"
классный час (5 класс) на тему
Сценарий праздника на калмыцком языке посвящен национальному празднику приходу весны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_prazdnika_tsahan_sar_2014g.docx | 23.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Цаһан сар-хаврин байр»
Багшин үг: Мендвт күндтə мана гиичнр! Эндр хальмгаһар Цаһан Сарин нег шин. Энтнйир байрта ɵдр, хальмг улсин Цаһан Саргидг нəр.Υвлин киитнəс һару угаһарсндан байрлад, малас тɵл эклҗ авад, цаһан зүстə хот-хол элвҗсн тɵлəднь, эн байрин ɵдр Цаһан гиҗ нерəдгднə.
Эн үвлəс менд һарад,
Эндр Цаһаһан байртаһар кеһəд,
Эрүл менд, седкл тɵвкнүн
Эңкр нутгин хормад
Дүүгдҗ-дүрклҗ цуһарн
Дурта Цаһаһан кетн!-гиҗ йɵрəҗəнəв.
Бичкдүд нəəрəн эклнə
1-гч күн: Цаһана зул ɵргхмн,
Бичкн күүкдиг байрлулхмн,
Цуһар гиичнр, ирцхəтн,
Мана нəр хəлəтн!
2-гч күн: Цаһана Сар ирнə.
Шикр- балта элвг болна,
Кɵгшд йɵрəл тəвнə,
Күүкд биилҗ дуулна.
3-гч күн: Кɵвүд байрта, күүкд байрта,
Цаһана нəəрт боорцган иднə,
Цəəһəн ууҗ, бииһəн үзүлнə!
Багшин үг: Шар ке бүшмүдтə мана сəəхлəс биилҗ ɵгхəр бəəнə.
(күүкд Миңһн байр би үзүлəд,аш сүүлднь баатрмудт цə бəрүлнə)
3-гч классин күүкд: Цəəһин йɵрəл
Боорцгин йɵрəл
(Нернь туурснбаатрмуд үг авна)
1-гч баатр: Нургали
2-гч баатр: Дамир
3-гч баатр: Мазан
4-гч баатр: Ангир
5-гч баатр: Даниэль
6-гч баатр: Саадгар тɵв хадг Мергн баатрин тууляс уха автн гиҗ тууль келҗ ɵгх
«Аршан болтха. Ардаснь икəр олдҗ, учрҗ йовтха. Ханлт ɵргҗ бидн бииһəн таднд узүлнəвидн»
(Ишкмдг би биилнə)
О празднике «Цаган сар» калмыцкий народ сложил легенду.
Когда-то давным-давно в степь пришла беда. От неизвестной болезни целыми семьями стали умирать люди, иногда за одну ночь вымирал целый хотон. А оставшиеся скот и собаки ревели и выли, глядя на небо. Семеро главных лам открыли книгу предсказаний, где было сказано, что страну ждет еще более жестокая кара. У хана мангусов (дьявола) должен родиться сын, который по истечении года будет пожирать людей на земле. Сейчас хан мангусов не женат: не нравится ему ни одна девушка из его страны. Тогда ламы послали во все 99 нутуков (улусов) представителей, чтобы подобрали самую красивую девушку и привезли на собрание святых. Из 99 девушек ламы отобрали только 7-х и привезли их своему хану, чтобы тот сделал окончательный выбор. Главным критерием отбора была не только красота, но и ум, мудрость, решительность, воля и физическая сила. Из семерых девушек отобрали одну, по имени Окон. Именно она должна была покорить своим умом и красотой не только хана мангусов, но и всю страну дьяволов.
Много месяцев пути преодолела храбрая девушка Окон на своей буланой лошади. Она проехала границы трех ханств. Однажды в жаркий полдень она подъехала к небольшому озеру. Напоив коня, решила искупаться. В это время к озеру подъехали пятеро всадников и остановились у того самого места, где на берегу лежала одежда девушки. Окон попросила всадников отъехать, чтобы выйти из озера и одеться. Ее просьба осталась без внимания. Тогда девушка нырнула в глубину озера. Она не появлялась довольно долго, и всадники подумали, что она утонула. По указанию старшего один из них нырнул, чтобы спасти девушку. Под водой Окон увидела человека, плывущего к ней. Когда он подплыл, Окон схватила его за щиколотку и, перевернув, выбросила на поверхность озера. Ошеломленные силой, ловкостью, дерзостью девушки, отозвав опозорившегося спутника, всадники отъехали в сторону. За это время девушка вышла из воды и оделась. Только тогда к ней подъехал один из всадников и сказал:
– Я хан этой страны. Я никогда в жизни ни у кого ничего не просил, а сейчас я прошу тебя ехать с нами в мой дворец.
– Это плохо, – ответила Окон. – Если человек никогда ни о чем не просит других, то он ничего не может дать другим. Считать, что все обязаны перед кем-то, ошибочно. Каждый человек обязан перед другими. Ведь человек рождается на земле, чтобы помогать друг другу. А человека, который ничего не берет у других, не бывает.
– Как так! – взорвался хан. – Я никогда ничего не просил у других! Только давал! У меня есть все, и просить ни у кого не собираюсь.
