Проверочная работа по чтению для учащихся 6-х классов
учебно-методический материал (6 класс) на тему
Цель работы – определить уровень сформированности у учащихся 6 класса навыка осознанного чтения, выяснив уровень понимания содержания научно-популярного текста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudo_prirody.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Н.В. Дамбраускене
Проверочная работа по чтению для учащихся 6-х классов
Чудо природы
Много есть озер на свете – больших и малых, глубоких и мелких, суровых и живописных, но ни одно из них не может сравниться с Байкалом, и нет другого такого водоема в мире, который мог бы соперничать с ним столь широкой известностью и громкой славой. Ни о каком другом озере не сложено так много легенд и сказаний, песен и стихов, поэм и рассказов. Расположенное в горах Восточной Сибири, оно тянется узким серпом с северо-востока на юго-запад на 636 километров, а ведь это примерно такое же расстояние, как от Москвы до Санкт-Петербурга. Наибольшая ширина Байкала – 79 километров, а площадь озера – 31,5 тысячи квадратных километров – приблизительно равна размерам таких европейских стран, как Бельгия или Нидерланды.
Среди озер планеты Байкалу по величине принадлежит восьмое место, но по глубине (1620 метров) ему нет равных – это самое глубокое озеро мира. Даже некоторые моря уступают ему. В Байкале содержится 80% доступных для использования пресных вод России и 20% - мировых. Байкал может вместить в себя и всю воду Балтийского моря, в нем поместится вода всех пяти американских Великих озер. А также нет на Земле озера, вода в котором была бы прозрачнее и чище байкальской.
Множество рек дают озеру свою воду; кроме больших и полноводных Селенги и Баргузина, в него, как недавно подсчитали ученые, впадает около 550 рек и речек, стекающих со склонов хребтов и имеющих совсем небольшую длину. А вытекает лишь одна-единственная – могучая Ангара. На Байкале около 30 островов, впрочем, довольно мелких; лишь остров Ольхон выделяется среди них: его площадь равняется 730 квадратным километрам.
Байкал – самое старое озеро на нашей планете, оно начало формироваться около 30 миллионов лет назад, и уже более миллиона лет очертания его берегов неизменны.
Байкал – единственная в своем роде природная лаборатория, создавшая значительную коллекцию небывалых растений и животных. Свыше 1000 видов растений встречаются здесь, большую часть которых составляют разнообразные водоросли. Животный мир озера насчитывает более 1500 видов, причем половина из них водится только здесь. Одних только рыб в Байкале – 49 видов (больше, чем в некоторых морях), и 70% из них – коренные «байкальцы». К числу таких видов относится голомянка – розовато-белая, полупрозрачная, не имеющая чешуи рыбка с воздушными, точно сотканными из паутины длинными нежными плавниками. В голомянке содержится так много жира, что мертвая она не тонет, а плавает на поверхности. В прошлом жители побережья Байкала собирали мертвую голомянку и вытапливали из нее жир, который использовали для освещения и как лечебное средство. Очень разнообразны бычки-подкаменщики. Есть среди них неуклюжие, большеголовые, серо-зеленые, очень похожие на жаб. Есть проворные, яркоокрашенные, с огромными плавниками, похожими на крылья тропических бабочек. В Байкале великолепно освоилось типично морское животное – тюлень, или байкальская нерпа.
Это гигантское водохранилище благотворно влияет на окружающий климат: летом Байкал умеряет жару, а зимой противостоит суровым сибирским морозам, делая резко континентальный климат более мягким. Удивительно, но солнечных дней в году здесь больше, чем в некоторых курортных районах Черноморского побережья.
1. О чем рассказывается в тексте? Выбери только один ответ и обведи букву рядом с выбранным ответом.
А. о красоте Байкала
Б. о растительном и животном мире Байкала
В. об уникальности Байкала
Г. об истории Байкала
2. Какова площадь Байкала?
А. 636 кв. км.
Б. 79 кв. км.
В. 730 тыс. кв. км.
Г. 31,5 тыс. кв. км.
3. Как ты думаешь, почему по рекам, впадающим в Байкал, запрещен сплав древесины? Запиши свой ответ.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какую форму имеет Байкал?
А. овальную
Б. серповидную
В. конусовидную
Г. прямоугольную
5. Байкал называют «чудом природы». Почему? Укажи две основные причины.
1._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какая река вытекает из Байкала?
А. Селенга
Б. Ангара
В. Ольхон
Г. Баргузин
7. Сколько видов рыб встречаются только в Байкале?
