Проект Обломов
проект (10 класс) на тему

заключительный урок по теме "Обломов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon презентация1.98 МБ

Подписи к слайдам:

Тема проекта: Образ Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»
Творческое название проекта: Суд над ОбломовымРуководитель проекта: Иванова Е.В., учитель русского языка и литературыУчастники проекта: учащиеся 10А классаМБОУ «Икрянинская СОШ»2014
Основополагающий вопрос
Обломов – инертный человек, или человек с «золотым сердцем»?
Типология проекта – ролево - игровой
Категория учащихся – 10-е классыПредметная область – литература, критика, социология, театральное искусствоДлительность проекта – 1 месяц
Этапы и сроки проведения проекта
Наш проект рассчитан на 9 уроков. Для его проведения мы провели следующую работу:Внимательно прочитали и проанализировали роман И.А. Гончарова «Обломов»; 1-4 урокПознакомились с выдержками из статей Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», А.В. Дружинина «Обломов». Роман И.А. Гончарова», Д.И. Писарева «Обломов» 5 урокРаспределили роли по желанию для участия в проекте; 6 урокСтали собирать необходимый материал и готовить на его основе речь для выступления на заключительном уроке защиты проекта, уроке – суде. 7,8урокПровели суд над Обломовым. 9 урок
Роли участников проекта и темы для самостоятельных исследований:
«Судья» - ведет судебное заседание. Исследует роман, анализирует статьи о романе, знает все факты «за» и «против» Обломова.«Обвиняемый Обломов» - исследует тему «Отчего я такой?», готовит письмо в свою защиту.«Прокурор» - исследует вопрос «Обломов – инертный человек»,готовит обвинительную речь.«Адвокат» - исследует вопрос «Хорошо ли будет на земле без доброго чудака Обломова?», готовит речь в защиту Обломова.«Свидетели обвинения» - исследуют вопрос «Если бы Обломов не был лентяем, то кем бы он был?», подбирают факты для обвинения Обломова.«Свидетели защиты» - исследуют вопрос «Золотое сердце Обломова», подбирают факты для его защиты.«Молодое поколение» - исследуют вопрос «Обломов в 21 веке», проводят опрос ровесников, готовят речь, основанную на собственном мнении и мнении опрошенных.
Выводы прокурора
Обломов – инертный человек. Совершенная инертность происходит от его апатии ко всему, что делается на свете. Причина же апатии заключается отчасти в его внешнем положении, отчасти же в образе его умственного и нравственного развития. С малых лет он привыкает быть байбаком, благодаря тому, что у него и подать и сделать есть кому. Но привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других, - развила в нем апатическую неподвижность и повергла его в жалкое состояние нравственного рабства.
Выводы адвоката
Илья Ильич не обсевок в поле. Это человек породистый: он красив и чистоплотен, у него мягкие манеры и немножко тягучая речь. Он умен, но не цепким, хищным, практическим умом, а скорее тонким, мысль его склонна к расплывчатости. Хитрости в нем нет, нет и расчетливости, если он начинает хитрить, у него это выходит неловко. Лгать он не умеет или лжет наивно.В нем нет ни жадности, ни распутства, ни жестокости, с сердцем более нежным, чем страстным, он получил от ряда рабовладельческих поколений здоровую, чистую и спокойно текущую кровь – источник душевного целомудрия.
Выводы обвиняемого Обломова
Я из богатого дворянского рода. Родился в Обломовке, рос на лоне прекрасной природы, окруженный любовью и заботой. В нашем краю нет ни морей, ни гор – только равнины и то в замкнутом пространстве. В детстве мне не позволяли даже одеваться самому. Труд считался наказанием. Следили лишь затем, чтобы я хорошо поел и не перетрудился на обучении у Штольца. Я верил в Илью Муромца, лежавшего на печи и побеждавшего без труда, волшебным способом. Даже и сейчас мне порой грустно, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка.Я думаю, что во всем виновата среда, в которой я рос, и родительское воспитание. Но совсем пропащим человеком я себя не считаю.
Выводы свидетелей обвинения
Судьбинский: Я считаю, что человек не приносящий пользу государству, как Обломов, не достоин называться настоящим гражданином.Волков: Я считаю жизнь Обломова неинтересной, никому не нужной. И в этом виноват он сам.Пенкин: Обломов всегда спорил со мной о пользе писательского труда, но больше ничего не делал. Он мог бы и сам что – нибудь написать, если бы захотел, но ему это неинтересно.Н.А. Добролюбов: по внешнему своему положению – он барин; у него есть Захар и ещё триста Захаров. И вот у него уже готово понятие, что сидеть сложа руки почетнее, нежели суетиться с работою.
Выводы свидетелей защиты
Ольга Ильинская: я смогла заставить Обломова встать с дивана, я восхищалась его нежностью и голубиной кротостью, его добротой, но мне не удалось до конца исправить Илью. Я считаю это моя вина, а не его.Штольц: я знаю Илью с детства. Он всегда был медлительным, апатичным, но это не убавляет у него мягкости и доброты. Агафья Пшеницына: Я любила Обломова таким, какой он был. Не пыталась его изменить или избавить от каких-то недостатков. Да я и не видела в нем недостатков. Для меня он был идеалом.
ПриговорВыводы по основному вопросу:
Проанализировав все собранные материалы, выслушав доводы участников суда «за» и «против» мы вынесли обвинительный приговор главному герою романа И.А. Гончарова «Обломов». Но учитывая его безграничную доброту, которой порой так не хватает каждому, чистосердечное признание в своей безвольности и инертности, желание исправиться, приговор решили считать условным.
Результаты проекта
В результате работы над проектом мы провели:Суд над ОбломовымСоздали:Папку «Протокол заседания суда» с необходимыми материалами и конспектами речей всех участников проекта
Информационные ресурсы:
И.А. Гончаров. Обломов. – М.: Просвещение, 1958.А.Г.Кутузов. В мире литературы - М.: Дрофа, 2006.Н.А. Добролюбов. Что такое обломовщина? – М.: Просвещение, 1987.Д.И. Писарев. Обломов. Роман И.А. Гончарова. – М.: Детская литература, 1980.А.В. Дружинин. Обломов. – М.: Дрофа, 2006.С.М. Петров. История русской литературы 19 века. – М.: Просвещение, 1970.Н.Ю. Русова. Тайны произведения. – М.: Глобулус ЭНАС, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обломов". Тема: «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.

Данный урок позволяет продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви. Основная цель которого: .Изменить первоначальное нег...

И. А. Гончаров. Роман «Обломов». Илья Обломов и Ольга Ильинская. Любовная тема в романе.

Эпиграф к уроку:   Мелодией одной звучат печаль и радость....

Методическая разработка урока литературы в 10 классе по теме "Илья Ильич Обломов ... Кто он?" по произведению И. А. Гончарова "Обломов"

Данный урок построин в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникационной технологии.На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание ...

Урок - проект : «Два героя - два пути. (По роману И.А.Гончарова «Обломов»).

Занятие  было проведено с использованием ИКТ (использованы видеофильм, аудио, презентация учителя и презентации учащихся.), что способствовало повышению интереса к предмету. Учащиеся 10 В класса ...

Конспект урока по теме «Илья Ильич Обломов…Кто он?» (по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

Данный урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникационной технологии....

Задания для групповой работы по роману И.А.Гончарова "Обломов". Обломов и Штольц

Положительная сторона групповой работы - возможность включить в исследовательскую деятельность каждого ученика....