– Хорошо, – мягко продолжила девушка. – Но вот, например, язык, на котором вы говорите, придуман ведь не вами. Его дали вам ваши родители и те, с кем вы общаетесь.
Хан был разгневан как никогда. Это был первый случай в его жизни, когда с ним спорили и возражали. Но нежное лицо, мудрые глаза и меткие, убедительные слова девушки так подействовали на хана, что он готов был упасть к ее ногам и просить прощения. И хан повторил свое обращение к девушке, но совсем тихо, почти шепотом. Девушка вскочила на свою буланую лошадь и последовала за ханом.
Вскоре Окон стала царицей страны мангусов. За время своего пребывания в этой стране она превратила большинство ее жителей в добрых, преданных истинной вере людей, подавив их злые инстинкты.
О ее уме, красоте, добродетельных поступках распространялись легенды. Окон усмирила хана мангусов и в положенное время родила ему сына, чем совсем покорила его жестокое сердце.
Но она не забывала об обязательствах перед своим народом и всегда помнила, что ребенок, рожденный от мангуса, ступив ногами на землю мангусов, станет человеконенавистником (в предсказании говорилось, что если он ступит ногами на землю своей матери, то он станет другим человеком). Поэтому Окон стала готовиться к побегу. Держа в одной руке Очир-вань (меч), в другой – повод буланого коня, а ребенка зажав в зубах, она бежала ночью. Мангусы бросились в погоню. Когда большая группа преследователей стала настигать Окон, она за хвостом буланого коня создала кромешную тьму, и враги немного отстали. Через некоторое время лавина всадников вновь настигает ее. Тогда она ослепила преследователей светом, равным тысячам солнц. Летит буланый конь, а на нем Окон со страшным, обезображенным от напряжения лицом, а в зубах – ребенок!
И, наконец, первого числа первого весеннего месяца, на утренней заре, Окон делает последнее усилие и отрывается от преследователей. Так девушка Окон становится Окон-Тенгри.
В память об этом событии, чтобы вдохновить ее в единоборстве с врагами, ежегодно во всех хурулах служится всеобщий всенощный молебен. Богиня Окон-Тенгри – покровительница калмыцкого народа. Взывая к Ней, народ просит о заступничестве, чтобы Она проявила активность и принесла людям мир, покой и счастье.
Цаган-Сар – один из самых любимых национальных праздников нашего народа. Издревле калмыки почитали его, как праздник наступления весны, пробуждения природы. С наступлением весны у калмыков заканчивалась трудная зимовка, появлялась зеленая трава в степи, а значит, можно было выгонять скот на пастьбу. У калмыков существует предание, что природа подает знак о наступлении весны появлением из норки суслика.
Лучшие свои наряды вынимали на Цаган-Сар из сундуков, самые вкусные и редкие блюда готовились на этот праздник. Отмечался Цаган-Сар широко и весело. Очень любили этот праздник дети, потому что их красиво и нарядно одевали, часто по случаю праздника для них шили новую одежду, и разрешали ходить в гости к родственникам. А в гостях их одаривали лакомствами, давали деньги.
На праздник выбирались из отары самые жирные, упитанные бараны, резали их, потому что праздничный стол без мяса представить трудно, т. к. мясо – традиционное блюдо праздничного стола калмыков. Столь же традиционным блюдом были борцыки, которые делались разных видов.
Обязательными считались 9 видов: целвг, хорха борцык, кит (конские внутренности), гола (повод символизирует удачу), хуцын толга (баранья голова), шовун (птица), мошкмр (крученные бараньи внутренности символизируют узел счастья), гвртг тогш (КРС), цацг (в виде кисточек символизирует лотос). Каждый вид борцыков нес свою смысловую нагрузку.
Вечером накануне Цаган-Сар ставят деег, в который обязательно нужно положить три целвг, несколько хорха борцыков, кит, хуцын толга, гола борцык, конфеты, печенье. Этот последний день зимы перед Цаганом считался днем молитв и очищения. Деег, поставленный перед божницей, надо съесть через три дня, причем есть его надо в кругу семьи, чужим давать не положено.
Название праздника «Цаган» в переводе «белый». Для калмыков белый цвет ассоциирует все чистое, светлое, доброе.
Наконец, наступает первый день весны – первый день месяца Цаган-Сар. Утром этого дня мать варит калмыцкий чай, который в этот день должен быть особенно ароматным, вкусным, поэтому молока, мускатного ореха, масла кладут сполна, не жалея. Потом мать достает из сундука новую праздничную одежду и сама облачается в нарядное платье. К этому времени просыпаются дети. Затем семья садилась пить чай. Старший в роду должен был произнести йгргл, поздравляя всех с наступлением Цаган, пожелать родным счастья, здоровья и долгих лет жизни. После утреннего чая калмыки отправлялись в гости или сами принимали гостей дома. В числе гостей были родственники, друзья, соседи. И все, что было в доме вкусного, преподносилось гостям, чтобы они ушли домой сытыми и довольными, чтобы они от души произнесли йгргл, призывающий благополучие в ваш дом. По старинному обычаю, в этот праздник калмыки дарят друг другу мускатный орех, завернутый в белую бумагу. Обычай этот имеет глубокий смысл: пусть с этого дня начнут произрастать все плоды земли, и наступит изобилие.