А. 34
Б. 49
В. 20
Г. 40
8. О каких необычных рыбах рассказывается в тексте?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Составьте план текста
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. В тексте есть выражение «коренные» байкальцы». Как вы его понимаете?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. В тексте есть выражения, образно называющие Байкал. Выпиши их.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Впиши в предложение пропущенные слова.
Байкал может вместить в себя всю воду _______________________________________, в нем поместится вода________________________________________________________________.
13. Из какой книги мог быть взят этот текст?
А. Сказки и легенды народов мира
Б. Рассказы о природе
В. Детская энциклопедия
Г. Толковый словарь
14. Представьте себя губернатором края. Чтобы вы предприняли для сохранения Байкала?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15.Что тебе показалось самым интересным в тексте. Объясни, почему.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спецификация
проверочной работы по чтению для учащихся 6 класса
1. Цель работы – определить уровень сформированности у учащихся 6 класса навыка осознанного чтения, выяснив уровень понимания содержания научно-популярного текста
2. Структура проверочной работы
- Научно-популярный текст (для самостоятельного чтения каждым учащимся про себя)
- 15 заданий к тесту
Все задания к научно-популярному тексту можно разделить на четыре группы в зависимости от их назначения.
1 группа заданий направлена на проверку общего понимания содержания прочитанного текста, на проверку умения находить фактическую информацию, заданную в явном виде.
2 группа заданий направлена на проверку умения извлекать из текста информацию, содержащую результаты сравнения, на проверку умения систематизировать информацию, сформулировать на основе прочитанного несложные выводы.
3 группа заданий направлена на проверку понимания последовательности смысловых частей текста, типа текста, особенностей передачи мысли с помощью образных языковых средств.
4 группа заданий направлена на проверку умения интерпретировать и обобщать полученную информацию, понимать общий смысл текста.
Распределение заданий в соответствии с выделенными группами
Группа заданий | № заданий | Общее количество заданий |
1 группа | 1, 2, 4, 6 | 4 |
2 группа | 3, 5, 7, 8 | 4 |
3 группа | 9, 10, 11, 12,13 | 5 |
4 группа | 14, 15 | 2 |
В проверочной работе можно выявить задания трех уровней сложности: базовый, повышенный, высокий.
Уровень сложности | № заданий | Общее количество заданий |
базовый | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 12, 13 | 8 |
повышенный | 8, 9, 10, 11 | 4 |
высокий | 7,14,15 | 3 |
В проверочной работе используется три типа заданий: задания с выбором ответа из четырех предложенных (6 заданий из 15); задания с кратким ответом (5 заданий из 15); задания со свободным развернутым ответом. При выполнении заданий с кратким ответом учащиеся пишут либо отдельные слова, либо набор слов. При выполнении заданий со свободным развернутым ответом учащиеся пишут либо полное предложение, либо составляют небольшой собственный текст.
3.План проверочной работы
№ задания | Контролируемые умения | Уровень Сложности | Тип задания |
Чтение текста про себя | |||
№1 Определение того, о чем рассказывается в тексте | Общее понимание содержания текста | Базовый | с выбором ответа |
№2 Выбор нужной цифры из ряда предложенных | Умение найти информацию, содержащуюся в тексте | Базовый | с выбором ответа |
№3 Определение причины явления | Умение сделать на основе прочитанного несложные выводы | Базовый | с кратким ответом |
№4 Определение нужного факта из ряда предложенных | Умение найти информацию, содержащуюся в тексте | Базовый | с выбором ответа |
№5 Поиск в тексте и запись причин явления | Умение систематизировать полученную информацию | Базовый | с кратким ответом |
№6 Выписывание из текста нужной информации | Умение находить в тексте требуемую информацию | Базовый | с выбором ответа |
№7 Выбор нужного факта | Умение систематизировать полученную информацию | Высокий | с выбором ответа |
№8 Выписывание из текста нужной информации | Умение систематизировать полученную информацию | повышенный | с кратким ответом |
№9 Составление плана текста | Умение ориентироваться в структуре текста, выделять основные части и составлять план | повышенный | с развернутым ответом |
№10 Объяснение образного выражения | Умение понимать использованные в тексте языковые средства | повышенный | с развернутым ответом |
№11 Поиск и запись нужных выражений | Умение понимать использованные в тексте языковые средства | повышенный | с кратким ответом |
№12 Дописывание пропущенных слов | Умение ориентироваться в тексте, находить нужное предложение, определять, какие слова надо дописать | базовый | с кратким ответом |
№13 Определение типа книги, в которой может встретиться текст | Умение определять принадлежность текста к научно-популярным текстам | базовый | с выбором ответа |
№14 Построение собственного предположения | Умение на основе прочитанного делать предположение | высокий | с развернутым ответом |
№15 Выделение наиболее интересного факта из приведенных в тексте | Умение проанализировать содержание текста с точки зрения «интересно/неинтересно», аргументировать свою точку зрения | высокий | с развернутым ответом |
4. Инструкция по проверке и оценке проверочной работы
Задания с выбором ответа.
Если ученик приступил к выполнению задания с выбором ответа, его ответ может быть оценен 0 или 1 баллом. 1 балл ставится, если выбран только правильный ответ.
Коды правильных ответов к заданиям с выбором ответа
№ заданий | Вариант ответа |
1 | В |
2 | Г |
4 | Б |
6 | Б |
7 | А |
13 | В |
Задания с кратким или развернутым ответом
Задание 3. Как ты думаешь, почему по рекам, впадающим в Байкал, запрещен сплав древесины?
1 балл – ответ принимается.
- Это может привести к загрязнению воды в Байкале.
- Чтобы не загрязнять воду в реках, впадающих в Байкал.
0 баллов – ответ не является верным.
- Реки, впадающие в Байкал, имеют небольшую длину.
- В Байкал не будет поступать вода из этих рек, и он утратит свою силу.
Задание 5. Байкал называют «чудом природы». Почему? Укажи две основные причины.
2 балла – ответ принимается, названы две основные причины.
- Это самое глубокое озеро мира./ В Байкале содержится 20% всех земных запасов пресной воды.
- В Байкале вода самая чистая и прозрачная.
- Байкал – самое старое озеро на нашей планете.
- Байкал – единственная в своем роде природная лаборатория./ Животный и растительный мир Байкала уникален.
- Уникальный климат.
1 балл – ответ принимается, но не является полным: указана только одна причина или не указана четвертая из перечисленных причин; указано две причины, но одна из них не является верной, например:
- Это самое большое озеро в мире.
- В Байкал может вместиться вся вода Балтийского моря.
- В Байкал впадает много рек.
0 баллов – ответ не является верным.
Задание 8. О каких необычных рыбах рассказывается в тексте?
2 балла – ответ принимается, названо два вида рыб:
- Голомянка
- Бычки-подкаменщики
1 балл – ответ принимается, но не является полным: назван один вид и/или названо два вида и лишнее, например:
- Яркоокрашенные.
- Рыбы, похожие на жаб.
- Рыбы, похожие на крылья тропических бабочек.
- Тюлень, или байкальская нерпа.
0 баллов – ответ не является верным.
Задание 9. Составьте план текста.
2 балла – ответ принимается. Предложенный план является правильным, в нем представлены основные смысловые части текста, нет пропусков.
Возможные варианты плана:
- Расположение и размеры Байкала. / Географическое положение Байкала.
- Самое глубокое и чистое озеро на Земле./ Самое глубокое озеро. / Гигантское водохранилище.
- Реки и острова Байкала.
- Самое старое озеро.
- Природная лаборатория. / Разнообразие (уникальность) животного и растительного мира. / Растения и животные Байкала.
- Влияние Байкала (озера) на климат. / Климат Байкала.
1 балл – ответ принимается, но не является совершенным: план не является достаточно сбалансированным, нечетко сформулированы пункты плана.
0 баллов – ответ не принимается, т.к. в плане перепутана последовательность смысловых частей, пропущены важные части.
Задание 10. В тексте есть выражение «коренные байкальцы». Как вы его понимаете?
1 балл – ответ принимается, если указано, что «коренные байкальцы» - это рыбы, которые водятся (живут) только в Байкале.
0 баллов – ответ не является верным или не основан на понимании содержания текста, например:
- Это рыбы, которые изначально живут в Байкале. / Водятся в Байкале с давних времен. /Родились и выросли в Байкале.
- Это коренные жители Байкала. / Это люди, которые живут на Байкале.
Задание 11. В тексте есть выражения, образно называющие Байкал. Выпиши их.
2 балла – ответ принимается, выписаны два образных выражения из:
- Чудо природы
- Гигантское водохранилище.
- Единственная в своем роде природная лаборатория. / Природная лаборатория.