Самое большое веселье начиналось вечером, когда скот был загнан в базы, коровы подоены и накормлены. Тогда люди собирались в каком-нибудь одном доме и устраивали гулянье: играла домбра, звучали песни, пускались в пляс. Словом, веселились от души.
Цаган-Сар продолжается целый месяц, поэтому в гости можно было ходить каждый день, в течение всего месяца.
Багшин үг: Нарн сəəнəр герлтнə,
Ноһан теегт һарна,
Шовуд дуулҗ ниснə,
Кезə эн болна? (Хаврар)
Ода мана бичкдүд хаврин байрт нерəдҗ, билг-эрдмəн үзүлх
(1-гч классин сурһульчнр «Харада»)
Сурһульч: Хаврин йɵрəл
Цасн шулун хəəлҗ,
Цандг, усн элвгдҗ,
Нарна герл дуладҗ,
Ноһан ɵвсн нəəхлəд,
Хуцин ɵвр хуһрл уга,
Хурһна шиир кемтрл уга,
То күцц, толһа бүрн,
Хулха, худлын аюл уга,
Хов-хуҗин шилтəн уга.
Əмтн делкə цуһарн
Амулң менд бəəтхə!
Мана тег хаврт олн зүсн бамб цецкүдəр кеернə. Күүнə зүрк байсулна. Энүнə тускар 2-гч классин күүкд ду дуулҗ ɵгхмн.
(Хаврт нерəдсн дун)
1-гч сурһульч: Цаһан тɵɵлтə кер мини
Цаһан цаснднь тавшна,
Цаһан сарин нег шинлəнь,
Цаһаһан һарһҗ мендлий!
2-гч сурһульч: Υвл чилəд, əрлдг
Υнндəн хавр урһасн,
Бахмҗ кеҗ зарлдг,
Байрин нерн «Цаһан»
3-гч сурһульч: Идəн-чигəн элвг болҗ
Җил болһн цаһаһан кеҗ,
Окн-Теңгрин аршанд,
Олн əмтн күртҗ
Амулң эдлх болтха
4-гч сурһульч: Цасн шулун хəəлҗ,
Цандг, усн элвгдҗ,
Нарна герл дуладҗ,
Ноһан нигтəр һартха!
5-гч сурһульч: Аав ээҗдəн одлав,
Əмтəхн булмг идлəв,
Аав-ээҗин цəəһəс
Ааһан дүүргҗ уулав.
Ээҗ хаш чанла,
Ээҗ боорцг болһла,
Ээҗин халун хотд
Ээҗин күүкд цадла.
Багшин үг: Хальмг улс Цаһанд олн зүсн дүрстə боорцгуд болсн деерəн салу цəəлһвртə кенə. Хальмгуд боорцган кехлəрн, дангин йорлҗ кедмн. Эврəннь тɵрскн һазртан оньдин дɵрвн цагт тɵвкнүн бəəҗ, кишгинь эдлҗ, җирһҗ йовхин тускар эдн ухалдг.(Хойр күүкн боорцгудин цəəлһвр келҗ ɵгнə)
2-гч классин күүкд «Яалуха»-гидг би биилнə
Дун: «Цаһан Сар»
5-гч классин сурһульч «Цаһана йɵрəл»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Калмыцкий язык, 10 класс. Урок развития речи "Традиции, обычаи, культура калмыцкого народа"
Урок развития речи "Традиции, обычаи, культура калмыцкого народа" раскрывает традиции калмыцкого народа, связанные с поведением человека в обществе....
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященный творчеству калмыцкой поэтессы Веры Шуграевой "Поэт, посвятивший жизнь родине"
О творчестве калмыцкой поэтессы ВерыШуграевой...
Сценарий "Зул - калмыцкий национальный праздник"
Обряд проведения праздника "Зул"...
Сценарий мероприятия, посвященного 75-летию депортации калмыцкого народа
Сценарий мероприятия, посвященного 75-летию депортации калмыцкого народа и приуроченной к нему фотовыставке "Моя старая Цекерта"...
Методическая разработка об истории калмыцкого народа (на калмыцком языке)
Знакомство дошкольников с бытом и повседневной жизнью наших предков...
Сценарий конкурса "Я твой ровесник", посвященный Дню калмыцкой поэзии
Дорогие ребята, сегодня мы проводим конкурс стихов, которые написал Давид Кугультинов. В нашем конкурсе участвуют 14 ребят из 5 групп. Оценивать выступления наших детей будет жюри.Пр...
Праздник «Хальмг цә - идәни дееҗ» (Калмыцкий чай – божественный напиток»), посвященный Дню калмыцкого чая
laquo;Хальмг цә - идәни дееҗ» (Калмыцкий чай – божественный напиток») - праздник с приглашением прабабушки и бабушек.Мана нәәрт эндр орлцҗах улс:Истенкиева Таисия Догановна, к...