1 балл – ответ принимается, но не является полным: :выписано только одно образное выражение и/или два и лишнее, например:
- Широкая известность, громкая слава.
- Самое глубокое озеро.
- Самое старое озеро.
- Прозрачное и чистое озеро.
0 баллов – ответ не является верным.
Задание 12. Впиши в предложение пропущенные слова.
Байкал может вместить в себя всю воду _______________________, в нем поместится вода_____________________________________________________________.
1 балл – ответ принимается, вписаны необходимые слова, пропусков и перестановки слов нет:
/Балтийского моря/ - /всех пяти американских Великих озер/
Задание 14. Представьте себя губернатором края. Чтобы вы предприняли для сохранения Байкала?
2 балла - ответ принимается, предложено три мероприятия по сохранению Байкала как уникального памятника природы, например:
- Если бы я был губернатором края, я бы предпринял определенные меры для сохранения Байкала. Чтобы вода в озере оставалась чистой, а редкие виды животных и растений не исчезли, я запретил бы строительство на берегах Байкала промышленных предприятий, сброс вредных веществ в озеро, построил бы современные очистные сооружения, запрети бы добычу (вылов) редких видов рыб и животных, усилил бы борьбу с браконьерами (огромные штрафы), построил бы исследовательские станции, сотрудники которых следили бы за чистотой озера и занимались изучением редких растений и животных, создал бы заповедник, организовал бы рекламную компанию и т.п.
1 балл – ответ принимается, но представлен не в полном объеме.
0 баллов – ответ не принимается:
- Нанял бы охрану.
- Нанял бы человека, который бы обходил озеро и следил за чистотой.
- Запретил бы мусорить (бросать мусор в озеро и около него).
- Запретил бы ловлю рыбы и т.п.
Задание 15.Что тебе показалось самым интересным в тексте. Объясни, почему.
1 балл – ответ принимается, указано, что понравилось в тексте, объяснено почему.
0 баллов – ответ не принимается.
5. Время и способ выполнения работы
На выполнение проверочной работы отводится один сорокаминутный урок.
Каждый учащийся получает лист с научно-популярным текстом и бланк, на котором напечатаны задания к тексту. Учащиеся выполняют работу на данных бланках. При выполнении заданий с выбором ответа учащиеся обводят только одну букву около выбранного ими ответа; при выполнении заданий с кратким и развернутым ответами учащиеся записывают свои ответы в специально отведенных для этого строчках, расположенных после формулировки задания.
- Оценка выполнения проверочной работы
За верно выполненные задания № 1, 2, 3, 4, 6, 7, 10, 12, 13, 15 ученик получает один балл. За полностью выполненные задания № 5, 8, 9, 11, 14 ученик получает два балла, за частично выполненные – один балл. Максимальное число баллов – 20.
Выполнение работы в целом показывает, какой уровень подготовки достигнут учащимися. Если в результате ученик набрал менее 9 баллов – это низкий уровень выполнения работы, 9-16 средний уровень, 17 и более – высокий.
При необходимости перевода баллов в отметку можно использовать следующую схему:
1- 8 баллов – «2»
9 - 12 баллов – «3»
13 - 16 баллов – «4»
17 - 20 баллов - «5»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочные работы по чтению
Предлагаются разнообразные варианты заданий, которые позволяют определить и оценить степень усвоения учениками изученного материала....
проверочная работа. контроль чтения 6-7 классы
Контроль навыков чтения....
Проверочная работа по литературе для учащихся 7 класса.
Данную проверочную работу целесообразно проводить ближе к концу учебного года,когда основной материал уже изучен. Она позволяет проверить остаточные знания учащихся по теории литературы и проверить зн...
Проверочная работа по грамматике для учащихся 6-х классов.
Данная проверочная работа по грамматике составлена по УМК под редакцией О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой для учащихся 6-х классов. Цель работы - проверить сформированность грамматических навыков по теме ...
"Стили в изобразительном искусстве" - проверочная работа по искусству для учащихся 8 класса.
Проверочная работа по искусству для учащихся 8 класса "Стили в изобразительном искусстве" содержит ряд иллюстрированных вопросов из трёх разделов "романский стиль", "готический с...
Проверочная работа по чтению, 7 класс (первый год обучения)
Текст о французском писателе Жюле Верне взят из Википедии, составлен словарь и вопросы по тексту....
Проверочная работа по чтению (2я четверть)
9класс - Spotlight Проверочная работа по чтению (2я четверть)...